Samara society in the period of dual power

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Based on archival documents, newspaper materials and economic statistics, the article analyzes the public mood of the inhabitants of the city of Samara in the period of 1991–1993. After 29 years since the dissolution of the Soviets of People’s Deputies, an opportunity has been provided for a comprehensive study of the topic of local self-government. Such studies will make it possible to find the main patterns of the country’s development, as well as expand the methodologies of history. Topic of the history of local self-government is impossible without the use of interdisciplinary methods. In the work, in addition to historical methods: historical-genetic, historical-comparative, descriptive, the semiotic method was used, as well as the method of content analysis. The scientific novelty of the study is determined by the new formulation of the problem in the study of local self-government and the non-traditional solution of emerging issues of the relationship of the power of society. The purpose of the study is a comprehensive and comprehensive study of the problem of relations between the representative bodies of state power and the Samara society during the dual power period of 1991–1993. Dual power in practice consisted in the presence of two equal bodies of the vertical of power: the vertical of the Soviets, headed by the Supreme Soviet, the Congress of People’s Deputies and R.I. Khasbulatov and the vertical of the institute of the presidency of the Russian Federation, which relied on the appointed heads of administrations. In the course of the study, some results were obtained: 1) a painful reaction in the public mood of the Samara society in 1991–1993 on economic reforms 2) the unsatisfactory state of the material and economic basis of the Samara region 3) the phenomenon of «letter to the authorities» of the daily life of Samara residents 4) the effectiveness of an interdisciplinary approach in the study of local self-government 5) ignoring or impossibility of direct interaction between the authorities and residents in 1991–1993. The conclusion, according to the results, is as follows: at the end of 1993, Russia failed to implement the system of local self-government, in which the inhabitants were disappointed, as well as the unwillingness to build a system of local authorities by the new Russian government.

Full Text

Введение. Постановка проблемы и степень ее разработанности

Эпоха отечественной истории начала 1990-х гг. характеризуется резкими изменениями во многих сферах жизни граждан позднего советского и молодого российского обществ. Страна опрометью двигалась в новую для себя политическую реальность, в которой развивались процессы демократизации государства и его перехода на рыночную систему экономики. Как известно, в начале 90-х гг. в СССР, а затем и в России были проведены реформы общества, которые своим влиянием на ход исторического процесса подготовили огромный банк фактов для изучения. Для комплексного понимания истории государства, эти сведения необходимо подвергнуть научному анализу.

Касательно характеристики того времени, важным его аспектом стал период так называемой «двоевластия вертикали власти» [Матвеев 2005 а, с. 173], который на практике заключался в наличии двух равноправных органов вертикали власти: вертикаль Советов, во главе которой стояли Верховный Совет, Съезд народных депутатов и Р.И. Хасбулатовым и вертикаль института Президентства Российской Федерации, которое опиралось на назначаемых глав администраций. Такая особенность политической жизни страны стала возможной во многом благодаря трем значимым политическим решениям: 1) введение института Президентства СССР в 1990 г. (Закон СССР 1990); 2) учреждение должности Президента России в 1991 г. (Закон РСФСР 1991); 3) аннигиляции Советского Союза лидерами новых стран в результате Беловежских соглашений (Соглашения о… 1991). Данные вехи в развитии государства повлияли на усиление личной власти Б.Н. Ельцина, а также закономерному роспуску Совета народных депутатов в 1993 г. его указом № 1400 (Указ Президента 1993).

Распоряжения, принятые в то время руководством страны, и поныне влияют на общественно-политические процессы государства. И с тех пор, по прошествии 29 лет, представилось возможным провести объективный исторический анализ взаимоотношений общества и власти г. Самары периода 1991–1993 гг., именуемый в работе двоевластием вертикали власти. Для выявления особенностей данного времени нужно охарактеризовать структуру эволюции связи правительства и самарского общества в указанные хронологические рамки. В таком случае целью исследования является всестороннее и комплексное изучение проблемы отношений представительных органов государственной власти и народа в обозначенных временных и пространственных рамок.

Данное научное исследование актуально по нескольким аспектам. Во-первых, с точки зрения теории, потому что данная тема исследования имеет уникальность формы изучения. Она заключается в междисциплинарном характере исследования, т. к. исторический анализ взаимоотношения общества и власти невозможен без анализа нормативно-правовой базы и оценки общественного настроения. Изучить данные два феномена не предоставляется возможным без использования специальных исторических, философских и юридических наук. Микроисторический анализ уникального самарского опыта позволит расширить и углубить уже имеющиеся знания о местном российском самоуправлении. С практической точки зрения изучение опыта взаимодействия власти и общества позволит вскрыть механизмы развития России, что особенно важно в современном политическом контексте. Сегодня правительство РФ выбрало вектор развития страны с учетом ее уникального исторического положения. Реализовать данную стратегию развития невозможно без специальных реформ, которые необходимо проводить с учетом знаний, полученных в ходе в том числе и исторических исследований.

В процессе научного поиска использовались общенаучные методы, основанные на комплексном изучении проблемы власти и общества: системный анализ, моделирование, диалектика. Принципом работы является материализм.

Вместе с общенаучными методами в научной статье были использованы историко-генетические, историко-сравнительные, описательные, которые входят в комплекс специально исторических методов. Они основаны на принципе материализма и историзма.

Касательно методов других наук, следует упомянуть, что для интерпретации данных нормативно-правовой базы и их влияния на исследуемую тему были использованы контент-анализ и семиотический метод.

В исследовании был применен антропологический подход, который позволил с учетом современных тенденций в исторической науке провести идеографический анализ отношения общества к новой политической реальности на индивидуальном уровне.

Научная новизна исследования определяется новой постановкой проблемы в изучении местного самоуправления и нетрадиционным решением возникающих вопросов отношения власти общества. Помимо прочего, решаются некоторые дискуссионные вопросы современного развития страны. Также обогащается современная историческая теория М.Н. Матвеева власти и общества в системе местного самоуправления.

Историческая проблема власти и общества Самары периода двоевластия вертикали власти соотносится с различными областями гуманитарного знания. Проблематика, связанная с вопросами местного самоуправления Самара, вызывает интерес, в первую очередь, у отечественных ученых: [Алексушин 2020; Гельман, Рыженков, Белокурова, Борисова 2008; Матвеев 2003; Матвеев 2005 б].

Также следует инкорпорировать в статью результаты исторических исследований города Самары и политические проблемы российских провинций в работах [Кошман 2011; Самарская летопись 1998; Разумов, Леонов 2022].

Смежные исследования дополняют и расширяют понимание решения научных задач, связанных с вопросами взаимоотношении власти и общества в период двоевластия вертикали власти г. Самары.

 

Материально-экономическое положение самарского общества

Не без указа Президента (Указ Президента РСФСР 1991) в 1991 г. без согласования с Советом К.А. Титов стал главой администрации Самарской области. А уже через год (ЦГАСО. Ф. Р-5140. Оп. 1. Д. 9. Л. 78) в Самарском регионе была утверждена новая структура органов исполнительной власти, которая должна была заменить систему местных Советов. Параллельно с этим институтом власти на территории региона действовали Советы народных депутатов, нормированные законом от 1992 г. (Закон РФ 1992).

Чтобы выявить детерминанты настроения в обществе, следует рассмотреть материально-экономическую базу Самарской области периода 1991–1993 гг., что позволит оценить работу главы администрации и отношение к ней у населения.

Как позывает в своих результатах исследования Поволжья М.Н. Матвеев, местные бюджеты того периода находились в бедственном положении. Так, для сравнения в Пензенской области в 1991 г. такие области как здравоохранение и народное образование не дополучили на 30 % финансирование, а культура на 50 % [Матвеев 2006, с. 59]. В результате этого в области продавались продукты лишь местным жителям (ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 12. Д. 620. Л. 81).

Такие аспекты экономического положения в области негативно влияли на население. Так, люди начала впадать в пессимизм и социологические опросы того времени говорят нам фрустрации жителей. Например, 1/3 опрошенных заявляли, что потеряли в уровне жизни (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 2. Л. 233 об.).

В 1990 г. был проведен мониторинг общественных настроений Пензенским областным советом профсоюзов, который показал, что 70 % рабочего населения полают ухудшения своего материального положения [Космарский 1991, с. 1]. Проведенный анализ социальной рефлексии жителей Пензенской области на изменения экономического строя периода 1991–1993 гг. позволяет прийти к выводу, что рядовому жителю данной области крайне трудно дался переход на рыночную экономику. Это стало одной из причин «перманентной нереализованностью идеала» [Булдаков 2007, с. 145]. Это свидетельствует не только о снижении уровня жизни граждан Пензенской области, но и о неудовлетворительной работы местных властей по обеспечению базовыми потребностями.

Соседняя Ульяновская область в тот же период так же испытывала на себе падение уровня доходов и спад производства, который деструктивно влиял на общее настроение масс. Если проанализировать объемы жилищного строительства в Ульяновской области, которые косвенно отражают благосостояние общества, то согласно исследованию В.В. Кузнецову (Кузнецов 2017, с. 60) с 1991–1995 гг. объем жилищного строительства по сравнению с предыдущей пятилеткой упал на 400 тыс. кв. метров. Аналогичный спад произошел в сфере продовольствия. С 1991 г. в Ульяновской области начался процесс спада экономики в аграрном секторе. Это стало одной из причин усиления продовольственного кризиса [Якупов 2010 а].

За период с 1990–1993 гг. в Ульяновске социально-экономические показатели качества жизни населения ухудшились по сравнению со следующими годами. В период перестройки финансирование на образование уменьшилось, как и средства на развитие производства (Кузнецов, Каймакова, Минякова, Гафуров, Баландина 2017, с. 56).

В таких неудовлетворительных условиях, когда уровень жизни падает, проблема дефицита и неудовлетворения потребностей влияет на психику людей [Николаев 2000, c. 4; Якупов 2010 б, с. 245]. В таком случае, очевидно, что на тот момент местные власти не справлялись с задачей по стабилизации экономики и призывали даже в некоторых случаях на помощь народному хозяйству трудовые резервы (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 498. Л. 9–14).

Сопоставив данные Пензенской и Ульяновской областях, можно сопоставить с данными Самары, что позволит составить картину состояния народного хозяйства Поволжья. Экономический потенциал и развитие Самарской области периода 1991–1993 гг. отражали союзные тенденции изменения, сопутствующие на пути к рыночной экономике.

Экономика строилась на ВПК, автомобильной промышленности, приборостроению, металлургии, станкостроению и нефтедобычи. Это достигалось наличием различные заводов и фабрик: завод им. Масленникова, завод им. Фрунзе, «Куйбышевазот».

Уже в 1991 г. экономическое положение области было погублено в связи с 203-м постановлением Союзного правительства. Предприятия теряли прибыль в связи со снижением роста объемов производства. Как следствие, снизились расходы на оплаты труда. Такие условия формировали весьма негативное положение самарского общества, состояние которого наиболее продуктивным будет проанализировать исходя из потребительских возможностей граждан.

При исследовании социально-экономического положения г. Самары периода 1991–1993 гг. становится очевидным, что город не смог избежать товарного дефицита и деградации экономики. Следствием этого в городе стали образовываться очереди и стала действовать талонная система [Разумов, Леонов, 2022].

Как показывают данные архивов, к 1991 г. спрос на мясо в Куйбышеве был обеспечен на 35 (ЦГАСО Ф. Р-3954. Оп. 7. Д. 1346. Л. 12; Оп. 7. Д. 984, 987, 1054, 1155, 1346.) Так же, как и в г. Пензе, с 1991 г. товары отпускались лишь при наличии паспорта, а затем при наличии специальной визитки.

К сожалению, народное хозяйство не способно было обеспечить всеми необходимыми товарами жителям города и некоторые из них были произведены населением самостоятельно [Остапкович 1998, с. 155]

 

Положение общества в период двоевластия

В 1992 г. уже треть от всего населения страны жила ниже прожиточного уровня. Данный год оказался «самым бедным» за всю историю наблюдения в России [Налбандян 2017]. За год до этого в депутатском обращении говорились о сложном периоде, который «затянет узел экономических проблем нашего общества» (Постановление Верховного Совета СССР 1991). В тот период характерны были указы Президента (Указ Президента СССР 1991), которые должны были «стабилизировать» ситуацию в стране.

Реально у гражданина есть несколько вариантов преобразовать свои условия жизни. Есть нелегальные способы, есть легальные методы. Наиболее продуктивным инструментом преобразования реальности является взаимодействие с органами местного самоуправления, которые до 1993 г., а именно до Указа Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» были представлены Советами и администрацией. После 1993 года местная администрация монополизировала власть в своих руках.

Эффективность местного самоуправления с точки зрения исторического анализа можно проанализировать через жалобы населения. Проблема дефицита товаров, снижения доходов, падения уровня жизни проецировало самарское общество на власть. Росла социально-политическая напряженность, что отражено в записях, жалобах, письмах и редакциях газет. С помощью них люди пытались излить свое видение на сложившуюся ситуацию, выражая свое мнение касательно реформ. Карикатурная ситуация сложилась с жалобами на жилищно-эксплуатационную контору, когда принятые решения по строительству торговых точек, отменялись после жалоб граждан
(ГАСамО. Ф. Р-3340. Оп. 1. Д. 190. Л. 9). Это говорит об оторванности властей и нежеланием слушать и понимать общественные тенденции.

В 1993 году в городскую администрацию поступило 21 100 обращений от недовольных граждан. Обращения во многом касались бытовых тем: городских властей спрашивали по качеству жилищного хозяйству, по коммунальным вопросам. С 1992 г. количество обращений по поводу социального обеспечения увеличилось в двое (ГАСО. Ф. Р-3340. Оп. 1. Д. 190. Л. 4).

Помимо дискурсивного метода население Самары пыталось воздействовать на сферу общественного бытия путем демонстраций. Подчас власти были вынуждены разгонять митингующих силовым методом.

Люди трагично воспринимали дефицит, новую социальную реальность и падение уровня жизни. Уже в 1994 году стенограмма Государственной Думы предоставила исторический документ о состоянии общества периода 1991–1993 гг. Осенью того года А.И. Солженицын говорил: «Народная масса обескуражена, она в ошеломлении, в шоке от унижения и от стыда за свое бессилие. В ней нет убеждения, что происходящие реформы и политика правительства действительно ведутся в ее интересах. Людей низов практически выключили из жизни» (Московский комсомолец 1994). Вообще же в народной памяти сохранилось негативное отношение к социально-экономическому положению города.

Непосредственные участники тех лет такую повседневную проблему воспринимали как унизительное положение. Граждан вопрошал в воздух на все возникающие коллизии [Разумов, Леонов 2022, с. 45]. В опереточной форме такие условия жизни высмеивались в народном творчестве [Зарубина 2006, с. 160]. Занятно, что основные заявители относились к возрастной группе старшего поколения. Эта уязвимая группа острее всего пострадала от переходного периода.

Очевидно, накопившийся на сегодня материал для исследования позволяет сделать лишь общие выводы из-за фрагментарности данных. Архивные документы, письма того периода отражают настроения общества. Жилищный вопрос, состояние ЖКЗ, зарплата становились главными вопросами на повестке дня среди населения. К сожалению, для полной картины предстоит еще много времени. Сегодня на уровне эмпирике доступны не все архивные документы, которые отражают положение общества 1991–1993 гг. Не все документы открыты, с помощью которых можно изучить социальные аномалии и конфликты в обществе [Захарченко 2018].

 

Взаимоотношение власти и общества в 1991–1993 гг.

Атрибут эффективной системы местного самоуправления – это признание общественных инициатив и вообще признание народа как ценность. Институт народной власти СССР, Советы народных депутатов, сочетали в себя черты местного самоуправления и народную власть [Пылин 2012]. Как было продемонстрировано на примере отмены решений по установке торговых точек, в г. Самаре чиновники зачастую игнорировали общественные пожелания и запросы, отдавая их на самотек бюрократии. Такие факты отчуждения населения от воздействия и управление городом с помощью органов местного самоуправления в целом способствовали идеи о дискредитации такого способа оформления.

В 90-е общество полагало, что власть является неким чужеродным элементом и в некотором смысле враждебной по отношению к народу. Так, А.В. Лабудин писал, что отчуждение общество от власти было неким атрибутом понимания системе местного самоуправления [Лабудин 1996, с. 47].

Период 1991–1993 гг. во многом стали поворотным моментом в политической истории современной России. Начиная от перестройки в обществе, функционировала тенденция на утрату понимания и доверия к власти. Более того, конца 1991 г. население стало обращаться на администрации, которые фактически являлись реальной властью.

События 1991–1993 годов стали периодом утраты кредита доверия народа к власти, полученного в период начала перестройки. «Избиратель перестал верить в депутатский корпус» (ГАУО. Ф. Р-565. Оп. 14. Д. 1012. Л. 67). В таких условиях Советы начинали самостоятельно распускаться.

Пессимистический настрой сохранялся и в мировоззрении депутатов. Так, депутат самарского горсовета говорила: «на улице избиратели наши
мерзнут, дети мерзнут в садиках и школах, огромное количество больных – люди едут на работу, раздирая массой своей автобусы, гроздьями свисая с трамваев» (ГАСО, Ф. Р-56, Оп. 55, Д. 1194. Л. 9, 10).

Так, власть того времени реагировала на местное самоуправление, дискредитируя саму ее идею. В 90-е г. работники администрации избирались в качестве депутатов, и уже реально мало кто считался с Советами. Это стало причиной культивирования в обществе идеи непринятия местного самоуправления, что отразилось в снижении явки на выборах.

1991–1993 гг. ознаменовались процессами аннигиляции представительной демократии. Местное самоуправление вклинилось в исполнительную вертикаль власти и функционировал через указы Президента.

 

Заключение

Как показывает анализ социально-экономического положения в Самарской области, исследование качества уровня жизни самарского общества, а также формы взаимоотношения самарского общества с властью 1991–1993 гг., страна и город переживали одни из самых трудных этапов в своей политической практики. На это повлияло множество фактов: 1) резкая смена политического режима, повлекшего за собой смену экономической системы; 2) падения уровня жизни населения; 3) политические процессы, которые ознаменовались двоевластием; 4) недостаточность опыта новой администрации решения бытовых проблем.

Самарская область в 1991–1993 гг. переживала спад производства, а за ним повлекшие за собой социальные проблемы, которые в исследовании были отмечены: дефицит товаров и простые бытовые вопросы. К сожалению, два органа власти не смогли найти общий путь управления городом и данный период можно назвать печальным в жизни самарского общества. Оно было весьма нервозным, были потеряны надежды на становление представительной демократии. Реформы 90-х не возродили институт земства, а, наоборот, делали акцент на встраивании местного самоуправления в вертикаль власти, зачастую которая не стремилась выполнять прямые обязанности.

Как показало всестороннее исследование проблемы взаимоотношения власти и общества того периода, данный комплекс проблем включен в политическую, экономическую, социальную проблематику. Анализ самарской действительности позволяет констатировать, что между властью и обществом не было прямого диалога и их отношение строилось очень медленно и зачастую не имело успеха. Тот период укрепил в обществе идею об отчуждении власти от народа и потому дискредитировал идею о местном самоуправлении. Политическая реальность 1991–1993 гг. не укрепила институт местного самоуправления в г. Самара, дав большие полномочия гражданам управлять городом, а напротив, укрепила вертикаль власть и централизацию политических процессов.

Теперь идея местного самоуправления остается материалом для исторических исследований, а не для сферы практического применения.

×

About the authors

V. V. Evpalov

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: victor.evpalov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5698-3363

postgraduate student of the Department of Russian History

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Aleksushin 2022 – Aleksushin G.V. (2022) Development of local government and self-government of Samara and Samara region. 2nd edition. Samara: Praim, 136 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41882589. EDN: https://elibrary.ru/pnuhyq. (In Russ.)
  2. Buldakov 2007 – Buldakov V.P. (2007) Quo vadis? Crises in Russia: ways of rethinking. Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 204 p. Available at: https://knigogid.ru/books/98165-quo-vadis-krizisy-v-rossii-puti-pereosmysleniya/toread. (In Russ.)
  3. Gelman, Ryzhenkov, Belokurova, Borisova 2008 – Gelman V., Ryzhenkov S., Belokurova E., Borisova N. (2008) Reform of local government in Russian cities, 1991–2006. Saint–Petersburg: Norma, 368 p. Available at: https://eusp.org/sites/default/files/archive/pss_dep/gelman_ref_mest_vl.pdf. (In Russ.)
  4. Zarubina 2006 – Zarubina N.N. (2006) Laugh culture as factor of tolerance towards new social groups in Russian society. Social Sciences and Contemporary World, no. 5, pp. 155–167. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9277801. EDN: https://elibrary.ru/hvaroz. (In Russ.)
  5. Zaharchenko 2018 – Zaharchenko A.V. (2018) Reflection of everyday practices in public moods in the 1990s (based on the materials of the Samara region). Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, vol. 20, no. 3 (2), pp. 378–381. Available at: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2018/2018_3_378_381.pdf. (In Russ.)
  6. Kosmarskii, Khakhulina, Shpilko 1991 – Kosmarskii V.L., Khakhulina L.A., Shpilko S.P. (1991) Social opinion about transition to market economy: scientific report. Moscow: VTsIOM, 68 p. Available at: http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/2353. (In Russ)
  7. Koshman 2011 – Koshman L.V. (2011) Fate of local self-government in Russia. City and power. End of the XIX – early XX century. In: Rus', Russia. Middle Ages and Modern Age. Moscow: Orgkomitet chtenii pamyati akad. RAN L.V. Milova, no. 2, pp. 309–314. Available at: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/2888618/; https://elibrary.ru/item.asp?id=19434439. EDN: https://elibrary.ru/qjhjsf. (In Russ.)
  8. Labudin 1996 – Labudin A.V. (1996) Development of the theory of territorial self-government in the USSR: 1917–1991. Book 1. Saint Petersburg, 187 p. (In Russ.)
  9. Matveev 2003 – Matveev M.N. (2003) Reflection on the national problems in activity of local Soviets in 70–90 years of the XX century. In: Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Spetsial'nyi vypusk «Novye gumanitarnye issledovaniya». Samara, pp. 162–181. Available at: http://m-matveev.ru/index.php/publikacii/publ-statji/122--70-90-. (In Russ.)
  10. Matveev 2005 – Matveev M.N. (2005) Power and society in the system of local Councils of People's Deputies of the Volga region in the 70-ies and early 90-ies of the XX century. In: Volga region: interuniversity collection of scientific works. Saratov: izd. Saratovskogo universiteta, issue 12, pp. 165–174. (In Russ.)
  11. Matveev 2005 – Matveev M.N. (2005) Power and society in the system of Soviet of People’s Deputies in 1977–1993 years. Samara: Samarskii universitet, 456 p. Available at: http://m-matveev.ru/index.php/publikacii/publ-diss/472-trud. (In Russ.)
  12. Matveev 2006 – Matveev M.N. (2006) The economical crisis during 1991–1993 and Soviets of national Deputies of Volga region. Vestnik of Samara State University, no. 5/1 (45), pp. 59–66. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9172698. EDN: https://www.elibrary.ru/hsswut. (In Russ.)
  13. Nalbandyan 2017 – Nalbandyan A.A. (2017) The problem of poverty in Russia in conditions of multifactor economic crisis. RUDN Journal of Economics, vol. 25, no. 3, pp. 343–353. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-2329-2017-25-3-343-353. EDN: https://www.elibrary.ru/yneitz. (In Russ.)
  14. Nikolaev 2000 – Nikolaev V.G. (2000) Soviet queue as a habitat. Russia and the Contemporary World, no. 3 (28), pp. 37–48. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=1232826. EDN: https://elibrary.ru/bazlbv. (In Russ.)
  15. Ostapkovich 1998 – Ostapkovich G.S. (1998) On social and economic development of the USSR on the verge of 80–90-ies. Voprosy еkonomiki, no. 7, pp. 153–159. (In Russ.)
  16. Pylin 2012 – Pylin V.V. (2012) Analysis of Legal Bases of Councils of People's Deputies of RSFSR and Municipal Representative Bodies of the Russian Federation. Administrative Consulting, no. 4 (48), pp. 018–024. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pravovyh-osnov-sovetov-narodnyh-deputatov-rsfsr-i-munitsipalnyh-predstavitelnyh-organov-rossiyskoy-federatsii/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18801298. EDN: https://www.elibrary.ru/pvldsl. (In Russ.)
  17. Razumov, Leonov 2022 – Razumov N.V., Leonov M.I. (2022) Problem of shortage of consumer goods in the city of Kuibyshev during the period of perestroika. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 28, no. 3, pp. 40–45. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-3-40-45. EDN: https://www.elibrary.ru/nljwxp. (In Russ.)
  18. Samara’s chronicle… 1998 – Kabytov P.S., Khramkov L.V. (Eds.) (1998) Samara’s chronicle: Essays on the history of the Samara region from ancient times to the present day: in 3 books. Book three: Samara region in the XX century (1918–1996). Samara: Izdatel'stvo «Samarskii universitet», 264 p. Available at: https://repo.ssau.ru/bitstream/Uchebnye-izdaniya/Samarskaya-letopis-Kn-3-73368/1/Кабытов%20П.С.%20Самарская%20летопись%20кн.3.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35686030. EDN: https://www.elibrary.ru/yatbwx. (In Russ.)
  19. Yakupov 2010 a – Yakupov R.A. (2010) Agrarian industry complex and crisis system of consumption in USSR–Russia at the end of 1980-ies – the beginning of 1990-ies (based on the Middle Volga region). Vestnik of Samara State University, no. 77, pp. 84–87. Available at: https://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/3737/3639. (In Russ.)
  20. Yakupov 2010 b – Yakupov R.A. (2010) System of rationed distribution of goods in the regions of the Middle Volga region in the late 1980-ies – early 1990-ies. Molodoi uchenyi, no. 9, pp. 241–247. Available at: https://moluch.ru/archive/20/2024/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16366964. EDN: https://elibrary.ru/nuecwd. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Evpalov V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies