Development of stability of volitional regulation among cadets of military universities of the Russian national guard

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Тhe presented article discusses ways to develop volitional regulation among cadets of the military institutions of the Russian national guard, substantiates the relevance of the problem under consideration. Based on the analysis of scientific research, the definitions of the terms «volitional regulation», «volitional effort» and «volitional qualities» are given, the main conditions for the use of the academic discipline «Physical training», its means, among which the main ones are physical exercises and available forms to solve the problem of development stability of volitional regulation of cadets. Based on the understanding of volitional qualities as an integral part of volitional regulation, the main provisions of pedagogical models for their development are presented, as well as directions for achieving the goals of such experiments: determining the specifics of the development of arbitrary actions of cadets in the course of training and military professional activity; the study of the criteria of mental fatigue (satiety) in the process of performing actions with their repeated repetition and the dynamics of the manifestation of volitional efforts during their implementation.

Full Text

Введение

Военнослужащий Росгвардии, кадровый офицер, получает необходимое образование, которое позволяет успешно осуществлять профессиональную деятельность в боевой обстановке [Буриков 2019]. Учебный процесс военного вуза направлен на воспитание социально значимых нравственных качеств, среди которых наиболее важное значение имеют чувство патриотизма и любви к Родине. Для решения воспитательных задач и достижения цели профессиональной подготовки курсантов в условиях влияния негативных факторов социальной среды необходимо развитие волевых качеств в процессе обучения [Васильев, Милованова 2016].

В ходе исследования были использованы теоретические методы анализа научных трудов, раскрывающих основы развития устойчивости волевой регуляции курсантов военных вузов Росгвардии. Рассмотрены современные педагогические технологии, ориентированные на совершенствование произвольной деятельности курсантов в ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса.

 

Результаты исследования

Рассмотрены основные положения современной психологии и педагогики о развитии устойчивости волевой регуляции для реализации военно-профессиональной деятельности. На основе задачи исследования после теоретического анализа научной литературы определены суть и структура основных понятий; рассмотрены современные педагогические технологии профессиональной подготовки курсантов военных вузов.

Волевая регуляция является объектом исследований по общей психологии и связана с преодолением внешних и внутренних трудностей. Это один из видов произвольного управления человеком своей деятельности, который характеризуется использованием личностных волевых усилий для преодоления препятствий на пути к достижению поставленной цели, в психологии это механизм самомобилизации.

Ученые (А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, Ф.Н. Гоноболин) доказывают, что необходимо развивать не абстрактную силу воли, а именно волевые качества, полагая, что они формируются в процессе деятельности, в специальных условиях преодоления препятствий, что обусловлено нравственными установками.

Психологи волевую регуляцию соотносят с «силой воли», со способностями человека заставить себя осуществить необходимую деятельность в ситуации, требующей ее проявления. Базируясь на суждениях отечественных психологов, будем устойчивость волевой регуляции военнослужащих Росгвардии в профессиональной деятельности рассматривать в виде волевых качеств личности [Иванников 2006; Ильин 2009].

Устойчивая волевая регуляция позволяет стабильно реагировать на негативные факторы профессиональной деятельности [Белоусов 2005; Батищев 2005], адаптироваться к опасной ситуации. Снижение отрицательных эмоциональных состояний, овладение приемами самостимулирования и преодоления препятствий различного характера будут способствовать успешной деятельности.

Обратимся к условиям формирования устойчивости волевой регуляции. Во-первых, самовоспитание силы воли происходит освоением программы самосовершенствования: перспективной, годичной, очередной и ближайшей. Содержание представляется системой препятствий, требующих проявления одного или определенного набора волевых качеств; индивидуальных приемов самостимуляции, мобилизующих приемов для выполнения запланированного [Шабанов, Мазурин 2020].

Во-вторых, требуется психорегулирующая тренировка для высокой реактивности и мобилизации имеющихся ресурсов. В итоге повышаются скорость интеллектуальной работы с уменьшением количества ошибок и концентрация и устойчивость внимания.

В-третьих, воспитание волевых качеств обусловлено нравственным воспитанием, так как профессионально значимыми качествами офицера являются чувство долга, осознание необходимости в совершении героического поступка в экстремальных условиях выполнения служебно-боевых задач, преодоления многих лишений во имя справедливости. Достижению такого результата способствует развитие морального компонента воли [Утюганов 2017; Шабанов, Марков 2016].

В-четвертых, воспитание чувства коллективизма является необходимой предпосылкой для проявления волевых качеств, так как командный мотив запускает необходимые механизмы волевой регуляции.

В итоге воспитание курсанта в ходе учебного процесса требует формирования целостной личности, у которой мотивы имеют общественно значимую направленность.

Содержание воспитания направляется на придачу волевым усилиям вектора, позволяющего в будущей профессиональной деятельности совершать нравственный поступок или подвиг. Морально-нравственная составляющая любого социально значимого поступка способствует эмоциональному подъему и в перспективе позволяет с наименьшими внутриличностными противоречиями совершить очередной поступок.

Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Основными профессионально значимыми и необходимыми волевыми качествами, присущими каждому военнослужащему, являются: выдержка, решительность, смелость, инициативность, дисциплинированность, настойчивость, мужество, целеустремленность.

Утверждается, что развитие и совершенствование волевой сферы личности происходит в процессе физической деятельности, при освоении учебной дисциплины «Физическая подготовка».

Анализ существующих педагогических систем, способствующих волевым проявлениям курсантов ВООВО ВНГ РФ, показывает, что в них задействованы методы, формы, средства физической подготовки с учетом индивидуальных показателей проявления личностных качеств каждого военнослужащего в различных ситуациях профессиональной деятельности на фоне больших физических и психоэмоциональных нагрузок [Славко, Платонов 2019].

Развитие волевых качеств военнослужащих предполагает учет специфики развития произвольных действий курсантов в ходе обучения и военно-профессиональной деятельности [Суслов, Лопуха, Страбыкин 2017]; требует изучения критериев психического утомления (пресыщения) в процессе выполнения действий с многократным их повторением и динамики проявления волевых усилий при их выполнении; изучения особенностей мотивов волевых действий; обоснования критериев прогнозирования успешности использования физических упражнений в ходе применения всего комплекса форм физической подготовки; выявление индивидуальных особенностей проявления волевых качеств в различных видах физической подготовки [Васильев 2017].

 

Заключение

Представленные в научной литературе разнонаправленные педагогические технологии имеют схожую структуру и направленность на развитие волевых качеств, а следовательно, и устойчивости волевой регуляции. Их использование способствует саморазвитию и самосовершенствованию курсантов [Хусаинов 2017].

Достижение необходимого уровня устойчивой регуляции произвольной деятельности военнослужащих возможно при соблюдении основных условий в ходе занятий по физической подготовке:

– выполнение заданий по всем разделам физической подготовки: применение стандартных разделов «Гимнастика и атлетическая подготовка», «Преодоление препятствий», «Боевые приемы», «Ускоренное передвижение и легкая атлетика», «Специальная функциональная подготовка», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка», «Прикладное плавание» и отработка наибольшего варианта учебных заданий как по стандартной (установленной) форме одежды, так и в полной экипировке и с оружием [Белоусов 2005];

– комплексирование учебно-тренировочных занятий по физической подготовке с другими учебными дисциплинами военного вуза Росгвардии: «Огневая подготовка», «Тактика служебно-боевого применения подразделений», «Основы служебно-боевой деятельности». Доказано, что наибольшую результативность и широкие возможности по развитию волевых качеств в ходе комплексирования занятий предоставляет учебная дисциплина «Огневая подготовка» (разделы «Лыжная подготовка», «Ускоренное передвижение и легкая атлетика»), что предполагает выполнение действий и приемов с экипировкой и оружием. Учебная дисциплина «Тактика служебно-боевого применения подразделений» комплексируется по некоторым учебным вопросам с разделом «Боевые приемы», куда входят действия военнослужащих по связыванию, пленению, досмотру, конвоированию, применению имитационных средств. Все приемы и действия в ходе комплексирования занятий по различным разделам учебных дисциплин выполняются и осуществляются для развития волевых качеств в усложненных условиях, особо приближенных к боевым действиям;

– проведение учебных занятий по боевым приемам, преодолению препятствий, ускоренному передвижению и легкой атлетике, а именно при выполнении действий и приемов в условиях психоэмоционального стресса, достигаемого в ходе подачи звуковых и световых сигналов, в процессе применения пиротехнических средств. Повышение уровня стабильности произвольной деятельности военнослужащего, а именно устойчивости его волевой регуляции, достигается путем систематичного проведения занятий в данных условиях и психоэмоциональной устойчивости курсантов при выполнении приемов и действий как в ходе многократного выполнения на фоне усталости, так и с усложнением вариантов выполнения поставленной задачи.

×

About the authors

S. N. Filipchenko

Saratov State University

Email: svetlana-prof@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2769-7920

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor of the Department of Pedagogy, Faculty of Psychology

Russian Federation, 83, Astrakhanskaya Street, Saratov, 410012, Russian Federation

P. V. Melnichuk

Saratov military Red Banner order Institute of National Guard Troops

Author for correspondence.
Email: melnichukpv@rosgvard.ru
ORCID iD: 0009-0005-4420-4165

Candidate of Pedagogical Sciences, head of the Department of Physical Training and Sports

Russian Federation, 158, Moscow Street, Saratov, 410023, Russian Federation

O. V. Syromyatnikov

Saratov military Red Banner order Institute of National Guard Troops

Email: syromyatnikovov@rosgvard.ru
ORCID iD: 0000-0003-4826-3857

Candidate of Pedagogical Sciences, deputy head of the Department of Physical Training and Sports

Russian Federation, 158, Moscow Street, Saratov, 410023, Russian Federation

References

  1. Aleshchenko 2017 – Aleshchenko M.V. (2017) Discipline as a property of the character of the military forces of the Russian Federation of the National Guard. Modern Studies of Social Issues, vol. 8, no. 2–2, pp. 12–15. DOI: http://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-2-2-12-15. EDN: https://elibrary.ru/xxmtyn. (In Russ.)
  2. Aronova 2005 – Aronova E.A. (2005) Content aspects of self-regulation of voluntary activity. Ezhegodnik Rossiiskogo psikhologicheskogo obshchestva, vol. 1, pp. 111–135. (In Russ.)
  3. Batishchev 2005 – Batishchev V.N. (2005) Psychological readiness and professional ability of a serviceman to combat activity. Pravo v Vooruzhennykh Silakh, no. 9 (99), pp. 102–106. Available at: https://dogmon.org/psihologicheskaya-gotovnoste-i-professionalenaya-sposobnoste-v.html; https://elibrary.ru/item.asp?id=25874022. EDN: https://elibrary.ru/vuffux. (In Russ.)
  4. Belousov 2005 – Belousov A.V. (2005) Formation of volitional qualities in officers by creating game situations in the course of practical exercises. Innovation in Education, no. 4, pp. 104–109. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9228225. EDN: https://elibrary.ru/htymfh. (In Russ.)
  5. Burikov 2019 – Burikov A.V. (2019) Physical preparation of courses in military education. Era of Science, no. 19, pp. 114–118. DOI: http://doi.org/10.24411/2409-3203-2019-1928. EDN: https://elibrary.ru/lnozfg. (In Russ.)
  6. Vasilev, Milovanova 2016 – Vasilev B.Yu., Milovanova N.G. (2016) Developing personal moral and volitional qualities of military students through academic courses. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, no. 1, pp. 33–40. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25681642. EDN: https://elibrary.ru/vpztyp. (In Russ.)
  7. Vasilev 2017 – Vasilev B.Yu. (2017) Methods of formation of military high schools cadets’ moral qualities and volitional powers. Professional Education in Russia and Abroad, no. 1 (25), pp. 77–83. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-formirovaniya-moralno-volevyh-kachestv-u-kursantov-voennyh-vuzov; http://www.prof-obr42.ru/Archives/1(25)2017.pdf. (In Russ.)
  8. Ivannikov 2006 – Ivannikov V.A. (2006) Psychological mechanisms of volitional regulation. Saint Petersburg: Piter, 208 p. Available at: https://djvu.online/file/Usv5bhb0qG0C7. (In Russ.)
  9. Ilyin 2009 – Ilyin E.P. (2009) Psychology of the will. Saint Petersburg: Piter, 368 p. Available at: https://4sport.ua/_upl/2/1401/105_Ilin_E_P__Psikhologia_voli.pdf. (In Russ.)
  10. Slavko, Platonov 2019 – Slavko A.L., Platonov D.A. (2019) Analytical and theoretical approaches to the conceptual determination of the place and the role of physical culture and sport in the moral development of a personality. Vestnik of economic security, no. 2, pp. 365–367. DOI: http://doi.org/10.24411/2414-3995-2019-10123. (In Russ.)
  11. Suslov, Lopoukha, Strabykin 2017 – Suslov D.V., Lopoukha T.L., Strabykin A.G. (2017) Professional responsibility development among the junior cadets of the higher military establishment. Professional Education in Russia and Abroad, no. 1 (25), pp. 111–118. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28876299. EDN: https://elibrary.ru/yhxkev. (In Russ.)
  12. Utyuganov 2017 – Utyuganov A.A. (2017) The place and role of axiological orientations of the individual in the system of professionally important qualities of of the National Guard military officers. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, no. 1 (39), pp. 115–123. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-tsennostno-smyslovyh-orientatsiy-lichnosti-v-sisteme-professionalno-vazhnyh-kachestv-ofitserov-voysk-natsionalnoy-gvardii. (In Russ.)
  13. Khusainov 2017 – Khusainov A.Ya. (2017) The methodological approaches of the processes of education discipline of students of the military institution as a moral personality. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology, no. 2–2, pp. 147–151. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32423217. EDN: https://elibrary.ru/yoosbg. (In Russ.)
  14. Shabanov, Mazurin 2020 – Shabanov A.G., Mazurin A.E. (2020) The structure and essence of professional qualities of officers of national guard troops of the Russian Federation. Innovation in Education, no. 1, pp. 65–78. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41868707. EDN: https://elibrary.ru/bmqoas. (In Russ.)
  15. Shabanov, Markov 2016 – Shabanov A.G., Markov A.M. (2016) Pedagogical conditions of process of formation of the emotional-volitional qualities of students of military institutions. Problems of modern pedagogical education, no. 52–4, pp. 103–109. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26099508. EDN: https://elibrary.ru/vzdnkh. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Filipchenko S.N., Melnichuk P.V., Syromyatnikov O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies