Том 3, № 3 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 14
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/issue/view/621
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ
"Логика" функционирования естественного языка в философии оксфордской школы
Аннотация
Статья посвящена лингвистической философии, конкретно теории речевых актов Джона Остина. Эта теория исследует акты речи в ситуации непосредственного общения. Автор теории делит речевые акты на три типа действия, вводит термины для их обозначения: локутивные, иллокутивные, перлокутивные акты. Сам Остин пытался выявить и классифицировать иллокутивные глаголы, но не дал их точного определения и признаков для классификации, он предлагал делить все глаголы по «классам употребления», при этом один и тот же глагол мог относиться к разным классам. Автор статьи анализирует направления развития идеи теории речевых актов, например, исследования ученика Дж. Остина - Джона Роджерса Сёрля, он ввел такие термины как иллокутивная цель, условия выполнимости, направление соответствия. Эти три понятия позволяют выделить пять разновидностей речевых актов: ассертивы, директивы, комиссивы, экспрессивы, декларативы. Именно философия языка Сёрля остается популярной среди лингвистов, которые пытаются найти структурные правила, создающие явление. В статье рассматриваются другие варианты развития идей Джона Остина, например, моделирование речевого общения и теория дискурса. В заключение автор статьи приводит недостатки теории обыденного языка.
Понимание правил языка в биосемантике Рут Гаррет Милликэн
Аннотация
Цель данного исследования – прояснение того, как в рамках биосемантики Рут Гаррет Милликэн понимаются правила языка. Специфика биосемантической программы исследования языка состоит в том, что функции и нормы языка определяются по аналогии с биологическими. Функция нормального употребления языковых конструкций состоит в их стабилизации и сохранении текущего узуса. Философским основанием биосемантики Милликэн является натуралистический реализм, включающий убеждение в существовании независимых от теории реальных видов и реальных категорий. У каждого человека есть способности распознавать и отслеживать одну и ту же вещь в её разных проявлениях – унитрекеры, а также уникальные индивидуальные взаимосвязи различных аспектов информации об одних и тех же вещах – уницепты. Кроме того, философия языка Милликэн основана на понимании языковых знаков как естественных конвенций; на основанных на узусе теоретических подходах в лингвистике; на классической корреспондентской теории истины и связанном с ней понимании значения как основанного на условиях истинности или обоснованности. Если под правилами понимать однозначные алгоритмы или соблюдаемые абсолютным большинством предписания, нарушение которых в обязательном порядке влечёт применение санкций, то тогда языковые конвенции в понимании Милликэн – это не правила. Но закономерности отображения знака на означаемую им реальность являются правилами в том смысле, что условия истинности или обоснованности применения знака могут быть или соблюдены, или нет, а высказывание с использованием данного знака исполнит свою стабилизирующую функцию только в первом случае.
Когнитивный подход к знаковым системам в познании. Часть 1: Доалхимический и алхимический периоды
Аннотация
Ззависимость процесса познания и понимания в любой сфере знаний от качества семиотизации, детальной названности объектов познания всегда была когнитивной проблемой, хотя и не всегда осознаваемой. Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимосвязи между развитием семиотической системы и процессом познания в одной из естественнонаучных сфер, а именно, в химии. В качестве рабочей гипотезы предполагается наличие прямой зависимости между процессами познания действительности с точки зрения химии и реализацией семиотического кодирования знаний о взаимодействии веществ. Процессы познания и способы кодирования информации, понимаемой в качестве результата когнитивного процесса, взаимно влияют друг на друга. Развитие семиотической системы, отражающей уровень знания, определяется работой над объектами познания, но вместе с тем и сам способ кодирования знания подталкивает к новым гипотезам или даже к выводам относительно объекта исследования в химии. В первой части данной статьи мы рассматриваем особенности отражения в знаках результатов познания в области химии в раннее время, включая алхимический период. Метод исследования – диахронный семиотический анализ представлений о языках и знаках химии от Античности до Нового времени. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу.
Онтология внутрителесных ощущений в фокусе фундаментальных и прикладных исследований
Аннотация
Внутрителесные ощущения (интероцептивные ощущения) только в недавнем времени стали полновесным объектом философии. Это обусловлено тем, что натуралистическая теория феноменального сознания расширяется за счет новых эмпирических данных и требует философского осмысления, и традиционный объект когнитивных наук трансформируется в многоплановую философскую категорию. При этом особое значение приобретает исследование механизмов языковой концептуализации внутрителесного опыта. В рамках настоящей статьи предпринимается попытка раскрыть сложную природу внутрителесных ощущений и показать зависимость свойств объема и содержания понятия «интероцепция» от методологических ограничений различных подходов. В данной статье анализируются этапы становления понятия «интероцепция» в когнитивных науках и в философии сознания и выявляются причины семантических смещений в содержании данного понятия. Обосновывается истинность тезиса о взаимодополнении понятий «интероцепция» и «квалиа» в онтологическом аспекте феноменального сознания
Лирическая поэзия в информационном обществе
Аннотация
Поэзия, кажется, стала неким инородным телом в современном обществе, поскольку не заключает в себе того, что называют информацией. В то время как информация передает фактические истины, поэзия способна формулировать истины другого порядка: если непрерывный поток информации приводит человека в состояние постоянного напряжения и эмоциональной нестабильности, то поэзия способна создать равновесие. По мере распространения информационного общества по всему миру, наряду с новыми формами деятельности, появляются и новые формы культуры, рэп является одной из них. Подобно тому, как в информационном обществе обнаруживаются и возможности, и опасности, эта новая форма поэзии получает в эстетической, этической и социологической перспективах совершенно разные оценки. Это неудивительно, ведь существуют как вполне обыденные, так и художественные формы рэпа.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Художественный метанарратив модерна и структура романа XIX в.
Аннотация
В статье предлагается понятие «художественный метанарратив», аналогичное известному понятию метанарратива Лиотара, но применяемое для описания некоторых механизмов структуры романа. Роман XIX в. рассматривается как центральное явление культуры модерна, но в связи с проблематикой конфликта моральных норм, порожденных ценностными представлениями автономной личности новой эпохи культуры и моральными устоями прошлого, сохраняющими свою активность в XIX в. Для героя романа это по сути конфликт двух культур, – нравственный конфликт, разыгрывающийся в его сознании и поведении и более или менее драматично требующий от героя невозможного для него соединения несоединимого. Предметом анализа являются формы организации произведения, в которых художественная рефлексия над разнородными ценностными векторами, отношениями, нарративами и культурными нормами, выраженными в романе, происходит в перспективе какого-то упорядочивания и ценностной гармонизации целого. В категориях исторической поэтики С. Бройтмана данная творческая проблематика соответствует понятию «автономной причастности», определяющему особенности поэтики художественной модальности, но в случае «конфликта культур» она приобретает в сознании личности особую остроту. Метанарративная рефлексия над ценностными отношениями, действующими в художественном мире романа, происходит на уровне организации форм построения текста, что создает ситуацию самопорождения смысла в поле между автором и читателем. Этот смысл выходит за границы непосредственно изображенных в романе конкретных историй и не имеет прямого вербального выражения. В то же время на метанарративном уровне целостности романа вполне очевидны практики сглаживания конфликта путем создания композиции ценностных отношений, в которой противоположности относительно сбалансированы. «Примирительный» характер этих отношений в романе XIX века не гарантирует перспектив гармоничного человеческого существования, но заставляет осознать проблему во всей ее глубине.
Аутентичность высказывания и «работа знаков» в коммуникации «слепоглухонемой – зрячеслышащий» (на материале творчества О.И. Скороходовой)
Аннотация
Статья посвящена специфике коммуникации субъектов, один из которых является слепоглухонемым, а другой (другие) – зрячеслышащим(-и). Целью работы является выявление дискурсивных практик и лежащих в их основе семиотических механизмов, обеспечивающих возможность высказывания как такового и определяющих возможность быть понятым Другим. Материалом исследования является творчество О. И. Скороходовой. Показано, что перед субъектом стоят задачи: а) помыслить мир в категориях и формах, доступных для самого этого субъекта и совпадающих с категориями Другого; б) дискурсивно оформить свой опыт; в) сделать его представимым для Другого. Доказано, что единственной приемлемой формой коммуникации оказывается обращение к языку Другого. Доказано, что поэзия становится эпистемологической практикой – опытом восприятия того, что закрыто для органов чувств слепоглухонемого субъекта (если сам предмет не может быть воспринят непосредственно, конструируется опыт его восприятия). Конструирование опыта восприятия происходит не через взаимодействие с самим предметом, а через взаимодействие со словом о нем. Доказано, что подобная коммуникация связана с делегированием зоны восприятия Другому. Выявлено, в каких отношениях находятся знак и «реальность», замещаемая знаком; выделены следующие типы знаков: знаки, искажающие «реальность»; знаки, «путающие реальность»; знаки, не отсылающие к реальности и/или блокирующие реальность; знаки, находящиеся с реальностью в сложных «случайно-ассоциативных» отношениях. Предложена новая модель семиосиса для коммуникации субъектов, один из которых является слепоглухонемым, а другой (другие) – зрячеслышащим(-и). В результате работы выявлены этапы отыскания аутентичного художественного высказывания в подобной коммуникации.
СОЦИОЛОГИЯ
Социальный контракт как тренд трансформации государственной социальной поддержки малоимущих граждан: тенденции и риски
Аннотация
Статья посвящена вопросу внедрения в практику государственной социальной поддержки малоимущих граждан социальных контрактов. Автор рассматривает социальный контракт в качестве тренда институциональной трансформации государственной социальной поддержки и инструмента снижения уровня бедности. Основная цель анализа – показать, какие существуют тенденции в процессе реализации данной меры государственной социальной поддержки, способные привести к риску нецелевого расходования средств, выделенных на решение задачи по снижению уровня бедности в стране и в самарском регионе. В статье отражены результаты социологического исследования с участием специалистов органов социальной защиты населения и анализа нормативно-законодательных актов. Эмпирическими методами исследования выступили глубинное интервью со специалистами Комплексных центров социального обслуживания населения Самарской области и традиционный анализ документов, в качестве которых привлекались федеральные и региональные законодательные акты, регламентирующие процесс оказания государственной социальной поддержки малоимущих граждан на основании социального контракта. В ходе анализа данных автором были разработаны эмпирические классификации типов заявителей на социальный контракт; определен приоритетный выбор направлений социального контракта получателями социальных услуг и специалистами; выделены основные тенденции и риски в реализации социальных контрактов на территории самарского региона. По результатам проведенного исследования автором сформулированы рекомендации по совершенствованию процесса реализации социальных контрактов с малоимущими гражданами.
Отношение молодежи к фильмам о Великой Отечественной войне: ожидания от просмотра и жанровые предпочтения
Аннотация
В статье представлены результаты двух авторских исследований отношения молодежи к фильмам о Великой Отечественной войне: «История в кино: проблемы ремедиации» (10 фокус-групп) и «Память о войне в советском и постсоветском кинематографе: взгляд молодёжной аудитории» (анкетный опрос, n=2003).
Авторами выделены основные нарративы, представляющие интерес для молодежной аудитории. Было отмечено, что популярные среди молодежи фильмы данной тематики являются мультижанровыми произведениями, совмещающими историческую достоверность и автобиографичность, мелодраматичность и элементы экшн-фильма.
Зрительская мотивация, связанная с просмотром фильмов о Великой Отечественной войне, проанализированная с точки зрения теории использования и удовлетворения, представляет собой сложную систему ожиданий. Авторы выделяют 6 групп нормативных ожиданий: идентичность и интеграция; установление приятной среды и узнавание; напряженность и поиск ощущений; достоверность и когнитивное удовлетворение; эскапизм и воображение; удивление и зрелищность.
Исторические военные фильмы реализуют социальные функции (удовлетворяя ожидания молодежи, связанные с интеграцией, установлением приятной среды и достоверностью), являясь при этом развлекательным медиапродуктом, соответствующим молодежному медиагабитусу (отвечая ожиданиям зрелищности, напряженности и эскапизма). Авторы констатируют, что историческому кино, посвященному событиям Великой Отечественной войны, удается успешно соблюдать баланс между форматом (близости по стилистике и языку молодежному зрителю) и контентом (идеологическим, патриотическим посланием).
Социальные идентичности и практики консолидации современной молодежи: опыт отечественных и зарубежных исследований
Аннотация
Статья основана на синтезе исследовательских наработок отечественных и зарубежных авторов, освещающих вопросы самоидентификации молодых людей и практик их объединения. Данный интерес продиктован проектом, реализуемым на территории Самарской области «Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект». В статье используются результаты исследований зарубежных ученых, в которых обсуждаются вопросы цифровой, этническо-расовой, религиозной идентичностей, а также идентичностей бедной молодёжи в условиях утверждения ценностей потребительской культуры. Среди отечественных исследований значимы результаты всероссийского проекта по событийности детства под руководством С.Н. Майоровой-Щегловой: «Событийность поколения Z» (2018г.). Важны результаты исследований по изучаемому вопросу, полученные в Самарском регионе, это исследования, посвященные вопросам социально-медицинского волонтерства, значению деятельности народных творческих коллективов в сохранении и развитии культуры русского народа. Обнаружено, что за рубежом проблемы формирования идентичностей помещены преимущественно в контекст практик консолидации различных меньшинств, социально-уязвимых, дискриминируемых групп молодёжи. В отечественных исследованиях иной подход: вопросы самоидентификации рассматриваются в соотношении с различного рода активностями самих молодых, их включения в различные просоциальные форматы групповых объединений. Считаем второй подход более продуктивным в российских условиях.
Цифровая компетентность сотрудников: современные реалии и запросы работодателей
Аннотация
Статья посвящена анализу цифровой трансформации рынка труда через призму цифровых компетенций. В первом пункте представлен теоретически обзор цифровых компетенций в современном мире. В условиях цифровой экономики появляются новые профессии, происходит пересмотр системы образования с акцентом на непрерывность образовательного процесса и обучения в течение всей жизни, что особо актуально в контексте вовлечения трудоспособных лиц старших возрастов в цифровую среду. Скоростные процессы цифровизации становятся общим вызовом для системы образования и государства, бизнеса и самих работников. На определенном этапе встает вопрос о том, как работодатели воспринимают происходящие изменения и каковы требования современных российских работодателей к цифровым компетенциям сотрудников. На основании современных теоретических идей о процессах цифровизации экономики и общества авторы изучили мнения работодателей в отношении цифровых знаний и умений сотрудников. Результаты социологического исследования представлены во втором пункте. Авторы пришли к выводу, что в реальной экономике возрастает значимость цифрового капитала и культуры сотрудников, однако само понимание «цифрового капитала» не является устойчивым. Это выражается в изменении требований к работникам, в необходимости разработки новой системы мотивации сотрудников к труду и обучению, а в целом – в создании адекватных институциональных условий для развития трудовых сил страны.
Академическая мобильность казахстанских и российских студентов: теоретико-методологический анализ
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем обстоятельством, что образование в России и Республике Казахстан приобретает в большей степени практикоориентированный характер. Целью данной работы является освещение академической мобильности студентов и анализ различных аспектов и факторов, которые влияют на успешность и эффективность процесса мобильности. Задачи: уточнение понятийного аппарата академической, профессиональной и социальной мобильности, рассмотрение междисциплинарного аспекта этих понятий, разработка рекомендаций и стратегий для улучшения программ академического обмена, создания условий для успешной академической мобильности и содействия развитию студентов в глобальном образовательном пространстве. В работе используются методы моделирования, классификации, метод анализа документов стран-участниц образовательного пространства. Авторами выделены особенности организации академической мобильности в области международного сотрудничества высшей школы, способствующие развитию качеств мобильности. Перед высшим образованием стоит задача создания и организации условий для становления специалиста, мобильного в социально-профессиональном плане. Назрела потребность в проведении целевой работы по организации академической мобильности студентов, а также разработке нормативно-правовой базы этой деятельности.
Сделаны выводы о формировании модели организации академической мобильности студентов, которые были бы конкурентоспособны в условиях быстро меняющегося мира.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Медиаиндустрия в условиях информационного общества: векторы профессиональной самореализации
Аннотация
В статье рассмотрены особенности современного этапа развития медиаиндустрии в условиях информационного общества. Предлагается эксплицировать медиаиндустрию в аспекте ее взаимодействия с другими сегментами экономики, а также с позиций ее влияния на социальную стратификацию в связи с так называемым цифровым неравенством. Авторы приходят к выводу о том, что цифровые возможности делают сферу медиаиндустрии максимально перспективной и эффективной как для бизнеса, так и для профессиональной самореализации, при этом подчеркивается, что обучаемость, способность к интеллектуально-творческому развитию становятся в информационном обществе решающим фактором профессиональной реализации.
ИНФОРМАЦИЯ. НОВОСТИ. СОБЫТИЯ
Региональный методологический теоретический семинар «Theoretical studies»: «Формальный метод в литературоведении и его критика»
Аннотация
Статья посвящена научному мероприятию – IV Региональному методологическому теоретическому семинару «Theoretical studies». В статье цитируются выдержки из вступительной лекции к семинару профессора Н.Т. Рымаря и проводится обзор поднятых в ходе работы семинара тем.