Academic mobility of Kazakh and Russian students: theoretical and methodological analysis


Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the article is caused by the fact that education in Russia and the Republic of Kazakhstan is becoming more practice-oriented. The purpose of this work is to highlight the academic mobility of students in understanding and analyzing various aspects and factors that affect the success and effectiveness of the mobility process. Tasks: clarification of the conceptual apparatus of academic, professional and social mobility, consideration of the interdisciplinary aspect of these concepts, development of recommendations and strategies for improving academic exchange programs, creating conditions for successful academic mobility and promoting the development of students in the global educational space.
The work applies the methods of modeling, classifying and analyzing the documents of the countries within the educational space. The authors highlight the features of the academic mobility organization in the field of higher education international cooperation that contribute to the development of mobility qualities. The higher education faces an urgent need to create and organize the conditions for the formation of the specialist, who is mobile in socio-professional terms. There is a need to carry out a targeted work on the organization of the academic mobility of students, as well as the development of a regulatory framework for this activity.
 Conclusions are drawn about the formation of a model for the organization of academic mobility of students who would be competitive in a rapidly changing world.

Full Text

Введение 
В современном казахстанском и российском образовании изменились приоритеты как в учебной, так и во внеучебной деятельности обучающихся, и первостепенное значение приобретает формирование социальной и профессиональной мобильности будущего специалиста с высоким уровнем готовности к предстоящей деятельности. Развитие академической мобильности студентов в современных условиях выступает как стратегическая цель не только на уровне вуза, но и в масштабах всей страны. В современных условиях становится все более очевидным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. В этой связи интернационализация образования становится целенаправленной политикой государства. На третьем форуме политики Болонского процесса в число приоритетных целей вошли как государственная ответственность за высшее образование, так и глобальная академическая мобильность. Отличительной чертой национальных систем образования и науки ХХІ в. является возросшая академическая и научная мобильность. Академическая мобильность является неотъемлемой формой существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей. Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. Академическая мобильность студентов рассматривается как фактор и инструмент повышения конкурентоспособности образования, выступает своеобразной гарантией качества высшего образования, способствует формированию компетентных кадров. Проблема формирования академической мобильности студентов имеет различную историю исследования и практического применения в Казахстане, России и за рубежом. 
Материалы и методы
В работе используются методы моделирования и классификации. Проблемные аспекты академической мобильности в Республике Казахстан осветили Г.И. Абдикеримова, А.М. Газалиев, 
В.Н. Головачёва, В.В. Егоров (Абдикеримова 2014, с. 17–21), Д.А. Куланова, Г.Н. Сулейменова (Сулейменова 2012, с. 58–62), А.Д. Умбиталиев, 
О.А. Яновская (Умбиталиев 2016) и др.
Непосредственно вопросам развития академической мобильности студентов в России и за рубежом посвящены исследования В.А. Галичина, Л.В. Зновенко, A.A. Кропотченко, A.B. Кузьмина, А.Н. Шеремет и др. (Жмакина, Телегина, Брунсгаард 2018). Важность и значимость роли академической, социальной и профессиональной мобильности студента во время обучения в высшем учебном заведении требует уточнения понятий, связанных с процессом адаптации студента вуза, подробно рассмотренных в работах многих исследователей Ф.Б. Березина, Ф.Е. Василюка, 
Е.Б. Евдокимовой, Н.Н. Обозова, Т.С. Табуровой и др. Международная академическая мобильность в современных условиях рассмотрена в работах М.А. Юревича и В.А. Малахова (Юревич, Малахов 2019, с. 103–117), международное сотрудничество российских вузов и академическая мобильность (Трофимова 2021, с. 1–10) и др.
Исследование международной академической мобильности ведется достаточно активно. В сфере высшего образования процесс международной академической мобильности изучается G. Altbach, D.V. Damme, I.R.K. Dittrich, M. Rostan, M. Stohl, 
U. Teichler и др. (Altbach 2001, Dittrich 2004, Damme 2001, Rostan 2014, Stohl, Teichler 2007).
        
Результаты и дискуссия 
В научной литературе положительно влияющими на результат интеграции обучающихся в совершенно другую образовательную среду считаются социально-демографические, педагогические, психологические и другие условия. Всестороннее развитие обучающихся, их коммуникабельность и умение быть психологически гибким, способности к работе в команде, стремление к активным действиям, навыки ориентации в интегральном электронном пространстве, изменение в зависимости от запросов меняющегося социума, находящегося в постоянном развитии, составляют требования высокопрофессиональной подготовленности будущих профессионалов. Показателем их востребованности является сопровождающаяся успехом адаптация, которая создается формированием компетенций, приобретением навыков в профессиональной деятельности.
В эпоху быстро меняющихся социальных перемен необходимо через различные формы адаптировать обучающихся к будущей профессиональной деятельности, что, безусловно, будет способствовать их положительной самореализации и комфортности миропознания и мироощущения в современном обществе. Считаем, что обеспечение постоянного развития студентов возможно для тех людей, обладающих свойствами личностной мобильности, что становится возможным при правильной организации академической, социальной и профессиональной мобильности студентов вузов (Афонин, Орлова  2015, с. 59–63). 
Целесообразность рассмотрения и анализа основных онтологически взаимосвязанных понятий, отражающих существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений относительно предмета исследования вызвана его осмыслением и системным моделированием в будущем его результатов.
Необходимость действенного, результативного и корректного определения основных понятий исследования продиктовано тем, что большей частью они относятся к несформировавшимся. Это происходит в результате того, что ученые-исследователи при изложении проблемы организации профессиональной и академической мобильности студентов часто применяют различные денотаты терминов для обозначения одного и того же явления или одним и тем же термином обозначают различные понятия.
Мобильность в социологии, психологии и педагогике означает способность и готовность человека или группы к перемещению, изменению места проживания, работы, образа жизни и общественного положения, а также к адаптации к новым условиям и требованиям среды. В социологии мобильность рассматривается с различных точек зрения. Например, социальная мобильность относится к способности индивида изменять свое социальное положение в иерархии общества. Это может быть достигнуто через образование, профессиональную карьеру или изменение статуса в социальной группе.
В психологии мобильность рассматривается как способность человека адаптироваться к новым ситуациям и менять свое поведение и мнения. Это может включать гибкость мышления, умение принимать решения, адаптивность к изменениям и умение быстро адаптироваться к новым условиям.
В педагогике мобильность относится к готовности обучаемого к передвижению и изменению образовательной среды. Это может включать готовность к переходу из одного уровня образования на другой, готовность получать новые знания и навыки, а также готовность к адаптации к изменениям в обучающей среде.
Систематическое исследование мобильности началось в послевоенные пятидесятые годы с работ американских ученых Элтона Ф. Джексона и Гарри Д. Крокета о характере передвижений различных социальных групп и отдельных индивидуумов внутри одного общества (Каплина 2008, с. 87–89), причем в подавляющем большинстве социологи эмпирическим материалом для своего анализа выбрали профессиональную мобильность. 
Изучение современной научной литературы позволяет детерминировать основные понятия проводимого исследования. Обратимся к анализу базовых понятий, используемых в нашей работе. Рассмотрим термины «социально-профессиональная и академическая мобильность», системно зависимое от него ближайшее понятие «мобильность» и дополняющее – «профессиональная», «социальная» и «академическая».
Исходя из вышеназванных базовых понятий, отмечаем, что предмет исследования находится в объектной связи как в учебной (академическая мобильность), так и во внеучебной деятельности (социально-профессиональная мобильность). В этой связи рассмотрим функциональные признаки учебной и внеучебной деятельности в вузе, поскольку полагаем, что организация и внедрение в учебный процесс академической мобильности (АМ) является системообразующим фактором в формировании социально-профессиональной мобильности казахстанских студентов. 
В современной социологической науке одной из самых известных концепций мобильности является концепция, разработанная Р. Бендиксом и 
М. Липсетом. Эта концепция исследует социальную мобильность, то есть перемещение людей по социальной иерархии (Колобкова 2004). Ричард Бендикс и Мартин Липсет предложили концепцию мобильности как результат сочетания двух факторов: социоэкономических условий и индивидуальных способностей. Они считали, что социальная мобильность возникает в результате экономических возможностей и усилий индивидуума.
Концепция Бендикса и Липсета выделяется тем, что они уделяли большое внимание роли образования в социальной мобильности. Они считали, что образование играет важную роль в определении социального статуса и возможностей человека. Они также утверждали, что мобильность может быть ограничена факторами, такими как расовая или этническая принадлежность, пол и социальный класс.
П.А. Сорокиным введено понятие «социальной мобильности» и определено как социальные перемещения определенных индивидов или социальных объектов в обществе. 
В соответствии с концепцией П.А. Сорокина видами мобильности являются: вертикальная и горизонтальная, групповая и индивидуальная, межгенерационная и внутригенерационная, особо выделяются трудовая, профессиональная и культурная мобильности (Сорокин 1992).
В российской и казахстанской педагогике понятие «мобильность» связано с интересами общества, нуждающегося в готовых к функциональной жизнедеятельности личностях в условиях быстро меняющегося под воздействием технологий мира. Ученые считают, что воспитание молодежи, которя обладает мобильностью и сможет с успехом реализовать себя в таких условиях, становится на сегодняшний день одними из самых первостепенных целей системы образования.
По мнению Б.М. Игошева, объективной необходимостью на сегодняшний день является всестороннее и полное изучение вопросов мобильности с точки зрения педагогики (Игошев 2018). Мы согласны с данной позицией ученого, так как считаем, что именно в центре внимания педагогики должна стоять проблема организации индивидуальной мобильности обучающегося, соответственно, важной становится сущностная характеристика и структура мобильности. Из этого следует, что необходимо подготовить мобильных и в социальном, и в профессиональном плане специалистов, готовых к передвижениям внутри общества.
Социологи изучают различные аспекты мобильности: социальная мобильность (перемещение людей по социальной лестнице), профессиональная мобильность (перемещение по карьерной лестнице).
Предметом анализа научных трудов М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина стал функциональный подход рассмотрения понятия «профессиональная мобильность».
Исследования других ученых – А. Шюца, 
М. Шелера – раскрыли понятие «профессиональная мобильность» в качестве социального явления (Материалы IX Симпозиума 2018).
Российские ученые рассматривают профессиональную мобильность с разных сторон: основательно исследованы психологические аспекты трудовой деятельности; изучена методология анализа трудовой карьеры; освещено профессиональное самоопределение выпускников вуза; рассмотрен социо-культурологический подход подготовки будущих специалистов; проанализированы основные проблемы вузов в рамках социопарадигмы. Анализ исследований ученых позволил прийти к выводу о том, что мобильность имеет дуальный характер, который заключается, с одной стороны, в мобильности обладающего отдельными качествами индивида, с другой стороны, можно говорить о мобильности личности только в том случае, если она проявляется в какой-либо деятельности, в частности в подготовке выпускников к трудовой деятельности. Существует подход к профессиональной мобильности как форме трудовой мобильности, которая, по утверждению Т.И. Заславской, является не столько экономическим или социальным, сколько междисциплинарным понятием, выражается в профессиональном, квалификационном, социальном, отраслевом, территориальном и других перемещениях индивидов, является своеобразной формой их адаптации к новым технологическим и экономическим условиям функционирования (Пилецкая 2014).
Главным фактором в достижении социальной и трудовой мобильности студентов является учеба в вузе, в котором персоналистический рост обучаемых, круг их интересов, определенных способностей достигается как через учебную, так и через внеучебную деятельность. Организация академической мобильности, которая приводит к социальной и трудовой мобильности, связана с развитием у студентов потребности в саморазвитии по нескольким причинам.
Во-первых, академическая мобильность предоставляет студентам возможность расширения своих знаний и компетенций за пределами университетского кампуса. Она позволяет студентам познакомиться с другими культурами, языками и образовательными системами. Это помогает им развить толерантность, межкультурное понимание и адаптивность к различным ситуациям. В результате, студенты становятся более гибкими и открытыми для новых возможностей, что способствует развитию их саморазвития.
Во-вторых, академическая мобильность часто связана с возможностями профессионального роста и получения работы. Образование за рубежом или обучение в другом университете может предоставить студентам широкий круг престижных контактов и повысить их kомpetitiveness на рынке труда. Кроме того, обучение в международной среде может дать студентам уникальный опыт, который пригождается при поиске работы в международных компаниях или организациях.
Наконец, академическая мобильность способствует личностному росту и саморазвитию студентов. В процессе участия в программе обмена или стажировки, студенты сталкиваются с новыми ситуациями, вызовами и требованиями. Это помогает им развить личностные качества, такие как самоорганизация, самодисциплина, уверенность в себе и принятие решений. В результате, студенты становятся более независимыми и самостоятельными, что способствует их саморазвитию.
Таким образом, организация академической мобильности является важным фактором, способствующим саморазвитию студентов. Она помогает им расширить свои горизонты, развить новые навыки и качества, открывает новые возможности для личностного и профессионального роста, а также способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда. 
Роль академической мобильности в создании единого рынка труда и необходимость материального обеспечения данного процесса в целях обретения возможности обучения в вузах других стран указывается в совещании Европейской Комиссии, состоявшемся в 2001 году в Брюсселе. В данной трактовке мы прослеживаем следующую параллель: обучение – главный труд студента, академическая мобильность – один из важных компонентов учебы, значит, можно утверждать взаимную связь между академической и трудовой мобильностью (ACA Paper on International 2004).
В настоящее время миграция академически ориентированной молодежи стала центральным звеном мировой системы высшего образования. Количественные показатели развития академической мобильности студентов очень внушительны: за последние пятьдесят лет прирост количества иностранных студентов во всем мире превысил общие темпы расширения сферы высшего образования. 
 В соответствии с данными ЮНЕСКО, около трех миллионов студентов проходят обучение вне пределов своей родины. Согласно исследованиям ОЭСР, с 1965 года (250 000) мобильность обучающихся из разных стран увеличилась до четырех миллионов к 2011 году. Эти данные характеризуют не только семестровый или годовой опыт обучения за рубежом, но и получение полного образования. Причем во всех источниках указывается, что более половины из вышеназванных студентов составляют обучающиеся из азиатских стран, что доказывает мобильность азиатов (ACA Paper on International 2004). 
Совокупная численность иностранных студентов в России на начало 2015/2016 академического года составила 237 538 человек (5 % от общего числа студентов в Российской Федерации). Наибольшее число иностранных студентов из Республики Казахстан (36 % от общего числа студентов) (Факты образования 2016).
Как в России, так и в Казахстане разработано нормативно-методическое обеспечение АМ. В обеих странах данный процесс внедрен в учебный процесс и идет полным ходом.
Так, учеными Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова полно и всесторонне изучен вопрос о развитии академической мобильности как в России, так и за рубежом. В своей работе они детально рассмотрели разные аспекты нормативного обеспечения АМ в российском образовательном пространстве. Высоко оцениваем попытку московских ученых обеспечить нормативные документы для реализации АМ: положение об АМ, порядок признания периодов обучения и перезачета дисциплин, пройденных в зарубежных вузах и др. 
В Республике Казахстан разработан основной документ по академической мобильности «Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан» как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава. В данном документе даются основные понятия и термины, приводится анализ состояния данной проблемы, четко и конкретно излагаются стратегические направления, цели и задачи развития АМ. 
Кроме того, на сегодняшний день эти вопросы рассматриваются в Концепции академической мобильности обучающихся в вузах республики. Так, на сайте одного из ведущих вузов страны – Казахского Национального университета им. Аль-Фараби (http://www.kaznu.kz/ru/11427/page) сообщается об успешной реализации программ внешней и внутренней АМ как одном из стратегических направлений развития. Пройдя по гиперссылкам, все заинтересованные лица могут получить полную информацию о реализуемой в университете программе АМ: о министерской Программе «Семестр за рубежом», различных стипендиальных программах, о двудипломном образовании, об оформлении заграничной поездки, о подписанном меморандуме о сотрудничестве с Университетом Шанхайской организации сотрудничества, о международном сотрудничестве с двумястами университетами зарубежных стран, о транскрипте об обучении и др.

Заключение
Анализ источников становления в теоретической литературе таких понятий, как «профессиональная мобильность», «социальная мобильность», «академическая мобильность», позволил прийти к выводу о том, что мобильность обучающихся и выпускников означает их уверенность в своем будущем на основе веры в собственные силы и возможностей, предоставляемых этой программой.
Для разработки механизма академической мобильности студентов в программах академического обмена стран-участниц образовательного пространства следует обратить внимание на следующие аспекты:
1. Планирование программы обмена: необходимо определить цели, приоритетные области и параметры академической мобильности. Это может включать выбор университетов-партнеров, уровень образования, специальности и языки обучения.
2. Организационный аспект: важно установить процедуры подачи заявок, отбор студентов, подготовку документов и оформление необходимых виз и страховок. Также нужно предусмотреть механизмы поддержки студентов во время обмена, включая проживание, питание и медицинское обслуживание.
3. Академический аспект: следует разработать систему признания и трансфера учебных результатов, чтобы студентам было понятно, какие предметы можно изучить во время обмена и какие кредиты они смогут зачесть при возвращении в свой университет.
4. Финансовый аспект: необходимо определить источники финансирования программы обмена, включая возможности грантов и стипендий для студентов, а также предусмотреть расходы на организацию обмена и поддержку студентов на месте.
5. Оценка и мониторинг: рекомендуется установить систему оценки эффективности программы обмена и мониторинга достижений студентов для улучшения качества и результативности обмена.
6. Важнейшими мерами по увеличению роста академической мобильности являются также совершенствование нормативной базы сотрудничества  стран – участниц образовательного пространства. 
Для разработки механизма академической мобильности студентов в программах обмена может быть полезным изучение опыта других университетов и рассмотрение существующих моделей и практик в данной области литературы, включая исследования, статьи и руководства.

×

About the authors

Lyudmila V. Orlova

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technology and Management (PKU)

Author for correspondence.
Email: Orlovalv313@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2790-3149

Doctor of sciences in Sociology, Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines

Russian Federation, 73g, ul. Zemlyanoy Val, Moscow, 109004, Russian Federation

Anna A. Moiseeva

Medical University "Reaviz"

Email: fpdoreaviz@bk.ru

Director of the of the "Reaviz" Medical University Promotion Center

Russian Federation, 243, Sovetskaya Armiya str., Samara, 443011, Russian Federation

References

  1. Altbach, P.G. (2001), Internationalization and exchanges in a globalized university, Journal of Studies in International Education, vol. 5, iss. 1, pp. 5–25, DOI: http://doi.org/10.1177/102831530151002.
  2. ACA Paper on International cooperation in education Promoting innovation and internationalization (2004), [Online], available at: https://www.lemmens.de/dateien/medien/buecher-ebooks/aca/2004_on_cooperation_and_competition.pdf (Accessed 26 Sep 2023).
  3. Dittrich, K. (2004), The Implementation of ‗Bologna‘ in Flanders and the Netherlands, European Journal of Education, vol. 39, iss. 3, pp. 299–316, DOI: https://doi.org/10.1111/j.1465-3435.2004.00185.x.
  4. Damme, D.V. (2001), Quality issues in the internationalisation of higher education, Higher Education, vol. 41, iss. 4, pp. 415–441.
  5. Rostan, M. (2014), The International Mobility of Faculty, The Internationalization of the Academy: Changes, Realities and Prospects, ed.: F. Huang, M. Finkelstein, M. Rostan, Springer Netherlands, vol. 10, pp. 79–104, DOI: http://doi.org/10.1007/978-94-007-7278-6_5.
  6. Teichler, U. (2007), Research on Internationalisation in Higher Education, Journal of Studies in International Education, vol. 11, iss. 3/4, pp. 260–273, DOI: http://doi.org/10.1177/1028315307303534.
  7. Stohl, M. (2007), We Have Met the Enemy and He Is Us: The Role of the Faculty in the Internationalization of Higher Education in the Coming Decade, Journal of Studies in International Education, vol. 11, iss. 3/4, pp. 359–372, DOI: http://doi.org/10.1177/1028315307303923.
  8. Gazaliev, A.M., Egorov, V.V., Golovacheva, V.N. (2014), Problems and prospects of academic mobility development, Alma mater. Bulletin of the Higher School, no. 3, pp. 17–21.
  9. Afonin, Yu.A. and Orlova, L.V. (2015), Professional qualities of a modern leader-manager: a sociological analysis, Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, no. 3(12), pp. 59–63.
  10. Zhmakina, N.L., Telegina, I.S., Brunsgaard, M.H. (2018), Organization of student internship in university college south denmark within the framework of academic mobility, Bulletin of Nizhnevartovsk State University, no. 2, pp. 21–27.
  11. Igoshev, B.M. (2018), Organizational and pedagogical system of training professionally mobile specialists at the Pedagogical University, Publishing house of the VLADOS Center, Moscow, Russia.
  12. Kaplina, S.E. (2008), Conceptual foundations of the formation of professional mobility of future specialists in the process of studying humanities, Higher. education today, no. 3, pp. 87–89.
  13. Approaches to the construction of quality assessment systems in education Text (2000), Proceedings of the IX Symposium "Qualimetry of man and education: methodology and practice", Research Center for Quality problems of training specialists, Moscow, Russia.
  14. Sorokin, P.A. (1992), Social mobility, Man. Civilization. Society, Moscow, Russia.
  15. Suleimenova, G.N. (2012), Academic mobility as a necessity for improving the competitiveness of the university/achievements and problems of the educational system of Kazakhstan, International Journal of Experimental Education, no. 10, pp. 58–62.
  16. Umbitaliev, L.D. and Yanovskaya, O.A. (2016), Quality management system of education in higher education, International Journal of Experimental Education, no. 8–1.
  17. Trofimova, I.N. (2021), International cooperation of Russian universities and academic mobility (based on the materials of self-examination reports), Sociodynamics, no. 9, pp. 1–10.
  18. Piletskaya, L.S. (2014), Professional mobility of personality: a new look at the problem, Young scientis, no. 2 (61), pp. 693–697, [Online], available at: https://moluch.ru/archive/61/9004 / (Accessed 26 Sep 2023).
  19. Facts of education, Issue no. 7 (2016), [Online], available at: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf (Accessed 26 Sep 2023).
  20. Yurevich, M. and Malahov, V. (2019), Sociological Studies Of International Academic Mobility, Upravlenie naukoj: teoriya ipraktika, vol. 1, no 2, pp. 103–117, DOI: http://doi.org/10.19181/smtp.2019.1.2.6.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Orlova L.V., Moiseeva A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies