Том 14, № 4 (2015)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Метод создания цифровых моделей рельефа местности и его практическое применение на примере Самарской области

Аншаков Г.П., Мятов Г.Н., Малиновский В.А.

Аннотация

В технологии создания такого информационного продукта как цифровые модели рельефа (ЦМР) местности одним из важнейших звеньев является обеспечение высокой точности  модели, для подтверждения которой требуется наличие эталона. В отличие от методического подхода, основанного на получении данных о рельефе местности с помощью оцифрованных топографических карт, для создания эталонной ЦМР предложена методология, обеспечивающая высокую точность решения задачи координатной привязки опорных точек за счёт дифференциальной обработки навигационной информации, полученной двухчастотными приёмниками геодезического класса. Разработана и экспериментально подтверждена методика получения высокоточных сечений рельефа местности, основой которой является жёстко связанный алгоритм комбинирования инерциальных и спутниковых измерений, который обеспечивает  высокую точность решений даже при временном отсутствии  спутниковых сигналов. В результате полевых и камеральных работ, проведённых в период с 2013 по 2015 гг., обеспечено создание эталонной ЦМР размером около 50 × 50 км2, позволившей проводить оценку создаваемых по результатам космической стереосъёмки ЦМР и соответствующую коррекцию программно-методического аппарата обработки данных дистанционного зондирования Земли.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):7-16
pages 7-16 views

Байпасность как атрибут живучести автоматических космических аппаратов в аномальных полётных ситуациях

Ахметов Р.Н., Макаров В.П., Соллогуб А.В.

Аннотация

Рассматривается фактор байпасности как основа обеспечения живучести космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (КА ДЗЗ) при аномальных полётных ситуациях (АПС), связанных с отказами бортовых систем (БС). Живучесть, как комплексное качество, декомпозируется на частные свойства: неуязвимость, адаптивность и восстанавливаемость. Принципы реализации частных свойств в полёте КА базируются не только на конструктивных мероприятиях (например, защита), но и  на управлении техническим состоянием БС. При этом используются  не только встроенные  структурные резервы, но и байпасы на основе других видов ресурсов. Цельюбайпасногоуправления при АПС является обеспечение живучести и целевого функционирования КА ДЗЗ с помощью минимальных дополнительных средств. Для этого применяются обходные пути достижения целей, т.е. байпасы, формируемые  на основе функциональных, информационно-аналитических и естественных ресурсов, присущих БС по определению, и эмерджентных (синергетических) ресурсов, возникающих в результате целенаправленного взаимодействия разнородных частей целого, в частности, совокупности БС в составе КА. Актуальность задачи обеспечения живучести возрастает по мере снижения габаритно-массовых параметров КА ДЗЗ, связанных с ужесточением ограничений и увеличением длительности активного существования при сравнительно высоких требованиях по целевым показателям эффективности (ЦПЭ).  Предлагаются варианты использования доступных видов избыточностей БС для байпасного управления в полёте КА ДЗЗ с учётом изменения ЦПЭ в установленных пределах. Представлены  схемы получения оценок эффективности и живучести как векторных показателей, так и численных оценок на основе байпасов, в том числе опирающихся на показатели и критерии живучести БС.  Показана возможность формирования с их  помощью требований к бортовым системам в обеспечение  живучести КА  в аномальных полётных ситуациях.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):17-37
pages 17-37 views

Методика размещения внешних устройств космических аппаратов дистанционного зондирования Земли с учётом целевого функционирования

Ахметов Р.Н., Шилов Л.Б., Куренков В.И., Якищик А.А.

Аннотация

Показано, что одной из важных задач на начальных этапах проектирования космических аппаратов (КА) дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) является размещение внешних устройств на корпусе, оказывающих существенное влияние на проектный облик КА и целевые характеристики космической системы, а также на частные показатели эффективности обеспечивающих бортовых систем. Разработаны модели и алгоритмы для оценки частных показателей эффективности, используемых для выбора мест и углов установки внешних устройств КА ДЗЗ: солнечных батарей (СБ), радиаторов охлаждении, звёздных датчиков, антенн высокоскоростной радиолинии, передающих устройств межспутниковой лазерной системы передачи информации, антенн системы спутниковой навигации. Оценка частных показателей эффективности, используемых при размещении внешних устройств КА, осуществляется с помощью разработанного программного обеспечения, в основу которого положен метод имитационного моделирования орбитального движения, оценки условий функционирования, программных разворотов КА ДЗЗ по целевому назначению, взаимодействия с другими объектами орбитальной группировки. Приведены некоторые результаты апробации предлагаемой методики. В качестве примера показано, что для КА ДЗЗ, функционирующих на солнечно-синхронных орбитах, среднесуточный косинус угла между нормалью к плоскости панели СБ и направлением на Солнце существенно зависит от долготы восходящего узла орбиты.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):38-48
pages 38-48 views

Выбор программы управления развёртыванием орбитальной тросовой системы с ограничением на скорость выпуска троса

Ишков С.А., Сяое С., Филиппов Г.А.

Аннотация

В статье рассматривается задача доставки полезного груза в виде спускаемой капсулы на Землю с применением орбитальной тросовой системы. Рассматривается динамический закон управления развёртыванием орбитальной тросовой системы в виде зависимости величины управляющей силы натяжения троса от времени. Показано, что при реализации известной оптимальной (релейной) программы управления силой натяжения троса скорость его выпуска может достигать больших значений. Для уменьшения скорости выпуска троса получена программа управления развёртыванием орбитальной тросовой системы с заданным ограничением на скорость выпуска троса. Для программы управления силой натяжения троса с ограничением на скорость его выпуска выполнено численное моделирование развёртывания орбитальной тросовой системы. Установлено, что введение слишком больших ограничений на скорость выпуска троса не позволяет осуществить доставку полезного груза – спускаемой капсулы – на поверхность Земли. Приведён анализ разброса точек приземления спускаемой капсулы на поверхность Земли, вызванного введением ограничения на скорость выпуска троса.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):49-57
pages 49-57 views

Лётно-конструкторские испытания и опытная эксплуатация малых космических аппаратов «АИСТ»

Кирилин А.Н., Ткаченко С.И., Салмин В.В., Сёмкин Н.Д., Папков А.П., Абрашкин В.И., Ткаченко И.С., Железнов Ю.Е., Галаева Е.Ю.

Аннотация

Малые космические аппараты (МКА) «АИСТ» – совместная разработка Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (СГАУ) и акционерного общества «РКЦ «Прогресс» (до 01.07.2014 г. – государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс») при поддержке правительства Самарской области. В настоящей работе представлены результаты лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) и опытной эксплуатации малых космических аппаратов научного и образовательного назначения, а также проведён анализ телеметрической информации (ТМИ) о работоспособности обеспечивающих систем МКА и получаемых с орбиты данных научной аппаратуры. Рассматриваются возможности дальнейшего использования МКА типа «Аист» в научно-образовательных целях.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):58-71
pages 58-71 views

Оптимизация пространственных поворотов малого космического аппарата «АИСТ-2» на основе принципа минимума управления

Петрищев В.Ф., Шипов М.Г.

Аннотация

Исследована эффективность применения принципа минимума управления в решении задачи синтеза системы управления пространственным поворотом космического аппарата на произвольно заданные углы до 180°. Тензор инерции аппарата имеет вид диагональной матрицы. В качестве исполнительных органов системы управления движением вокруг центра масс используются двигатели-маховики, роторы которых параллельны главным центральным осям инерции аппарата. Управляющий момент, развиваемый каждым двигателем-маховиком, пропорционален угловому ускорению его ротора. В качестве показателя оптимальности пространственного поворота приняты энергозатраты на управление, пропорциональные сумме модулей угловых ускорений роторов двигателей-маховиков. Для моделирования невозмущённого движения аппарата вокруг центра масс динамические уравнения Эйлера приведены к рекуррентным соотношениям в конечных разностях. Для использования принципа минимума управления, обеспечивающего минимизацию расхода ресурсов на управление, введена вспомогательная динамическая система, параметры которой выбраны исходя из решения поставленной задачи. Проведено математическое моделирование системы управления пространственным поворотом аппарата на примере малого космического аппарата «Аист-2». Результаты математического моделирования подтвердили эффективность предложенного принципа. По сравнению с традиционным методом управления (разгон, движение с постоянной угловой скоростью, торможение) получена двукратная экономия электроэнергии.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):72-79
pages 72-79 views

Стохастическое оптимальное комплексирование технологических ресурсов узлового аэропорта

Романенко В.А.

Аннотация

В стохастической постановке решена задача определения оптимального состава и численности комплектов технологических ресурсов аэропорта, предназначенных для выполнения отдельной операции обслуживания воздушных судов (ВС) и их загрузки. Учтены особенности потоков ВС узлового аэропорта и повышенные требования, предъявляемые к качеству наземного обслуживания в нём. В качестве критерия оптимальности выбран максимум показателя, характеризующего экономичность комплекта ресурсов. Заданы ограничения на уровни производительности комплекта и качества выполнения им операций обслуживания ВС. Описан подход, позволивший установить связь между параметрами ограничений. Оптимизационная задача сведена к задаче стохастического программирования, для решения которой использованы методы численного вероятностного анализа (ЧВА). В качестве иллюстрации приведено решение задачи комплексирования ресурсов функциональной подсистемы узлового аэропорта, предназначенной для выполнения заправки ВС авиатопливом. Результаты решения свидетельствуют о существенном влиянии вероятностного характера аэропортовых процессов на оптимальные характеристики комплектов технологических ресурсов. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):80-91
pages 80-91 views

Управление плоскими параметрами орбиты геостационарного космического аппарата с помощью двигателя малой тяги

Салмин В.В., Четвериков А.С.

Аннотация

Статья посвящена разработке алгоритмов управления параметрами орбиты стационарного космического аппарата с помощью двигателя малой тяги. Рассматривается управление только плоскими параметрами, определяющими положение геостационарного спутника в плоскости орбиты, а именно, периодом обращения, эксцентриситетом и долготой точки стояния. Сформулирована плоская задача терминального управления геостационарным космическим аппаратом. Принимается, что корректирующий манёвр реализуется за счёт создания малого трансверсального ускорения электрореактивным двигателем малой тяги, а вектор управления состоит из последовательности длительностей активных и пассивных участков. В связи с этим плоская задача терминального управления решается в дискретной постановке. Разработана дискретная модель движения геостационарного космического аппарата в плоскости орбиты под действием малого трансверсального ускорения. Решение поставленной задачи с помощью традиционного метода динамического программирования, основанного на использовании уравнения Беллмана, получить достаточно сложно, поскольку полученная дискретная модель движения аппарата представляет собой нелинейную систему уравнений. Поэтому предложена приближённая схема решения задачи на основе трёхшагового алгоритма терминального управления периодом обращения, эксцентриситетом и долготой точки стояния. В результате получено решение плоской задачи терминального управления в аналитическом виде. Получены аналитические выражения для оценки затрат характеристической скорости корректирующего манёвра, использующего трёхшаговый алгоритм терминального управления. При моделировании движения геостационарного космического аппарата под действием малого трансверсального ускорения алгоритм показал достаточно высокую точность решения задачи терминального управления.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):92-101
pages 92-101 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИКА

Анализ температурных полей элементов конструкций летательных аппаратов

Азаренков В.И.

Аннотация

Проблема анализа температурных полей элементов конструкций летательных аппаратов является центральной для обеспечения эксплуатационной надежности последних. В работе изложены результаты разработки методов расчёта температурных полей проектируемых и действующих изделий, основанные на аналитическом решении уравнения теплопроводности для основных форм конструкций. Методом разделения переменных получено решение уравнения теплопроводности для параллелепипеда и цилиндра с источниками теплоты аналогичной формы. Получено общее выражение решения уравнения теплопроводности для тел простейшей формы (параллелепипед, цилиндр и его сегмент, шар и его сегмент) с объёмным, плоским, линейным или точечным источниками тепла. Предложена математическая модель для анализа тепловых полей элементов конструкций летательных аппаратов. Разработаны математическая и тепловая модели для анализа температурных полей бортовой радиоэлектронной аппаратуры. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):102-109
pages 102-109 views

Исследование характеристик вихревого гидравлического дросселя для систем подготовки проб теплоносителя

Гимадиев А.Г., Уткин А.В.

Аннотация

Приведены теоретические и экспериментальные исследования характеристик вихревого гидравлического дросселя (диода) для систем подготовки проб теплоносителя (пара, воды). Выполнено численное моделирование течения в канале вихревого дросселя с помощью программного пакета Ansys CFX при прямом и обратном подключениях. Получены картины течений, поля распределений параметров потока в проточной части дросселя и его расходно-перепадные характеристики. Расчётные характеристики дросселя отличаются не более чем на 10 % относительно экспериментальных данных. На основе серии расчётов выбраны геометрические параметры дросселя, обеспечивающие надёжную работу системы подготовки пробы теплоносителя (СПП).

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):110-117
pages 110-117 views

Оценка влияния остаточных напряжений на малоцикловую усталость резьбовых деталей

Злобин А.С.

Аннотация

В статье рассмотрена возможность использования критерия среднеинтегральных остаточных напряжений для оценки циклической долговечности резьбовых деталей в области малоцикловой усталости. Выделены особенности разрушения деталей при нагрузках многоциклового и малоциклового характера. Обозначены проблемы применения уравнений и критериев линейной механики в области малоцикловой усталости, связанные, прежде всего, с появлением пластически деформированных областей, размеры которых могут существенно превышать размеры трещин. Рассмотрены технологические факторы, влияющие на возникновение и распределение остаточных напряжений. Отмечено, что определяющее влияние оказывают диаметр заготовки под накатывание резьбы, термообработка, усилие и время накатывания. Отражена связь количества циклов до разрушения от величины остаточных напряжений, выраженных через критерий среднеинтегральных остаточных напряжений, при воздействии различных технологических факторов. По результатам испытаний резьбовых деталей на малоцикловую усталость показано, что зависимость количества циклов до разрушения от величины критерия среднеинтегральных остаточных напряжений хорошо аппроксимируется уравнениями квадратичного вида. При этом соответствующие величины достоверности аппроксимации имеют значения не ниже 0,9163.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):118-125
pages 118-125 views

Исследование причин возникновения трещин на внутреннем корпусе камеры сгорания газотурбинного двигателя НК-86

Кочерова Е.Е.

Аннотация

Надёжность работы изделий авиационной техники напрямую зависит от надёжности отдельных ответственных деталей, поэтому в течение всего жизненного цикла изделия большое внимание уделяется выявлению причин возникновения дефектов и разработке мероприятий по их предотвращению. В статье представлен анализ результатов работ по исследованию причин возникновения дефекта внутреннего корпуса камеры сгорания газотурбинного двигателя НК-86 «Меридиональные трещины на конической части фланца». Подробно исследованы металлургические свойства дефектного корпуса. Проведён цикл работ по определению остаточных напряжений на поверхности детали внутреннего корпуса, а также на образцах, которые были вырезаны из корпусов с различной наработкой и обработкой поверхности, в том числе с использованием дополнительной термической и механической обработки. Приведены эпюры распределения остаточных напряжений для образцов, полученных из корпусов с различной наработкой и подвергнутых различным методам снятия растягивающих остаточных напряжений. Проведены испытания на выносливость одного из корпусов. На основе полученных результатов сделаны выводы о влиянии остаточных напряжений на сопротивление усталости исследованных деталей и предложены мероприятия по устранению и предотвращению дефекта как на исследуемом корпусе камеры сгорания, так и на корпусных деталях, изготавливаемых по схожим технологиям и эксплуатирующихся в подобных условиях.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):126-134
pages 126-134 views

Влияние вибрационных сопротивлений 3g и 4g на дисперсную структуру низко- и среднечастотных колебаний

Левкин Ю.С., Лушкин И.А.

Аннотация

Экспериментальные опыты проводились на стационарном стенде ДЭВС-200 А-1. Результатом работы было получение изменений гидродинамических процессов в дисперсной структуре под влиянием поперечной вибрации. Воздействие вибрационных параметров (частоты вибрации и вибрационных ускорений) меняет структурную модель двухфазных потоков. Классическая двухфазная структура, попав в поле поперечной вибрации всей поверхностью упругой трубы, находится в исходном состоянии до определённого порога вибрационного ускорения. В работе не рассматриваются вопросы структурных изменений. На двухмерных графиках показана зависимость гидравлических параметров в поле вибрационных воздействий. Трёхмерные пространственные модели характеризуют взаимозависимость между тремя гидравлическими параметрами, на которые воздействуют вибрационные процессы. Приведены графики и номограммы, характеризующие наглядность гидродинамических зависимостей от влияний на них вибрации.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):135-142
pages 135-142 views

Исследование влияния предварительной обкатки поверхности роликом на сопротивление усталости резьбовых образцов

Сазанов В.П.

Аннотация

В исследовании изучено влияние опережающего поверхностного пластического деформирования на предел выносливости образцов с резьбой М16х2 из сталей 40Х и 30ХГСА. Исследование выполнено расчётно-экспериментальным методом с использованием результатов определения остаточных напряжений механическим способом на образцах, вырезанных из гладких заготовок, моделированием на конечно-элементных моделях резьбовых образцов. Для расчёта остаточного напряжённо-деформированного состояния в среде PATRAN/NASTRAN использован метод термоупругости, в котором распределение первоначальных деформаций в упрочнённом слое заменено соответствующим температурным полем. По результатам расчёта построены графики распределений осевых остаточных напряжений по сечениям впадин резьбы. Прогнозирование приращения предела выносливости резьбовых деталей за счёт упрочнения выполнено по критерию среднеинтегральных остаточных напряжений. Проведено сравнение результатов расчёта с опытными данными испытаний образцов на усталость. При этом образцы из стали 30ХГСА без гайки испытывались при симметричном цикле по схеме чистого изгиба, из стали 40Х с гайкой – при отнулевом положительном цикле в случае растяжения. В образцах, выстоявших базу испытаний и подвергнутых разрушению, были обнаружены нераспространяющиеся трещины усталости.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):143-150
pages 143-150 views

Имитационное моделирование производственного цикла изготовления провода

Хаймович И.Н., Скрипачёв Д.Г., Колесникова С.Ю.

Аннотация

Исследован производственный цикл изготовления провода FLRY-25-C с использованием фотографий рабочего места, полученных методом непосредственных замеров времени, затраченного на каждую операцию. Приведена цепочка изготовления провода. Для оптимизации производственного цикла предлагается комплексный учёт особенностей каждой операции, входящей в его состав. Создана модель производственного процесса получения провода с использованием профессионального вычислительного инструмента имитационного моделирования AnyLogic, позволяющего оценить влияние изменения различных параметров системы на протекание производственного процесса. Выявлены недостатки в организации производства провода, связанные с нерациональным использованием имеющегося оборудования, операциями производственного цикла, логистикой изделия и информирован-ностью персонала. Предложены мероприятия по оптимизации производственного цикла изготовления провода, которые повысили производительность процесса на 40 %.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):151-155
pages 151-155 views

О взаимосвязи концентрации углерода в топливе и характеристик распространения пламени с величиной ионного тока

Шайкин А.П., Будаев С.И., Галиев И.Р.

Аннотация

Обоснована целесообразность применения ионизационных зондов для исследования сгорания топлива в условиях поршневого двигателя. Показано, что для расширения функциональных возможностей, увеличения надёжности работы и точности обработки сигнала ионизационного зонда необходимо знать влияние на него химического состава топлива и характеристик распространения турбулентного пламени (скорости и ширины).  Теоретически и экспериментально исследовано влияние скорости распространения турбулентного пламени, ширины зоны турбулентного горения, состава топливовоздушной смеси и доли в ней углерода на показания ионизационного зонда – ионного тока. Получена функциональная зависимость ионного тока от концентрации углерода в топливе и характеристик распространения турбулентного пламени. Эксперименты на двигателе показали, что при коэффициенте избытка воздуха от 0,8 до 1,1 сходимость расчётных и опытных значений ионного тока в первой и второй фазе сгорания составляет более 85%. Результаты работы могут быть использованы для прогнозирования и мониторинга ионизационным зондом скорости распространения и ширины фронта турбулентного пламени в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):156-163
pages 156-163 views

ЭЛЕКТРОНИКА, ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

Модель зарядки микрочастицы разрядной плазмой с учётом электростатического поля

Сёмкин Н.Д., Видманов А.С.

Аннотация

Проведён анализ разрядного механизма зарядки микрочастицы в зарядной камере инжектора электростатического ускорителя. Рассмотрены процессы возникновения и разлёта разрядной плазмы, которая возникает при подлёте микрочастицы к зарядному электроду. Для определения заряда, полученного частицей в результате микроразряда, решается задача разлёта многокомпонентной плазмы под действием электростатического поля. Решается система уравнений, описывающая динамику расширения сгустка плазмы, процессы рекомбинации и ионизации, а также учитывающая влияние электростатического поля на ток с поверхности плазменного сгустка. Описанная система дифференциальных уравнений позволяет найти степень ионизации химических компонентов, входящих в плазменный сгусток, а также количество ионов в зависимости от времени и химического состава. Получены зависимости степени ионизации ионов от компонентного состава сгустка плазмы и от напряжения на зарядном электроде. Показана зависимость заряда частицы от напряжения на игле зарядного электрода.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):164-170
pages 164-170 views

Методы и средства ускорения частиц естественного и техногенного происхождения

Сёмкин Н.Д., Сухачёв К.И., Дорофеев А.С.

Аннотация

Анализируются различные типы ускорителей твёрдых макрочастиц естественного и техногенного происхождения. Рассмотрены конструкции и принципы работы ускорителей микронного и миллиметрового диапазона с центром распределения по скоростям около 20 км/с: электростатические, электродинамические, импульсные, pельсовые электромагнитные, катушечные электромагнитные и электроразрядные газодинамические, комбинированные установки. Проведён обзор легкогазовых, взрывных, газоразрядных и электромагнитных ускорителей с различными принципами действия. Основное внимание уделено электромагнитным методам ускорения, которые наиболее перспективны для ускорения макротел до сверхвысоких скоростей. Указаны достоинства и недостатки различных типов ускорителей твёрдых тел. Проведён анализ пригодности различных конструкций ускорителей для имитации столкновений орбитальных метеоритных частиц и элементов космического мусора с поверхностью космического аппарата. Определены  проблемы, возникающие при построении и работе ускорителей различного типа, и приведены решения этих проблем. Приведены результаты экспериментов по ускорению твёрдых тел микронного и миллиметрового диапазона на ускорителях различного типа и методы оптимизации конструкций ускорителей макрочастиц с целью увеличения их КПД и скорости ускоряемого тела. Приведена эволюция ускорителей и основные направления их дальнейшего совершенствования. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):171-191
pages 171-191 views

Исследование сфигмографического измерительного преобразователя пульсовой волны

Федотов А.А., Акулова А.С.

Аннотация

В статье предложена структурная схема измерительного преобразователя пульсовой волны, реализованного с использованием метода компрессионной сфигмографии. На основе проведённых исследований экспериментального образца предлагаемого измерительного преобразователя с участием 45 добровольцев была определена оптимальная величина нагнетаемого в компрессионную манжету давления, лежащая в диапазоне 80-120 мм рт.ст., и динамический диапазон амплитуды регистрируемого сигнала пульсовой волны, составивший 20 дБ. Проведено математическое моделирование сигналов пульсовой волны и дыхательной помехи, на основе которого произведён выбор оптимальных параметров цифрового фильтра верхних частот и определена величина частоты среза аналогового фильтра верхних частот. В ходе метрологических исследований разработанного измерительного преобразователя определена величина инструментальной погрешности измерения амплитудно-временных характеристик пульсовой волны, величина которой не превышает 1,5% – для измерения длительности межпульсовых интервалов и 2,3% – для измерения амплитуды.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(4):192-199
pages 192-199 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах