Том 4, № 2 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 14
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/issue/view/662
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ
Как устанавливать мир – Философия техники Александра Клюге
Аннотация
Александр Клюге не называет себя философом, тем не менее в его художественном творчестве, режиссёрской деятельности, публицистике обнаруживаются значимые идеи, связанные с философией техники. В настоящей статье предлагается введение в философию нашего современника Клюге через призму идей Юргена Хабермаса. Они оба развивают подходы Франкфуртской школы. Хабермас разрабатывает критическую теорию дискурса и коммуникативного разума, Клюге – критическую теорию чувств и инструментального разума. В центре внимания находится опыт войны и то, как человек на основе этого опыта учится с помощью технической искусности и искусной техники устанавливать мир.
Технический каннибализм как технико-философский феномен
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с таким многофункциональным для техногенного общества явлением, как технический каннибализм, которое анализируется как в историческом аспекте, так и в рамках дискурса между редукционистским и холистическим подходами. Технический каннибализм как явление представляет собой конструкт, в котором воедино сливается взаимодействие многих факторов, как имеющих непосредственное отношение к технике и технологии, влияющих на развитие научно-технического прогресса в целом, так и оказывающих опосредованное влияние. Это социальные, экономические, а в последние несколько десятилетий – факторы, связанные с изменением экологической обстановки и многие другие. В статье предпринята попытка рассмотреть этот комплекс взаимодействий и взаимовлияний как в историческом, так и в технико-социальном аспекте. Выявлены положительные стороны технического каннибализма в техническом творчестве и реставрационных работах. Показано, что технико-технологическая деятельность привела к изменению восприятия отношения к предметам и конструкциям, которые создаются при вторичном использовании тех или иных деталей и материалов, а сам этот процесс может быть направлен не только на ухудшение состояния (загрязнение) окружающей среды, но и на улучшение её экологических параметров.
Человек и машина: границы человеческой природы в контексте научной фантастики Станислава Лема
Аннотация
В статье представлены некоторые философские идеи Станислава Лема, касающиеся границ человеческой природы в контексте научно-технического прогресса. Анализируются взгляды писателя на проблемы искусственного интеллекта, машинного сознания, взаимоотношений «своего» и «чужого», киборгизации и виртуализации человеческого существования. Выявляются параллели между идеями Лема и концепциями современных философов (Д. Чалмерса, Д. Деннета, Д. Харауэй, Н. Бострома). Подчеркивается актуальность этических дилемм, поднимаемых в творчестве Лема, для осмысления перспектив развития человечества в эпоху развития и распространения технологий. Обосновывается значимость наследия Лема для выработки новой рациональности, необходимой для сохранения человеческой идентичности в условиях стремительного научно-технического прогресса.
Ритуальное поведение как одна из основ математики в фантастике и в реальности
Аннотация
В цикл «Механизмы империи» американского фантаста Ли Юн Ха входят более 30 произведений, в том числе три романа, переведённых на русский язык. Онтология мира в этом цикле примерно такая: законы природы и, соответственно, действие определённых технологий (включая военные), зависят от математических свойств практикуемого календаря, а свойства календаря (т.е. математики), поддерживаются практикой ритуалов, включая ритуальные пытки. В фантастике Ли парадоксальным образом объединяются обычно противопоставленные идеи о том, что математика может быть социальным конструктом, и о том, что физический мир может быть всего лишь реализацией трансцендентной математики. В «Механизмах империи» математика конструируется, поддерживается основанным на ритуалах консенсусом и в результате становится основой реальности. Какое это может иметь отношение к нашей жизни, нашей науке и философии? Если мы всерьёз воспримем идеи когнитивистов о том, что вся известная нам реальная математика, в отличие от платоновской, основана на человеческих способностях и опыте, мы должны также всерьёз спросить, какую роль в ней играет ритуал. В данной статье сделан акцент на следующей идее: сама по себе идентификация чисел, геометрических фигур и математических операций должна возникать в ходе многократного ритуального повторения для того, чтобы те, кто практикует математические ритуалы, могли легко, как само собой разумеющийся и очевидный аспект ритуала, выделять существенные с математической точки зрения свойства объектов и отличать их от несущественных.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Поэтика экстатического в границах романа: «Тайная история» Д. Тартт
Аннотация
В статье предлагается способ интерпретации художественного текста, предполагающий анализ форм изображения героя на границе через призму поэтики экстатического. Художественное пространство романа Д. Тартт «Тайная история» рассматривается нами как экспериментальное поле для изображения драматического опыта героев, осознанно игнорирующих границы общепринятого порядка. Выход за границы морали, мотивированный логикой экстатического переживания, соотносится с выходом за границы конвенционального пространства – в хронотопе романа появляются «дыры» – места совершения некоего таинства. Сознание рассказчика, вербализирующего этот опыт, находится на границе двух полюсов морали – добра и зла. Рассказчик решает проблему оформления своего опыта в мыслительные формы, заимствуя средства выражения у других персонажей, оказавшихся по ту сторону морали (из произведений Данте, Достоевского). Но выстраиваемый героями антимир и его антимораль возможны только при наличии устойчивого представлении о миропорядке, которое реализуется в перспективизме романа как формы, тяготеющей к изображению срединного бытового материала и к сбалансированным структурам. Дополнительным подтверждением традиционных ценностей служит использование автором отдельных форм, отсылающих к жанрам массовой литературы – детектива и академического романа – благодаря которым нивелируется поэтика экстатического.
Переписка М. Горького с самарскими детьми и подростками
Аннотация
В статье идет речь о письмах детей и подростков города Самары и Самарской области 1920–1930-х гг., адресованных М. Горькому и сохранившихся в Архиве А.М. Горького Института мировой литературы Российской академии наук. Географический принцип отбора материала позволил значительно сузить обширную тему переписки Горького с детьми. На примере нескольких эпистолярных текстов выявлены и рассмотрены типичные образы детских корреспондентов писателя. Исследованы литературоведческий, социологический и краеведческий аспекты переписки. Письма детей и подростков наглядно демонстрировали изменения в социуме. Письмо Д.Ф. Шапошникова и приложение к нему – документальное свидетельство серьезной работы учебных и культурных учреждений страны, направленной на формирование вдумчивого читателя, организацию целенаправленного чтения, а также на руководство читательскими интересами в 1930-е гг. Представленное исследование носит междисциплинарный характер и будет интересно самым разным специалистам. Письма юных самарских корреспондентов впервые вводятся в научный оборот.
«Индийский парадокс» в творчестве И.А. Бунина
Аннотация
Исследователи жизни и творчества И.А. Бунина сталкиваются с очевидным парадоксом: писатель, влюбленный в индийскую культуру, никогда не был в Индии, но колоритные образы, религиозно-философские настроения, антропологические и историософские идеи, связанные с древнейшей цивилизацией, нашли отражение в его произведениях. В статье рассматриваются особенности формирования «индийского кода» в творчестве Бунина, той художественной аксиологии, которая определила концептуализацию литературного материала.
Первые впечатления Бунина от созерцания Индийского океана и Цейлона библейски, религиозно окрашиваются: сопрягаются с впечатлениями от «священных текстов», где мир ценностно и иерархически центрируется Богом в пространстве Рая. Именно в этом пространстве – в месте Творения – психоментально оказался Бунин, и «индийский код» формируется в соединении природного и священного, личностного и сакрального, – как особая мера, определившая доминантное отношение писателя к миру в категориях «жизненной родственности» и «вселенской отзывчивости», в образах «единоутробного братства», «колыбели человечества» и духовно-культурного родства с прародиной.
«Индийский парадокс» Бунина выявляет тот духовно-культурный потенциал русского национального самосознания, который позволяет существенно скорректировать европоцентристскую модель мировидения и миропостроения и естественно может быть востребован в решении антропологических и цивилизационных проблем современного общества.
Семиотика самоидентификации в эго-документах 1930-х гг.: на примере архива И.А. Гриневской
Аннотация
В статье анализируется семиотический механизм выстраивания личностной, литературной и гражданской самоидентификации писательницы И.А. Гриневской в ее эго-документах 1930-х гг.
Материалом исследования послужила переписка И.А. Гриневской с директором Центрального литературного музея В.Д. Бонч-Бруевичем и переданные ею в музей воспоминания («История моих Восточных поэм» и «Я среди людей мира (Мой энциклопедический словарь)»), которые по большей части писались одновременно с обсуждением передачи их в музей, в 1930-е гг. История передачи в музей архива впервые рассматривается с точки зрения столкновения личной воли владельца и государственной системы со стороны музея, как событие, которое привело к переписыванию личных документов и выстраиванию самоидентификации заново. Восприятие личных архивов определяет различие в отношении к государству: Гриневская выделяла себя из круга современников, она сама как свидетельница многих выдающихся людей и ее архив обладали символической ценностью, конвертируемой в денежный эквивалент, тогда как Бонч-Бруевич уравнивал ее с другими держателями архивов, требовал от нее служения государственному делу построения музея, гражданского самосознания, знаком которого считал акт передачи личных бумаг в музей. Как показано в статье, в переданных воспоминаниях писательница старалась примирить гражданскую и личную идентичность не только на уровне содержания, где прослеживаются знаки преданности государству и размышления о миссии писателя, но также в структуре и композиции повествования.
СОЦИОЛОГИЯ
Персональные стратегии предотвращения рисков и реагирования на них
Аннотация
Тема рисков особенно актуальна в современном динамичном обществе, в котором процессы и явления тесно взаимосвязаны в широком масштабе, а изменения в тех или иных звеньях цепи социальных взаимодействий порождают многочисленные последующие эффекты. Исследование рисков особенно важно для социальной практики в связи с необходимостью разработки эффективных стратегий по их предотвращению и уменьшению возможных неблагоприятных последствий
Наиболее общей исследовательской задачей, которую ставит перед собой настоящая работа, является выделение основных социальных рисков в современном болгарском обществе, установление того, как оценивается уязвимость к ним, каковы личные стратегии предотвращения и реагирования, каковы ожидания по отношению к государству. и как люди оценивают соответствующие действия государственных институций.
В работе представлены и комментируются результаты двух эмпирических социологических исследований – национального репрезентативного населения в возрасте старше 18 лет и исследования среди представителей малого бизнеса. В центре внимания – риски физической безопасности и материального благополучия. Основными направлениями анализа являются восприятие риска, его оценка, личностные стратегии реагирования, ожедаемая поддержка со стороны государственных учреждений, оценка их действий.
Полученные результаты ценны тем, что рисуют картину интересующих нас вопросов в период повышенного динамизма и неопределенности, насыщенный разнообразными и интенсивными рисками различного происхождения и продолжительности.
Гостиничный бизнес и гостеприимство в социологической оптике изучения
Аннотация
Рост объема гостиничного бизнеса, повышение его важности как отрасли экономики, приносящей доходы и создающей рабочие места, предопределили необходимость теоретического осмысления феномена отельного (гостиничного) обслуживания. Зарубежная наука имеет более глубокие традиции и сформулированные подходы социологического ракурса в изучении отелей: в плане истории, развитии форм и практики гостеприимного поведения, отражение культурных норм и традиций; практические исследования отелей как предприятия, места работы, элемента городской инфраструктуры. В рамках статьи представляются различные наиболее заметные концептуальные разработки как зарубежных, так и отечественных исследователей в этой сфере, а также результаты собственного исследования, выполненного методом контент-анализа российских профильных журналов по вопросам отельного бизнеса. Данные позволяют говорить, что интеграция принципов гостеприимства в коммерческий сектор, роль и специфика эмоциональности в обслуживании российских, в отличие от китайских, отельеров пока не являются первостепенными. Техническая сторона обслуживания и профессионализация персонала кажутся им более существенным индикатором. Однако, содержательный анализ ряда тематических статей, текстов интервью с работниками «индустрии гостеприимства» и клиентами указывает на то, что этические элементы и принципы гостеприимства становятся все более значимыми в этой сфере.
Проактивность и проактивное поведение малоимущих студентов: изучение явных и неявных установок
Аннотация
В статье представлены результаты междисциплинарного исследования по изучению явных и неявных установок проактивности и проактивного поведения малоимущих студентов. Авторами выделены основные подходы к анализу проактивности и проактивного поведения, обоснована связь проактивности с возможностью формирования индивидуальных траекторий действий по выходу из бедности. Для изучения неявных установок использовался краткий имплицитный ассоциативный тест, представляющий собой компьютерную задачу классификации стимулов, относящихся к двум категориям проактивности и пассивности и двум атрибутам позитивной и негативной валентности. Используемый в социологических и психологических исследованиях тест направлен на измерение времени задержки реакции индивида, отражает силу ассоциаций между предъявляемыми словами и свидетельствует о наличии неявных установок. Результаты тестирования подтвердили одинаковый уровень выраженности неявных установок у малоимущих и не малоимущих студентов. Для изучения явных установок использовался метод глубинного интервью с малоимущими студентами. Проведенное исследование показало сформированность положительных явных и неявных установок проактивного поведения у студентов Самарского университета. В заключении сделаны выводы о том, что у малоимущих студентов сформированы явные и неявные установки проактивного поведения, которые могут выступать предпосылками для преодоления бедности и их успешной социальной адаптации.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Пушкинская традиция анализа гендерных отношений
Аннотация
В статье раскрывается специфика пушкинского художественного анализа гендерных отношений. «Долг, завещанный от Бога», – эти слова Пимена Пушкин относил и к миссии поэта в русской культуре. Тем самым он дал образец для развития всей духовной культуры, включая социальные науки. Выявляется роль пушкинской традиции в формировании науки об отношении полов. Именно для Пушкина характерно особое внимание к проблемам отношения мужчин и женщин. В этой связи анализируется взаимосвязь исследований гендера и частной жизни. Анализ пушкинской традиции изучения гендерных отношений приводит автора статьи к выводу, что в российском обществе они существуют как противоречивый феномен. Рассматривается развитие пушкинского подхода к анализу гендера самим Пушкиным. Ключом к раскрытию противоречивости гендера у Пушкина является дом человека. Противоречия гендера в статье демонстрируются анализом ряда примеров. Из наследия Пушкина анализом пародии гендера. Примерами из творчества А. Блока и М. Горького, которые развивали пушкинскую традицию. По совокупности рассматриваемых проблем исследование потребовало диалектического и междисциплинарного подхода.
РЕЦЕНЗИИ
О плодах дистанта и перспективах высшего образования. Рецензия на монографию Д. Рогозина, О. Солодовниковой «Зум и безумие в высшей школе»
Аннотация
В вводной части рецензии дается характеристика той базы данных, на которой построено исследование, формулируется задача, которую выдвинули авторы монографии. Основная часть рецензии посвящена характеристике тех выводов, к которым приходят авторы, рассматривая результаты цифровизации в высшей школе сегодня. Положительно оценивается рассмотрение отношения преподавателей вузов к дистанционному образованию и гибридной модели обучения в более широком контексте, включающем в себя социально-экономические факторы. Важным является рассмотрение темы преподаватель-администрация в их отношениях к дистанту и друг к другу. Отмечаются недостатки, касающиеся выборки, что ставит под сомнение некоторые выводы, касающиеся региональных и демографических различий.
ИНФОРМАЦИЯ. НОВОСТИ. СОБЫТИЯ
«Самарский текст в русской литературе. У истоков отчего дома»: Всероссийская конференция, посвящённая 140-летию «Самарской газеты» и 160-летию Е.Н. Чирикова (18-19 апреля 2024, Самара)
Аннотация
Статья посвящена научному мероприятию – всероссийской научной конференции «Самарский текст в русской литературе. У истоков отчего дома», посвящённой 140-летию «Самарской газеты» и 160-летию Е.Н. Чирикова. Производится краткий обзор итогов конференции, основных тем и проблем, которых коснулись в своих докладах участники.