Социальные идентичности и практики консолидации современной молодежи: опыт отечественных и зарубежных исследований


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья основана на синтезе исследовательских наработок отечественных и зарубежных авторов, освещающих вопросы самоидентификации молодых людей и практик их  объединения. Данный интерес продиктован проектом, реализуемым на территории Самарской области «Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект». В статье используются результаты исследований зарубежных ученых, в которых обсуждаются вопросы цифровой, этническо-расовой, религиозной идентичностей, а также идентичностей бедной молодёжи в условиях утверждения ценностей потребительской культуры.  Среди отечественных исследований значимы результаты всероссийского проекта по событийности детства под руководством С.Н. Майоровой-Щегловой: «Событийность поколения Z» (2018г.). Важны результаты исследований по изучаемому вопросу, полученные в Самарском регионе, это исследования, посвященные вопросам социально-медицинского волонтерства,  значению деятельности народных творческих коллективов в сохранении и развитии культуры русского народа. Обнаружено, что за рубежом проблемы формирования идентичностей помещены преимущественно в контекст практик консолидации различных меньшинств, социально-уязвимых, дискриминируемых групп молодёжи. В отечественных исследованиях иной подход: вопросы самоидентификации рассматриваются в соотношении с различного рода активностями самих молодых, их включения в различные просоциальные форматы групповых объединений. Считаем второй подход более продуктивным в российских условиях.

Полный текст

Введение
В Самарском регионе в 2023 году реализуется проект  «Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект», позволяющий выявить находящиеся в процессе формирования локальные идентичности молодых людей  и практики их консолидации. Региональный характер проекта определяется научным интересом в осмыслении этого вопроса именно в Самарской области. Начальным этапом его реализации выступает анализ уже имеющихся исследовательских наработок в данной сфере. 
В самом общем виде под социальной идентичностью молодых людей понимаем то, как они определяют себя в социуме. В качестве рабочей трактовки в определении самоидентификации молодых берем за основу позицию В.А. Ядова, рассматривавшего её вслед за И.С. Коном (Кон 1984) как «самооценку собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая социоролевые, нравственные психические, физические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и восприятии других, прежде всего со стороны референтных групп» (Ядов 1995, с.163). Нас будут интересовать социальные идентичности молодежи, формирование которых связано с траекториями, которые выстраивают молодые люди в поисках которых определении себя. Важными аспектами формирования самоидентичности молодых людей считаем коммуникативный, социализационный, ролевой. Исходим из того, что представления молодого человека о себе, собственной принадлежности к определенным социальным группам оказывают влияние на выбор тех объединений, в которые он/она будут включаться, на эмоциональную оценку его/её групповой принадлежности и в целом на межгрупповое поведение молодых. Нас будут интересовать, в первую очередь, групповые локальные идентичности молодежи, формирующиеся в процессах их взросления, а также практики консолидации, выступающие как условие и/или возникающие как результат формирования этих идентичностей.
Практики рассматриваем вслед за П. Бурдье как объективированные и инкорпорированные продукты практической истории, структуры и габитусы (Бурдье 1998, с. 45). Практики консолидации молодежи обсуждаем в контексте идеи молодежных солидарностей, развиваемой Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ (Омельченко 2013а, 2013б),  (Омельченко, Омельченко 2022), (Крупец 2013), (Желнина, Зиновьев, Кулева 2013). Таким образом, практики консолидации молодых определяем как объективированные и инкорпорированные ими способы объединения в различных форматах, определяющих групповую идентичность юношей и девушек, на основе их собственных интересов, желаний, устремлений. Нас в первую очередь будут интересовать просоциальные форматы объединения молодых, их включение в деятельность общественных организаций различной направленности: этнической, волонтерской и т. д., как те, что способствуют успешной социализации, формированию реальной гражданской позиции.
В соответствии с обозначенным исследовательским интересом отметим, что, в целом, в проанализированной нами литературе акцент ставится на исследовании идентичностей, коммуникативных практик молодых, значении для них эмоциональных привязанностей как способов формирования идентичностей и групповых форм консолидации, а также транзициях молодежи во взрослую жизнь. 
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе в фокусе внимания различные идентичности молодых, например, потребительские, цифровые, этнические, религиозные и другие. Важным в этом ключе является понимание того, что какие-то идентичности могут препятствовать, а какие-то способствовать определенным форматам консолидации молодых людей. Идентичности создают как особые возможности, так и серьезные ограничения для субъективной трансформации юношей и девушек и формирования ими различных солидарностей. Остановимся на некоторых исследованиях как иллюстрациях осмысления идентичностей и практик консолидации молодёжи, отдельные выводы которых могут быть полезны для понимания этого вопроса. 
Что касается зарубежных разработок, то, во-первых, интерес представляет работа P. Bae Brandtzaeg, M.-Á. Chaparro-Domínguez, где исследуются цифровые идентичности молодёжи на основе цифровых следов, которые они оставляют в контексте становления профессиональной идентичности журналиста (Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez 2020). В другом аспекте обращает на себя внимание исследование S. Maiya, G. Carlo, A.M. Landor, M.K. Memmott-Elison, в котором изучалась роль этническо-расовой и религиозной идентичностей во взаимосвязи с этническо-расовой социализацией и просоциальным поведением чернокожей молодёжи (Maiya, Carlo, Landor, Memmott-Elison 2021). Наконец, в статье L.R. De Castro поднимается проблема формирования идентичностей бедной молодёжью Бразилии в противоречивых условиях, с одной стороны, утверждения значимости ценностей потребительской культуры, показателей развития, идущих от «стран севера» и диктующих для других стран «жизнеспособный» дальнейший маршрут, а с другой – отсутствия у молодёжи Бразилии равенства возможностей, всеобщего образования и прав, т.е. условий для реального воплощения ценностей этой культуры, что связано с наличием экстремального социального расслоения на богатых и бедных в бразильском обществе (De Castro 2006). Отметим, что описанная L.R. De Castro ситуация очень схожа с современной российской действительностью, также характеризующейся существенным социальным расслоением.
Среди отечественных работ интерес представляет всероссийский проект по событийности детства под руководством С.Н. Майоровой-Щегловой, где в качестве объекта заявлена молодежь (Майорова-Щеглова, Митрофанова 2020), (Майорова-Щеглова, Колосова, Губанова 2020). В этом проекте молодым юношам и девушкам были заданы вопросы, в том числе связанные как с формированием идентичностей, так и с формами объединений. Особое значение для нашего собственного исследования имеют данные по изучению идентичностей и практик консолидации молодежи, выполненные в Самарском регионе. Так, исследование Л.В. Вандышевой посвящено вопросам социально-медицинского волонтерства как одной из форм консолидации молодёжи непрофильных направлений подготовки Самарского университета (Вандышева 2023). В свою очередь, А.А. Пустарнакова, Т.А. Батищева доказывают важную роль деятельности народных творческих коллективов в сохранении и развитии культуры русского народа по данным исследования, проведенного в Самарском регионе (Пустарнакова, Батищева 2022). 
Таким образом, современными авторами на уровне эмпирических исследований заявляется широкий спектр тем и поднимаемых в них вопросов для обсуждения, однако нас в этих проектах будет интересовать фокус, связанный с формированием идентичностей и формами объединения молодёжи. Исходя из этого факта, цель данной статьи: обобщить отечественный и зарубежный опыт изучения социальных идентичностей и практик консолидации современной молодёжи, сфокусировав внимание на социальных и культурных формах объединений как условий формирования идентичностей.

Методы
Данная статья основана на синтезе отечественных и зарубежных наработок в области изучения идентичностей и практик консолидации современной молодёжи. Исследовательские проекты были выделены на основе авторского интереса в этой сфере, вызванного представленными в статьях различными ракурсами исследования идентичностей и форм объединения молодёжи. Однако выбор подвергающихся нами анализу исследований обусловлен не только рассматриваемыми в них вопросами, имеющими отношение к теме реализуемого проекта «Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект», но и другими обстоятельствами, связанными с текущей ситуацией в современном российском обществе. Что касается зарубежных исследований, то этот выбор определяется в том числе открытым характером размещения работ, а отечественных – 
включённостью автора в реализуемый проект и локальностью проектов,  ориентированных на получение информации именно в Самарском регионе.
Зарубежные авторы P.B. Brandtzaeg, M.-Á. Chaparro-Domínguez провели 15 глубинных интервью с молодыми людьми (9 молодых женщин и 6 молодых мужчин 21–26 лет из Испании и Норвегии), недавно вступившими в трудовую деятельность в качестве журналистов (опыт от 6 месяцев до 3 лет), подвергли их анализу и выявили проблемы, связанные с изменением их идентичности, управлением впечатлениями в социальных сетях. Учёные выясняли то, как молодые люди следили за своим имиджем и подвергали самоцензуре как предыдущий, так и текущий контент, созданный ими самими в социальных сетях с учетом сложившейся к настоящему моменту времени их профессиональной идентичности (Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez  2020, p.162-164). 
L.R. De Castro, анализируя идентичности бедной молодежи Бразилии, выдвигает гипотезу, объясняющую процесс её конструирования логикой их выживания, и иллюстрирует гипотезу, обращаясь к статистике по численности молодёжи Бразилии, уровню жизни населения, и особое внимание уделяет обсуждению трех кейсов с наркоторговцем, религиозным фанатиком и рабочим (De Castro 2006, p.179).
Участниками исследования S. Maiya, G. Carlo, A.M. Landor, M.K. Memmott-Elison выступили 208 чернокожих молодых людей от 18 до 25 лет из университетов США. Ученые выдвинули гипотезу о том, что этнически-расовая социализация будет положительно связана как с этнически-расовой идентичностью, так и с развитием религиозной идентичности, что, в свою очередь, будет положительно связано с просоциальным поведением чернокожей молодёжи. Исследование основывалось на данных, полученных с нескольких сайтов, на которых участники проходили онлайн-опрос, составленный с использованием шкалы Лайкерта, которая была разработана для выявления этнически-расовой идентичности и социализации, религиозной идентичности и просоциального поведения (Maiya, Carlo, Landor, Memmott-Elison 2021, p. 37–40). 
Что касается отечественных авторов, то Л.В. Вандышева проводит исследование в несколько этапов. Объектом в рамках эмпирического этапа исследования выступили 87 волонтёров Самарского университета, принявших участие в акции помощи медицинскому персоналу учреждений здравоохранения во время пандемии COVID-19 в 2019–2021 гг. Основным эмпирическим методом заявлено анкетирование. Также проведены интервью с волонтёрами, отработавшими от 10 до 20 смен (Вандышева 2023, с. 98).
А.А. Пустарнакова и Т.А. Батищева рассматривают проблемы сохранения и развития русской культуры в Самарском регионе на основе данных социологического исследования, в котором был использован метод полуформализованного качественного интервью, всего собрано 10 интервью с артистами Волжского русского народного хора (Пустарнакова, Батищева 2022 с.163).
Наконец, в рамках проекта по анализу событийности детства, выполненного под руководством С.Н. Майоровой-Щегловой в 2018 г. респондентов просили выбрать возраст от 3 до 18 лет, вспомнив и указав, когда в их биографии произошло одно из перечисленных событий, всего указано более 70 событий (N = 774; метод онлайн-анкетирования, ВНИК под рук. С.Н. Майоровой-Щегловой) (Майорова-Щеглова, Колосова, Губанова 2020).
Таким образом, мы выяснили, что в анализируемых работах как отечественных, так и зарубежных авторов используется широкая палитра эмпирических методов. Учёные применяют как качественную методологию и различные разновидности метода интервью в ее рамках, так и количественный подход, реализуемый через онлайн-опросы, анкетирование, статистический анализ данных.

Результаты
Рассмотрим, к каким итогам приходят учёные, изучая различные виды идентичностей молодых людей: профессиональной, цифровой, потребительской, этнической и других и форм их консолидации. В зарубежных исследованиях при рассмотрении  этого вопроса акцент сделан преимущественно на исследовании социально уязвимых аспектов идентичности: проблем, которые мешают построению нынешней идентичности, идентичностей меньшинств и других.
P. Bae Brandtzaeg, M.-Á. Chaparro-Domínguez приходят к выводам о том, что участники их исследования были озабочены цифровыми следами своей юности, которые несовместимы с их нынешней профессиональной идентичностью и репутацией. Опрошенные высказали опасения по поводу возможных будущих негативных реакций на старый контент, который они размещали в социальных сетях. Опыт работы информантов в Интернете может быть использован против них и нанести ущерб их профессиональной идентичности. И связано это с тем, что в прошлом они делились рискованным контентом или контентом, за который теперь испытывают чувство стыда (Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez 2020, p.164-170). P. Bae Brandtzaeg, M.-Á. Chaparro-Domínguez подчеркивают, что быстрый рост использования цифровых технологий с цифровыми отпечатками социальных взаимодействий и самовыражений со временем может нанести ущерб, связанный с обеспечением конфиденциальности, важной для вновь приобретаемых идентичностей, а также то, что цифровые следы могут иметь долгосрочные последствия и повлиять на важные жизненные перемены (Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez 2020, p. 170–171). Таким образом, цифровые следы, показывающие изменение идентичности в прошлом, могут служить препятствием для включения молодых людей в различные групповые формы солидарностей в настоящем и будущем. Для реализации замысла авторского проекта данная статья важна тем, что показывает значимость исследования динамики формирования идентичностей и включения молодежи в различные объединения, а также условий, способствующих и/или препятствующих этому включению.
L.R. De Castro, исследуя потребительскую идентичность молодых Бразилии, приходит к выводам о том, что стремление молодежи выжить в неблагоприятных материальных и экзистенциальных условиях приводит к недальновидной оценке себя и своих жизненных шансов, когда молодые люди принимают то, что кажется наиболее выгодным в краткосрочной перспективе и отказываются от перспективных представлений о себе. Учёный доказывает, что сочетание бедных условий жизни подавляющего большинства бразильской молодежи с культивируемыми внешней средой потребностями в потреблении, наиболее ощутимыми в больших городах, не благоприятствует конструированию идентичности в терминах творческой гибридизации, выбору из множества возможностей. Для бедной молодежи Бразилии краткосрочные выгоды кажутся более привлекательными. Молодые люди становятся жертвами консюмеризма, когда глобальные требования «включённости» в культуру потребления товаров, удовольствий стали общим фоном, определяющим идентичность молодежи. L.R. De Castro подчеркивает, что в этих условиях большинство молодых людей лишены типичных для западных стран практик потребления, таких как поход в кино, знакомство с цифровыми технологиями и компьютером или просто езда на автомобиле. Потребительские ожидания бразильской молодёжи в основном направлены на такие объекты, как одежда и досуг. Правильно одеваясь, приобретая модные вещи, можно посещать торговые центры, кинотеатры и другие места отдыха. Также L.R. De Castro поднимает проблему отсутствия в Бразилии значимых объединений как сетей, в которых культивировались бы установки, мировоззренческие позиции, альтернативные ценностям общества потребления. L.R. De Castro доказывает, что музыкальное самовыражение стало распространенным и, возможно, единственным культурным средством, с помощью которого бедные молодые люди могут озвучивать те неподобающие условия, в которых они находятся. Будучи отстраненными и бесправными зрителями потребительской культуры, бедные молодые люди как сообщество способны посредством своих песен конструировать потребление с иной точки зрения. Ученый делает вывод о том, что несопоставимый и огромный разрыв между богатыми и бедными в Бразилии и доминирование требований потребительской культуры приводят к тому, что представления о себе и жизненные шансы бразильской молодежи, находящейся в неблагоприятном положении, сводятся к сиюминутным возможностям в ущерб более продуманным и творческим возможностям самоидентификации. В итоге автор статьи подчеркивает важность классовых различий в Бразилии, значимость которых ставится под сомнение в обществах постмодерна, и отмечает, что классовая принадлежность молодых обеспечивает неравный доступ к материальным и символическим богатствам, что важно для осмысления процессов идентификации и принадлежности молодежи к тем или иным объединениям (De Castro 2006, p. 179–201). Для понимания идентичностей молодых и практики их консолидации данная статья важна и тем, что показывает значение социальных и культурных объединений. Последние могут обеспечить альтернативное асоциальным траекториям формирование идентичностей, ориентированных на просоциальные цели и практики, в отличие от сиюминутных выгод, которые могут привлекать ту часть молодежи, которая некритично воспринимает в ценности общества потребления и слепо в них верит. 
S. Maiya, G. Carlo, A.M. Landor, M.K. Memmott-Elison, изучая опосредующую роль расово-этнической и религиозной идентичностей в формировании просоциального поведения чернокожих студентов США, исходили из того, что люди, которые идентифицируют себя как чернокожие, разделяют социально-исторический контекст, который приводит к общему культурному опыту в Соединенных Штатах. Ученые доказывают, что многие практики этнически-расовой социализации развивают этнически-расовую идентичность молодых людей, знакомя их с положительными аспектами их культурной истории и наследия. Авторы статьи показывают, что этнически-расовая социализация в семьях чернокожих может также включать в себя религиозные и духовные послания. Чернокожие семьи обычно посещают религиозные учреждения, где чернокожую молодежь знакомят не только с религией, но и с их уникальным этнорасовым происхождением. Исследователи доказывают, что этнически-расовая социализация связана как с этнически-расовой, так и с религиозной идентичностью молодых людей из числа этнических меньшинств. S. Maiya, G. Carlo, A.M. Landor, 
M.K. Memmott-Elison приходят к ключевому выводу о том, что как этнические, так и расовые идентичности и религиозная принадлежность опосредуют связи между этнорасовой социализацией и просоциальным поведением чернокожей молодежи. В то время как прямых связей между этнически-расовой социализацией и просоциальным поведением чернокожей молодежи обнаружено не было (Maiya, Carlo, Landor, Memmott-Elison 2021, p. 40–44). Это исследование для понимания замысла авторского проекта важно тем, что показывает опосредующую роль идентичности между социализацией и формированием просоциального поведения молодежи.
В отечественных исследованиях вопросы идентичности и формы объединений молодежи рассматриваются в контексте различных активностей молодежи, считаем этот ракурс очень продуктивным для реализуемого нами проекта «Идентичности и практики консолидации молодежи в Самарском регионе».
Л.В. Вандышевой выявлена мотивация участия обучающихся Самарского университета в волонтёрстве; проблемы, с которыми они столкнулись; уровень готовности к продолжению участия в волонтёрской деятельности. Автор отмечает, что среди мотивов волонтеров непрофильных направлений подготовки преобладают гражданские и практические мотивы. Основной проблемой волонтеры называли проблему транспортной доставки. Автор предполагает, что речь шла о недостаточно хорошо организованной работе муниципального транспорта. Л.В. Вандышева делает вывод о недостаточно сформированной готовности волонтеров выступать в роли социально-медицинских волонтеров, объясняя эти данные спецификой данного вида деятельности (Вандышева 2023, c. 98–101). Данная статья может быть полезна для реализуемого проекта тем, что показывает значимость форм консолидации, (не)готовность включаться в эти объединения в контексте определения собственных мотивов, навыков, готовности к соответствующим видам деятельности, характерным для данных объединений.
А.А. Пустарнакова и Т.А. Батищева, обсуждая проблемы сохранения и развития русской культуры, приходят к выводу о том, что «сегодня важно возрождать национальное достоинство и авторитет России в современном мире, укреплять духовно-нравственное здоровье россиян, что невозможно без осознания собственной культурной самобытности, богатейшего наследия народной культуры» (Пустарнакова, Батищева 2022, c.164). Творческие коллективы, по мнению авторов, реализуют эту задачу и способствуют сохранению и развитию национальных, историко-культурных традиций. Для реализуемого нами проекта данная статья важна тем, что показывает значимость объединений, защищающих национальные и государственные интересы России, и тем самым задающих ориентиры взросления молодежи, демонстрирующие успешные практики их социализации.
Данные исследования молодежи по событийности детства (рук. С.Н. Майорова-Щеглова) указывают на то, что различные виды идентичностей и практик объединения молодых имеют свою биографическую историю, начинают формироваться в разных возрастах детства (см. табл. 1).
Возраст наступления рассматриваемых событий детства показывает динамичность процесса формирования этнической, коммуникативной, гражданской, профессиональной, политической идентичностей молодых. Это своего рода «маршрут» формирования этих идентичностей в типичной индивидуальной биографии. Отметим, что профессиональная и политическая идентичности имеют выраженный гендерный аспект: девочки позже, чем мальчики, определяются с профессией и проявляют политическую активность. Данное исследование для нашего собственного проекта важно пониманием того, что идентичности и практики консолидации необходимо рассматривать в гендерном измерении и во временном аспекте в контексте индивидуальных биографий, посредством анализа которых можно выйти на определенные траектории формирования идентичностей молодых и форм их солидарностей. 

