Учет интересов детей в семейном обучении: опыт социологического исследования
- Авторы: Петрова И.Э.1, Дулесин Е.И.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
- Выпуск: Том 3, № 2 (2023)
- Страницы: 92-98
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/21348
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-2-92-98
- ID: 21348
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию учета мнения и интересов детей родителями в процессе реализации семейного обучения. Распространение семейного образования в современной России связано с технологическим прогрессом, политическими и социальными изменениями в обществе. Семейное обучение является «кризисной» практикой, которая позволяет родителям сохранять своих детей в период кризиса от его нежелательных воздействий. Использование семейного образования способствует устранению противоречий между возможностями системы образования и запросами родителей на образование. Мотивы выбора семейного образования родителями связаны с их ценностными установками на образование и воспитание. По итогам серии глубинных интервью с родителями выявлены ключевые вопросы защиты прав и поддержки интересов детей на семейном обучении. Проведен анализ медийного контента, созданного детьми о собственном видении преимуществ семейного образования. Показаны особенности организации образовательного процесса в семье, который включает выбор родителями образовательных программ, изучаемых предметов, учебных пособий, методов подачи материала; способствует развитию самостоятельности ребенка, предполагает использование репетиторов для дополнительной подготовки к итоговой аттестации.
Ключевые слова
Полный текст
Увеличение количества школ дистанционного обучения, центров семейного образования указывает на востребованность формы семейного образования. Росту количества детей на семейном образовании способствуют экономическое, технологическое, информационное развитие общества. Появление интернета привело не только к активному общению участников семейного образования (как взрослых, так и детей), но и к появлению интернет сообществ родителей в социальных сетях, которые создаются для оказания взаимной морально-психологической поддержки, практической помощи, юридических консультаций и т.д. Несмотря на немногочисленность детей, обучающихся дома, в сравнении с количеством школьников общеобразовательных школ, сообщество родителей, выбирающих семейное обучение, представляет интерес для исследователей различных направлений: психологов, педагогов, специалистов образования, юристов, социологов.
Период с 2018 по 2027 год включительно объявлен Президентом РФ В.В. Путиным Десятилетием детства в Российской Федерации, определены основные направления государственной политики в сфере защиты детства, улучшения положения семей и детей, среди которых обеспечение всестороннего образования, обеспечение и защита прав и интересов детей, а также права ребенка на воспитание в семье (Указ, 2017).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. в ст.44 п. 3 закрепил право родителей на обучение своих детей в семье. Новая законодательная инициатива привела к появлению сообщества родителей, которые решили воспользоваться предоставленным правом самостоятельно обучать своих детей вне школьной системы. За прошедшие три десятилетия это сообщество семейного образования постоянно растет, представляя собой новое социальное явление.
Исследователи сообщества семейного образования считают, что феномен семейного образования нуждается в дальнейшем изучении, и отмечают, что «Родители-«семейники» достаточно закрытая группа, они неохотно идут на контакт, избегают общения с представителями формальной сферы» (Придатченко, 2021a), что создает трудности для исследования мотивации выбора, процессов организации и проведения семейного образования.
Анализ научных публикаций позволил выявить противоречия между:
- запросами общества на подготовку гармонично развитой личности и системой образования, не вполне способной выполнить эту задачу в изменившихся социально-экономических условиях (Азерли Д.А., Петрова И.Э., 2013;);
- новыми запросами и потребностями родителей в сфере образования и воспитания, и возможностями системы образования удовлетворить эти запросы (Исакова И. А., Янак А.Л., 2019; Исакова И. А., 2021; Якунина А.Н., 2009, 2014);
- правовыми возможностями участия семьи в образовательном процессе и реализацией этих прав на практике (Государственный доклад, 2018; Антуфьева М. П., 2019; Вайнер М. Э., 2014).
С одной стороны, школьная система образования изменяется в части образовательных программ, системы воспитания, учебной нагрузки и форм аттестации. С другой – растут родительские запросы в отношении организации процесса образования. Семейное образование, не смотря на 30 летний законный период его функционирования, остается формой, которая не воспринимается многими представителями традиционной системы как заслуживающая серьезного отношения. Мотивы выбора родителями семейного образования исследованы не в полной мере, их множество, они различны и зависят от уровня образования родителей, материального положения, состава семьи, осознания ценности собственного ребенка; от взглядов на ценность знаний, новых возможностей их приобретения, и востребованности их в дальнейшей в жизни (Поливанова К. Н., Любицкая К.А., 2017; Придатченко М. В., 2021b; Придатченко, М. В., Шалютина Н.В., 2021).
Семейным образованием будем называть обучение ребенка вне образовательной организации, которое организуется родителями. Иногда семейное образование подразделяют на виды в зависимости от способа его реализации родителями:
- обучение в школе: в частной школе; в «семейной» школе, организованной сообществом родителей; в интернет-школе.
- обучение в семье: родители могут сами обучать своих детей; нанимать репетиторов и выступать в роли организаторов процесса обучения (тьюторов); практиковать анскулинг — свободное обучение без использования обязательного учебного плана и контроля.
- экстернат: экстерном ребенок становится после зачисления в образовательную организацию для прохождения аттестаций.
- самообразование: самостоятельная организация ребенком процесса своего обучения.
Удобнее определять понятие «семейное образование» одним главным параметром — обучением вне образовательной организации, объединяя в это понятие все указанные способы его внутренней организации.
Права и обязанности ребенка на семейном обучении
Права ребенка заключаются в том, что его мнение в семейном обучении должно учитываться родителями. Закон предписывает родителям учитывать мнение детей, когда они:
- выбирают образовательную организацию, форму образования и форму обучения:
- решают изменить форму образования:
- принимают решение вернуть ребенка для продолжения обучения в школу:
Ребенок, как участник образовательного процесса, имеет не только права, но и обязанности:
«Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию» (ФЗ, 2012).
На практике реализация прав ребенка на семейное обучение сталкивается с различными сложностями (Любицкая К. А., 2019; Митрофанова О. В., Пискунова С.В., Наумов П.Ю., 2022; Петренко К. В., Оберемко О. А., 2005).
Казалось бы, заключая со школой договор о прохождении аттестации, ребенок становится экстерном и получает полные права обучающегося. На деле оказывается сложно их реализовать.
Во-первых, если договор заключен с онлайн-школой, которая находится на удалении от места жительства, то пользоваться предоставленными правами просто неудобно.
Во-вторых, при заключении договоров на прохождение аттестации в школах, в тексте договора как правило, указываются конкретные даты сдачи аттестаций, а не весь период учебного года. Получается, что права ребенок приобретает только в дни сдачи аттестаций. Это делает невозможным получение справки для получения, например, транспортных льгот, а также сводит ценность остальных академических прав практически к нулю.
Кроме этого, бывают случаи несогласованности между законами разных министерств. Например, по закону «Об образовании» обучающемуся предоставляется отсрочка от службы в Вооруженных силах. Но по закону «О воинской обязанности такая отсрочка предусмотрена только для учащихся очных форм. При возникновении подобных ситуаций, чтобы воспользоваться правом на отсрочку, ребенок должен переходить для продолжения образования в старшие классы школы.
В процессе исследования учета мнения ребенка в процессе семейного обучения в Нижнем Новгороде и других регионов России (Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург) авторами были проведены глубинные полуформализованные интервью (N=26) с родителями, которые уже реализуют семейное образование либо находятся на стадии принятия решения о выборе формы обучения.
Родители учитывают интересы детей на семейном обучении
Микросюжет «Интересы ребенка» вобрал в себя ключевые вопросы организации процесса обучения в семье: поддержание дисциплины, возобновления интереса к учебе, учет индивидуальных особенностей ребенка.
Привлечение интереса во время занятий может являться средством решения дисциплинарных моментов.
И: «У вас нет проблем дисциплиной на уроках, дома, когда вы учитесь?»
Р: «Я стараюсь делать всё интересным, весёлым как бы. Ии вот мы учимся по программе «Школа России», там тоже много всякой забавы. То есть там постарались, чтобы было интересно» (Антонина, 6 детей, 2 на семейном образовании).
Родители используют различные способы для увеличения заинтересованности
«Да, есть там иногда моменты, когда: «Не хочется мне писать этот текст». Тут разные методы, либо можно: «Текст другой выбери, какой тебе нравится из твоей книжки спиши». Стараемся договариваться, находить компромисс» (Наталья, 5 детей, 3 на семейном образовании).
Организаторы в сообществе семейного образования стараются сделать занятия для детей интересными.
«По русскому языку у нас с сыном в группе есть мамочка, которая когда-то русский язык преподавала, и она для детей организовала уроки по русскому языку, но они больше творческие такие. А в группе человека у них 3-4, семейники все в основном, какие-то творческие задания, они что-то придумывают, какие-то сказки сочиняют, какие-то истории пишут. Очень интересно, и задание дает она интересные» (Оксана, 3 детей, 1 на семейном образовании).
Родители стараются находить учебные пособия, которые будут детям интересны и вызовут интерес к предмету. В этом родителям помогают советы членов сообщества.
«У меня математика, русский, все правила есть отдельно распечатанные, красочные с картинками. Детям маленьким интересно, и они как-то лучше это запоминают, чем просто ей дашь учебник, и она будет повторять правила. Я сделала вывод, что очень легко ребенку, когда у него красочный материал, когда он в стихах, в песнях. (Алла, 7 детей, 2 на семейном образовании).
«Интернет дал нам много интересных книг с картинками разных уровней, с заданиями и звуковой дорожкой, записанной носителями языка» (Евгений, 4 детей, 1 на семейном образовании).
Респонденты используют принцип заинтересованности на этапе подготовки к школе в качестве основного. Родители выбирают в интернете сайты и платформы, которые будут интересны детям и стимулируют их желание к обучению.
«Мы занимаемся на сайте Учи.ру, там очень интересные уроки, все в форме игр, математика и русский и программирование. Там много есть предметов, которых в школе нет, но они интересны детям. Даже ребенок, который еще не пошел в первый класс, ему 6 лет, он тоже проходит программу первого класса. О не все пока может, но тоже учится» (Любовь, 4 детей, 1 на семейном образовании).
В организации процесса обучения дома родители ориентируются на интересы ребенка. Респонденты отмечают, что отсутствие интереса на школьных уроках и завышенные требования снижают желание ребенка к обучению. Внеклассные занятия дети также выбирают по интересам.
«То, что ребенку интересно это надо выявить. Детям всё сразу интересно, и направить этот интерес в нужное русло. Может быть, у них есть к этому задатки какие-то. То есть мы это активно развиваем и поддерживаем. И они могут выбрать. Вот у нас все, в основном занимаются музыкой. Музыка каждый день: то хор, то инструмент, то сольфеджио, то есть такие предметы, к ним как раз больше интерес. Рядом с нами Дворец детского творчества, они могут выбрать кружки, куда они ходят. Благодаря СО они не один кружок выбирают, а по пять по шесть у них кружков. Они посещают и каждый год могут что-то поменять, что им неинтересно, что-то добавить» (Наталья, 5 детей, 3 на семейном образовании).
Респонденты считают, что частные школы больше используют заинтересованность в процессе обучения, чем государственные.
«Частные школы, они даже лучше, чем обычные общеобразовательные. Там у них все в форме игры, тоже все интересно преподается. Я читала про некоторые школы. Там получается они в свободной форме себя ведут. У них получается, как на семейном, только их несколько человек там. То есть родители их отдают в такую школу и там, как мини-класс у них свой» (Алла, 7 детей, 2 на семейном образовании).
Диапазон интересов ребенка включает не только учебные предметы, но и людей, с которыми ему интересно общаться.
«Сейчас он ездил в лагерь от бауманки, и там они инженерили, и собирали механизмы, роботы, и программировали, и что-то моделировали. И нашел он людей, с которыми ему интересно.» (Мария, 3 детей на семейном образовании).
При отсутствии интереса могут оказаться напрасными любые усилия.
«Мы искали учителей, способных заинтересовать музыкой нашего сына, объясняли им наши цели, стараясь сделать их своими единомышленниками. Мы ушли из музыкалки и год возили его к репетитору по фортепиано. Для поднятия интереса я платил сыну деньги за каждый выученный нотный лист». Мы сменили несколько музыкальных инструментов: фортепиано, флейту, балалайку, и несколько репетиторов. После безуспешных попыток последний репетитор сказал нам: «Отстаньте от него, он ничего не хочет». Так закончилась наша музыкальная эпопея. Мы понимали такое же произойдет с любым предметом, который ему неинтересен» (Евгений, 4 детей, 1 на семейном образовании).
Дети представляют свои интересы на публичных аренах
Наиболее важным моментом для авторов в процессе исследования стало открытие того, как сами дети, обучающиеся вне школы, описывают свои интересы и возможности их представить.
По запросу «семейное обучение» в поисковой системе видеохостинга «YouTube» были отобраны 100 наиболее рейтинговых (по количеству просмотров) видеоматериалов.
Наиболее интересной категорией авторов видеороликов представляется аудитория детей, находящихся на семейном обучении. По количеству созданных материалов дети находились на пятом месте, а по среднему количеству просмотров — на первом (результаты приводятся в таблице 1).
Таблица 1.
Среднее число просмотров видеоматериалов по тематике семейного обучения
№ | Категория акторов | Количество материалов | Среднее число просмотров ролика |
1 | Блогер | 35 | 6 656 |
2 | Мама | 25 | 2 015 |
3 | Канал новостей | 18 | 10 782 |
4 | Семья | 10 | 14 670 |
5 | Ребенок | 7 | 14 971 |
6 | Центр семейного образования | 3 | 936 |
7 | Интернет-школа | 2 | 10 782 |
Видеоматериалы, записанные детьми по теме «Семейное образование» оказалась наиболее востребованной у зрителей (Мое утро, 2021). Ролики, как правило, озаглавлены сходным образом: «Я ушел из школы», «Я бросила школу», «Учусь дома!», «Я не хожу в школу», «Как я ушла из школы», «Почему я бросил школу», «Я была на домашнем обучении», «Мой опыт домашнего обучения», «Плюсы и минусы домашнего обучения». Подавляющее большинство (93 из 100) записаны девушками (от 11 до 18 лет). Зачастую материалы направлены на представление семейного обучения как пространства и времени практически полной свободы. Представленные ролики достаточно популярны, и в целом набрали более 17 миллионов просмотров (таблица 2.).
Таблица 2.
Распределение видеоматериалов детей-авторов по числу просмотров
Диапазон просмотров | Количество материалов | Число просмотров (категории в сумме) | Среднее число просмотров 1 ролика |
До 1000 | 35 | 12 430 | 355 |
От 1000 до 10 000 | 28 | 129 020 | 4 607 |
От 10 000 до 100 000 | 22 | 658 888 | 29 949 |
От 100 000 до 500 000 | 7 | 1 630 804 | 232 972 |
От 500 000 до 1 млн. | 2 | 1 391 733 | 695 866 |
Свыше 1 млн. | 6 | 13 589 999 | 2 264 999 |
Итог | 100 | 17 711 372 | 177 113 |
Следует так же отметить, что содержание большинства из 100 анализируемых каналов достаточно разнообразно. Авторы публикуют материалы об отдыхе, поездках, вечеринках, встречах с друзьями, покупках и т.д. На этом фоне тема семейного образования не выглядит самой интересной для просмотра.
Конструкционистский подход и концепция публичных арен С. Хилгартнера и Ч. Боска, обобщенные в работах И.Г. Ясавеева (Социальные проблемы, 2007), позволяет обосновать степень успеха (число просмотров детского контента по теме «Семейное образование»), определяемой количеством внимания, уделяемого ей на этих аренах. Уровень популярности контента, созданного детьми, показывает его соответствие приведенным стратегиям:
Авторы - дети непреднамеренно используют наиболее действенные механизмы привлечения внимания аудитории к конструированию социальных проблем школьного и семейного обучения. Вместе с тем, интуитивно детская аудитория очень хорошо воспринимает милое манипулирование сверстников, когда они в своих видеоматериалах преувеличивают степень свободы в семейных стратегиях обучения и играют на чувствах слушателей, ведя репортаж из постели. Комментарии детей и подростков под этими роликами больше всего складывается из фраз «Пошла уговаривать родителей забрать меня из школы», «Хочу жить также спокойно, без школы!» и подобных им. Популярность таких роликов в среде сверстников с течением времени только растет, и дальнейшее исследование позволит точнее определить механизмы воздействия авторов – детей на детскую аудиторию.
Исследование позволило выявить результаты семейного образования, состоящие в улучшении домашней атмосферы, изменения в лучшую сторону физического и психического состояния ребенка, появление дополнительного свободного времени для внеурочных занятий в кружках, общения с друзьями и с членами семьи. Выявлено влияние результатов использования семейного образования на устранение социальных противоречий между возможностями системы образования и запросами родителей на образование. В семьях исчезает напряженность, улучшается заинтересованность детей в обучении, повышается уровень знаний.
Интересы детей находятся в центре семейного обучения, что подтверждается нормативными документами, заявлениями родителей и контентом детских блогов. Реализация прав ребенка на семейном обучении сталкивается с определенными трудностями, которые в настоящее время не разрешены в действующем законодательстве РФ.
Образовательные интересы детей в рамках обучения в семье учитываются более полно, чем в школьном образовании – об этом свидетельствуют как итоги интервью родителей, так и анализ материалов роликов, снятых детьми.
Об авторах
Ирина Эдуардовна Петрова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Email: irinapetrovay@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6969-132X
https://person.unn.ru/irina.petrova
Доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой отраслевой и прикладной социологии
Россия, 603000, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, переулок Университетский, д. 7Евгений Иванович Дулесин
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: edulesin@yandex.ru
Магистрант
Россия, 603000, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, переулок Университетский, д. 7Список литературы
- Азерли Д.А., Петрова И.Э. Насилие в школе: взгляд современных российских исследователей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4(32). С. 7–13.
- Антуфьева М.П. Понятие «семейное образование» в России и США: сопоставительный анализ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 164–165. doi: 10.24411/1991-5497-2019-00066.
- Вайнер М.Э. Семейное образование как инновационная образовательная практика // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т. 1, № 3. С. 8–13.
- Государственный доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2018 год. URL: https://msr.mosreg.ru/download/document/4640800 (дата обращения: 01.02.2023).
- Исакова И.А. Трансформация родительства в эпоху гаджетизации практик взаимодействия школьников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 1(57). С. 95–101.
- Исакова И.А., Янак А.Л. Информатизация и гаджетизация современного общества и детства // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2, № 1. С. 131–145. doi: 10.5840/dspl20192114.
- Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. № 8. С. 64 – 72.
- Митрофанова О.В., Пискунова С.В., Наумов П.Ю. Концепция семейного образования: на пути к решению проблемы индивидуализации обучения // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 4(64). С. 61–73. doi: 10.37724/RSU.2022.64.4.007.
- Мое утро на дистанционном обучении (видеоматериал) на канале My little Nastya. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2xgDfgvHGM.
- Петренко К.В., Оберемко О.А. Образование детей и взрослых: семейные проекты траекторий. Информационный бюллетень. Москва: ГУ-ВШЭ, ФОМ, 2005. 56 с.
- Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 2. С. 72–80. doi: 10.17759/jmfp.2017060208.
- Придатченко М.В. Семейное образование: в поисках достоинства// Достоинство человека: основания, перспективы, угрозы: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. В 2-х частях, Нижний Новгород, 24–25 апреля 2021 года / под общей ред. А.В. Грехова, А.Н. Фатенкова. Часть 2. Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2021. С. 183–190.
- Придатченко М.В., Шалютина Н.В. Недоверие к традиционному школьному образованию как основная причина перехода на семейное образование // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: Материалы ХХII национальной научной конференции (c международным участием), Таганрог, 17 апреля 2021 года. Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2021. С. 87–89.
- Социальные проблемы: конструкционистское прочтение / сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. 276 с.
- Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 г. № 240 период 2018-2027 годов (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 • Президент России (kremlin.ru)).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL:Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru).
- Якунина А.Н. Педагогические условия становления семейного образования в России: культурно-исторический подход: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва, 2014. С. 25.
- Якунина А.Н. Семейное и домашнее образование в США: историко- социальный аспект // Человек и образование. 2009. № 2(19). С. 142–147.