Formation of patriotic consciousness of student youth

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article emphasizes the importance of formation of patriotic consciousness of students. The main approaches to understanding the essence of patriotism as a social feeling are considered. One of the primary tasks of fundamental transformations in modern times is the construction of a civil society, the formation of a new type of civil personality. Student youth is the social stratum of society that is already at the forefront of the transformation of the world, making a great contribution to sustainable development and opening up new formats for ensuring involvement and interaction on a global scale. The younger generation is not only the most numerous: it also has the highest level of interaction. On the basis of a socio-psychological survey, the results are presented, the current state of patriotic consciousness of modern youth is analyzed. Approbation of the methodology for identifying the formation of patriotic consciousness of student youth was carried out at the North Ossetian State Institute. The study involved two age groups, respondents from 16 to 25 years old and respondents over 25 years old. The reason for this division was the fact that the age group of 16 to 25 years, these are students who have self-awareness. The second age group is respondents over 25 years old. This group is already well–formed mature people with a relatively formed worldview. The results of our research showed that patriotism is the value system of the modern younger generation, but, at the same time, is not a priority and defining value for most young people. The main aspect in the formation of patriotic consciousness is to direct young people to assimilate the spiritual and moral values of modern society. The organization of the process of formation of patriotic consciousness in a higher educational institution should be considered as a complex process, all aspects of which should be interconnected and at the same time complement each other, which implies its purposeful and comprehensive implementation. The formation of patriotic consciousness of students should be carried out both in the learning process and in extracurricular activities, through the study of humanities, the participation of students in various activities.

 

Full Text

Введение

Преобразования, происходящие в современных условиях, приводят к значительным переменам в социальной, экономической, политической и духовных сферах нашего общества. В настоящее время под влиянием телевидения, Интернет-сети, средств массовой информации, периодических изданий отдельные личности призывают жить молодежь сегодняшним днем, легко добиваться планируемых результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Происходит трансформация традиционных ценностей, связанная с притуплением чувства патриотизма и гражданственности, неуважительным отношением к государству и обществу, проявлением агрессии и эгоизма [Ильясова 2015]. Особенно остро данная проблема прослеживается в среде молодежи [Агапова 2007]. В данном аспекте проблема формирования патриотического сознания студентов на современном этапе развития нашего общества – это одно из наиболее актуальных и значимых направлений в системе подготовки молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности.

 

Степень разработанности проблемы

В значительной части современных научных работ патриотизм рассматривается в контексте социально накопленного потенциала. Патриотизм (любовь к Отечеству) предполагает деятельную любовь к своей стране, к своему народу – к Родине. Патриотизм является одной из важнейших социальных ценностей [Лебедева, Орлова 2019]. Патриотизм рассматривается как интегративное свойство, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям, стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины [Вырщиков 2006]. Патриотизм выражается ощущением принадлежности к своей нации, культуре, стремлением активно способствовать ее прогрессу и процветанию [Абрамова 2008].

Исследователи рассматривают патриотизм как совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, следование и умножение традиций своего народа, бережное отношение к историческим памятникам, обычаям родной страны, привязанность к родным местам, уважение обычаев и культуры, уважение иных стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Утверждается, что это комплекс субъективных качеств личности», который проявляется во взаимоотношениях и деятельности личности при выполнении социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности [Быков 2010].

Патриотическое сознание является определяющим фактором патриотического поведения, морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом в его патриотической деятельности [Котруца 2010]. Патриотическое сознание представляет собой отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности осуществлять необходимые действия по защите его национальных интересов. Характерные черты патриотического сознания личности связаны непосредственно с сущностью понятия «патриотизм». Исследуя значимость психологических механизмов и факторов формирования патриотизма, приходим к выводу: патриотизм – это результат сформированного социального чувства и способ эмоционально-нравственного отражения действительности.

Итак, формирование патриотического сознания современной молодежи является актуальной проблемой, на результаты разрешения которой влияние оказывают социальные институты: семья, средства массой информации, социокультурная среда, учреждения образования [Игошев 2008]. Исследователи отмечают значимость образовательного учреждения в процессе формирования патриотического сознания студенческой молодежи [Крикун 2016]. Целью настоящего исследования является рассмотрение сущности понятия «патриотизм», обоснование значимости патриотизма в сознании молодых людей, учет специфики его формирования у студентов.

 

Методы исследования      

Для реализации исследовательских целей применялись следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной научной литературы по педагогике, психологии; обобщение педагогического опыта формирования патриотического сознания студентов высшего учебного заведения; эмпирические методы (наблюдение, опрос). Исследование проводилось в Северо-Осетинском государственном институте; выборку исследования составили 316 респондентов: первая группа – 164 человека; вторая группа – 152.

 

Результаты исследования

В ходе исследования выявлено, что содержание феномена патриотизма, отмеченное студентами, не противоречит традиционному пониманию (см. таблицу).

Итак, по мнению респондентов обеих возрастных групп патриотизм проявляется, прежде всего, в любви к Родине – 45,0 %; в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма – 21,8 %. Менее значимыми являются: празднование исторических событий и юбилеев – 15,2 %; публичные и политические формы проявления патриотизма – 7,5 %; участие в деятельности патриотических организаций – 6,9 % респондентов. Совсем непопулярными являются беседы со знакомыми на патриотические темы – 5,3 % студентов считают их проявлением настоящего патриотизма.

Признаками патриотической направленности личности является интерес к познанию своей Родины, что проявляется в деятельности и поступках. Отвечая на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?», утвердительный ответ дали 87,8 % респондентов первой возрастной группы и 86,3 % второй возрастной группы. Как часть общественного сознания патриотизм проявляется в коллективных убеждениях, чувствах, оценках по отношению к своему народу, его образу жизни, государству, истории, культуре, системе традиционных ценностей. На уровне конкретной личности патриотизм выступает как основополагающая, устойчивая характеристика, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. При обосновании социально-психологических факторов формирования патриотического сознания молодежи отмечается влияние семьи – 56,8 %; влияние образовательного учреждения – 29,6 %.

В ходе исследования определялся идеал истинного патриота. В результате исследования было выявлено, что значительная часть респондентов связывают идеал истинного патриота с проявлением любви к Родине – 63,7 %; с готовностью бескорыстного служения Родине и самопожертвования ради ее блага – 22,6 %; с ощущением гордости за принадлежность к своему народу – 12,6 %. По мнению 3,7 % респондентов, патриотизм может проявляться в нетерпимости к представителям других наций и народностей. Респондентам было предложено оценить по десятибалльной шкале отношение к своей малой Родине. При сравнительном анализе обеих возрастных групп было выявлено, что Родина ассоциируется с местом рождения у большинства респондентов (82,4 %); не согласны с этим утверждением 11,4 %; затруднились ответить 7,1 %. Результаты свидетельствуют о том, что студенческая молодежь признает ценность малой Родины.

Жизнедеятельность современного общества во многом зависит от уровня сформированности патриотического сознания и гражданской позиции молодого поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию. Большинство участников исследования утверждают, что необходимо формировать патриотическое сознание, начиная еще с детских лет – 73,3 %. Предлагается создавать в вузах патриотические кружки, клубы, проводить военно-патриотические игры – 34,7 %; средствам массовой информации необходимо уделять внимание патриотической тематике.

 

Выводы

Результаты исследования показывают, что патриотизм составляет систему ценностей подрастающего поколения, однако необходимо совершенствовать организацию процесса формирования патриотического сознания в ходе воспитательной работы и учебной деятельности.

Опыт патриотического воспитания подтверждает, что необходимо включать студентов в различные виды деятельности, которые способствуют проявлению патриотического поведения: историко-краеведческая и поисковая работа, реализуемая в ходе студенческого краеведческого туризма. Убедились, что следует использовать такие формы, как заседание круглого стола, научные конференции, форумы, викторины, олимпиады, конкурсы. Целесообразно вводить специальные учебные курсы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодого поколения, привлекать студентов к участию в мероприятиях и конкурсах патриотической направленности, в гражданско-патриотических и благотворительных акциях.

×

About the authors

M. Z. Samateeva

North Ossetian State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: samateeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4479-4239

post-graduate student of the Department of Pedagogy and Psychology

Russian Federation, 36, Karla Marksa Street, Vladikavkaz, 362003, North Ossetia – Alania.

References

  1. Ilyasova, Zinger 2015 – Ilyasova A.V., Zinger O.A. (2015) Patriotism – as an element of culture of student youth. Modern problems of science and education, no. 1–1, p. 1438. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18007 (accessed 16.10.2017); https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25325179. EDN: https://www.elibrary.ru/vieyvl. (In Russ.)
  2. Agapova 2007 – Agapova G.V. (2007) On the issue of patriotic education of student youth. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, vol. 17, no. 43–2, pp. 9–12. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11932457. EDN: https://www.elibrary.ru/kbdbqn. (In Russ.)
  3. Lebedeva, Orlova 2019 – Lebedeva L.G., Orlova L.V. (2019) Patriotism as a relevant social value of Russian generations. Sociodynamics, no. 8, pp. 52–61. DOI: http://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.8.29256. EDN: https://www.elibrary.ru/ykrnsy. (In Russ.)
  4. Vyrshchikov, Kusmartsev 2006 – Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. (2006) Patriotic education of youth in modern Russian society: monograph. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 210 p. Available at: https://www.studmed.ru/vyrschikov-an-kusmarcev-mb-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve_993fea28dcb.html.
  5. (In Russ.)
  6. Agapova, Davydova 2008 – Agapova I., Davydova M. (2008) Patriotic education at school. Moscow: Airis press, 212, [2] p. (Attention: children!) (In Russ.)
  7. Buzsky, Vyrshchikov, Kusmartsev 2008 – Buzsky M.P., Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. (2008) Theoretical problems of patriotism and patriotic education. Volgograd: Izd-vo VolGU, 90 p. (In Russ.)
  8. Bykov, Lutovinov 2010 – Bykov A.K., Lutovinov V.I. (2010) Russian patriotism. Origins, content, education in modern conditions. Moscow: Planeta, 336 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20116866&selid=26234234. EDN: https://www.elibrary.ru/qyfqud. (In Russ.)
  9. Kotrutsa 2007 – Kotrutsa L.N. (2007) Formation of patriotic consciousness of students in the conditions of a modern school. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psikhologiya, no. 3, pp. 176-183. Available at: http://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/586/kotrutsa2007_4.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11933836. EDN: https://www.elibrary.ru/kbdwax. (In Russ.)
  10. Agapova 2007 – Agapova G.V. (2007) On the issue of patriotic education of student youth. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, vol. 17, no. 43–2, pp. 9–12. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11932457. EDN: https://www.elibrary.ru/kbdbqn. (In Russ.)
  11. Murzin 2016 – Murzin A.I. (2016) Conceptual foundations of Russian patriotism: the concept and essence. Analitika kul'turologii, 2016, no. 1 (34), pp. 32–36. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost. (In Russ.)
  12. State program 2015 – State program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016–2020»: Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation № 1493 dated December 30, 2015. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf. (In Russ.)
  13. Shlykov 2012 – Shlykov A.V. (2012) Patriotism and patriotic education at the university. Molodoi uchenyi, 2012, no. 8 (43), pp. 386–388. Available at: https://moluch.ru/archive/43/5195/. (In Russ.)
  14. Igoshev 2008 – Igoshev B.M. (2008) On the patriotic education of students. The World of Education – Education in the World, no. 2 (30), pp. 171–180. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11522181. EDN: https://www.elibrary.ru/jsdqmb. (In Russ.)
  15. Krikun, Khatova 2016 – Krikun E.V., Khatova A.N. (2016) The theme of rebellion in the youth environment. In: Materials of the International student scientific conference of Belgorod State University, February 9-10, 2016. Belgorod: Izdatel'stvo Belgorodskogo GAU, p. 198. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26594014&pff=1. EDN: https://www.elibrary.ru/wjywox. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Samateeva M.Z.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies