Consideration for children in homeschooling: the social research experience
- Authors: Petrova I.E.1, Dulesin E.I.1
-
Affiliations:
- Lobachevsky National Research State University of Nizhny Novgorod
- Issue: Vol 3, No 2 (2023)
- Pages: 92-98
- Section: SOCIOLOGY
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/21348
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-2-92-98
- ID: 21348
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the study of considering children's opinions and interests by parents when implementing the family education. The spread of the family education in modern Russia is associated with the technological progress, political and social changes in society. The family education is a "crisis" practice that allows parents to save their children from its undesirable effects during crisis. The use of family education ensures eliminating the contradictions between the education system possibilities and the parents' demand for education. Parents' motives for choosing the family education are linked to their value orientations for education and upbringing. A series of in-depth interviews with parents identified key issues in protecting the rights and supporting the interests of children in the family education. An analysis of media content created by children about their own vision of the family education benefits was carried out. The features of organizing the family educational process, which includes parents' choice of educational programmes, subjects studied, teaching aids, methods of material presentation, contributes to the development of child independence, involves the use of tutors for additional preparation for the final attestation.
Keywords
Full Text
Увеличение количества школ дистанционного обучения, центров семейного образования указывает на востребованность формы семейного образования. Росту количества детей на семейном образовании способствуют экономическое, технологическое, информационное развитие общества. Появление интернета привело не только к активному общению участников семейного образования (как взрослых, так и детей), но и к появлению интернет сообществ родителей в социальных сетях, которые создаются для оказания взаимной морально-психологической поддержки, практической помощи, юридических консультаций и т.д. Несмотря на немногочисленность детей, обучающихся дома, в сравнении с количеством школьников общеобразовательных школ, сообщество родителей, выбирающих семейное обучение, представляет интерес для исследователей различных направлений: психологов, педагогов, специалистов образования, юристов, социологов.
Период с 2018 по 2027 год включительно объявлен Президентом РФ В.В. Путиным Десятилетием детства в Российской Федерации, определены основные направления государственной политики в сфере защиты детства, улучшения положения семей и детей, среди которых обеспечение всестороннего образования, обеспечение и защита прав и интересов детей, а также права ребенка на воспитание в семье (Указ, 2017).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. в ст.44 п. 3 закрепил право родителей на обучение своих детей в семье. Новая законодательная инициатива привела к появлению сообщества родителей, которые решили воспользоваться предоставленным правом самостоятельно обучать своих детей вне школьной системы. За прошедшие три десятилетия это сообщество семейного образования постоянно растет, представляя собой новое социальное явление.
Исследователи сообщества семейного образования считают, что феномен семейного образования нуждается в дальнейшем изучении, и отмечают, что «Родители-«семейники» достаточно закрытая группа, они неохотно идут на контакт, избегают общения с представителями формальной сферы» (Придатченко, 2021a), что создает трудности для исследования мотивации выбора, процессов организации и проведения семейного образования.
Анализ научных публикаций позволил выявить противоречия между:
- запросами общества на подготовку гармонично развитой личности и системой образования, не вполне способной выполнить эту задачу в изменившихся социально-экономических условиях (Азерли Д.А., Петрова И.Э., 2013;);
- новыми запросами и потребностями родителей в сфере образования и воспитания, и возможностями системы образования удовлетворить эти запросы (Исакова И. А., Янак А.Л., 2019; Исакова И. А., 2021; Якунина А.Н., 2009, 2014);
- правовыми возможностями участия семьи в образовательном процессе и реализацией этих прав на практике (Государственный доклад, 2018; Антуфьева М. П., 2019; Вайнер М. Э., 2014).
С одной стороны, школьная система образования изменяется в части образовательных программ, системы воспитания, учебной нагрузки и форм аттестации. С другой – растут родительские запросы в отношении организации процесса образования. Семейное образование, не смотря на 30 летний законный период его функционирования, остается формой, которая не воспринимается многими представителями традиционной системы как заслуживающая серьезного отношения. Мотивы выбора родителями семейного образования исследованы не в полной мере, их множество, они различны и зависят от уровня образования родителей, материального положения, состава семьи, осознания ценности собственного ребенка; от взглядов на ценность знаний, новых возможностей их приобретения, и востребованности их в дальнейшей в жизни (Поливанова К. Н., Любицкая К.А., 2017; Придатченко М. В., 2021b; Придатченко, М. В., Шалютина Н.В., 2021).
Семейным образованием будем называть обучение ребенка вне образовательной организации, которое организуется родителями. Иногда семейное образование подразделяют на виды в зависимости от способа его реализации родителями:
- обучение в школе: в частной школе; в «семейной» школе, организованной сообществом родителей; в интернет-школе.
- обучение в семье: родители могут сами обучать своих детей; нанимать репетиторов и выступать в роли организаторов процесса обучения (тьюторов); практиковать анскулинг — свободное обучение без использования обязательного учебного плана и контроля.
- экстернат: экстерном ребенок становится после зачисления в образовательную организацию для прохождения аттестаций.
- самообразование: самостоятельная организация ребенком процесса своего обучения.
Удобнее определять понятие «семейное образование» одним главным параметром — обучением вне образовательной организации, объединяя в это понятие все указанные способы его внутренней организации.
Права и обязанности ребенка на семейном обучении
Права ребенка заключаются в том, что его мнение в семейном обучении должно учитываться родителями. Закон предписывает родителям учитывать мнение детей, когда они:
- выбирают образовательную организацию, форму образования и форму обучения:
- решают изменить форму образования:
- принимают решение вернуть ребенка для продолжения обучения в школу:
Ребенок, как участник образовательного процесса, имеет не только права, но и обязанности:
«Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию» (ФЗ, 2012).
На практике реализация прав ребенка на семейное обучение сталкивается с различными сложностями (Любицкая К. А., 2019; Митрофанова О. В., Пискунова С.В., Наумов П.Ю., 2022; Петренко К. В., Оберемко О. А., 2005).
Казалось бы, заключая со школой договор о прохождении аттестации, ребенок становится экстерном и получает полные права обучающегося. На деле оказывается сложно их реализовать.
Во-первых, если договор заключен с онлайн-школой, которая находится на удалении от места жительства, то пользоваться предоставленными правами просто неудобно.
Во-вторых, при заключении договоров на прохождение аттестации в школах, в тексте договора как правило, указываются конкретные даты сдачи аттестаций, а не весь период учебного года. Получается, что права ребенок приобретает только в дни сдачи аттестаций. Это делает невозможным получение справки для получения, например, транспортных льгот, а также сводит ценность остальных академических прав практически к нулю.
Кроме этого, бывают случаи несогласованности между законами разных министерств. Например, по закону «Об образовании» обучающемуся предоставляется отсрочка от службы в Вооруженных силах. Но по закону «О воинской обязанности такая отсрочка предусмотрена только для учащихся очных форм. При возникновении подобных ситуаций, чтобы воспользоваться правом на отсрочку, ребенок должен переходить для продолжения образования в старшие классы школы.
В процессе исследования учета мнения ребенка в процессе семейного обучения в Нижнем Новгороде и других регионов России (Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург) авторами были проведены глубинные полуформализованные интервью (N=26) с родителями, которые уже реализуют семейное образование либо находятся на стадии принятия решения о выборе формы обучения.
Родители учитывают интересы детей на семейном обучении
Микросюжет «Интересы ребенка» вобрал в себя ключевые вопросы организации процесса обучения в семье: поддержание дисциплины, возобновления интереса к учебе, учет индивидуальных особенностей ребенка.
Привлечение интереса во время занятий может являться средством решения дисциплинарных моментов.
И: «У вас нет проблем дисциплиной на уроках, дома, когда вы учитесь?»
Р: «Я стараюсь делать всё интересным, весёлым как бы. Ии вот мы учимся по программе «Школа России», там тоже много всякой забавы. То есть там постарались, чтобы было интересно» (Антонина, 6 детей, 2 на семейном образовании).
Родители используют различные способы для увеличения заинтересованности
«Да, есть там иногда моменты, когда: «Не хочется мне писать этот текст». Тут разные методы, либо можно: «Текст другой выбери, какой тебе нравится из твоей книжки спиши». Стараемся договариваться, находить компромисс» (Наталья, 5 детей, 3 на семейном образовании).
Организаторы в сообществе семейного образования стараются сделать занятия для детей интересными.
«По русскому языку у нас с сыном в группе есть мамочка, которая когда-то русский язык преподавала, и она для детей организовала уроки по русскому языку, но они больше творческие такие. А в группе человека у них 3-4, семейники все в основном, какие-то творческие задания, они что-то придумывают, какие-то сказки сочиняют, какие-то истории пишут. Очень интересно, и задание дает она интересные» (Оксана, 3 детей, 1 на семейном образовании).
Родители стараются находить учебные пособия, которые будут детям интересны и вызовут интерес к предмету. В этом родителям помогают советы членов сообщества.
«У меня математика, русский, все правила есть отдельно распечатанные, красочные с картинками. Детям маленьким интересно, и они как-то лучше это запоминают, чем просто ей дашь учебник, и она будет повторять правила. Я сделала вывод, что очень легко ребенку, когда у него красочный материал, когда он в стихах, в песнях. (Алла, 7 детей, 2 на семейном образовании).
«Интернет дал нам много интересных книг с картинками разных уровней, с заданиями и звуковой дорожкой, записанной носителями языка» (Евгений, 4 детей, 1 на семейном образовании).
Респонденты используют принцип заинтересованности на этапе подготовки к школе в качестве основного. Родители выбирают в интернете сайты и платформы, которые будут интересны детям и стимулируют их желание к обучению.
«Мы занимаемся на сайте Учи.ру, там очень интересные уроки, все в форме игр, математика и русский и программирование. Там много есть предметов, которых в школе нет, но они интересны детям. Даже ребенок, который еще не пошел в первый класс, ему 6 лет, он тоже проходит программу первого класса. О не все пока может, но тоже учится» (Любовь, 4 детей, 1 на семейном образовании).
В организации процесса обучения дома родители ориентируются на интересы ребенка. Респонденты отмечают, что отсутствие интереса на школьных уроках и завышенные требования снижают желание ребенка к обучению. Внеклассные занятия дети также выбирают по интересам.
«То, что ребенку интересно это надо выявить. Детям всё сразу интересно, и направить этот интерес в нужное русло. Может быть, у них есть к этому задатки какие-то. То есть мы это активно развиваем и поддерживаем. И они могут выбрать. Вот у нас все, в основном занимаются музыкой. Музыка каждый день: то хор, то инструмент, то сольфеджио, то есть такие предметы, к ним как раз больше интерес. Рядом с нами Дворец детского творчества, они могут выбрать кружки, куда они ходят. Благодаря СО они не один кружок выбирают, а по пять по шесть у них кружков. Они посещают и каждый год могут что-то поменять, что им неинтересно, что-то добавить» (Наталья, 5 детей, 3 на семейном образовании).
Респонденты считают, что частные школы больше используют заинтересованность в процессе обучения, чем государственные.
«Частные школы, они даже лучше, чем обычные общеобразовательные. Там у них все в форме игры, тоже все интересно преподается. Я читала про некоторые школы. Там получается они в свободной форме себя ведут. У них получается, как на семейном, только их несколько человек там. То есть родители их отдают в такую школу и там, как мини-класс у них свой» (Алла, 7 детей, 2 на семейном образовании).
Диапазон интересов ребенка включает не только учебные предметы, но и людей, с которыми ему интересно общаться.
«Сейчас он ездил в лагерь от бауманки, и там они инженерили, и собирали механизмы, роботы, и программировали, и что-то моделировали. И нашел он людей, с которыми ему интересно.» (Мария, 3 детей на семейном образовании).
При отсутствии интереса могут оказаться напрасными любые усилия.
«Мы искали учителей, способных заинтересовать музыкой нашего сына, объясняли им наши цели, стараясь сделать их своими единомышленниками. Мы ушли из музыкалки и год возили его к репетитору по фортепиано. Для поднятия интереса я платил сыну деньги за каждый выученный нотный лист». Мы сменили несколько музыкальных инструментов: фортепиано, флейту, балалайку, и несколько репетиторов. После безуспешных попыток последний репетитор сказал нам: «Отстаньте от него, он ничего не хочет». Так закончилась наша музыкальная эпопея. Мы понимали такое же произойдет с любым предметом, который ему неинтересен» (Евгений, 4 детей, 1 на семейном образовании).
Дети представляют свои интересы на публичных аренах
Наиболее важным моментом для авторов в процессе исследования стало открытие того, как сами дети, обучающиеся вне школы, описывают свои интересы и возможности их представить.
По запросу «семейное обучение» в поисковой системе видеохостинга «YouTube» были отобраны 100 наиболее рейтинговых (по количеству просмотров) видеоматериалов.
Наиболее интересной категорией авторов видеороликов представляется аудитория детей, находящихся на семейном обучении. По количеству созданных материалов дети находились на пятом месте, а по среднему количеству просмотров — на первом (результаты приводятся в таблице 1).
Таблица 1.
Среднее число просмотров видеоматериалов по тематике семейного обучения
№ | Категория акторов | Количество материалов | Среднее число просмотров ролика |
1 | Блогер | 35 | 6 656 |
2 | Мама | 25 | 2 015 |
3 | Канал новостей | 18 | 10 782 |
4 | Семья | 10 | 14 670 |
5 | Ребенок | 7 | 14 971 |
6 | Центр семейного образования | 3 | 936 |
7 | Интернет-школа | 2 | 10 782 |
Видеоматериалы, записанные детьми по теме «Семейное образование» оказалась наиболее востребованной у зрителей (Мое утро, 2021). Ролики, как правило, озаглавлены сходным образом: «Я ушел из школы», «Я бросила школу», «Учусь дома!», «Я не хожу в школу», «Как я ушла из школы», «Почему я бросил школу», «Я была на домашнем обучении», «Мой опыт домашнего обучения», «Плюсы и минусы домашнего обучения». Подавляющее большинство (93 из 100) записаны девушками (от 11 до 18 лет). Зачастую материалы направлены на представление семейного обучения как пространства и времени практически полной свободы. Представленные ролики достаточно популярны, и в целом набрали более 17 миллионов просмотров (таблица 2.).
Таблица 2.
Распределение видеоматериалов детей-авторов по числу просмотров
Диапазон просмотров | Количество материалов | Число просмотров (категории в сумме) | Среднее число просмотров 1 ролика |
До 1000 | 35 | 12 430 | 355 |
От 1000 до 10 000 | 28 | 129 020 | 4 607 |
От 10 000 до 100 000 | 22 | 658 888 | 29 949 |
От 100 000 до 500 000 | 7 | 1 630 804 | 232 972 |
От 500 000 до 1 млн. | 2 | 1 391 733 | 695 866 |
Свыше 1 млн. | 6 | 13 589 999 | 2 264 999 |
Итог | 100 | 17 711 372 | 177 113 |
Следует так же отметить, что содержание большинства из 100 анализируемых каналов достаточно разнообразно. Авторы публикуют материалы об отдыхе, поездках, вечеринках, встречах с друзьями, покупках и т.д. На этом фоне тема семейного образования не выглядит самой интересной для просмотра.
Конструкционистский подход и концепция публичных арен С. Хилгартнера и Ч. Боска, обобщенные в работах И.Г. Ясавеева (Социальные проблемы, 2007), позволяет обосновать степень успеха (число просмотров детского контента по теме «Семейное образование»), определяемой количеством внимания, уделяемого ей на этих аренах. Уровень популярности контента, созданного детьми, показывает его соответствие приведенным стратегиям:
Авторы - дети непреднамеренно используют наиболее действенные механизмы привлечения внимания аудитории к конструированию социальных проблем школьного и семейного обучения. Вместе с тем, интуитивно детская аудитория очень хорошо воспринимает милое манипулирование сверстников, когда они в своих видеоматериалах преувеличивают степень свободы в семейных стратегиях обучения и играют на чувствах слушателей, ведя репортаж из постели. Комментарии детей и подростков под этими роликами больше всего складывается из фраз «Пошла уговаривать родителей забрать меня из школы», «Хочу жить также спокойно, без школы!» и подобных им. Популярность таких роликов в среде сверстников с течением времени только растет, и дальнейшее исследование позволит точнее определить механизмы воздействия авторов – детей на детскую аудиторию.
Исследование позволило выявить результаты семейного образования, состоящие в улучшении домашней атмосферы, изменения в лучшую сторону физического и психического состояния ребенка, появление дополнительного свободного времени для внеурочных занятий в кружках, общения с друзьями и с членами семьи. Выявлено влияние результатов использования семейного образования на устранение социальных противоречий между возможностями системы образования и запросами родителей на образование. В семьях исчезает напряженность, улучшается заинтересованность детей в обучении, повышается уровень знаний.
Интересы детей находятся в центре семейного обучения, что подтверждается нормативными документами, заявлениями родителей и контентом детских блогов. Реализация прав ребенка на семейном обучении сталкивается с определенными трудностями, которые в настоящее время не разрешены в действующем законодательстве РФ.
Образовательные интересы детей в рамках обучения в семье учитываются более полно, чем в школьном образовании – об этом свидетельствуют как итоги интервью родителей, так и анализ материалов роликов, снятых детьми.
About the authors
Irina Eduardovna Petrova
Lobachevsky National Research State University of Nizhny Novgorod
Email: irinapetrovay@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6969-132X
https://person.unn.ru/irina.petrova
Doctor of Sciences in Sociology, Associate Professor, Head of Department of Subject and Applied Sociology
Russian Federation, 7, Universitetskiy lane, Nizhny Novgorod, 603000, Russian FederationEugene Ivanovich Dulesin
Lobachevsky National Research State University of Nizhny Novgorod
Author for correspondence.
Email: edulesin@yandex.ru
MSc Student
Russian Federation, 7, Universitetskiy lane, Nizhny Novgorod, 603000, Russian FederationReferences
- Azerli, D.A., Petrova, I.E. (2013), School violence: the view of contemporary Russian researchers, Bulletin of N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University. Series: Social Sciences, no. 4(32), pp. 7–13.
- Antufieva, M.P. (2019), The concept of 'family education' in Russia and the USA: comparative analysis, World of Science, Culture, Education, no. 5(78), pp. 164–165, doi: 10.24411/1991-5497-2019-00066.
- Weiner, M.E. (2014), Family education as an innovative educational practice, Vestnik MITHT, Series: Social-Humanitarian Sciences and Ecology, vol. 1, no. 3, pp. 8–13.
- State report of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation on the situation of children and families with children in the Russian Federation (2018), [Online], available at: https://msr.mosreg.ru/download/document/4640800 (Accessed 01 Feb 2023).
- Isakova, I.A. (2020), Transformation of parenthood in the era of gadgetization of schoolchildren interaction practices, Bulletin of N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University. Series: Social Sciences, no. 1(57), pp. 95–101.
- Isakova, I.A., Yanak, A.L. (2019), Informatization and gadgetization of modern society and childhood, Digital Scientist: Philosopher's Laboratory, vol. 2, no. 1, pp. 131–145, doi: 10.5840/dspl20192114.
- Lubitskaya, K.A. (2019), Parental involvement in the formation of children's educational space, Pedagogy, no. 8, pp. 64–72.
- Mitrofanova, O.V., Piskunova, S.V., Naumov, P.Y. (2022), The concept of family education: on the way to solving the problem of individualization of learning, Psycho-pedagogical search, no. 4(64), pp. 61–73, doi: 10.37724/RSU.2022.64.4.007.
- My morning at distance learning (video material) on My little Nastya channel, [Online], available at: https://www.youtube.com/watch?v=2xgDfgvHGM (Accessed).
- Petrenko, K.V., Oberemko, O.A. (2005), Education of children and adults: family trajectory projects, Information bulletin, GU-VSHE, FOM, Moscow, Russia.
- Polivanova, K.N., Lubitskaya, K.A. (2017), Family Education in Russia and Abroad, Modern Foreign Psychology, vol. 6, no. 2, pp. 72–80, doi: 10.17759/jmfp.2017060208.
- Pridatchenko, M.V. (2021), Family education: in search of dignity, Human dignity: foundations, prospects, threats: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with international participation, In 2 parts, Nizhny Novgorod, April 24-25, A.V. Grekhov, A.N. Fatenkov (ed.), vol. 2, Nizhny Novgorod: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volga Medical Research University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, pp. 183–190.
- Pridatchenko, M.V., Shalyutina, N.V. (2021), Distrust in traditional schooling as the main reason for the transition to family education, Modernization of Russian society and education: new economic landmarks, management strategies, law enforcement and personnel training: Proceedings of the XXII National Scientific Conference (c international participation), Taganrog, 17 April 2021, Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog, pp. 87–89.
- Social problems: a constructionist reading (2007), Comp. I.G. Yasaveev, Kazan University Publisher, Kazan, Russia.
- Decree of the President of the Russian Federation "On Declaring a Decade of Childhood in the Russian Federation" of May 29, 2017 No. 240 for the period 2018-2027 (Presidential Decree of 29.05.2017 No. 240 - President of Russia (kremlin.ru))
- Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 N 273-FZ, URL:Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 N 273-FZ (latest edition), ConsultantPlus (consultant.ru).
- Yakunina, A.N. (2014), Pedagogical conditions of formation of family education in Russia: the cultural-historical approach, PhD thesis abstract, 13.00.01, General pedagogy, history of pedagogy and education, Moscow, Russia.
- Yakunina, A.N. (2009), Family and home education in the USA: Historical and social aspect, Man and education, no. 2(19), pp. 142–147.