Формирование патриотического сознания студенческой молодежи
- Авторы: Саматеева М.З.1
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 29, № 1 (2023)
- Страницы: 104-108
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/17393
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-1-104-108
- ID: 17393
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается значимость формирования патриотического сознания студенческой молодежи на основе понимания сущности патриотизма как социального чувства. Одна из первоочередных задач основополагающих преобразований в современном обществе – это формирование личности гражданина нового типа. Студенческая молодежь представляет социальный слой общества, который находится в авангарде преобразования мира, внося большой вклад в его устойчивое развитие. На основе социально-психологического опроса представлены результаты, свидетельствующие о современном состоянии патриотического сознания молодежи. Применялась методика выявления патриотического сознания студенческой молодежи в Северо-Осетинском государственном институте. В исследовании участвовали две возрастные группы: респонденты от 16 до 25 лет и респонденты старше 25 лет. Результаты исследования показывали, что патриотизм интегрирует систему ценностей современного подрастающего поколения, однако не является приоритетной для большинства молодых людей. Таким образом, формирование патриотического сознания молодежи требует усвоения духовно-нравственных ценностей современного общества. Формирование патриотического сознания в высшем учебном заведении следует рассматривать как сложный процесс, все аспекты которого должны быть взаимосвязаны между собой и осуществляться как в процессе обучения, так и во внеучебной деятельности: изучение гуманитарных дисциплин; участие студенческой молодежи в различных видах деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Преобразования, происходящие в современных условиях, приводят к значительным переменам в социальной, экономической, политической и духовных сферах нашего общества. В настоящее время под влиянием телевидения, Интернет-сети, средств массовой информации, периодических изданий отдельные личности призывают жить молодежь сегодняшним днем, легко добиваться планируемых результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Происходит трансформация традиционных ценностей, связанная с притуплением чувства патриотизма и гражданственности, неуважительным отношением к государству и обществу, проявлением агрессии и эгоизма [Ильясова 2015]. Особенно остро данная проблема прослеживается в среде молодежи [Агапова 2007]. В данном аспекте проблема формирования патриотического сознания студентов на современном этапе развития нашего общества – это одно из наиболее актуальных и значимых направлений в системе подготовки молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности.
Степень разработанности проблемы
В значительной части современных научных работ патриотизм рассматривается в контексте социально накопленного потенциала. Патриотизм (любовь к Отечеству) предполагает деятельную любовь к своей стране, к своему народу – к Родине. Патриотизм является одной из важнейших социальных ценностей [Лебедева, Орлова 2019]. Патриотизм рассматривается как интегративное свойство, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям, стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины [Вырщиков 2006]. Патриотизм выражается ощущением принадлежности к своей нации, культуре, стремлением активно способствовать ее прогрессу и процветанию [Абрамова 2008].
Исследователи рассматривают патриотизм как совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, следование и умножение традиций своего народа, бережное отношение к историческим памятникам, обычаям родной страны, привязанность к родным местам, уважение обычаев и культуры, уважение иных стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Утверждается, что это комплекс субъективных качеств личности», который проявляется во взаимоотношениях и деятельности личности при выполнении социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности [Быков 2010].
Патриотическое сознание является определяющим фактором патриотического поведения, морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом в его патриотической деятельности [Котруца 2010]. Патриотическое сознание представляет собой отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности осуществлять необходимые действия по защите его национальных интересов. Характерные черты патриотического сознания личности связаны непосредственно с сущностью понятия «патриотизм». Исследуя значимость психологических механизмов и факторов формирования патриотизма, приходим к выводу: патриотизм – это результат сформированного социального чувства и способ эмоционально-нравственного отражения действительности.
Итак, формирование патриотического сознания современной молодежи является актуальной проблемой, на результаты разрешения которой влияние оказывают социальные институты: семья, средства массой информации, социокультурная среда, учреждения образования [Игошев 2008]. Исследователи отмечают значимость образовательного учреждения в процессе формирования патриотического сознания студенческой молодежи [Крикун 2016]. Целью настоящего исследования является рассмотрение сущности понятия «патриотизм», обоснование значимости патриотизма в сознании молодых людей, учет специфики его формирования у студентов.
Методы исследования
Для реализации исследовательских целей применялись следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной научной литературы по педагогике, психологии; обобщение педагогического опыта формирования патриотического сознания студентов высшего учебного заведения; эмпирические методы (наблюдение, опрос). Исследование проводилось в Северо-Осетинском государственном институте; выборку исследования составили 316 респондентов: первая группа – 164 человека; вторая группа – 152.
Результаты исследования
В ходе исследования выявлено, что содержание феномена патриотизма, отмеченное студентами, не противоречит традиционному пониманию (см. таблицу).
Итак, по мнению респондентов обеих возрастных групп патриотизм проявляется, прежде всего, в любви к Родине – 45,0 %; в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма – 21,8 %. Менее значимыми являются: празднование исторических событий и юбилеев – 15,2 %; публичные и политические формы проявления патриотизма – 7,5 %; участие в деятельности патриотических организаций – 6,9 % респондентов. Совсем непопулярными являются беседы со знакомыми на патриотические темы – 5,3 % студентов считают их проявлением настоящего патриотизма.
Признаками патриотической направленности личности является интерес к познанию своей Родины, что проявляется в деятельности и поступках. Отвечая на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?», утвердительный ответ дали 87,8 % респондентов первой возрастной группы и 86,3 % второй возрастной группы. Как часть общественного сознания патриотизм проявляется в коллективных убеждениях, чувствах, оценках по отношению к своему народу, его образу жизни, государству, истории, культуре, системе традиционных ценностей. На уровне конкретной личности патриотизм выступает как основополагающая, устойчивая характеристика, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. При обосновании социально-психологических факторов формирования патриотического сознания молодежи отмечается влияние семьи – 56,8 %; влияние образовательного учреждения – 29,6 %.
В ходе исследования определялся идеал истинного патриота. В результате исследования было выявлено, что значительная часть респондентов связывают идеал истинного патриота с проявлением любви к Родине – 63,7 %; с готовностью бескорыстного служения Родине и самопожертвования ради ее блага – 22,6 %; с ощущением гордости за принадлежность к своему народу – 12,6 %. По мнению 3,7 % респондентов, патриотизм может проявляться в нетерпимости к представителям других наций и народностей. Респондентам было предложено оценить по десятибалльной шкале отношение к своей малой Родине. При сравнительном анализе обеих возрастных групп было выявлено, что Родина ассоциируется с местом рождения у большинства респондентов (82,4 %); не согласны с этим утверждением 11,4 %; затруднились ответить 7,1 %. Результаты свидетельствуют о том, что студенческая молодежь признает ценность малой Родины.
Жизнедеятельность современного общества во многом зависит от уровня сформированности патриотического сознания и гражданской позиции молодого поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию. Большинство участников исследования утверждают, что необходимо формировать патриотическое сознание, начиная еще с детских лет – 73,3 %. Предлагается создавать в вузах патриотические кружки, клубы, проводить военно-патриотические игры – 34,7 %; средствам массовой информации необходимо уделять внимание патриотической тематике.
Выводы
Результаты исследования показывают, что патриотизм составляет систему ценностей подрастающего поколения, однако необходимо совершенствовать организацию процесса формирования патриотического сознания в ходе воспитательной работы и учебной деятельности.
Опыт патриотического воспитания подтверждает, что необходимо включать студентов в различные виды деятельности, которые способствуют проявлению патриотического поведения: историко-краеведческая и поисковая работа, реализуемая в ходе студенческого краеведческого туризма. Убедились, что следует использовать такие формы, как заседание круглого стола, научные конференции, форумы, викторины, олимпиады, конкурсы. Целесообразно вводить специальные учебные курсы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодого поколения, привлекать студентов к участию в мероприятиях и конкурсах патриотической направленности, в гражданско-патриотических и благотворительных акциях.
Об авторах
М. З. Саматеева
Северо-Осетинский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: samateeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4479-4239
аспирант кафедры педагогики и психологии
Россия, 362003, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Карла Маркса, д. 36.Список литературы
- Ильясова, Зингер 2015 – Ильясова А.В., Зингер О.А. Патриотизм как элемент культуры студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1438. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18007 (дата обращения: 16.10.2017); https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25325179. EDN: https://www.elibrary.ru/vieyvl.
- Агапова 2007 – Агапова Г.В. К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 17, № 43–2. С. 9–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11932457. EDN: https://www.elibrary.ru/kbdbqn.
- Лебедева, Орлова 2019 – Лебедева Л.Г., Орлова Л.В. Патриотизм как актуальная социальная ценность российских поколений // Социодинамика. 2019. № 8. С. 52–61. DOI: http://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.8.29256. EDN: https://www.elibrary.ru/ykrnsy.
- Вырщиков, Кусмарцев 2006 – Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 210 с. URL: https://www.studmed.ru/vyrschikov-an-kusmarcev-mb-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve_993fea28dcb.html.
- Агапова, Давыдова 2008 – Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. Москва: Айрис пресс, 2008. 212, [2] с. (Внимание: дети!).
- Бузский, Вырщиков, Кусмарцев 2008 – Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. 90 с.
- Быков, Лутовинов 2010 – Быков А.К., Лутовинов В.И. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Москва: Планета, 2010. 336 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20116866&selid=26234234. EDN: https://www.elibrary.ru/qyfqud.
- Котруца 2007 – Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 176–183. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/586/kotrutsa2007_4.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11933836. EDN: https://www.elibrary.ru/kbdwax.
- Агапова 2007 – Агапова Г.В. К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 17, № 43-2. С. 9–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11932457. EDN: https://www.elibrary.ru/kbdbqn.
- Мурзин 2016 – Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность // Аналитика культурологии. 2016. № 1 (34). С. 32–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost.
- Государственная программа… 2015 – Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.
- Шлыков 2012 – Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 386–388. URL: https://moluch.ru/archive/43/5195/.
- Игошев 2008 – Игошев Б.М. О патриотическом воспитании студентов // Мир образования – образование в мире. 2008. № 2 (30). С. 171–180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11522181. EDN: https://www.elibrary.ru/jsdqmb.
- Крикун, Хатова 2016 – Крикун Е.В., Хатова А.Н. Тема бунтарства в молодежной среде // Материалы международной студенческой научной конференции Белгородского ГАУ, 9–10 февраля 2016 г. Белгород: Издательство Белгородского ГАУ, 2016. С. 198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26594014&pff=1. EDN: https://www.elibrary.ru/wjywox.