Историография истории советской школьной повседневности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторами представлены обзор и анализ публикаций советского и постсоветского периодов историографии советской школьной повседневности. Авторы отмечают, что в советский период в значительной части научных работ делается акцент на определяющей и руководящей роли партии в сфере школьного образования, пропаганде передового педагогического опыта обучения и воспитания, а также решении практических задач народного образования. В 1990-е гг. общеобразовательная школа и школьная повседневность становятся объектами междисциплинарных исследований для ученых, представляющих различные научные направления: историков образования, педагогов, философов, социологов, культурологов и т. д. Отмечается, что в общем объеме публикаций, посвященных повседневности школы, учителей и учеников советской эпохи, научные работы, выполненные историками, составляют незначительное количество. Повседневная жизнь советской школы и советских учителей становится самостоятельной темой для изучения отечественными историками и представителями других научных направлений только в начале 2000-х гг. Однако ученые-историки по-прежнему обращаются чаще к анализу государственной политики в сфере школьного образования, к подготовке учительских кадров, школьному историческому образованию в советский период и т. д. Отметим, что в исторической науке исследования советской детской повседневности и школьной повседневности пересекаются и взаимодополняют друг друга. Результаты нашего анализа показывают, что научных статей, монографий и диссертаций, посвященных теме школьной повседневности и повседневности учителя советской эпохи, значительно меньше, чем научных работ по детской повседневности. Данное обстоятельство, безусловно, определяет актуальность и необходимость комплексных исследований повседневности советской школы, особенно на материалах отдельных регионов страны.

Полный текст

Введение

Цель настоящего исследования – анализ научных публикаций по теме советской школьной повседневности. Для ее достижения была произведена сравнительная характеристика советского и постсоветского периодов в историографии советской школьной повседневности, рассмотрена школьная повседневность как объект изучения в исторической науке и междисциплинарных научных исследованиях, проанализированы монографические исследования отечественных и зарубежных ученых по теме советской школьной повседневности. Основные историографические методы, на которые опирались авторы в данной работе, – метод периодизации и метод перспективного анализа.

Историографию советской школьной повседневности в широком аспекте можно условно разделить на два основных периода: советский (1917–1991 гг.) и постсоветский (1991 г. – по настоящее время).

Публикации советской эпохи преимущественно освещают проблемы партийного руководства народным образованием и управления школой, положение педагогических кадров, количественные и качественные изменения школьной сети, материально-технические условия существования общеобразовательной школы и др. Общеобразовательная школа зачастую в работах советского периода рассматривается в широком контексте партийного руководства или культурного строительства. Исследования в основном показывают доминирующую роль партии и государства в сфере образования. Авторы публикаций советского периода отмечают только положительные аспекты мероприятий и реформ в сфере школьного образования. Однако следует заметить, что во многих работах представлен ценный фактический материал, обозначены конкретные практические вопросы укрепления учебно-материальной базы общеобразовательных школ, охарактеризованы трудовое воспитание и профориентация школьников и др. Основная тенденция, нашедшая отражение во многих трудах исследователей советской эпохи, – анализ решений партии, съездов, пленумов по вопросам школы.

В работах советского периода фактически отсутствует целостный анализ школьной повседневности, поскольку в них не используется один из главных источников изучения повседневности – источники личного происхождения. Труды советских ученых преимущественно опираются на нормативно-правовые документы, официальные статистические отчеты, делопроизводственную документацию различных учреждений, ведомств и партийных органов, архивные источники и материалы периодической печати.

Постсоветский период в изучении общеобразовательной школы связан с позитивным влиянием на отечественную науку происходивших в стране демократических преобразований. Исследователи в 1990-е – 2000-е гг. начинают отказываться от навязывавшихся долгое время со стороны партийного руководства стереотипов и догм, в научных работах появляются критический анализ и объективные выводы. В научных трудах рассматриваются экономические, философские, социологические аспекты развития общеобразовательной школы.

Авторы анализируют школу в ракурсе влияния рыночных отношений на развитие образовательных учреждений, развития негосударственного сектора образования, нормативно-правовой базы школьного образования, регионализации и муниципализации образования, взаимодействия государственных и общественных структур в управлении образованием и т. д.

Значительная часть исследований посвящена в основном современным проблемам образования. История развития и становления системы школьного образования освещается гораздо реже.

Постсоветский период привнес новые подходы в исследование общеобразовательной школы. Для научных работ стали характерными специализация исследований и разработка отдельных аспектов и проблем развития общеобразовательной школы. Определенный недостаток работ этого периода – акцент на негативных оценках опыта советской школы.

1990-е гг. – это время становления нового научного направления в отечественной исторической науке – истории повседневности, которая ориентируется на применение микроисторического подхода для изучения влияния культурно-исторических, социально-экономических и политических процессов, происходивших в государстве в определенный исторический период, на социально- демографические группы, отдельных людей, социальные институты и т. д.

Исследователь Н.Л. Пушкарева в ряде своих научных работ определяет основные подходы к изучению истории повседневности. Она считает, что предметом такого изучения являются и быт, и события, точнее – событийная область публичной повседневной жизни, мелкие частные факты и случайности, пути приспособления людей к событиям внешнего мира, обстоятельства частной, личной домашней жизни [Пушкарева 2008]. Оренбургский историк С.В. Любичанковский обозначает проблему определения субъекта повседневности в историческом исследовании [Любичанковский 2012], а в совместной публикации с Н.Л. Пушкаревой [Пушкарева, Любичанковский 2019] определяет категорию повседневности.

Советский период в историографии школьной повседневности

Школьная повседневность не выступала в качестве основного объекта изучения для советских исследователей, обращавшихся к проблемам общеобразовательной школы и истории образования. Исследования народного образования в советский период в исторической науке занимали незначительное место в общем объеме научных публикаций. Это было обусловлено парадигмой развития советской исторической науки. Необходимо отметить, что авторы многих работ, обращающихся к проблемам школьного образования, не являлись историками, а занимались практической работой в органах народного образования, были партийными функционерами, а также представляли другие научные направления – социологию, философию, педагогику. Это во многом определило тот факт, что с течением времени общеобразовательная школа стала объектом междисциплинарных исследований, а вопросы, поднимавшиеся в научных публикациях, даже в советский период отличаются значительным разнообразием.

Главной особенностью большинства публикаций советского периода выступает обязательное обращение к показу ключевой роли партийного руководства в развитии народного образования. Мы полагаем, что в действующей командно-административной системе коммунистическая партия, безусловно, выполняла значительную роль в процессе эволюции школьного образования, но при этом серьезно влияла на советскую школу в плане стандартизации и унификации, что отрицательно сказалось на ее дальнейшем развитии [Данилин 1980; Гирева 1981; Мясников, Хроменков 1981; Руснак 1981; Кондрашенков 1986].

Основной задачей для многих работ стала пропаганда передового педагогического опыта обучения и воспитания, а также решение практических задач народного образования.

В советский период публикуется значительное количество монографий и сборников, посвященных реформе общеобразовательной и профессиональной школы, начавшейся в 1984 г. Первоначально в публикациях давалась исключительно высокая оценка реформы. Поскольку руководство ее реализацией было за коммунистической партией, а ее действия не могли подвергаться критике, то противоречия и трудности, встававшие на пути реформирования школы, прежде всего объяснялись неподготовленностью педагогических коллективов к решению поставленных перед ними задач [Жукова, 1986; Подобед, Кричевский 1986].

Солидные работы исследователей В.Ф. Кривошеева, В.П. Леднева, П.В. Худоминского, обобщающие исторический опыт подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации в советское время, появляются в середине 1980-х гг. [Леднев 1985; Кривошеев 1986; Худоминский 1986].

В основной массе научных исследований и работ советского периода не всегда представлен объективный анализ государственной политики в отношении школы. В них доказывается тезис о возрастании роли партии во всех сферах жизни советского общества, в том числе и в образовании.

В конце 1980-х гг. ряд исследователей, например М.Н. Руткевич и Н.А. Хроменков, более критично начинают рассматривать политику правящей партии по отношению к общеобразовательной к школе, а положение школы в 1980-е гг. – как кризисное [Руткевич, Рубина 1988; Хроменков 1989].

Л.Н. Денисова обратилась в своей работе к проблемам реализации всеобщего среднего образования в сельских населенных пунктах. Автор останавливается на анализе состояния материальной базы общеобразовательной школы и педагогических кадров, но, находясь по-прежнему под влиянием идеологических стереотипов советской эпохи, значительную роль в развитии общеобразовательной школы оставляет за коммунистической партией [Денисова 1988].

Диссертационные исследования Л.Э. Мезит, Е.В. Савельевой и др., выполненные в советский период, поднимали вопросы партийно-государственного руководства школьным образованием. Элементы критики в данных работах, как правило, носили единичный характер и не ставили под сомнение теоретические основы и практику школьного реформирования (Мезит 1989; Савельева 1990; Богомолов 1990). Ж.М. Лозинская в своей работе обосновывала объективную необходимость качественных преобразований в сфере образования, но ничего не говорила о недостатках реформы 1984 г. и не подвергала критическому анализу состояние народного образования в исследуемый период (Лозинская 1987).

В целом историография истории советской школы существовала в русле трех основных направлений. К первому относятся исследования, показывающие роль партийного руководства школьным образованием и идеологические задачи, стоящие перед советской школой. Второе направление ориентировалось на изучение народного образования как важного элемента советской культуры, а также обращение к проблемам взаимодействия школы с другими государственными и социальными институтами. Третье направление – работы, выполненные в русле истории педагогики, в которых рассматривались эволюция различных педагогических теорий, развитие образовательных практик в России и за рубежом и др.

Следует отметить, что при этом во многих научных публикациях, несмотря на их идеологизированность, представлен фактический материал, в котором отражены вопросы материально-технического обеспечения и финансирования школы, профориентации и трудового воспитания учащихся, роли профсоюзных, комсомольских организаций, трудовых коллективов в поддержке советской школы и школьников. В изучении советской школьной повседневности необходимо обращение к данному типу работ, поскольку они предоставляют нам богатый статистический материал, основанный на отчетных и делопроизводственных документах того времени, показывают роль и положение общеобразовательной школы в обществе. Однако в этих работах практически не показана повседневная жизнь школы, мы не узнаем из них, чем жили и что чувствовали учителя и ученики, жившие в разные годы существования советского государства, поскольку исследователи недостаточно использовали источники личного происхождения. В рамках истории повседневности источники личного происхождения дают нам возможность увидеть эмоциональную оценку происходивших событий, проанализировать аспекты повседневности, не учтенные официальными документами.

Общеобразовательная школа становится объектом междисциплинарных исследований, поэтому к ней в своих работах обращались ученые различных направлений исторической, педагогической, экономической, юридической науки и т. д. В основном в данных публикациях авторы анализировали состояние современного для них образования, а вопросы, касающиеся истории школьного образования, освещались гораздо реже.

Постсоветский период в историографии школьной повседневности

Работы постсоветского периода перестают носить глобальный характер, для них становится более характерной регионализация исследований.

Можно выделить ряд трудов комплексного характера по истории школьного образования ряда областей Южного Урала, где на фактическом материале представлено развитие общеобразовательной школы, в том числе и в советский период [Михащенко 1995 a; Михащенко 1995 б; Федченко 2014; Конев 2017].

В изучении проблем школьного образования на региональном уровне важное место занимает исследование Г.В. Кораблевой, в котором автор впервые на богатом архивном материале анализирует различные аспекты функционирования школ Уральского региона (обеспеченность педагогическими кадрами, содержание образования, управление образованием и др.) [Кораблева 2001].

В 2000-е гг. были защищены диссертации по проблемам развития общеобразовательной школы на региональных материалах О.А. Дорошевой, И.А. Шебетя, Д.А. Астафьевым, Л.А. Кривцовой, и др. (Дорошева 2003; Шебетя 2003; Астафьев 2007; Кривцова 2009).

Постсоветский период определил новые ориентиры для исторических исследований в области школьного образования. В них наблюдается стремление к объективности анализа и критической оценке советской эпохи народного образования, однако многие работы отличаются излишне негативными оценками исторического опыта развития отечественной школы. Научные монографии и статьи по проблемам школьного образования становятся более специализированными и касаются отдельных аспектов школьного образования. Еще одна особенность – значительная часть исследований выполнена в рамках истории педагогики, философии образования, социологии образования, культурологии, экономики образования и др. научных направлений, а не в рамках исторической науки.

Изучение советской школьной повседневности становится одной из важных тем историографии постсоветского периода. Благодаря возникновению нового научного направления в исторической науке появляется возможность рассмотреть и подвергнуть анализу советскую общеобразовательную школу в аспекте ее повседневного существования. Обучение в советской школе – это огромный пласт советской повседневности. Школа в советском государстве выступала не только в роли образовательного института, но также играла важную политическую роль, становясь провод- ником официальной коммунистической идеологии. Воспитывать советского гражданина нужно было с детства. Историки, изучавшие советское общество, не могли игнорировать данный факт, поэтому исследования, посвященные советскому детству и советской школе, все сильнее звучали в актуальной исторической повестке. Еще один немаловажный аспект, который обуславливает интерес исследователей к советской повседневности, в том числе и школьной, – это неугасающая ностальгия многих наших сограждан по «светлому» советскому прошлому.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. отечественные исследователи Е.Ю. Зубкова, Н.Н. Козлова, Н.Б. Лебина, И.Б. Орлов начинают публиковать первые работы, посвященные различным аспектам советской повседневности, тем самым знаменуя появление нового научного направления в исторической науке [Зубкова 1999; Козлова 2005; Лебина 2006; Орлов 2010]. Именно в начале 2000-х гг. школьная повседневность становится объектом изучения для ученых различных научных направлений. Анализируя публикации, посвященные повседневной жизни советской школы в разные годы, мы наблюдаем интерес к данной проблематике не только у историков, но и у историков образования, культурологов, социологов, философов. Во многих исследованиях пересекаются и взаимодополняют друг друга темы детской повседневности и школьной повседневности [Сальникова 2007; Конструируя детское… 2011; Смирнова 2015; Хисамутдинова 2021] (Ромашова 2006; Коренюк 2017; Ашенова 2018; Перова 2021).

В Санкт-Петербурге по инициативе исследователей С.Г. Маслинской, К.А. Маслинского, А.А. Сень- кина был организован проект по советской школьной повседневности «Антропология советской школы» [Антропология… 2010]. Авторы рассмотрели школьную повседневность в ракурсе ранее не исследованных элементов: школьные конфликты, приказы директора, школьная открытка, тексты о школе, игры на переменках и т. д. Впоследствии объектом диссертационного исследования К.А. Маслинского выступила дисциплина в школьной повседневности 1950-х – 1980-х гг. (Маслинский 2017).

По мнению историка М.В. Ромашовой [Ромашова 2015], с начала 2000-х гг. можно говорить о появлении отдельных научных школ исследователей детства в Краснодаре, Перми, Петрозаводске и других городах. Выделенные ею параметры применимы и для характеристики исследований советской школьной повседневности, поскольку основные представители региональных научных школ в своих публикациях обращаются и к этой теме, что прослеживается в работах краснодарских ученых А.Ю. Рожкова, А.С. Ляшок, пермских историков А.В. Чащухина, И.В. Ребровой и др. [Рожков 2011; Рожков 2016; Рожков 2017 а; Рожков 2017 б; Рожков, 2017 в; Ляшок 2011; Ляшок 2013; Чащухин 2011; Чащухин 2012; Чащухин, Реброва 2013].

В целом исторические исследования советской школьной повседневности в общем объеме научных публикаций занимают незначительное место, что говорит нам о необходимости и актуальности разработки данной темы, особенно на региональном уровне.

Отметим монографию Е.М. Балашова «Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: Становление «нового человека» [Балашов 2003], в которой автор показывает процесс формирования «нового человека» советского типа, анализируя этот процесс с позиции влияния различных факторов – школьного образования и воспитания, семьи, бытовых условий, социально-экономической ситуации и общественно-политической обстановки в стране. Исследователь, изучая данную проблему, использует широкий комплекс различных источников.

А.Ю. Рожков, опираясь на значительный массив архивных источников, материалов личной переписки, периодических изданий, зарубежной и эмигрантской литературы, анализирует три основные молодежные группы Советской России 1920-х гг., в том числе и школьников, поэтому его труд вносит существенный вклад в историю повседневности советской школы [Рожков 2016]. Автор в своей работе опирается на применение антропоцентрического подхода и методов социологии, отражая междисциплинарность данного исследования. Значительное место в его работе занимает изучение положения советских школьников и учителей. Он приходит к выводу, что заявленные советским правительством планы по реформированию школы на практике в полной мере не реализовались, в основном по причине недостаточности финансовых средств, и это сказалось в итоге на сложном положении учеников и педагогических работников. А.Ю. Рожков старается объемно представить в работе повседневные практики советского школьника 1920-х гг., и это ему удается, поскольку для решения данной задачи он привлекает большое количество источников, особенно источников личного происхождения.

Советская школьная повседневность в качестве объекта изучения привлекает не только отечественных ученых, но и зарубежных исследователей. Американские и британские историки внимательно изучают пространство советской школы в период становления Советской России; особый интерес для них представляют сталинская эпоха и ее отражение в советском образовании. Эта тема широко представлена в англоязычных работах, в них поднимаются вопросы о роли и положении учителей в сталинских школах, раздельном обучении, анализируется развитие отдельных школ и т. д. [Ewing 2002; Ewing 2009; Ewing 2010; Ewing 2016; Fitzpatrick 2002; Holmes 1999; Holmes 2008; Holmes 2020; Kelly 2007; Kirschenbaum 2001].

Научные работы британского филолога и историка Катрионы Келли внесли значительный вклад в изучение повседневной жизни школьников в советский период. К. Келли подвергает анализу повседневные школьные ритуалы и практики, используя устные и письменные источники личного происхождения, а в качестве основных методов – интервьюирование и метод анкетного опроса. Она старается показать через эти практики и субъективные оценки выпускников советской школы, как функционировало «это одновременно и специфическое, и типично советское учреждение» [Келли 2004, с. 114]. Следует отметить и тот факт, что статья К. Келли вызвала бурную полемику и дискуссию в отечественных научных кругах [Обсуждение статьи… 2006].

Американский историк Е.Т. Юинг в работе «Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг.» [Юинг 2011] исследует повседневную жизнь советских учителей, чье профессиональное становление и развитие пришлись на сложную для страны сталинскую эпоху. Автор ограничивает свое исследование 1930-ми гг., тем самым не проводит сравнение положения учителей на начальном этапе формирования сталинского режима и в последующие годы. Американский исследователь показывает сложное положение учителей в социальной, политической и идеологической структуре советского общества в исследуемый период. С одной стороны, партийно-государственное руководство напрямую было заинтересовано в их поддержке, поскольку в 1930-е гг. окончательно оформлялся новый тип советской школы и учителя должны были заниматься не только обучением детей, но и воспитанием советского гражданина, а с другой – педагоги по традиции для многих партийных и местных функционеров являлись представителями враждебной для них прослойки – интеллигенции, поэтому к ним относились чаще всего негативно, в лучшем случае индифферентно. Е.Т. Юинг делает акцент на материально-бытовом положении и уровне профессиональной подготовки учительства. Как справедливо подчеркивает Юинг, «с исторической точки зрения судьбы учительства 1930-х гг. помогают лучше понять долговременное воздействие школы времени сталинизма на развитие советского общества» [Юинг 2011, с. 268].

Выделим ряд публикаций прибалтийских историков, посвященных различным аспектам изучения советский школы: анализу воспоминаний эстонцев, родившихся в 1970-е гг., о советском детстве в контексте советской школы [Raili, Jõesalu 2016]; подготовке советских учителей в Латвии и Эстонии и превращении их в «советских людей» [Rahi-Tamm, Salēniece 2016]; формированию образа идеального учителя в Советской Латвии и характеристике реального образа среднего советского учителя [Kestere, Kalke 2018]. Отличительные черты многих работ исследователей из прибалтийских стран – это обращение к анализу идеологической роли школы в советских республиках, процессов воспитания «нового советского человека», негативная оценка повседневности советской школы как подавляющей личность и использующей механизмы принуждения.

Представители украинской исторической науки активно занимаются изучением повседневной жизни советской школы и учителей на Украине в разные годы существования советской власти. Львовский историк О. Годованская на основе архивных источников показывает особенности повседневности украинских советских учителей [Годованьска 2019]; в совместной статье с исследователем И. Стасюком подвергает анализу свободное время советских сельских учителей [Стасюк, Годованьска 2019]; поднимает тему обеспечения жильем сельских учителей в советские годы, подробно характеризуя жилые дома для учителей, в итоге делает вывод о том, что создание школьных комплексов существенно видоизменило ландшафт западноукраинского села [Годованьска, Годованьский 2020, с. 33]. В коллективной монографии «Українське радянське суспільство 30-х рр. XX ст.: нариси повсякденного життя» киевский исследователь Г. Ефименко в разделе «Повседневная жизнь учительства» анализирует место учительства на советской Украине, останавливается на элементах материального обеспечения педагогов, поднимает тему девиации и нормы в повседневной жизни учителей 1920–1930-х гг. [Єфіменко 2010; Єфіменко 2012].

Объектом исследования Г.М. Ивановой становится советская школа 1950–1960-х гг. в аспекте разнообразных аспектов ее существования: государственной политики в области образования, «антикультовых» кампаний в школьном образовании, реализации «всеобуча», школьной реформы 1958 г. и др. [Иванова 2018]. Автор выделяет в своем исследовании проблему «ученик и учитель в школе и дома». Безусловное достоинство данного научного труда – применение Ивановой для изучения советской школы широкого комплекса опубликованных и неопубликованных источников из центральных архивов Российской Федерации. Это позволило автору показать широкую картину функционирования и развития советской школы в исследуемый период. Однако автор, изучая советскую школу 1950–1960-х гг., в большей степени ориентируется на статистические и отчетные документы советских партийно-государственных органов, а вот материалы периодической печати и источники личного происхождения незначительно представлены в данной работе.

В целом монография вызвала серьезный отклик в научном сообществе, что нашло отражение в рецензиях на нее [Майофис 2019; Смирнова 2020; Красовицкая 2020; Тихонов, Уваров 2020].

Рецензенты однозначно считают, что работа Г.М. Ивановой является значительным вкладом в изучение советской общеобразовательной школы 1950–1960-х гг., однако многие подчеркивают и определенные ее недостатки. Например, В.В. Тихонов пишет: «Множество же неформальных сторон жизни (что, собственно, и составляет «нерв» социальной истории как научного направления) школьного социума, увы, оказывается вне поля зрения контролирующих органов, (в том числе и потому, что их просто это не интересовало). Исследование этой проблематики потребует поиска других типов и видов источников» [Тихонов 2020, с. 172]. М.Л. Майофис также подчеркивает это обстоятельство: «Все эти аспекты, не поставленные в фокус исследования, требуют и принципиально иной источниковой базы: прежде всего рассмотрения центральной и региональной прессы, специальной педагогической периодики, а также книг по вопросам образования, воспитания, детской психологии. Да и архивный поиск должен будет вестись и в других собраниях: в фондах Академии педагогических наук, Российской академии образования, а также в сохранившихся в архивах отдельных школ, с которыми успешно работает в последние годы К.А. Маслинский» [Майофис 2019, с. 365–370].

В постсоветский период мы наблюдаем рост числа публикаций, в том числе и на региональном уровне, посвященных различным проблемам повседневности учителей советских школ [Зверев 2010; Белова 2011; Зверев 2013; Шамсутдинов 2013; Коршунова, Мищенко 2019; Протасова 2018; Протасова 2019; Явнова 2019; Макарова 2020; Бахтина 2021].

Н.А. Белова в монографии «Повседневная жизнь учителей» [Белова 2015] характеризует повседневную жизнь учителя советской эпохи на примере Костромского края. На основе микроисторического подхода она анализирует общие процессы, происходившие в сфере образования в исследуемый исторический период.

Отметим безусловное расширение элементов школьной повседневности (практики письма; образ учителя в массовом искусстве; символы советской школы; анекдоты о школе), становящихся объектами научного изучения, как в исторических работах, так и в междисциплинарных научных исследованиях [Безрогов 2012; Сидорова 2012; Теплова 2017; Шевцова 2017; Карасев, Магсумов 2018; Теплова 2018; Кудряшев 2018; Кудряшев 2020; Куприянов, Кудряшев 2021].

Заключение

Историография советского периода не выделяла школьную повседневность в качестве самостоятельного объекта исследования. Повседневность фактически «растворялась» в важных для того времени вопросах партийно-государственной политики в сфере народного образования, подготовки учительских кадров, состояния учебно-материальной базы общеобразовательной школы и т. д. Научные работы советского периода представляют определенный интерес для исследователей советской школьной повседневности, поскольку в них содержатся обширный статистический материал, отчеты органов народного образования, делопроизводственная документация. Они позволяют сформировать общее представление о месте и роли школы в советской системе, о политических и социально-экономических условиях, в которых она существовала. Однако в данных работах фактически отсутствует обращение к источникам личного происхождения, эго-документам, которые являются первостепенными для изучения повседневности.

С конца 1990-х – начала 2000-х гг. советская школьная повседневность начинает активно привлекать исследователей, значительно вырастает количество научных работ, посвященных данной проблематике. Повседневная жизнь школ и учителей советского времени рассматривается через призму разных отраслей гуманитарного знания (истории, педагогики, политологии, культурологии, философии, социологии, антропологии и др.). Данная особенность определяется в первую очередь тем, что школьная повседневность представляет совокупность многих элементов, ее составляющих, каждый из которых, как и показал наш анализ историографии, может быть объектом для изучения. Для формирования объемной картины советской школьной повседневности исследователям необходимо привлекать методологию и источниковую базу смежных научных дисциплин, использовать междисциплинарные связи.

Еще одна особенность историографии истории школьной повседневности – незначительное количество обобщающих, комплексных работ по советскому периоду, а также научных публикаций, написанных на основе региональных материалов. Современная историография школьной повседневности еще не представляет собой единого исследовательского поля. В исследованиях школьной повседневности есть вопросы, которые достаточно часто звучат в актуальной повестке, например: детская школьная повседневность, школьная повседневность в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., учительская повседневность, воспоминания учителей и воспоминания об учителях. Но остается еще ряд вопросов, которые требуют изучения в рамках советской школьной повседневности: особенности школьной повседневности в центре и регионах страны, союзных республиках; повседневность городской и сельской школы; повседневность администрации и учебно-вспомогательного персонала школы; проблемы межличностного взаимодействия в образовательном учреждении и т. д. Исследовать данные проблемы еще предстоит отечественным и зарубежным специалистам по истории повседневности.

Материалы исследования

Астафьев 2007 – Астафьев Д.А. Общеобразовательная школа Южного Урала в 1980–1990-е гг.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Астафьев Дмитрий Александрович. Оренбург, 2007. 234 с.

Ашенова 2018 – Ашенова К.К. Советское детство: повседневная жизнь детей Омска (1961–1980 гг.): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Ашенова Кымбат Кайсаровна. Тюмень, 2018. 263 с.

Богомолов 1990 – Богомолов И.А. Народное образование в условиях перестройки. Политика КПСС, ее опыт и реализация (на материалах Марийского, Мордовского и Чувашского республиканских партийных комитетов): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.01 / Богомолов Иван Алексеевич. Москва, 1990. 18 с.

Дорошева 2003 – Дорошева О.А. Школьное образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Дорошева Ольга Александровна. Оренбург, 2003. 222 с.

Коренюк 2017 – Коренюк В.М. Повседневная жизнь детей военного и послевоенного времени: (по материалам Молотовской области): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Коренюк Валентина Михайловна. Омск, 2017. 293 с.

Кривцова 2009 – Кривцова Л.А. Подготовка учительских кадров в условиях социально-экономических преобразований второй половины XX – начала XXI в. (на материалах Южного Урала): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Кривцова Людмила Алексеевна. Астрахань, 2009. 245 с.

Лозинская 1987 – Лозинская Ж.М. Партийное руководство народным образованием в условиях в условиях осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: (на материалах ряда областных партийных организаций Нечерноземной зоны РСФСР): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Лозинская Жанна Михайловна. Москва, 1987. 25 с.

Маслинский 2017 – Маслинский К.А. Дисциплина в школьной повседневности 1950-х – 1980-х гг.: опыт социально-антропологического исследования (на материале российского малого города и села): дис. … канд. ист. наук: 07.00.07 / Маслинский Кирилл Александрович. Санкт-Петербург, 2017. 236 с.

Мезит 1989 – Мезит Л.Э. Партийное руководство развитием и укреплением общеобразовательной школы в десятой-одиннадцатой пятилетках (на материалах партийных организаций Красноярского края): ): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.01 / Мезит Людмила Эдгаровна. Москва, 1989. 24 с.

Перова 2021 – Перова М.А. Детская повседневность Советской России 1920-х гг. (на материалах Курганского и Шадринского округов): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Перова Марина Андреевна. Курган, 2021. 260 с.

Ромашова 2006 – Ромашова М.В. Советское детство в 1945 – середине 1950-х гг.: государственные проекты и провинциальные практики: (по материалам Молотовской области): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Ромашова Мария Владимировна. Пермь, 2006. 211 с.

Савельева 1990 – Савельева Е.В. Народное образование Нижнего Поволжья в X–XI пятилетках: (на материалах партийных, советских и общественных организаций Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Савельева Елена Викторовна. Москва, 1990. 17 с.

Шебетя 2003 – Шебетя И.А. Система школьного образования на Южном Урале в сер. 50 – 60-х гг. XX в.: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Шебетя Ирина Анатольевна. Челябинск, 2003. 26 с.

×

Об авторах

Дмитрий Александрович Астафьев

Оренбургский филиал Академии труда и социальных отношений

Email: astafev25@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8374-0498

кандидат исторических наук, доцент кафедры профсоюзного движения, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Россия, Оренбург

Елена Викторовна Годовова

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: godovova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5798-3413

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Ewing 2002 – Ewing E.T. The Teachers of Stalinism: Policy, Practice, and Power in Soviet Schools of the 1930s. By E. Thomas Ewing. History of Schools and Schooling, vol. 18. New York: Peter Lang Publishing, 2002. 333 p.
  2. Ewing 2009 – Ewing E.T. «If the Teacher were a Man»: Masculinity and Power in Stalinist Schools // Gender & History, 2009, no. 21 (1), pp. 107–129. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1468-0424.2009.01537.x.
  3. Ewing 2010 – Ewing E.T. Separate Schools: Gender, Policy, and Practice in Postwar Soviet Education. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2010. 301 pp. DOI: http://doi.org/10.1515/9781501757563.
  4. Ewing 2016 – Ewing E.T. Maternity and Modernity: Soviet women teachers and the contradictions of Stalinism // Women's History Review, 2016, vol. 19, issue 3, pp. 451–477. DOI: http://doi.org/10.1080/09612025.2010.489355
  5. Fitzpatrick 2002 – Fitzpatrick S. Education and social mobility in the Soviet Union 1921–1934. Vol. 346. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 355 p. DOI: http://doi.org/10.1017/CBO9780511523595.
  6. Holmes 1999 – Holmes L.E. Stalin's school: Moscow's model school № 25, 1931–1937. Pittsburgh: University of Pittsburgh рress, 1999. 228 p.
  7. Holmes 2008 – Holmes L.E.Kirov’s School no. 9: Power, Privilege, and Excellence in the Provinces, 1933–1945. Kirov; Loban, 2008. Р. 101–103. DOI: http://doi.org/10.4000/histoire-education.2350.
  8. Holmes 2020 – Holmes L.E. A Host of Contradictions: State Compulsion and the Educational Experience of Soviet Russia’s Youth, 1931–1945 // European Education, 2020, vol. 52, no. 3, pp. 242–256. DOI: http://doi.org/10.1080/10564934.2020.1759100.
  9. Kelly 2007 – Kelly С. Children’s World. Growing up in Russia, 1890–1991. New Haven-Londres: Yale University Press, 2007. 714 p. URL: https://www.gla.ac.uk/0t4/crcees/files/summerschool/readings/Kelly_2007_ChildrensWorldGrowingUpInRussia 1890–1991.pdf.
  10. Kestere, Kalke 2018 – Kestere I., Kalke B. Controlling the Image of the Teacher's Body under Authoritarianism: The Case of Soviet Latvia (1953–1984) // Paedagogica Historica: International Journal of the History of Education, 2018, vol. 54, no. 1–2, pp. 184–203. DOI: http://doi.org/10.1080/00309230.2017.1358289.
  11. Kirschenbaum 2001 – Kirschenbaum L.A. Small comrades: Revolutionizing childhood in Soviet Russia, 1917–1932. New York: RoutledgeFalmer, 2001. 242 p. DOI: http://doi.org/10.4324/9781315054704.
  12. Rahi-Tamm, Salēniece, 2016 – Rahi-Tamm A., Salēniece I. Re-educating teachers: ways and consequences of Sovietization in Estonia and Latvia (1940–1960) from the biographical perspective // Journal of Baltic Studies, 2016, no. 4, pp. 451−472. DOI: http://doi.org/10.1080/01629778.2016.1263035.
  13. Raili Jõesalu 2016 – Raili N., Jõesalu K.Narrating Surroundings and Suppression: The Role of School in Soviet Childhood Memories // European Education, 2016, vol. 48, no. 3, pp. 203–219. DOI: http://doi.org/10.1080/10564934.2016.1208051.
  14. Єфіменко 2010 – Єфіменко Г. Девіація та норма в житті вчителя напередодні «великого перелому» (на прикладі зі звільненням з роботи) // Краєзнавство. № 3. С. 81–86. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/32058/12-Efymenko.pdf?sequence=1.
  15. Єфіменко 2012 – Єфіменко Г. Повсякденне життя вчительства. Українське радянське суспільство 30-х рр. XX ст.: нариси повсякденного життя: колективна монографія / відп. ред. С. В. Кульчицький. Київ: Інститут історії України НАН України, 2012. 786 с. URL: http://dspace.luguniv.edu.ua/xmlui/bitstream/handle/123456789/4063/jittia_2012_2.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
  16. Годованьска 2019 – Годованьска О. «Документальна оповидь» про повсякдення радяньских вчителiв // Народознавчі зошити. 2019. № 2 (146). С. 472–480. DOI: http://doi.org/10.15407/nz2019.02.472.
  17. Годованьска, Годованьский 2020 – Годованська О., Годованьский О. Будівництво помешкань для сільських вчителів (на основі архівних документів) // Historical and cultural studies. 2020. Vol. 7, №. 1. C. 29–33. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/hcs_2020_7_1_8.
  18. Антропология… 2010 – Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики: сборник статей. Пермь: Пермский государственный университет, 2010. 300 с. URL: https://www.rsuh.ru/binary/743103_80.1294010143.98506.pdf.
  19. Балашов 2003 – Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: Становление «нового человека». Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. 236 с.
  20. Бахтина 2021 – Бахтина И.Л. Общественная работа как характерная черта повседневности сельского учителя в 1920-е годы (на материалах Урала) // Историческая наука и историческое образование в условиях глобальных трансформаций: материалы XXV Всероссийских с международным участием историко-педагогических чтений (Екатеринбург, 23–26 марта 2021 года). Екатеринбург: [б.и.], 2021. С. 159–165. DOI: http://doi.org/10.12345/978-5-7186-1774-0_2021_25_25.
  21. Безрогов 2012 – Безрогов В.Г. Практики письма в начальной школе первых советских поколений // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 11 (91). С. 54–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18037730.
  22. Белова 2011 – Белова Н.А. Воспоминания как источник изучения повседневности советских учителей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 1. С. 61–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17071999.
  23. Белова 2015 – Белова Н.А. Повседневная жизнь учителей. Москва: ИЭА РАН, 2015. 228 с. URL: http://static.iea.ras.ru/books/Belova_Everyday_Life_of_teachers.pdf.
  24. Гирева 1981 – Гирева Л.М. Партийный комитет и учитель. Москва: Политиздат, 1981. 128 с.
  25. Данилин 1980 – Данилин П.Д. Партийная забота о школе. Тула: Приокское книжное издательство, 1980. 89 с.
  26. Денисова 1988 – Денисова Л.Н. Всеобщее среднее образование и прогресс села. Москва: Наука, 1988. 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30073848.
  27. Жукова 1986 – Жукова Ю.К. Реформа школы – в действии. Москва: Московский рабочий, 1986. 108 с.
  28. Зверев 2010 – Зверев В.А. Святое ремесло: подвижничество сельской школы в мемуарах новосибирских учителей // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 4. С. 181–192. URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/2943/1/svyatoe-remeslo-podvizhnichestvo.pdf.
  29. Зверев 2013 – Зверев В.А. Не труд, а отреченье. Педагогический быт 1960–1970-х годов в мемуарах сибирских учителей // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 37–43.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18852390; https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/1150/1/ne-trud-a-otrechene-pedagogiches.pdf.
  30. Зубкова 1999 – Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность (1945–1953 гг.). Москва: РОССПЭН, 1999. 229 с. URL: https://docplayer.com/58983131-Elena-zubkova-poslevoennoe-sovetskoe-obshchestvo-politika-i-povsednevnost.html.
  31. Иванова 2018 – Иванова Г.М. Советская школа в 1950–1960-е годы. Москва: Фонд «Московское время», 2018. 432 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37150905.
  32. Карасев, Магсумов 2018 – Карасев Д.А., Магсумов Т.А. Административный и хозяйственный персонал школы в Советском кинематографе // Камский торговый путь: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Набережные Челны, 23 ноября 2018 года). Набережные Челны, Татарстан, Россия: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. С. 3–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42840536.
  33. Келли 2004 – Келли К. «Школьный вальс»: повседневная жизнь школы в послесталинское время // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 104–155. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/2012/04/19/1271939478/01_02_kelly.pdf.
  34. Козлова 2005 – Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. Москва: Европа, 2005. 526 с. URL: https://vk.com/wall-68638203_1886.
  35. Кондрашенков 1986 – Кондрашенков А.А. Руководство КПСС развитием общеобразовательной школы на современном этапе. Москва: Знание, 1986. 61 с.
  36. Конев 2017 – Конев Л.М. История российской общеобразовательной школы в императорской, советской, президентской России. Региональный аспект: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017. 368 с. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/2084?show=full.
  37. Конструируя детское… 2011 – Конструируя детское: филология, история, антропология / Российский государственный гуманитарный университет, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Illinois Wesleyan University, Российская академия образования, Институт теории и истории педагогики; под ред. М.Р. Балиной, В.Г. Безрогова, С.Г. Маслинской, К.А. Маслинского, М.В. Тендряковой, С. Шеридана. Москва: Азимут, 2011. 550 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20047562; https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/4zk1vy2wo3/direct/142303101.
  38. Кораблева 2001 – Кораблева Г.В. Опыт и уроки школьной политики в Российской Федерации в 1970–80-е гг. Москва: Издательство Московского педагогического государственного университета, 2001. 312 с.
  39. Коршунова, Мищенко 2019 – Коршунова Н.В., Мищенко А.Н. Забастовки начала 1990-х гг. Как аномалия повседневности постсоветского школьного учителя (на примере Челябинской области) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2019. Т. 19, № 1. С. 22–26. DOI: http://doi.org/10.14529/ssh190104.
  40. Красовицкая 2020 – Красовицкая Т.Ю. Книга о лучшем периоде деятельности школы // Российская история. 2020. № 6. С. 156–160. DOI: http://doi.org/10.31857/S086956870012942-7.
  41. Кривошеев 1986 – Кривошеев В.Ф. Деятельность КПСС по развитию высшей школы в условиях совершенствования социализма. Москва: Педагогика, 1986. 205 с.
  42. Кудряшев 2020 – Кудряшев А.В. Жевательная резинка в контексте повседневности советских школьников (по материалам периодических изданий 1960–1970-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 56. С. 57–73. DOI: http://doi.org/10.15382/sturIV202056.57-73.
  43. Кудряшев 2018 – Кудряшев А.В. Материалы газеты «Пионерская правда» второй половины ХХ века в реконструкции повседневности советских школьников // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 4 (26). С. 37–46. DOI: http://doi.org/10.33065/2307-1052-2018-4-26-37-46.
  44. Куприянов, Кудряшев 2021 – Куприянов Б.В., Кудряшев А.В. Борьба советских пионеров с хулиганами по материалам «Пионерской правды» 1950-х – 1960-х гг. // История. 2021. Т. 12, № 4 (102). DOI: http://doi.org/10.18254/S207987840014386-3.
  45. Лебина 2006 – Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2006. 442 с. URL: https://vk.com/wall-176345677_11771.
  46. Леднев 1985 – Леднев В.П. Деятельность КПСС по подготовке и воспитанию учительских кадров РСФСР в условиях развитого социализма. Свердловск: Издательство Свердловского государственного университета, 1985. 284 с.
  47. Любичанковский 2012 – Любичанковский С.В. Проблема определения субъекта повседневности в историческом исследовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 3. С. 150–153. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2012/2012_3_150_153.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17962652.
  48. Ляшок 2013 – Ляшок А.С. «Дети перестройки»: жизненные миры школьников 1980-х – 1990-х годов // Вестник Пермского университета. История. 2013. № 2 (22). С. 148–155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20308282.
  49. Ляшок 2011 – Ляшок А.С. К вопросу о конструировании «повседневности мальчиков» и «повседневности девочек» в пространстве школы 1980-х – первой половины 1990-х гг. // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 119–124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17749241.
  50. Майофис 2019 – Майофис М.Л. Презумпция единообразия (Рец. на кн. Иванова Г.М. Советская школа в 1950–1960-е гг. Москва: 2018) // Новое литературное обозрение. 2019. № 5. С. 365–370. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2019/5/prezumpcziya-edinoobraziya.html; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42902388.
  51. Макарова 2020 – Макарова Н.Н. Эмоциональное сообщество и повседневная жизнь учителей Магнитогорска (1929–1941 годы) // Новейшая история России. 2020. Т. 10, № 1. С. 168–182. DOI: http://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2020.111.
  52. Михащенко 1995 а – Михащенко А.Л. Общеобразовательная школа и педагогическая мысль Южного Зауралья (1917–1990 гг.): монографическое исследование. Курган: Курганская городская типография, 1995. Ч. 1. 110 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30696942.
  53. Михащенко 1995 б – Михащенко А.Л. Общеобразовательная школа и педагогическая мысль Южного Зауралья (1917–1990 гг.): монографическое исследование; Государственный комитет РФ по высшему образованию Департамент гуманитарной сферы и социальной политики Администрации Курганской области Курганский государственный университет. Курган: Курганская городская типография, 1995. Ч. 2. 134 с.
  54. Мясников, Хроменков 1981 – Мясников В.А., Хроменков Н.А. От съезда к съезду. Народное образование: итоги и перспективы. Москва: Педагогика, 1981. 167 с.
  55. Обсуждение статьи… 2006 – Обсуждение статьи Катрионы Келли «Школьный вальс» // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 6–107. URL: https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/004/04_01_forum_k.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11990709.
  56. Орлов 2010 – Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2010. 317 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28795662.
  57. Подобед, Кричевский 1986 – Подобед В.И., Кричевский В.И. Реформа школы в действии. Ленинград: Знание, 1986. 32 с.
  58. Протасова 2019 – Протасова Е.В. Подвижничество уральских учителей: историко-педагогический анализ личных архивных фондов // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества (Чебоксары, 10 июня 2019 года): сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. С. 217–221. DOI: http://doi.org/10.31483/r-32992.
  59. Протасова 2018 – Протасова Е.В. Региональная история учительства в личных фондах уральских учителей (на материале 1920–1930-х годов) // Научный диалог. 2018. № 10. С. 313–325. DOI: http://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-10-313-325.
  60. Пушкарева 2008 – Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Социальная история. 2007. Ежегодник / Центр социальной истории Института всеобщей истории РАН, Центр экономической истории, исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, Российская ассоциация исследователей женской истории. Москва: Издательство «Российская политическая энциклопедия», 2008. С. 9–21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21339954.
  61. Пушкарева, Любичанковский 2019 – Пушкарева Н.Л., Любичанковский С.В. «История повседневности» в современном историческом исследовании // Гендер в фокусе антропологии, этнографии семьи и социальной истории повседневности. Москва: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2019. С. 239–248. URL: http://static.iea.ras.ru/news/Gender_v_focuse_antropologii.pdf.
  62. Рожков 2011 – Рожков А.Ю. «Кровный союз» в краснодарской школе: практики коллективной идентичности учащихся 1920-х годов // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4 (42). С. 107–110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17104983.
  63. Рожков 2016 – Рожков А.Ю. В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х гг. 2-е изд. Москва: Новое литературное обозрение, 2016. 630 с. URL: https://vk.com/doc-23433303_457245785?hash=0cf150a2b5002a4996&dl=dd0f947b4142e8bdcb.
  64. Рожков 2017 а – Рожков А.Ю. Альбомная культура школьников в 1920–1930-е годы: традиции и новации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 6–2. С. 121–125. DOI: http://doi.org/10.17748/ 2075-9908-2017-9-6/2-121-125.
  65. Рожков 2017 б – Рожков А.Ю. Визуальные образы «советскости» в школьном букваре 1920–1930-х гг.: контент, структура, динамика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. № 45. С. 57–72. DOI: http://doi.org/10.15382/sturIV201745.57-72.
  66. Рожков 2017 в – Рожков А.Ю. Читая «Дневник Кости Рябцева»: школьная действительность 1920-х гг. глазами историка // Детские чтения. 2017. Т. 12, № 2. С. 298–324. URL: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/287.
  67. Ромашова 2015 – Ромашова М.В. История детства и история педагогики: к вопросу о междисциплинарном взаимодействии // Культурно-историческое наследие как фактор устойчивого развития территории (Соликамск, 19 – 20 ноября 2015 года): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал); сост.: Г.А. Лебедева, В.В. Дементьева. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2015. С. 139–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28419418.
  68. Руснак 1981 – Руснак Г.Е. В партийном руководстве – залог успеха. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981. 158 с.
  69. Руткевич, Рубина 1988 – Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. Москва: Педагогика, 1988. 137 с. URL: https://naukaprava.ru/catalog/435/5030/557796/71466.
  70. Сальникова 2007 – Сальникова А.А. Российское детство в XX в.: история, теория и практика. Казань: Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина, 2007. 256 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20006739.
  71. Сидорова 2012 – Сидорова Г.П. Ценность профессии учителя в советской культуре и ее отражение в массовом искусстве 1960–1980-х // NB: Педагогика и просвещение. 2012. № 1. С. 147–157. URL: https://e-notabene.ru/pp/article_49.html; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18216220.
  72. Смирнова 2015 – Смирнова Т.М. Дети страны Советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917–1940 гг. Москва; Санкт-Петербург: Институт Российской истории РАН, Центр гуманитарных инициатив, 2015. 384 с. URL: http://ebookiriran.ru/userfiles/file/Smirniva_Children_2015.pdf.
  73. Смирнова 2020 – Смирнова Т.М. История общества сквозь призму истории школьной повседневности // Российская история. 2020. № 6. С. 161–165. DOI: http://doi.org/10.31857/S086956870012944-9.
  74. Стасюк, Годованьска 2019 – Стасюк І., Годованьска О. Дозвілля радянських сільських вчителів у Галичині. // Гілея: науковий вісник2019. Вип. 150 (1), № 11. С. 121–125. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/gileya_2019_150(1)__25
  75. Теплова 2018 – Теплова Е.Ф. Анекдоты о школе как элемент антропологии советского образования // Этнодиалоги. 2018. № 1 (55). С. 169–176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34904951.
  76. Теплова 2017 – Теплова Е.Ф. Символ советской школы // Этнодиалоги. 2017. № 2 (53). С. 135–141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-sovetskoy-shkoly; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30354465.
  77. Тихонов 2020 – Тихонов В.В. Идущие вслед исследователи не смогут обойти эту книгу // Российская история. 2020. № 6. С. 171–173. DOI http://doi.org/10.31857/S086956870012947-2.
  78. Уваров 2000 – Уваров Д.И. Как это было (из истории народного образования Курганской области послевоенного периода. Люди, цифры, факты). Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2000. 191 с.
  79. Федченко 2014 – Федченко М.Н. Культура и быт молодежи Урала (1945–1960 гг.): монография. Курган: Издательство курганского государственного университета, 2014. 246 с. URL: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3779/Федченко-МН_2014_МГ.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
  80. Хисамутдинова 2021 – Хисамутдинова Р.Р. Школьная и досуговая повседневность сельских детей в Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны (на материалах воспоминаний) // «Вызов» в повседневной жизни населения России: история и современность (Санкт-Петербург, 01–03 апреля 2021 года): материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2021. С. 220–225.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45424752
  81. Хроменков 1989 – Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.
  82. Худоминский 1986 – Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917–1981 гг.). Москва: Педагогика, 1986. 182 с.
  83. Чащухин 2011 – Чащухин А.В. Школьный учитель в эпоху позднего сталинизма как агент репрессивной политики // История сталинизма: репрессированная российская провинция: материалы международной научной конференции. Смоленск, 9–11 октября 2009. Москва: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. С. 390–399. URL: https://publications.hse.ru/chapters/76784456.
  84. Чащухин 2012 – Чащухин А.В. «Вынужден защищаться теми методами, какие мне достаются» // Отечественные записки. 2012. № 1 (46). С. 319–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19422961; https://publications.hse.ru/articles/66851072.
  85. Чащухин, Реброва 2013 – Чащухин А.В., Реброва И.В. «Человеку с прекрасной душой». Идентичность советского учителя в зеркале собственной биографии // Социальная история: ежегодник. 2012. Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. С. 196–223. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=135935&lang=ru.
  86. Шамсутдинов 2013 – Шамсутдинов Д.З. Повседневная жизнь советского учителя в 1960–1970-е гг. (по материалам ТАССР) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4–2. С. 110–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21381262.
  87. Шевцова 2017 – Шевцова А.А. Советская и российская школа в зеркале карикатуры: визуальный ряд // Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза (Москва, 20–21 апреля 2017 года): материалы международной научной конференции. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. С. 656–668. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32868555.
  88. Юинг 2011 – Юинг Е.Т. «Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг.; пер с англ. Д.А. Благова. Москва: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. 359 с. URL: https://royallib.com/book/yuing_e_tomas/uchitelya_epohi_stalinizma_vlast_politika_i_gizn_shkoli_1930h_gg.html.
  89. Явнова 2019 – Явнова Л.А. Образ учителя в контексте государственной политики (по материалам письменных и устных этнографических источников) // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) (Горно-Алтайск, 16–18 сентября 2019 года): материалы международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2019. С. 352–362. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41328556.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Астафьев Д.А., Годовова Е.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах