Том 3, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 15
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/issue/view/609
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ
Возможности формирования критического мышления в цифровую эпоху
Аннотация
В статье анализируется влияние цифровизации на мыслительную способность субъекта в целом и на формирование навыка критического мышления в частности. Раскрываются достоинства и недостатки информационного и постмодернистского подходов в таком анализе. Доказывается, что адекватный анализ влияния цифровизации возможен лишь при понимании включенности этого процесса в аксиологический контекст существования человека.
Младенцы в цифровой реальности
Аннотация
Источником формирования базовых навыков маленьких детей выступает среда. Современные дети знакомятся с мобильными устройствами в младенчестве. Чаще всего родители используют гаджеты как универсальный способ успокоить или занять малыша, освободить время для работы или отдыха. Сенсорные экраны и визуальные интерфейсы позволяют маленьким детям взаимодействовать с устройствами, получая более активный отклик, чем это возможно в физическом мире. Опыт, получаемый в цифровой реальности, переносится на мир оффлайн, начиная с наивных способов взаимодействия с физической реальностью, демонстрируемых младенцами, до переноса таких норм поведения, как возможность возвращения и отмены действий. Знания и навыки, связанные с цифровыми ресурсами и играми, становятся важнее знаний об окружающем мире. Голосовые помощники не только позволяют детям использовать сеть, не будучи грамотными, но и активно взаимодействуют с малышом в качестве няни. Такое общение позволяет делать вывод об их антропоморфности и, в целом, способствует некритическому погружению в цифровую реальность гораздо раньше возможности ее постижения и осознания, что диктует новые способы существования. Столь раннее и позитивное знакомство с цифровыми технологиями дает новому поколению доверие и уверенность в незыблемости техногенного мира.
Дискредитация субъекта в цифровую эпоху: опыт концептуализации
Аннотация
Цель данной статьи заключается в исследовании дискредитирующего влияния на человека и концептуализации понятия «дискредитация». Автор утверждает, что дискредитация является первичным феноменом, предшествующим дискриминации, и что она особенно актуальна в свете развития технологий Deepfake. В статье рассматриваются генеалогия понятия дискредитации, теологические и экономические условия ее возникновения, а также психоаналитические и философские учения Ж. Лакана и Л. Альтюссера об интерпелляции и дискурсах. Автор показывает, что десакрализированная дискредитация предшествует дискриминации, подвержена парадоксам. Делается вывод о том, что для субъекта, все более уязвимого для дискредитации, необходимы стратегии возможной и последующей аккредитации.
Семиотика сверхчеловеческого: образы сверхчеловека в трилогии А. Дюма о мушкетерах
Аннотация
В статье осуществляется экспликация философских мотивов трилогии А. Дюма о мушкетерах. Проводится сравнительное исследование социально-политических взглядов А. Дюма и Ф. Ницше. Осуществляется анализ особенностей поэтики трилогии. Идейно-образное содержание романов Дюма раскрывается в контексте учений Ф. Ницше, О. Шпенглера, В. Зомбарта. Проводится параллель между основными мотивами трилогии Дюма и романа Сервантеса о Дон Кихоте. Обосновывается тезис, что основным мотивом трилогии Дюма о мушкетерах является образ сверхчеловека.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Волжский текст: по течению к определению
Аннотация
Статья представляет ещё одну попытку осмысления такого феномена, как «волжский текст». Образ Волги неоднократно изучался, однако до сих пор нет полноценного исследования, дающего исчерпывающий ответ на вопрос: что такое волжский текст. Особенно в творческом наследии
А.К. Гольдебаева (Семёнова), остающегося для современного литератора малоизвестным или неизвестным вовсе писателем. Кроме этого, сам феномен самарского текста (по мнению автора статьи, волжский текст – его важная часть) не до конца изучен. Всё это свидетельствует о несомненной актуальности и новизне проведённого исследования, цель которого – рассмотрение особенностей функционирования образа Волги в сюжетах произведений Гольдебаева, М. Горького, С.Г. Петрова (Скитальца) и
Ф.Д. Крюкова. Следовательно, ведущими методами исследования стали синхронический, диахронический, сравнительно-сопоставительный и структурный. В качестве эмпирического материала выступили такие произведения, как «Фома Гордеев», «Сквозь строй», «Без огня» и повесть Гольдебаева «Летний отдых». Выбор именно этих текстов обусловлен тем, что среди документов Гольдебаева, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства, были обнаружены сделанные из них выписки исключительно с описанием Волги. А повесть самого Гольдебаева – единственное известное автору статьи произведение, где содержится описание главной русской реки. В статье сделан вывод о том, что не совсем правильно определять повесть Гольдебаева как волжский текст: в нем Волга выступает лишь местом действия и слабо участвует в построении сюжета.
Трансформация жанра путевых заметок в эссе А. Уланова
Аннотация
Цель статьи – наметить подходы к пониманию динамики жанра путевых заметок, исследовав способы видоизменения некоторых устоявшихся черт в новейших образчиках жанра. Таким образом восполняется недостаток аналитических процедур в данной области теории литературы. Использованы структурно-аналитический, герменевтический методы, метод мотивного анализа. Эссе
А. Уланова в качестве эмпирического материала представляют тенденцию к эстетическому и интеллектуальному поиску в современной литературе. Количество и разбросанность локусов, которым посвящены эссе, а также общность стилистики и тематики создают эффект широкого охвата пространства. То, что путешественник видит и описывает в других городах, странах и континентах, не воспринимается как чужое, поскольку автор обладает предварительным знанием о нем и глубоко и нетривиально обдумывает увиденное, представляя его в оригинальных формах. Рефлексия, порожденная авторским опытом освоения пространства, не доминирует над пристальным вглядыванием в мир и «Другого». Субъективность многоплановых наблюдений и рассуждений выстраивается за счет сугубой эстетической наполненности. Важную роль в этом отношении играют образы камня и воды, выводящие на тематику времени и памяти, ощущаемых как прикосновение к прошлому.
Самара на страницах романа А.Н. Толстого «Восемнадцатый год»
Аннотация
В статье рассмотрен один из аспектов изображения Самары в романе А.Н. Толстого «Восемнадцатый год» (1927−1928), а именно использование для показа боев на улицах города в июне 1918 г. «Записок о чехословацком мятеже 1918 года», которые ныне хранятся в составе архива писателя в Отделе рукописей Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Изложенные в них сведения, переосмысленные и дополненные художественным вымыслом, Толстой положил в основу описанных им событий, придав последним историческую достоверность. В статье приведены примеры работы писателя с документальным материалом, отразившимся как в хронологической канве повествования, так и в отдельных эпизодах романа.
Изучение Воронежского текста русской культуры в Воронежском государственном университете
Аннотация
В материале речь идет об истории изучения Воронежского текста русской культуры. Понятие сформировано по аналогии с широкоизвестными Московским и Петербургским текстами. Дан обзор основных идей, сформулированных в ходе ряда конференций, проведенных в Воронежском государственном университете.
СОЦИОЛОГИЯ
Трансформирующая агентность в контексте реализации программ благоустройства
Аннотация
В статье предпринята попытка проследить историю и развитие теории агентности в социологии, разные подходы к содержанию данного термина и методологии изучения этого явления. Также через призму теории трансформирующей агентности рассматривается участие жителей в государственных, региональных и муниципальных программах благоустройства общественных пространств как модель «действие – структура». Выдвигается гипотеза о реципрокном влиянии обоих компонентов данной модели друг на друга как залоге эффективности реализации программ благоустройства. Данное предположение проверяется на основе сведений, полученных в ходе количественного этапа исследования отношения жителей к реализации программ благоустройства, которое проводится в настоящее время на территории городского округа Самара. Прикладным результатом исследования станет свод рекомендаций по совершенствованию механизмов реализации программ благоустройства.
Специфика делового общения в цифровом формате на китайских предприятиях
Аннотация
В статье рассматриваются особенности деловой коммуникации в цифровом формате на примере китайских предприятий. В ходе исследования были изучены различные инструменты электронной коммуникации, использующиеся в деловом общении. Определены преимущества и недостатки каждого из методов цифровой коммуникации. Описаны специфические характеристики делового стиля общения. На примере китайских предприятий продемонстрированы достоинства цифрового формата деловой коммуникации.
Поколение хоумлэндеров: репрезентации формативного контекста
Аннотация
В статье освещаются результаты качественного анализа текстов студенческих эссе, в которых репрезентируются события формативного контекста, определившего ценностные ориентации и особенности «модальной личности» данного поколения. Цель публикации заключается в выявлении центральных категорий, посредством которых поколение «хоумлэндеров» представляет формативный контекст своего поколения. Эмпирическим материалом послужили тексты эссе студентов социологического факультета Самарского университета за период с 2017 по 2022 годы. Для обработки был использован метод тройного кодирования А. Страусса. Показано, что в текстах эссе формативный контекст представлен через три категории – как совокупность условий для дальнейшей самореализации, как события, отражающие амбивалентность формативного периода, и как «пограничный» период, находящийся на стыке двух эпох.
Учет интересов детей в семейном обучении: опыт социологического исследования
Аннотация
Статья посвящена исследованию учета мнения и интересов детей родителями в процессе реализации семейного обучения. Распространение семейного образования в современной России связано с технологическим прогрессом, политическими и социальными изменениями в обществе. Семейное обучение является «кризисной» практикой, которая позволяет родителям сохранять своих детей в период кризиса от его нежелательных воздействий. Использование семейного образования способствует устранению противоречий между возможностями системы образования и запросами родителей на образование. Мотивы выбора семейного образования родителями связаны с их ценностными установками на образование и воспитание. По итогам серии глубинных интервью с родителями выявлены ключевые вопросы защиты прав и поддержки интересов детей на семейном обучении. Проведен анализ медийного контента, созданного детьми о собственном видении преимуществ семейного образования. Показаны особенности организации образовательного процесса в семье, который включает выбор родителями образовательных программ, изучаемых предметов, учебных пособий, методов подачи материала; способствует развитию самостоятельности ребенка, предполагает использование репетиторов для дополнительной подготовки к итоговой аттестации.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Деревенская проза» в контексте столкновения традиционной русской культуры и советской модерности
Аннотация
Статья посвящена анализу произведений так называемой деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Распутин, А. Солженицын) в деколониальной перспективе с применением концепции внутренней колонизации. Дается характеристика этой концепции и ее эвристическому потенциалу. Применение семиотического метода – выделение маркеров – позволило авторам установить точки расхождений в поэтике социалистического реализма и деревенской прозы. Показано, что сюжеты деревенской прозы не вписываются в советские идеологические нарративы, а ключевой нарратив модерного мышления – прогресс – в художественном мире деревенского текста свидетельствует об уничтожении русской деревни и русского крестьянства. Выявлено, что применение Ф. Абрамовым метода деконструкции позволило переоценить важные для советской идеологии нарративы. Обосновано, что в рассказах В. Шукшина оппозиция модерность – традиционность, выполняющая функцию предпосылки комического, позволяет выявить подчиненное положение сельского жителя-крестьянина, неуместного в мире советской модерности.
НАУЧНЫЙ АРХИВ
Афоризмы доктора Розенталя (Часть II)
Аннотация
В научный оборот вводятся афоризмы журналиста, публициста, врача Августа Осиповича Розенталя (1830–1891). В 1855 г. Розенталь поднял восстание, ставшее частью крестьянских волнений середины 1850-х гг. Был арестован и сослан в Сибирь, впоследствии восстановлен в правах. В 1880 г. эмигрировал: публикуемые афоризмы относятся к заграничному периоду жизни Розенталя.
В преамбуле к тексту уточняются биографические сведения на основе архивных источников из личного фонда Розенталя (Рукописный отдел ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Ф. 258).
Публикуемые афоризмы представляют собой размышления о нравственной природе человека и общества. Отличительными особенностями сборника Розенталя являются сочетание дидактики, юмора и приверженности к научной парадигме знания, открытость к диалогу с читателем и декларативная интерактивность.