Обсуждения и заключение
За рубежом проблемы формирования идентичностей помещены преимущественно в контекст исследования различных меньшинств, социально уязвимых, дискриминируемых групп молодёжи. В отечественных исследованиях иной подход. Здесь вопросы самоидентификации рассматриваются в соотношении с различного рода активностями самих молодых, их включения в различные форматы групповых объединений. Считаем второй подход более продуктивным в российских условиях, позволяющим изучать так называемую «обычную» молодёжь, типичные самоидентификации молодых и практики их консолидации. 
В контексте исследовательского интереса проведенный обзор существующих наработок актуализирует вопросы исследования того, как изменялись идентичности молодых людей, включенных в те или иные общественные объединения, как предыдущий их опыт мешал или наоборот способствовал вхождению в различные просоциальные объединения, каково эмоциональное отношение к последним. Важно понимание значения уже существующих социальных и культурных форм объединений молодежи как условий формирования их идентичностей, понимание механизмов рекрутирования в них, а также осмысление опосредующей роли идентичности между процессами социализации и формирования просоциального поведения молодежи, и в том числе их включения в соответствующие объединения. Данные исследовательские вопросы составят теоретико-методологическую основу для разрабатываемого нами проекта по исследованию идентичностей молодых и практик их консолидации в Самарском регионе. 

×

Об авторах

Светлана Юрьевна Митрофанова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: mit_s@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9571-9883

Доцент кафедры социологии и культурологии, доцент кафедры социологии региональных и политических процессов

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, д. 34

Список литературы

  1. Brandtzaeg, P.B., Chaparro-Domínguez, M.-Á. (2020), From youthful experimentation to professional identity: Understanding identity transitions in social media, Young, vol. 28(2), pp. 157–174, DOI: https://doi.org/10.1177/1103308819834386.
  2. De Castro, L.R. (2006),What is new in the ‘south’? Consumer culture and the vicissitudes of poor youth’s identity construction in urban Brazil,
  3. Young, vol.14 (3), pp. 179–201, DOI: https://doi.org/10.1177/1103308806065815.
  4. Maiya, S., Carlo, G., Landor, A.M., Memmott- Elison, M.K. (2021), Ethnic-racial and religious identity as mediators of relations between ethnic-racial socialization and prosocial behaviors among black young adults, Journal of Black Psychology, vol. 47(1), pp. 31–50, DOI: https://doi.org/10.1177/0095798420971388.
  5. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 44–59.
  6. Вандышева Л.В. Социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29. № 1. С. 95–103. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-1-95-103.
  7. Желнина А.А., Зиновьев А.А., Кулева М.И. «На районе»: Молодёжные солидарности на городской периферии // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 69–76.
  8. Кон И.С. В поисках себя (личность и ее самосознание). Москва: Политиздат, 1984.
  9. Крупец Я.Н. Студенческая молодежь в СМИ: особенности репрезентации // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 61–69.
  10. Майорова-Щеглова С.Н., Митрофанова С.Ю. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020 Т. 13. Вып. 1. С. 25–39. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.102.
  11. Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 3–15. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250008796-8.
  12. Омельченко Е.Л. Молодёжный вопрос: поворот к исследованию новых молодежных солидарностей (вступительное слово) // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 51–51.
  13. Омельченко Е.Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст // Социологические исследования. 2013. № 10. С.52–61.
  14. Омельченко Д.А., Омельченко Е.Л. В поисках дома. Региональная идентичность молодых калининградцев: жизненные стратегии и миграционные намерения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 309–332. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2317.
  15. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы социальной идентификации личности // Мир России. 1995. № 3–4. С. 158–181.
  16. Пустарнакова А.А., Батищева Т.А. Проблемы сохранения и развития русской культуры в деятельности творческих коллективов // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.М. Дробижевой. Под редакцией Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. Казань: Институт истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан (Казань), 2022. С. 162–165.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Митрофанова С.Ю., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах