Самарское общество в период двоевластия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на основе архивных документов, материалов газет и экономической статистике анализируется общественное настроение жителей города Самары в период 1991–1993 гг. По прошествии 29 лет со дня роспуска Советов народных депутатов предоставилась возможность всестороннего изучения темы местного самоуправления. Такие исследования позволят найти основные закономерности развития страны, а также расширяют методологии истории, т.к. тема истории местного самоуправления невозможно без применения междисциплинарных методов. В работе, помимо исторических методов: историко-генетические, историко-сравнительные, описательные, были использованы семиотический метод, а также метод контент анализа. Научная новизна исследования определяется новой постановкой проблемы в изучении местного самоуправления и нетрадиционным решением возникающих вопросов отношения власти общества. Целью исследования является всестороннее и комплексное изучение проблемы отношений представительных органов государственной власти и самарского общества периода двоевластия 1991–1993. Двоевластие на практике заключалось в наличии двух равноправных органов вертикали власти: вертикаль Советов, во главе которой стояли Верховный Совет, Съезд народных депутатов и Р.И. Хасбулатовым и вертикаль института Президентства Российской Федерации, которое опиралось на назначаемых глав администраций. В ходе исследования были получены некоторые результаты: 1) болезненная реакция в общественных настроениях самарского общества 1991–1993 гг. на экономические реформы; 2) неудовлетворительное состояние материально-экономического базиса Самарской области; 3) феномен «письма во власть» повседневной жизни жителей Самары; 4) эффективность междисциплинарного подхода в исследовании местного самоуправления 5) игнорирование или невозможность прямого взаимодействия между властями и жителями в 1991–1993. Вывод, согласно результатам, состоит в следующем: по окончании 1993 г. в России не удалось реализовать систему местного самоуправления, в которой разочаровались жители, а также нежеланием строить систему местных органов власти новым российским правительством.

Полный текст

Введение. Постановка проблемы и степень ее разработанности

Эпоха отечественной истории начала 1990-х гг. характеризуется резкими изменениями во многих сферах жизни граждан позднего советского и молодого российского обществ. Страна опрометью двигалась в новую для себя политическую реальность, в которой развивались процессы демократизации государства и его перехода на рыночную систему экономики. Как известно, в начале 90-х гг. в СССР, а затем и в России были проведены реформы общества, которые своим влиянием на ход исторического процесса подготовили огромный банк фактов для изучения. Для комплексного понимания истории государства, эти сведения необходимо подвергнуть научному анализу.

Касательно характеристики того времени, важным его аспектом стал период так называемой «двоевластия вертикали власти» [Матвеев 2005 а, с. 173], который на практике заключался в наличии двух равноправных органов вертикали власти: вертикаль Советов, во главе которой стояли Верховный Совет, Съезд народных депутатов и Р.И. Хасбулатовым и вертикаль института Президентства Российской Федерации, которое опиралось на назначаемых глав администраций. Такая особенность политической жизни страны стала возможной во многом благодаря трем значимым политическим решениям: 1) введение института Президентства СССР в 1990 г. (Закон СССР 1990); 2) учреждение должности Президента России в 1991 г. (Закон РСФСР 1991); 3) аннигиляции Советского Союза лидерами новых стран в результате Беловежских соглашений (Соглашения о… 1991). Данные вехи в развитии государства повлияли на усиление личной власти Б.Н. Ельцина, а также закономерному роспуску Совета народных депутатов в 1993 г. его указом № 1400 (Указ Президента 1993).

Распоряжения, принятые в то время руководством страны, и поныне влияют на общественно-политические процессы государства. И с тех пор, по прошествии 29 лет, представилось возможным провести объективный исторический анализ взаимоотношений общества и власти г. Самары периода 1991–1993 гг., именуемый в работе двоевластием вертикали власти. Для выявления особенностей данного времени нужно охарактеризовать структуру эволюции связи правительства и самарского общества в указанные хронологические рамки. В таком случае целью исследования является всестороннее и комплексное изучение проблемы отношений представительных органов государственной власти и народа в обозначенных временных и пространственных рамок.

Данное научное исследование актуально по нескольким аспектам. Во-первых, с точки зрения теории, потому что данная тема исследования имеет уникальность формы изучения. Она заключается в междисциплинарном характере исследования, т. к. исторический анализ взаимоотношения общества и власти невозможен без анализа нормативно-правовой базы и оценки общественного настроения. Изучить данные два феномена не предоставляется возможным без использования специальных исторических, философских и юридических наук. Микроисторический анализ уникального самарского опыта позволит расширить и углубить уже имеющиеся знания о местном российском самоуправлении. С практической точки зрения изучение опыта взаимодействия власти и общества позволит вскрыть механизмы развития России, что особенно важно в современном политическом контексте. Сегодня правительство РФ выбрало вектор развития страны с учетом ее уникального исторического положения. Реализовать данную стратегию развития невозможно без специальных реформ, которые необходимо проводить с учетом знаний, полученных в ходе в том числе и исторических исследований.

В процессе научного поиска использовались общенаучные методы, основанные на комплексном изучении проблемы власти и общества: системный анализ, моделирование, диалектика. Принципом работы является материализм.

Вместе с общенаучными методами в научной статье были использованы историко-генетические, историко-сравнительные, описательные, которые входят в комплекс специально исторических методов. Они основаны на принципе материализма и историзма.

Касательно методов других наук, следует упомянуть, что для интерпретации данных нормативно-правовой базы и их влияния на исследуемую тему были использованы контент-анализ и семиотический метод.

В исследовании был применен антропологический подход, который позволил с учетом современных тенденций в исторической науке провести идеографический анализ отношения общества к новой политической реальности на индивидуальном уровне.

Научная новизна исследования определяется новой постановкой проблемы в изучении местного самоуправления и нетрадиционным решением возникающих вопросов отношения власти общества. Помимо прочего, решаются некоторые дискуссионные вопросы современного развития страны. Также обогащается современная историческая теория М.Н. Матвеева власти и общества в системе местного самоуправления.

Историческая проблема власти и общества Самары периода двоевластия вертикали власти соотносится с различными областями гуманитарного знания. Проблематика, связанная с вопросами местного самоуправления Самара, вызывает интерес, в первую очередь, у отечественных ученых: [Алексушин 2020; Гельман, Рыженков, Белокурова, Борисова 2008; Матвеев 2003; Матвеев 2005 б].

Также следует инкорпорировать в статью результаты исторических исследований города Самары и политические проблемы российских провинций в работах [Кошман 2011; Самарская летопись 1998; Разумов, Леонов 2022].

Смежные исследования дополняют и расширяют понимание решения научных задач, связанных с вопросами взаимоотношении власти и общества в период двоевластия вертикали власти г. Самары.

 

Материально-экономическое положение самарского общества

Не без указа Президента (Указ Президента РСФСР 1991) в 1991 г. без согласования с Советом К.А. Титов стал главой администрации Самарской области. А уже через год (ЦГАСО. Ф. Р-5140. Оп. 1. Д. 9. Л. 78) в Самарском регионе была утверждена новая структура органов исполнительной власти, которая должна была заменить систему местных Советов. Параллельно с этим институтом власти на территории региона действовали Советы народных депутатов, нормированные законом от 1992 г. (Закон РФ 1992).

Чтобы выявить детерминанты настроения в обществе, следует рассмотреть материально-экономическую базу Самарской области периода 1991–1993 гг., что позволит оценить работу главы администрации и отношение к ней у населения.

Как позывает в своих результатах исследования Поволжья М.Н. Матвеев, местные бюджеты того периода находились в бедственном положении. Так, для сравнения в Пензенской области в 1991 г. такие области как здравоохранение и народное образование не дополучили на 30 % финансирование, а культура на 50 % [Матвеев 2006, с. 59]. В результате этого в области продавались продукты лишь местным жителям (ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 12. Д. 620. Л. 81).

Такие аспекты экономического положения в области негативно влияли на население. Так, люди начала впадать в пессимизм и социологические опросы того времени говорят нам фрустрации жителей. Например, 1/3 опрошенных заявляли, что потеряли в уровне жизни (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 2. Л. 233 об.).

В 1990 г. был проведен мониторинг общественных настроений Пензенским областным советом профсоюзов, который показал, что 70 % рабочего населения полают ухудшения своего материального положения [Космарский 1991, с. 1]. Проведенный анализ социальной рефлексии жителей Пензенской области на изменения экономического строя периода 1991–1993 гг. позволяет прийти к выводу, что рядовому жителю данной области крайне трудно дался переход на рыночную экономику. Это стало одной из причин «перманентной нереализованностью идеала» [Булдаков 2007, с. 145]. Это свидетельствует не только о снижении уровня жизни граждан Пензенской области, но и о неудовлетворительной работы местных властей по обеспечению базовыми потребностями.

Соседняя Ульяновская область в тот же период так же испытывала на себе падение уровня доходов и спад производства, который деструктивно влиял на общее настроение масс. Если проанализировать объемы жилищного строительства в Ульяновской области, которые косвенно отражают благосостояние общества, то согласно исследованию В.В. Кузнецову (Кузнецов 2017, с. 60) с 1991–1995 гг. объем жилищного строительства по сравнению с предыдущей пятилеткой упал на 400 тыс. кв. метров. Аналогичный спад произошел в сфере продовольствия. С 1991 г. в Ульяновской области начался процесс спада экономики в аграрном секторе. Это стало одной из причин усиления продовольственного кризиса [Якупов 2010 а].

За период с 1990–1993 гг. в Ульяновске социально-экономические показатели качества жизни населения ухудшились по сравнению со следующими годами. В период перестройки финансирование на образование уменьшилось, как и средства на развитие производства (Кузнецов, Каймакова, Минякова, Гафуров, Баландина 2017, с. 56).

В таких неудовлетворительных условиях, когда уровень жизни падает, проблема дефицита и неудовлетворения потребностей влияет на психику людей [Николаев 2000, c. 4; Якупов 2010 б, с. 245]. В таком случае, очевидно, что на тот момент местные власти не справлялись с задачей по стабилизации экономики и призывали даже в некоторых случаях на помощь народному хозяйству трудовые резервы (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 498. Л. 9–14).

Сопоставив данные Пензенской и Ульяновской областях, можно сопоставить с данными Самары, что позволит составить картину состояния народного хозяйства Поволжья. Экономический потенциал и развитие Самарской области периода 1991–1993 гг. отражали союзные тенденции изменения, сопутствующие на пути к рыночной экономике.

Экономика строилась на ВПК, автомобильной промышленности, приборостроению, металлургии, станкостроению и нефтедобычи. Это достигалось наличием различные заводов и фабрик: завод им. Масленникова, завод им. Фрунзе, «Куйбышевазот».

Уже в 1991 г. экономическое положение области было погублено в связи с 203-м постановлением Союзного правительства. Предприятия теряли прибыль в связи со снижением роста объемов производства. Как следствие, снизились расходы на оплаты труда. Такие условия формировали весьма негативное положение самарского общества, состояние которого наиболее продуктивным будет проанализировать исходя из потребительских возможностей граждан.

При исследовании социально-экономического положения г. Самары периода 1991–1993 гг. становится очевидным, что город не смог избежать товарного дефицита и деградации экономики. Следствием этого в городе стали образовываться очереди и стала действовать талонная система [Разумов, Леонов, 2022].

Как показывают данные архивов, к 1991 г. спрос на мясо в Куйбышеве был обеспечен на 35 (ЦГАСО Ф. Р-3954. Оп. 7. Д. 1346. Л. 12; Оп. 7. Д. 984, 987, 1054, 1155, 1346.) Так же, как и в г. Пензе, с 1991 г. товары отпускались лишь при наличии паспорта, а затем при наличии специальной визитки.

К сожалению, народное хозяйство не способно было обеспечить всеми необходимыми товарами жителям города и некоторые из них были произведены населением самостоятельно [Остапкович 1998, с. 155]

 

Положение общества в период двоевластия

В 1992 г. уже треть от всего населения страны жила ниже прожиточного уровня. Данный год оказался «самым бедным» за всю историю наблюдения в России [Налбандян 2017]. За год до этого в депутатском обращении говорились о сложном периоде, который «затянет узел экономических проблем нашего общества» (Постановление Верховного Совета СССР 1991). В тот период характерны были указы Президента (Указ Президента СССР 1991), которые должны были «стабилизировать» ситуацию в стране.

Реально у гражданина есть несколько вариантов преобразовать свои условия жизни. Есть нелегальные способы, есть легальные методы. Наиболее продуктивным инструментом преобразования реальности является взаимодействие с органами местного самоуправления, которые до 1993 г., а именно до Указа Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» были представлены Советами и администрацией. После 1993 года местная администрация монополизировала власть в своих руках.

Эффективность местного самоуправления с точки зрения исторического анализа можно проанализировать через жалобы населения. Проблема дефицита товаров, снижения доходов, падения уровня жизни проецировало самарское общество на власть. Росла социально-политическая напряженность, что отражено в записях, жалобах, письмах и редакциях газет. С помощью них люди пытались излить свое видение на сложившуюся ситуацию, выражая свое мнение касательно реформ. Карикатурная ситуация сложилась с жалобами на жилищно-эксплуатационную контору, когда принятые решения по строительству торговых точек, отменялись после жалоб граждан
(ГАСамО. Ф. Р-3340. Оп. 1. Д. 190. Л. 9). Это говорит об оторванности властей и нежеланием слушать и понимать общественные тенденции.

В 1993 году в городскую администрацию поступило 21 100 обращений от недовольных граждан. Обращения во многом касались бытовых тем: городских властей спрашивали по качеству жилищного хозяйству, по коммунальным вопросам. С 1992 г. количество обращений по поводу социального обеспечения увеличилось в двое (ГАСО. Ф. Р-3340. Оп. 1. Д. 190. Л. 4).

Помимо дискурсивного метода население Самары пыталось воздействовать на сферу общественного бытия путем демонстраций. Подчас власти были вынуждены разгонять митингующих силовым методом.

Люди трагично воспринимали дефицит, новую социальную реальность и падение уровня жизни. Уже в 1994 году стенограмма Государственной Думы предоставила исторический документ о состоянии общества периода 1991–1993 гг. Осенью того года А.И. Солженицын говорил: «Народная масса обескуражена, она в ошеломлении, в шоке от унижения и от стыда за свое бессилие. В ней нет убеждения, что происходящие реформы и политика правительства действительно ведутся в ее интересах. Людей низов практически выключили из жизни» (Московский комсомолец 1994). Вообще же в народной памяти сохранилось негативное отношение к социально-экономическому положению города.

Непосредственные участники тех лет такую повседневную проблему воспринимали как унизительное положение. Граждан вопрошал в воздух на все возникающие коллизии [Разумов, Леонов 2022, с. 45]. В опереточной форме такие условия жизни высмеивались в народном творчестве [Зарубина 2006, с. 160]. Занятно, что основные заявители относились к возрастной группе старшего поколения. Эта уязвимая группа острее всего пострадала от переходного периода.

Очевидно, накопившийся на сегодня материал для исследования позволяет сделать лишь общие выводы из-за фрагментарности данных. Архивные документы, письма того периода отражают настроения общества. Жилищный вопрос, состояние ЖКЗ, зарплата становились главными вопросами на повестке дня среди населения. К сожалению, для полной картины предстоит еще много времени. Сегодня на уровне эмпирике доступны не все архивные документы, которые отражают положение общества 1991–1993 гг. Не все документы открыты, с помощью которых можно изучить социальные аномалии и конфликты в обществе [Захарченко 2018].

 

Взаимоотношение власти и общества в 1991–1993 гг.

Атрибут эффективной системы местного самоуправления – это признание общественных инициатив и вообще признание народа как ценность. Институт народной власти СССР, Советы народных депутатов, сочетали в себя черты местного самоуправления и народную власть [Пылин 2012]. Как было продемонстрировано на примере отмены решений по установке торговых точек, в г. Самаре чиновники зачастую игнорировали общественные пожелания и запросы, отдавая их на самотек бюрократии. Такие факты отчуждения населения от воздействия и управление городом с помощью органов местного самоуправления в целом способствовали идеи о дискредитации такого способа оформления.

В 90-е общество полагало, что власть является неким чужеродным элементом и в некотором смысле враждебной по отношению к народу. Так, А.В. Лабудин писал, что отчуждение общество от власти было неким атрибутом понимания системе местного самоуправления [Лабудин 1996, с. 47].

Период 1991–1993 гг. во многом стали поворотным моментом в политической истории современной России. Начиная от перестройки в обществе, функционировала тенденция на утрату понимания и доверия к власти. Более того, конца 1991 г. население стало обращаться на администрации, которые фактически являлись реальной властью.

События 1991–1993 годов стали периодом утраты кредита доверия народа к власти, полученного в период начала перестройки. «Избиратель перестал верить в депутатский корпус» (ГАУО. Ф. Р-565. Оп. 14. Д. 1012. Л. 67). В таких условиях Советы начинали самостоятельно распускаться.

Пессимистический настрой сохранялся и в мировоззрении депутатов. Так, депутат самарского горсовета говорила: «на улице избиратели наши
мерзнут, дети мерзнут в садиках и школах, огромное количество больных – люди едут на работу, раздирая массой своей автобусы, гроздьями свисая с трамваев» (ГАСО, Ф. Р-56, Оп. 55, Д. 1194. Л. 9, 10).

Так, власть того времени реагировала на местное самоуправление, дискредитируя саму ее идею. В 90-е г. работники администрации избирались в качестве депутатов, и уже реально мало кто считался с Советами. Это стало причиной культивирования в обществе идеи непринятия местного самоуправления, что отразилось в снижении явки на выборах.

1991–1993 гг. ознаменовались процессами аннигиляции представительной демократии. Местное самоуправление вклинилось в исполнительную вертикаль власти и функционировал через указы Президента.

 

Заключение

Как показывает анализ социально-экономического положения в Самарской области, исследование качества уровня жизни самарского общества, а также формы взаимоотношения самарского общества с властью 1991–1993 гг., страна и город переживали одни из самых трудных этапов в своей политической практики. На это повлияло множество фактов: 1) резкая смена политического режима, повлекшего за собой смену экономической системы; 2) падения уровня жизни населения; 3) политические процессы, которые ознаменовались двоевластием; 4) недостаточность опыта новой администрации решения бытовых проблем.

Самарская область в 1991–1993 гг. переживала спад производства, а за ним повлекшие за собой социальные проблемы, которые в исследовании были отмечены: дефицит товаров и простые бытовые вопросы. К сожалению, два органа власти не смогли найти общий путь управления городом и данный период можно назвать печальным в жизни самарского общества. Оно было весьма нервозным, были потеряны надежды на становление представительной демократии. Реформы 90-х не возродили институт земства, а, наоборот, делали акцент на встраивании местного самоуправления в вертикаль власти, зачастую которая не стремилась выполнять прямые обязанности.

Как показало всестороннее исследование проблемы взаимоотношения власти и общества того периода, данный комплекс проблем включен в политическую, экономическую, социальную проблематику. Анализ самарской действительности позволяет констатировать, что между властью и обществом не было прямого диалога и их отношение строилось очень медленно и зачастую не имело успеха. Тот период укрепил в обществе идею об отчуждении власти от народа и потому дискредитировал идею о местном самоуправлении. Политическая реальность 1991–1993 гг. не укрепила институт местного самоуправления в г. Самара, дав большие полномочия гражданам управлять городом, а напротив, укрепила вертикаль власть и централизацию политических процессов.

Теперь идея местного самоуправления остается материалом для исторических исследований, а не для сферы практического применения.

×

Об авторах

В. В. Евпалов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: victor.evpalov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5698-3363

аспират кафедры российской истории

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Алексушин 2022 – Алексушин Г.В. Развитие местной власти и самоуправления Самары и Самарского края. 2-е изд. Самара: Прайм, 2020. 136 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41882589. EDN: https://elibrary.ru/pnuhyq.
  2. Булдаков 2007 – Булдаков В.П. Quo vadis? Кризисы в России: пути переосмысления. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2007. 204 с. URL: https://knigogid.ru/books/98165-quo-vadis-krizisy-v-rossii-puti-pereosmysleniya/toread.
  3. Гельман, Рыженков, Белокурова, Борисова 2008 – Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Реформа местной власти в городах России, 1991–2006. Санкт-Петербург: Норма, 2008. 368 с. URL: https://eusp.org/sites/default/files/archive/pss_dep/gelman_ref_mest_vl.pdf.
  4. Зарубина 2006 – Зарубина Н.Н. Смеховая культура как фактор толерантности к новым социальным группам в российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. № 5. C. 155–167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9277801. EDN: https://elibrary.ru/hvaroz.
  5. Захарченко 2018 – Захарченко А.В. Отражение повседневных практик в общественных настроениях 1990-x гг. (на материалах Самарской области) // Известия Самарского научного центра РАН. 2018. Т. 20, № 3 (2). С. 378–381. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2018/2018_3_378_381.pdf.
  6. Космарский, Хахулина, Шпилько 1991 – Космарский В.Л., Хахулина Л.А., Шпилько С.П. Общественное мнение о переходе к рыночной экономике: науч. докл. Москва: ВЦИОМ, 1991. 68 с. URL: http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/2353.
  7. Кошман 2011 – Кошман Л.В. Судьбы местного самоуправления в России. Город и власть. Конец XIX – начало ХХ в. // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. Москва: Оргкомитет чтений памяти акад. РАН Л.В. Милова, 2011. № 2. С. 309–314. URL: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/2888618/; https://elibrary.ru/item.asp?id=19434439. EDN: https://elibrary.ru/qjhjsf.
  8. Лабудин 1996 – Лабудин А.В. Развитие теории территориального самоуправления в СССР: 1917–1991 гг. Кн. 1. Санкт-Петербург, 1996. 187 с.
  9. Матвеев 2003 – Матвеев М.Н. Отражение проблем населения в деятельности местных Советов в 70-90 годы XX века // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Новые гуманитарные исследования». Самара, 2003. С. 162–181. URL: http://m-matveev.ru/index.php/publikacii/publ-statji/122--70-90-е.
  10. Матвеев 2005 – Матвеев М.Н. Власть и общество в системе местных Советов народных депутатов Поволжья в 70-е начале 90-х годов XX века // Поволжский край: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд. Саратовского университета, 2005. Вып. 12. С. 165–174.
  11. Матвеев 2005 – Матвеев М.Н. Власть и общество в системе Советов народных депутатов в 1977–1993 гг. Самара: Самарский университет, 2005. 456 с. URL: http://m-matveev.ru/index.php/publikacii/publ-diss/472-trud.
  12. Матвеев 2006 – Матвеев М.Н. Экономический кризис 1991–1993 годов и Советы народных депутатов Поволжья // Вестник Самарского государственного университета. 2006. № 5/1 (45). С. 59–66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9172698. EDN: https://www.elibrary.ru/hsswut.
  13. Налбандян 2017 – Налбандян А.А. Проблема бедности в России в условиях многофакторного экономического кризиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25, № 3. С. 343–353. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-2329-2017-25-3-343-353. EDN: https://www.elibrary.ru/yneitz.
  14. Николаев 2000 – Николаев В.Г. Советская очередь как среда обитания // Россия и современный мир. 2000. № 3 (28). С. 37–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=1232826. EDN: https://elibrary.ru/bazlbv.
  15. Остапкович 1998 – Остапкович Г.С. О социально-экономическом развитии СССР на рубеже 80–90-х годов // Вопросы экономики. 1998. № 7. C. 153–159.
  16. Пылин 2012 – Пылин В.В. Анализ правовых основ Советов народных депутатов РСФСР и муниципальных представительных органов Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2012. № 4 (48). С. 18–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pravovyh-osnov-sovetov-narodnyh-deputatov-rsfsr-i-munitsipalnyh-predstavitelnyh-organov-rossiyskoy-federatsii/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18801298. EDN: https://www.elibrary.ru/pvldsl.
  17. Разумов, Леонов 2022 – Разумов Н.В., Леонов М.И. Проблема дефицита товаров народного потребления в городе Куйбышеве в период перестройки // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Самара. 2022. Т. 28, № 3. С. 40–45. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-3-40-45. EDN: https://www.elibrary.ru/nljwxp.
  18. Самарская летопись 1998 – Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней: в 3 кн. / под ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова. – Книга третья: Самарский край в XX веке (1918–1996 гг.). Самара: Самарский университет, 1998. 264 с. URL: https://repo.ssau.ru/bitstream/Uchebnye-izdaniya/Samarskaya-letopis-Kn-3-73368/1/Кабытов%20П.С.%20Самарская%20летопись%20кн.3.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35686030. EDN: https://www.elibrary.ru/yatbwx.
  19. Якупов 2010 а – Якупов Р.А. Агропромышленный комплекс и кризис потребительской системы в конце 1980-х – начале 1990-х гг. (по материалам Среднего Поволжья) // Вестник СамГУ. 2010. № 77. С. 84–87. URL: https://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/3737/3639.
  20. Якупов 2010 б – Якупов Р.А. Система нормированного распределения товаров в областях Среднего Поволжья в конце 1980-х – начале 1990-х гг. // Молодой ученый. 2010. № 9. С. 241–247. URL: https://moluch.ru/archive/20/2024/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16366964. EDN: https://elibrary.ru/nuecwd.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Евпалов В.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах