Social identities and consolidation practices of the modern youth: the experience of Russian and foreign studies
- Authors: Mitrofanova S.Y.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 3, No 3 (2023)
- Pages: 88-95
- Section: SOCIOLOGY
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/26875
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-3-88-95
- ID: 26875
Cite item
Full Text
Abstract
The article is based on the synthesis of research advances of Russian and foreign authors covering the issues of young people’s self-identification and the practices of their association. This interest is caused by the project implemented in the Samara region «Youth Identity and consolidation practice: regional aspect». The article uses the research results of foreign scientists, which discuss the issues of digital, ethnic-racial, religious identities, as well as the identities of poor youth in the context of establishing the consumer culture values. The results of the All-Russian project «Z Generation Eventivity» (2018) on the childhood eventivity, directed by S.N. Mayorova-Shcheglova, are significant. The research results on the issue under study, obtained in the Samara region, are important. These studies are on the social and medical volunteering, the importance of the activities of folk performance teams for preserving and developing the Russian culture. It was found that the identity problems in foreign studies are mainly placed in the context of consolidation practices of various minorities, socially vulnerable, discriminated youth groups. Russian studies have another approach: the self-identification issues are considered as related to various activities of the young people, their participation in various prosocial groups. We consider the second approach to be more productive in the Russian conditions.
Full Text
Введение
В Самарском регионе в 2023 году реализуется проект «Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект», позволяющий выявить находящиеся в процессе формирования локальные идентичности молодых людей и практики их консолидации. Региональный характер проекта определяется научным интересом в осмыслении этого вопроса именно в Самарской области. Начальным этапом его реализации выступает анализ уже имеющихся исследовательских наработок в данной сфере.
В самом общем виде под социальной идентичностью молодых людей понимаем то, как они определяют себя в социуме. В качестве рабочей трактовки в определении самоидентификации молодых берем за основу позицию В.А. Ядова, рассматривавшего её вслед за И.С. Коном (Кон 1984) как «самооценку собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая социоролевые, нравственные психические, физические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и восприятии других, прежде всего со стороны референтных групп» (Ядов 1995, с.163). Нас будут интересовать социальные идентичности молодежи, формирование которых связано с траекториями, которые выстраивают молодые люди в поисках которых определении себя. Важными аспектами формирования самоидентичности молодых людей считаем коммуникативный, социализационный, ролевой. Исходим из того, что представления молодого человека о себе, собственной принадлежности к определенным социальным группам оказывают влияние на выбор тех объединений, в которые он/она будут включаться, на эмоциональную оценку его/её групповой принадлежности и в целом на межгрупповое поведение молодых. Нас будут интересовать, в первую очередь, групповые локальные идентичности молодежи, формирующиеся в процессах их взросления, а также практики консолидации, выступающие как условие и/или возникающие как результат формирования этих идентичностей.
Практики рассматриваем вслед за П. Бурдье как объективированные и инкорпорированные продукты практической истории, структуры и габитусы (Бурдье 1998, с. 45). Практики консолидации молодежи обсуждаем в контексте идеи молодежных солидарностей, развиваемой Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ (Омельченко 2013а, 2013б), (Омельченко, Омельченко 2022), (Крупец 2013), (Желнина, Зиновьев, Кулева 2013). Таким образом, практики консолидации молодых определяем как объективированные и инкорпорированные ими способы объединения в различных форматах, определяющих групповую идентичность юношей и девушек, на основе их собственных интересов, желаний, устремлений. Нас в первую очередь будут интересовать просоциальные форматы объединения молодых, их включение в деятельность общественных организаций различной направленности: этнической, волонтерской и т. д., как те, что способствуют успешной социализации, формированию реальной гражданской позиции.
В соответствии с обозначенным исследовательским интересом отметим, что, в целом, в проанализированной нами литературе акцент ставится на исследовании идентичностей, коммуникативных практик молодых, значении для них эмоциональных привязанностей как способов формирования идентичностей и групповых форм консолидации, а также транзициях молодежи во взрослую жизнь.
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе в фокусе внимания различные идентичности молодых, например, потребительские, цифровые, этнические, религиозные и другие. Важным в этом ключе является понимание того, что какие-то идентичности могут препятствовать, а какие-то способствовать определенным форматам консолидации молодых людей. Идентичности создают как особые возможности, так и серьезные ограничения для субъективной трансформации юношей и девушек и формирования ими различных солидарностей. Остановимся на некоторых исследованиях как иллюстрациях осмысления идентичностей и практик консолидации молодёжи, отдельные выводы которых могут быть полезны для понимания этого вопроса.
Что касается зарубежных разработок, то, во-первых, интерес представляет работа P. Bae Brandtzaeg, M.-Á. Chaparro-Domínguez, где исследуются цифровые идентичности молодёжи на основе цифровых следов, которые они оставляют в контексте становления профессиональной идентичности журналиста (Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez 2020). В другом аспекте обращает на себя внимание исследование S. Maiya, G. Carlo, A.M. Landor, M.K. Memmott-Elison, в котором изучалась роль этническо-расовой и религиозной идентичностей во взаимосвязи с этническо-расовой социализацией и просоциальным поведением чернокожей молодёжи (Maiya, Carlo, Landor, Memmott-Elison 2021). Наконец, в статье L.R. De Castro поднимается проблема формирования идентичностей бедной молодёжью Бразилии в противоречивых условиях, с одной стороны, утверждения значимости ценностей потребительской культуры, показателей развития, идущих от «стран севера» и диктующих для других стран «жизнеспособный» дальнейший маршрут, а с другой – отсутствия у молодёжи Бразилии равенства возможностей, всеобщего образования и прав, т.е. условий для реального воплощения ценностей этой культуры, что связано с наличием экстремального социального расслоения на богатых и бедных в бразильском обществе (De Castro 2006). Отметим, что описанная L.R. De Castro ситуация очень схожа с современной российской действительностью, также характеризующейся существенным социальным расслоением.
Среди отечественных работ интерес представляет всероссийский проект по событийности детства под руководством С.Н. Майоровой-Щегловой, где в качестве объекта заявлена молодежь (Майорова-Щеглова, Митрофанова 2020), (Майорова-Щеглова, Колосова, Губанова 2020). В этом проекте молодым юношам и девушкам были заданы вопросы, в том числе связанные как с формированием идентичностей, так и с формами объединений. Особое значение для нашего собственного исследования имеют данные по изучению идентичностей и практик консолидации молодежи, выполненные в Самарском регионе. Так, исследование Л.В. Вандышевой посвящено вопросам социально-медицинского волонтерства как одной из форм консолидации молодёжи непрофильных направлений подготовки Самарского университета (Вандышева 2023). В свою очередь, А.А. Пустарнакова, Т.А. Батищева доказывают важную роль деятельности народных творческих коллективов в сохранении и развитии культуры русского народа по данным исследования, проведенного в Самарском регионе (Пустарнакова, Батищева 2022).
Таким образом, современными авторами на уровне эмпирических исследований заявляется широкий спектр тем и поднимаемых в них вопросов для обсуждения, однако нас в этих проектах будет интересовать фокус, связанный с формированием идентичностей и формами объединения молодёжи. Исходя из этого факта, цель данной статьи: обобщить отечественный и зарубежный опыт изучения социальных идентичностей и практик консолидации современной молодёжи, сфокусировав внимание на социальных и культурных формах объединений как условий формирования идентичностей.
Методы
Данная статья основана на синтезе отечественных и зарубежных наработок в области изучения идентичностей и практик консолидации современной молодёжи. Исследовательские проекты были выделены на основе авторского интереса в этой сфере, вызванного представленными в статьях различными ракурсами исследования идентичностей и форм объединения молодёжи. Однако выбор подвергающихся нами анализу исследований обусловлен не только рассматриваемыми в них вопросами, имеющими отношение к теме реализуемого проекта «Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект», но и другими обстоятельствами, связанными с текущей ситуацией в современном российском обществе. Что касается зарубежных исследований, то этот выбор определяется в том числе открытым характером размещения работ, а отечественных –
включённостью автора в реализуемый проект и локальностью проектов, ориентированных на получение информации именно в Самарском регионе.
Зарубежные авторы P.B. Brandtzaeg, M.-Á. Chaparro-Domínguez провели 15 глубинных интервью с молодыми людьми (9 молодых женщин и 6 молодых мужчин 21–26 лет из Испании и Норвегии), недавно вступившими в трудовую деятельность в качестве журналистов (опыт от 6 месяцев до 3 лет), подвергли их анализу и выявили проблемы, связанные с изменением их идентичности, управлением впечатлениями в социальных сетях. Учёные выясняли то, как молодые люди следили за своим имиджем и подвергали самоцензуре как предыдущий, так и текущий контент, созданный ими самими в социальных сетях с учетом сложившейся к настоящему моменту времени их профессиональной идентичности (Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez 2020, p.162-164).
L.R. De Castro, анализируя идентичности бедной молодежи Бразилии, выдвигает гипотезу, объясняющую процесс её конструирования логикой их выживания, и иллюстрирует гипотезу, обращаясь к статистике по численности молодёжи Бразилии, уровню жизни населения, и особое внимание уделяет обсуждению трех кейсов с наркоторговцем, религиозным фанатиком и рабочим (De Castro 2006, p.179).
Участниками исследования S. Maiya, G. Carlo, A.M. Landor, M.K. Memmott-Elison выступили 208 чернокожих молодых людей от 18 до 25 лет из университетов США. Ученые выдвинули гипотезу о том, что этнически-расовая социализация будет положительно связана как с этнически-расовой идентичностью, так и с развитием религиозной идентичности, что, в свою очередь, будет положительно связано с просоциальным поведением чернокожей молодёжи. Исследование основывалось на данных, полученных с нескольких сайтов, на которых участники проходили онлайн-опрос, составленный с использованием шкалы Лайкерта, которая была разработана для выявления этнически-расовой идентичности и социализации, религиозной идентичности и просоциального поведения (Maiya, Carlo, Landor, Memmott-Elison 2021, p. 37–40).
Что касается отечественных авторов, то Л.В. Вандышева проводит исследование в несколько этапов. Объектом в рамках эмпирического этапа исследования выступили 87 волонтёров Самарского университета, принявших участие в акции помощи медицинскому персоналу учреждений здравоохранения во время пандемии COVID-19 в 2019–2021 гг. Основным эмпирическим методом заявлено анкетирование. Также проведены интервью с волонтёрами, отработавшими от 10 до 20 смен (Вандышева 2023, с. 98).
А.А. Пустарнакова и Т.А. Батищева рассматривают проблемы сохранения и развития русской культуры в Самарском регионе на основе данных социологического исследования, в котором был использован метод полуформализованного качественного интервью, всего собрано 10 интервью с артистами Волжского русского народного хора (Пустарнакова, Батищева 2022 с.163).
Наконец, в рамках проекта по анализу событийности детства, выполненного под руководством С.Н. Майоровой-Щегловой в 2018 г. респондентов просили выбрать возраст от 3 до 18 лет, вспомнив и указав, когда в их биографии произошло одно из перечисленных событий, всего указано более 70 событий (N = 774; метод онлайн-анкетирования, ВНИК под рук. С.Н. Майоровой-Щегловой) (Майорова-Щеглова, Колосова, Губанова 2020).
Таким образом, мы выяснили, что в анализируемых работах как отечественных, так и зарубежных авторов используется широкая палитра эмпирических методов. Учёные применяют как качественную методологию и различные разновидности метода интервью в ее рамках, так и количественный подход, реализуемый через онлайн-опросы, анкетирование, статистический анализ данных.
Результаты
Рассмотрим, к каким итогам приходят учёные, изучая различные виды идентичностей молодых людей: профессиональной, цифровой, потребительской, этнической и других и форм их консолидации. В зарубежных исследованиях при рассмотрении этого вопроса акцент сделан преимущественно на исследовании социально уязвимых аспектов идентичности: проблем, которые мешают построению нынешней идентичности, идентичностей меньшинств и других.
P. Bae Brandtzaeg, M.-Á. Chaparro-Domínguez приходят к выводам о том, что участники их исследования были озабочены цифровыми следами своей юности, которые несовместимы с их нынешней профессиональной идентичностью и репутацией. Опрошенные высказали опасения по поводу возможных будущих негативных реакций на старый контент, который они размещали в социальных сетях. Опыт работы информантов в Интернете может быть использован против них и нанести ущерб их профессиональной идентичности. И связано это с тем, что в прошлом они делились рискованным контентом или контентом, за который теперь испытывают чувство стыда (Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez 2020, p.164-170). P. Bae Brandtzaeg, M.-Á. Chaparro-Domínguez подчеркивают, что быстрый рост использования цифровых технологий с цифровыми отпечатками социальных взаимодействий и самовыражений со временем может нанести ущерб, связанный с обеспечением конфиденциальности, важной для вновь приобретаемых идентичностей, а также то, что цифровые следы могут иметь долгосрочные последствия и повлиять на важные жизненные перемены (Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez 2020, p. 170–171). Таким образом, цифровые следы, показывающие изменение идентичности в прошлом, могут служить препятствием для включения молодых людей в различные групповые формы солидарностей в настоящем и будущем. Для реализации замысла авторского проекта данная статья важна тем, что показывает значимость исследования динамики формирования идентичностей и включения молодежи в различные объединения, а также условий, способствующих и/или препятствующих этому включению.
L.R. De Castro, исследуя потребительскую идентичность молодых Бразилии, приходит к выводам о том, что стремление молодежи выжить в неблагоприятных материальных и экзистенциальных условиях приводит к недальновидной оценке себя и своих жизненных шансов, когда молодые люди принимают то, что кажется наиболее выгодным в краткосрочной перспективе и отказываются от перспективных представлений о себе. Учёный доказывает, что сочетание бедных условий жизни подавляющего большинства бразильской молодежи с культивируемыми внешней средой потребностями в потреблении, наиболее ощутимыми в больших городах, не благоприятствует конструированию идентичности в терминах творческой гибридизации, выбору из множества возможностей. Для бедной молодежи Бразилии краткосрочные выгоды кажутся более привлекательными. Молодые люди становятся жертвами консюмеризма, когда глобальные требования «включённости» в культуру потребления товаров, удовольствий стали общим фоном, определяющим идентичность молодежи. L.R. De Castro подчеркивает, что в этих условиях большинство молодых людей лишены типичных для западных стран практик потребления, таких как поход в кино, знакомство с цифровыми технологиями и компьютером или просто езда на автомобиле. Потребительские ожидания бразильской молодёжи в основном направлены на такие объекты, как одежда и досуг. Правильно одеваясь, приобретая модные вещи, можно посещать торговые центры, кинотеатры и другие места отдыха. Также L.R. De Castro поднимает проблему отсутствия в Бразилии значимых объединений как сетей, в которых культивировались бы установки, мировоззренческие позиции, альтернативные ценностям общества потребления. L.R. De Castro доказывает, что музыкальное самовыражение стало распространенным и, возможно, единственным культурным средством, с помощью которого бедные молодые люди могут озвучивать те неподобающие условия, в которых они находятся. Будучи отстраненными и бесправными зрителями потребительской культуры, бедные молодые люди как сообщество способны посредством своих песен конструировать потребление с иной точки зрения. Ученый делает вывод о том, что несопоставимый и огромный разрыв между богатыми и бедными в Бразилии и доминирование требований потребительской культуры приводят к тому, что представления о себе и жизненные шансы бразильской молодежи, находящейся в неблагоприятном положении, сводятся к сиюминутным возможностям в ущерб более продуманным и творческим возможностям самоидентификации. В итоге автор статьи подчеркивает важность классовых различий в Бразилии, значимость которых ставится под сомнение в обществах постмодерна, и отмечает, что классовая принадлежность молодых обеспечивает неравный доступ к материальным и символическим богатствам, что важно для осмысления процессов идентификации и принадлежности молодежи к тем или иным объединениям (De Castro 2006, p. 179–201). Для понимания идентичностей молодых и практики их консолидации данная статья важна и тем, что показывает значение социальных и культурных объединений. Последние могут обеспечить альтернативное асоциальным траекториям формирование идентичностей, ориентированных на просоциальные цели и практики, в отличие от сиюминутных выгод, которые могут привлекать ту часть молодежи, которая некритично воспринимает в ценности общества потребления и слепо в них верит.
S. Maiya, G. Carlo, A.M. Landor, M.K. Memmott-Elison, изучая опосредующую роль расово-этнической и религиозной идентичностей в формировании просоциального поведения чернокожих студентов США, исходили из того, что люди, которые идентифицируют себя как чернокожие, разделяют социально-исторический контекст, который приводит к общему культурному опыту в Соединенных Штатах. Ученые доказывают, что многие практики этнически-расовой социализации развивают этнически-расовую идентичность молодых людей, знакомя их с положительными аспектами их культурной истории и наследия. Авторы статьи показывают, что этнически-расовая социализация в семьях чернокожих может также включать в себя религиозные и духовные послания. Чернокожие семьи обычно посещают религиозные учреждения, где чернокожую молодежь знакомят не только с религией, но и с их уникальным этнорасовым происхождением. Исследователи доказывают, что этнически-расовая социализация связана как с этнически-расовой, так и с религиозной идентичностью молодых людей из числа этнических меньшинств. S. Maiya, G. Carlo, A.M. Landor,
M.K. Memmott-Elison приходят к ключевому выводу о том, что как этнические, так и расовые идентичности и религиозная принадлежность опосредуют связи между этнорасовой социализацией и просоциальным поведением чернокожей молодежи. В то время как прямых связей между этнически-расовой социализацией и просоциальным поведением чернокожей молодежи обнаружено не было (Maiya, Carlo, Landor, Memmott-Elison 2021, p. 40–44). Это исследование для понимания замысла авторского проекта важно тем, что показывает опосредующую роль идентичности между социализацией и формированием просоциального поведения молодежи.
В отечественных исследованиях вопросы идентичности и формы объединений молодежи рассматриваются в контексте различных активностей молодежи, считаем этот ракурс очень продуктивным для реализуемого нами проекта «Идентичности и практики консолидации молодежи в Самарском регионе».
Л.В. Вандышевой выявлена мотивация участия обучающихся Самарского университета в волонтёрстве; проблемы, с которыми они столкнулись; уровень готовности к продолжению участия в волонтёрской деятельности. Автор отмечает, что среди мотивов волонтеров непрофильных направлений подготовки преобладают гражданские и практические мотивы. Основной проблемой волонтеры называли проблему транспортной доставки. Автор предполагает, что речь шла о недостаточно хорошо организованной работе муниципального транспорта. Л.В. Вандышева делает вывод о недостаточно сформированной готовности волонтеров выступать в роли социально-медицинских волонтеров, объясняя эти данные спецификой данного вида деятельности (Вандышева 2023, c. 98–101). Данная статья может быть полезна для реализуемого проекта тем, что показывает значимость форм консолидации, (не)готовность включаться в эти объединения в контексте определения собственных мотивов, навыков, готовности к соответствующим видам деятельности, характерным для данных объединений.
А.А. Пустарнакова и Т.А. Батищева, обсуждая проблемы сохранения и развития русской культуры, приходят к выводу о том, что «сегодня важно возрождать национальное достоинство и авторитет России в современном мире, укреплять духовно-нравственное здоровье россиян, что невозможно без осознания собственной культурной самобытности, богатейшего наследия народной культуры» (Пустарнакова, Батищева 2022, c.164). Творческие коллективы, по мнению авторов, реализуют эту задачу и способствуют сохранению и развитию национальных, историко-культурных традиций. Для реализуемого нами проекта данная статья важна тем, что показывает значимость объединений, защищающих национальные и государственные интересы России, и тем самым задающих ориентиры взросления молодежи, демонстрирующие успешные практики их социализации.
Данные исследования молодежи по событийности детства (рук. С.Н. Майорова-Щеглова) указывают на то, что различные виды идентичностей и практик объединения молодых имеют свою биографическую историю, начинают формироваться в разных возрастах детства (см. табл. 1).
Возраст наступления рассматриваемых событий детства показывает динамичность процесса формирования этнической, коммуникативной, гражданской, профессиональной, политической идентичностей молодых. Это своего рода «маршрут» формирования этих идентичностей в типичной индивидуальной биографии. Отметим, что профессиональная и политическая идентичности имеют выраженный гендерный аспект: девочки позже, чем мальчики, определяются с профессией и проявляют политическую активность. Данное исследование для нашего собственного проекта важно пониманием того, что идентичности и практики консолидации необходимо рассматривать в гендерном измерении и во временном аспекте в контексте индивидуальных биографий, посредством анализа которых можно выйти на определенные траектории формирования идентичностей молодых и форм их солидарностей.
Обсуждения и заключение
За рубежом проблемы формирования идентичностей помещены преимущественно в контекст исследования различных меньшинств, социально уязвимых, дискриминируемых групп молодёжи. В отечественных исследованиях иной подход. Здесь вопросы самоидентификации рассматриваются в соотношении с различного рода активностями самих молодых, их включения в различные форматы групповых объединений. Считаем второй подход более продуктивным в российских условиях, позволяющим изучать так называемую «обычную» молодёжь, типичные самоидентификации молодых и практики их консолидации.
В контексте исследовательского интереса проведенный обзор существующих наработок актуализирует вопросы исследования того, как изменялись идентичности молодых людей, включенных в те или иные общественные объединения, как предыдущий их опыт мешал или наоборот способствовал вхождению в различные просоциальные объединения, каково эмоциональное отношение к последним. Важно понимание значения уже существующих социальных и культурных форм объединений молодежи как условий формирования их идентичностей, понимание механизмов рекрутирования в них, а также осмысление опосредующей роли идентичности между процессами социализации и формирования просоциального поведения молодежи, и в том числе их включения в соответствующие объединения. Данные исследовательские вопросы составят теоретико-методологическую основу для разрабатываемого нами проекта по исследованию идентичностей молодых и практик их консолидации в Самарском регионе.
About the authors
Svetlana Y. Mitrofanova
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: mit_s@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9571-9883
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociological and Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Sociology of Regional and Political Processes
Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse (st.), Samara, 443086, Russian FederationReferences
- Brandtzaeg, P.B., Chaparro-Domínguez, M.-Á. (2020), From youthful experimentation to professional identity: Understanding identity transitions in social media, Young, vol. 28(2), pp. 157–174, DOI: https://doi.org/10.1177/1103308819834386.
- De Castro, L.R. (2006),What is new in the ‘south’? Consumer culture and the vicissitudes of poor youth’s identity construction in urban Brazil,
- Young, vol.14 (3), pp. 179–201, DOI: https://doi.org/10.1177/1103308806065815.
- Maiya, S., Carlo, G., Landor, A.M., Memmott- Elison, M.K. (2021), Ethnic-racial and religious identity as mediators of relations between ethnic-racial socialization and prosocial behaviors among black young adults, Journal of Black Psychology, vol. 47(1), pp. 31–50, DOI: https://doi.org/10.1177/0095798420971388.
- Burd'e, P. (1998), Structure, habitus, practice, Sociology and Social Anthropology Research, vol. 1, no.2, pp. 44–59.
- Vandysheva, L.V. (2023), Social and medical volunteering in a non-core university, Bulletin of Samara University. History, Pedagogy, Philology, vol.29, no.1, pp. 95–103, DOI: https://doi.org/ 10.18287/2542-0445-2023-29-1-95-103.
- Zhelnina, A.A., Zinov'ev, A.A., Kuleva, M.I. (2013), "In the district": Youth solidarity on the urban periphery, Sociological Research, no. 10, pp. 69–76.
- Kon, I.S.(1984), In search of self (personality and its self-consciousness), Politizdat, Moscow, Russia.
- Krupec, Ja.N. (2013), Student youth in the media: features of representation, Sociological Research, no. 10, pp. 61–69.
- Majorova-Shheglova, S.N., Mitrofanova, S.Ju. (2020), Early adulthood or infantilization: the paradox of the eventfulness of modern childhood, Bulletin of St. Petersburg University. Sociology, vol. 13, issue 1, pp. 25–39, DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.102.
- Majorova-Shheglova, S.N., Kolosova, E.A., Gubanova, A.Ju. (2020), The eventfulness of childhood: on the question of empirical evidence of the theory of generations, Sociological Research, no.3, pp. 3–15, DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250008796-8.
- Omel'chenko, E.L. (2013a), The youth question: a turn to the study of new youth solidarities (introductory word), Sociological Research, no. 10, pp. 51–51.
- Omel'chenko, E.L. (2023b), Solidarity and cultural practices of Russian youth of the beginning of the XXI century: theoretical context, Sociological Research, no. 10, pp. 52–61.
- Omel'chenko, D. A., Omel'chenko, E. L. (2022), In search of a home. Regional identity of young Kaliningrad residents: life strategies and migration intentions, Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 6, pp. 309–332, DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2317.
- Jadov, V.A. (1995), Social and socio-psychological mechanisms of social identification of a person, The World of Russia, no. 3–4, pp. 158–181.
- Pustarnakova, A.A., Batishheva, T.A. (2022), Problems of preservation and development of Russian culture in the activity of creative collectives, Positive Experience of Regulation of Ethnosocial and Ethno-cultural Processes in the Regions of the Russian Federation, Materials in the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the memory of L.M. Drobizheva, Edited by G.F. Gabdrakhmanova, G.I. Makarova, L.V. Sagitova, Shigabutdin Marjani Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan), Kazan: pp. 162–165.