Aphorisms of Dr. Rosenthal (Part II)


Cite item

Full Text

Abstract

The aphorisms of the journalist, publicist, physician August Osipovich Rosenthal (1830–1891) are introduced into scientific discourse. In 1855 Rosenthal raised an uprising that became part of the peasant uprisings of the mid-1850s. He was arrested and exiled to Siberia, later reinstated. In 1880 he emigrated: the published aphorisms refer to the overseas period of Rosenthal's life. The preamble to the text specifies biographical information based on archival sources from Rosenthal's personal fund (Manuscript Department of the IRLI (the Pushkin House) RAS, F. 258).
The published aphorisms are reflections on the moral nature of the human being and society. Distinctive features of Rosenthal's collection are a combination of didactics, humor and adherence to the knowledge scientific paradigm, openness to dialogue with the reader and declarative interactivity.

Full Text

Афоризм 41ый
Гений – это алмаз! Он обладает свойством отражать в таком прекрасном виде все воспринятые им извне впечатления, как алмаз отражает, тоже извне, воспринятый им свет.
Афоризм 42ой
Между нормальными людьми и помешанными, которых гораздо больше, чем это кажется, существует лишь та разница, что первые редко отрываются от земли, а вторые редко к ней прикасаются. Гениальные люди удерживают равновесие между одними и другими и составляют как бы звено между небом и землей!
Афоризм 43ий
Кто до 25и лет не стал еще умен, до 30и не был ни разу влюблен, а до 35и не избрал себе никакой профессии, хотя ко всему этому ничего ему не препятствовало, такой человек должен сделаться или богатым наследником, или торгашом. Если же ни то, ни другое – то останется навсегда обыкновенным болваном!
Афоризм 44ый
Как нельзя утаить шила в мешке и первой любви в сердце, так нельзя утаить и глупости в голове. Все это такие вещи, которые сейчас же вылезают наверх, как бы старательно их ни прятать от глаз человека. С этой точки зрения, все глупцы могут считать себя искренними и откровенными людьми, потому что они своей глупости не скрывают никогда и ни в чем!
Афоризм 45ый
Всякая снисходительность и деликатность в отношении глупцов и нахалов совершенно неуместны, потому что для них вовсе не понятны. Они всегда считают эти высшие чувства за бессилье – и делаются еще более дерзки и нахальны.
Афоризм 46ой
Есть такой род грибов, которые хорошо разрастаются только при отсутствии света, в темных и влажных подвалах. Будучи выставлены на свет, эти грибы вянут и гибнут скоро под его лучами. Папство точно так же крепло и разрасталось до полного могущества только во мраке средневекового фанатизма и всеобщего невежества народов. При первом свете науки и знания оно стало вянуть и клониться к окончательному упадку. Исламизм, напротив того, расцветал и разрастался пышно, как арабская пальма, только при свете науки, яркие лучи которой он внес в глубокий мрак христианского мира и свет разливал по целой Европе. В силу исторических событий пальма и гриб разменялись несвойственными им средами – и погибли оба! Папство погибло от света – исламизм от мрака! Впрочем, оба эти культа сыграли свою роль на сцене всемирной истории – и ушли за кулисы навеки!
Афоризм 47ой
Робеспьеровская религия Разума была недурна, только в ней одного недоставало – это, именно, разума! А все же она была не хуже и не глупее других религий, но она не могла устояться потому собственно, что оттолкнула свою сестру – надежду! (см. афоризм 75)
Афоризм 48ой
Когда прихотливой игрою судьбы глупый человек нежданно всплывает наверх, то его слабый мозг до того закруживается на высоте, что он уже окончательно делается болваном. Если желаешь быть хорошим дипломатом и добиться благоденствия, то хвали все их действия, потому что какой бы ни была грубая и бессовестная лесть – такие глупцы всегда ей поверят. Вспомни римских Кесарей, спокойно принимавших божественные почести – и на всякого властвующего глупца смотри как на Кесаря! Если же предпочитаешь попасть на крест, то обличай глупцов и фарисеев.
И до Христа, и после него, всегда было, и есть, и будет много распятий, и разница в том только заключается, что он был Бог, а те простые смертные – 
непрактические люди – энтузиасты! Это распятия, перешедшие по традиции от Христа! Все эти люди так же, как и он, напрасно в муках взывают: «Eloi, eloi, lama sabaktani!» 
Афоризм 49ый
Глупый человек никогда не может понять никакой абсолютной истины, потому что все получаемые им впечатления из внешнего мира проходят чрез призму превратных понятий и, подобно лучам света, преломляются в его мозгу в неправильных формах. Кто глядит в неправильное, волнистое зеркало, тот, разумеется, и видит все в искаженном виде, что наглядно доказывается философией новейшей мифологии. Для того чтобы видеть хорошо известный предмет, недостаточно только иметь здоровые глаза, но для этого необходимо еще свет! Никакой глаз в темноте без света не может ничего увидеть, а в умственном отношении этот свет – это знание, наука. Так называемый «здоровый разум», точно так же, как и здоровый глаз, не могут ничего увидеть без света – без знания. Многие мошенники в высокой степени обладают иногда здравым, практическим умом, но этот ум не мешает им быть мошенниками, потому что только знание дает возможность видеть ясно и понимать верно и правильно все явления жизни. Без света, как посредника между глазом и предметом, человек всегда будет находиться во мраке – всегда будет только глупец, а по большей части, и мошенник вместе! Для мошенничества достаточно только иметь практический ум, нерассветленный знанием, и потому-то на свете так много умных мерзавцев и негодяев, а так мало истинно мудрых людей!
Афоризм 50ый
У мудрых людей, обогащенных всесторонним знанием, мысль и чувство находятся всегда в полной гармонии, и потому такие люди всегда несут впереди человечества светоч знания, правды и справедливости. То же самое относится и к целым народам, и потому-то только народы мудрые всегда были и будут знаменщиками человечества на пути цивилизации. Если государства падают и перестают существовать самостоятельно, то вовсе не потому, что они сделались жертвой хищничества и разбоя, как это полагают некоторые недальновидные историки. Падение государств всегда составляет прямой и неизбежный исторический результат заслуженной казни за прошедшие или настоящие преступления и беспорядки, всегда доводящие народ до бессилья и нравственного растления! Наука уже бесспорно доказала существование нравственного идиотизма, то есть психического вырождения в отдельных семействах. Таким же точно вырождениям подвержены и целые народы, вследствие долгой неволи или других исторических причин. В таком больном народе, за малыми лишь исключениями, повально проявляются все безнравственные стороны народного характера. Отвратительный эгоизм, неблагодарность, жестокость, коварство, хитрость, ханжество, лицемерие и тупость составляют выразительные черты такого народа и передаются наследственно, от одного поколения в другое. Такой народ легко узнать, потому что он всегда отличается особенной способностью и страстью к торгашеству, жадностью к деньгам, скряжничеством, доходящим до отвратительных, до возмутительных пределов, животной прожорливостью и повальным развратом. Только смешение такого народа с другим может постепенно уничтожить эту наследственную порочность, потому что никакие реформы не в силах излечить такой болезненный общественный организм.
Афоризм 51ый
Бесспорно, что человек стоит выше других животных, потому что его мозг обладает способностью развиваться и прогрессировать. Но постоянно стремясь к равновесию, природа зато одарила животных высшими, чем человека – природными способностями и совершенствами. Первобытный человек долго жил в леговищах, берлогах и пещерах, как медведь, и без помощи бобра не мог сам додуматься до постройки более удобного жилища. Без помощи белого медведя, плавающего на льдинах, человек бы не додумался до первой лодки. Без помощи свиньи, роющей землю, долго бы не додумался до земледелия. Пчелы навели человека на мысль учреждения монархии. Осел выучил его терпению, лисица хитрости, собака лести и заискиванию и т. д. Все первобытные орудия обороны и нападения, как то: щиты, панцири, шлемы, пики, топоры, мечи и тому подобное – все это первобытный человек начал делать по образу различных рыб и животных, которых природа сразу наделила этими орудьями. Проходили целые тысячелетия, пока человек сам, без помощи животных, додумался до чего-нибудь, хотя бы то было так просто, как, например, добывание огня. Даже в то время, когда уже человек начал рассуждать и философствовать, прошли опять целые тысячелетия, пока наконец человек додумался до такой простой, по-видимому, вещи, как книгопечатание. Ввиду такого тупого и медленного развития человек не имеет права слишком гордиться и возноситься над остальными животными, бывшими его первобытными учителями. Правда, человек ушел вперед, а животные остались на месте, но ведь это в порядке вещей, потому что, если бы ученики не шли дальше своего учителя, то не могло бы быть никакого прогресса!
Афоризм 52ой
Кроме способности к прогрессу, человек еще тем отличается существенно от животных, что все то, что их возвышает – человека унижает. Безграничное терпение и смирение составляет истинную добродетель осла, а безграничная верность и преданность своему господину – истинную добродетель собаки; но для человека и одно, и другое составляет позор. Такого верного раба презирали даже полудикие народы, и Моисей еще приказывал, чтобы такого раба пригвоздить за ухо к двери его господина.
Афоризм 53ий
Как известно, все происходит и все образуется из клеточки. Если кто откроет средство образовать клеточку из газов, тогда люди станут есть страсбургские пироги и вестфальские ветчины из бутылочки в виде газов. Вероятно, к тому же времени люди станут выражать свои мысли и чувства тоже каким-нибудь упрощенным способом. Чем беднее инструмент, тем больше в нем струн, а скрипка, как самый совершенный, имеет их только четыре. Некоторые артисты играют даже на одной струне и из нее извлекают всевозможные звуки. Вероятно, что раньше или позже и язык человеческий возвратится снова к своей первобытной простоте, к чему Воляпюкский язык уже сделал начало. Что касается лично до меня, то я наперед радуюсь, что мне не придется говорить этим упрощенным языком и есть мясо в его первобытной газовой форме.
Афоризм 54ый
При настоящем социальном строе вся политическая экономия, включительно от Смита до Маркса, совершенно напоминает китайский театр, где вместо лошади актер сидит на палке и гарцует на ней с хлыстиком вместо меча!
Афоризм 55ый
Глупые люди вообще, а глупые женщины, в особенности, ни в каком случае не могут быть честны и нравственны сознательно, по внутреннему убеждению. Это по той простой причине, что глупцы не имеют и не могут иметь никаких убеждений. Все развратные женщины необыкновенно глупы и между всеми этими жалкими дурами лишь та разница, что одни развратничают открыто и нахально, а другие скрыто и более скромно. Это правило без исключения.
Афоризм 56ой
Истинная мудрость – это олицетворенная нравственность, честность, доброта и справедливость. Неудивительно поэтому, что истинно мудрых людей так же мало, как и истинных хороших алмазов. Зато фальшивых, дешевых алмазов теперь везде находится так много, как и дешевых людей. И одних и других можно достать везде и сколько угодно по самой дешевой цене. Это уж такое свойство нашего меркантильного века.
Афоризм 57ой
Жизнь без поэзии, увлечений, ошибок и любви совсем похожа на голый магометанский храм!
Афоризм 58ой
Даже такие маленькие твари, как комары, и те иногда могут замучить льва, а потому, попавши случайно в толпу таких тварей – не дразни их!
Афоризм 59ый
Кто ни разу в жизни не был человеком, тот и не может умирать по-человечески, и просто дохнет, как всякое животное, несмотря даже на молитвы, которые не могут долететь до небес!
Афоризм 60ый
Если принимать близко к сердцу все возмутительные явления жизни, встречающиеся ежедневно и на каждом шагу, то необходимо нужно сойти с ума! Для спасения от этого есть только одно средство – помнить всегда совет, данный Данту в аду: «Guarda – e passa!»
Афоризм 61ый
Если в течение 19ти веков христианство не могло искоренить поклонение Мамоне, то очевидно, что этот древний культ вовсе не боится ада!
Афоризм 62ой
 Существуют некоторые мухи до того настойчивые и навязчивые, что пока такой мухи не убьешь, она не отстанет, хотя сто раз отмахивайся. Появляются иногда такие же точно навязчивые мысли, которые необходимо задушить и разогнать силою ума и воли, потому что они, непременно, доведут до помешательства!
Афоризм 63ий
При теперешнем буржуазном строе европейских обществ существует весьма простой способ окончательно уничтожить человека, не подвергаясь уголовной ответственности. Нужно постараться только, чтобы его материально разорить, то есть превратить в человека, разбитого параличом. В наш век человек без денег ничего не может предпринять, ничего высказать и никуда двинуться, потому что на все это необходимы деньги и деньги! Живи теперь Ньютон или Галилей, то, конечно, они не дождались бы никогда монументов, потому что об них никто и не знал бы. Их рукописи остались бы навсегда в портфелях, а сами они прозябали бы в нищете и неизвестности. Зато, имей они деньги, они теперь прославились бы очень быстро, посредством роскошных изданий своих сочинений, сразу на всех европейских языках.
Афоризм 64ый
Да, действительно, это правда, что практические старцы нашего века указывали своим детям на лермонтовского поэта с полным презрением и негодованием. Но это вовсе не потому, собственно, что он был поэт, а потому, что он осмелился явиться в городе в неприличном виде – бедный, оборванный, нагой! Явись он в блестящем цилиндре и белых перчатках, как являются все современные, приличные поэты, с ним бы не случилось подобного афронта. Те же самые старцы стали бы ему кланяться и говорили бы своим детям: «Смотрите, смотрите на него – это вдохновенный поэт, сам Бог гласит его устами!» Современный поэт, желающий достигнуть до такого всеобщего уважения и славы, должен запастись прежде всего деньгами, чтобы не делать из себя посмешище перед людьми XX века.
Афоризм 65ый
В Америке растет одно растение странного свойства: оно сильно отравительно для свиней с белой щетиной, между тем как для черных свиней совершенно безвредно. В отношении людей это противоположное действие заключается в иронии, которая убийственна только для умных людей, а для глупцов совершенно безвредна, потому что вовсе не понятна. Они принимают иронию за истину, потому что слишком тонка и неприметна для них та граница, которая отделяет истину от иронии. Это тем более еще, что и сама-то истина слишком условное понятие, представляющееся глупцам почти всегда в обратном смысле и виде. Если бы Пилат дождался от Христа объяснения и определения на свой вопрос, что такое Истина – то мир, быть может, пошел бы другим путем!
Афоризм 66ой
Никогда не профанируй христианскую религию перед бедным народом, потому что не можешь дать ему ничего взамен той высокой поэзии и высоких идеалов, которые красят убийственную прозу их темной, бедной жизни! Перед бедной труженицей-матерью, изнемогающей в непосильном труде, – кого поставишь ты вместо милосердной Богоматери с младенцем в руках, взирающей на труженицу так нежно и утешительно? Перед облитым потом, полуголодным тружеником – кого поставишь ты вместо Христа, падающего под тяжестью креста и утешающего даже преступника торжественным обещанием: «сегодня со мною ты будешь в раю!»; что можешь дать ты этому преступнику, или этому труженику взамен того чудного рая, наполненного херувимами и серафимами, поющими дивные песни? Одни они встретят радостно бедняка, истомленного жизнью голодной, и торжественно поведут его перед престолом Того, кто так искренно говорил: «Придите ко мне все страждущие и утомленные, и я успокою вас»; что дашь ты народу взамен всех этих благ и утешений?  Холодный рассудок, без хлеба и отдыха? Если только это можешь ему предложить, отнимая у него поэзию религии, то никто не ошибется, считая тебя зловредным глупцом! Лучше оставь ты в покое и церковь и народ – и ступай своей дорогой. «Guarda e passa!» А если ты богат и не мерзавец, то тем более обязан уважать христианскую религию.
Афоризм 67ой
Все писанные уголовные законы совершенно похожи на тонкую, искусную паутину, в которой запутываются только маленькие насекомые, а большие жуки пролетают через нее свободно и безнаказанно.  Они с размаху разрывают паутину без всякой церемонии и летят дальше – самоуверенные и торжествующие. Это своего рода волки человечества и беда тем людям, которых природа наделила нежностью голубя и кротостью ягненка! Такие ягнята живут лишь до первой встречи с волком! Странная социальная дилемма европейских обществ! Если хочешь раю на земле, то, непременно, будь волком, а хочешь раю за землей – будь ягненком. Середины тут нету и быть не может, потому что здесь и там будешь обречен слоняться, как дух Паоля и Франчески!
Афоризм 68ой
Вещие духи, знающие судьбу каждого человека, стоят всегда незримо у колыбели каждого великого поэта и, закрыв лице крыльями, – тихо рыдают! Но вещее дитя чует плач этот и часто вздрагивает в испуге! Оттого-то сердце поэта остается потом на всю жизнь трепетно, отзывчиво и чутко! Ему все слышится когда-то слышанный плач, и сам он тихо рыдает над долей людскою!
Афоризм 69ый
Если существуют заразительные болезни, то в силу неизменного соответствия между физической и нравственной страной – непременно должны существовать и заразительные пороки. Как первые постепенно заражают организм отдельного человека, так вторые заражают организм целого общества или народа! Есть такие народы нравственно прокаженные.
Афоризм 70ый
Между словом и делом существует такое же взаимное соотношение, как между порохом и пулей – только соединенные вместе они производят известное действие.
Афоризм 71ый
Храм без молитвы – это мертвое тело, а молитва без искренности – это мертвый храм! Не верь искренности молитвы тех счастливцев, вся жизнь которых пролетает как волшебная сказка среди окружающего их потопа страданий и слез! Эти избранники судьбы смеются втихомолку над изречением Христа, что легче верблюду пройти в ушко игольное, чем богачу войти в царство небесное. Впрочем, нужно отдать этим счастливцам справедливость, что оставивши для себя все лучшее в этом мире – они великодушно отдали беднякам все лучшее – в другом мире.
(Сравни этот афоризм с 67)
Афоризм 72ой
Если в сфере доступной общечеловеческому пониманию ты не можешь понять чего-либо, то не считай этого чем-то сверхестественным, а просто считай эту таинственность злонамеренной ложью или ненамеренным заблуждением. Это потому, что всякая общечеловеческая, абсолютная истина всегда ясна, как солнце, и прямая, как линия. Впрочем, если тебе приятно заблуждаться, то, конечно, верь всему бесконтрольно, потому что глубокая и слепая вера весьма часто спасает не только от горя, но даже от безнадежных болезней. Этот способ исцеления больных-верующих известен в науке под именем Теургии. «Вера твоя исцелила тебя!» – сказал Христос.
Афоризм 73ий
Настоящих людей очень мало на свете, а настоящих женщин – еще менее! Все остальные вовсе не женщины, а только самки, более или менее прелестные, более или менее страстные. И их так же много на свете, как и дурных и глупых книг. Истинно хороших и умных книг потому немного, что они не родятся легко, а всегда посредством кесарского сечения.
Афоризм 74ый
Как жалка, однако, участь человека! От колыбели до могилы постоянно его вяжут. В колыбели вяжут бандажами, чтобы ручки и ножки выросли прямые. В семье и в школе его вяжут различными принципами, чтобы он ходил прямо по указанным прямым дорожкам. Эти различные глупые принципы, как сапожный клейстер, облепят мозг юноши так, что нужно много времени пока этот клейстер отлепится. После смерти человека его вяжут опять платком за ноги и за бороду, чтобы лежал прямо и прилично. Если же во время жизни человек осмелится сойти с указанных ему избитых, вековых и будто бы прямых дорожек, тогда уже без всякой церемонии вяжут его железными цепями или веревкой за шею! Да! и глупа и жалка участь человека!......
Афоризм 75ый
Человек всему должен выучиться чрез упражнение: слушать, глядеть, смеяться, ходить, есть, говорить – словом, всему! Одно только умение приносит с собою человек и с ним встречает нашу юдоль плача – умение плакать! Это весьма замечательно и поучительно. Впоследствии, тоже без предварительных упражнений, человек приобретает еще умение любить и надеяться. Надежда – 
это истинный ангел-хранитель человечества, который и мудрецов, и глупцов, и царей, и нищих одинаково ведет за руку чрез всю жизнь до могилы. От кого этот добрый ангел отстанет, тот, непременно, бросается с моста в воду! Поэтому-то не верь глупой пословице, будто надежда мать глупцов только. Это верно лишь в том отношении, что мудрец спокойно и дружески прощается навеки со своим ангелом, торжественно вступая в могилу. Глупец же, напротив, трусливо хватается за его крылья и насильственно тащит его с собою в могилу! Когда животные будут уметь надеяться – они сделаются людьми. Все религии существуют потому, что основаны на надежде. Отделите надежду от веры – и останется пустота!
Афоризм 76ой
Жизнь каждого мыслящего человека, это волшебная андерсеновская сказка, полна улыбок и слез, раскатов грома и бурь, пурпурного утра и аромата цветов. Зато жизнь целого человечества в совокупности, которую называют всеобщей историей, – это самая глупая и скучная бабушкина сказка о «белом бычке». Пусть всякий отгадает, отчего происходит и чем объяснить этот контраст жизни.
Афоризм 77ой
Если признавать за истину, что более совершенное существо должно непременно победить менее совершенное, в таком случае микробы должны быть признаны самыми совершенными существами, как побеждающие все и всех, даже самую смерть, так как без них жизнь была бы невозможна на земле. Быть может, микробы-то и суть те невидимые, могущественные духи, которых мифология называет богами!
Афоризм 78ой
Если о ком все единогласно говорят дурно, но при том спокойно, без раздражения, то это, наверно, большой негодяй. Если же некоторые хвалят с увлечением, то это, наверно, хороший и умный человек. Если, наконец, все единогласно хвалят, то уж это, наверно, или большой праведник, или же большой болван. Эти приметы никогда не ошибут при оценке известной личности, которую вам желательно узнать. Но если эта личность занимает высокий и очень влиятельный пост, тогда отзывы об ней бывают всегда пристрастны в одну или другую сторону. Тогда есть другое верное мерило и оценка подобной личности – это ее распоряжения и действия.
Афоризм 79ый
Никогда и ни в чем не доверяй тому человеку, который не понимает красот природы, или который смеется неприятным, резким смехом, или который говорит слишком мягким вкрадчивым голосом. В этих наружных признаках всегда верно отражается нравственное существо человека: черствость сердца, хитрость, лицемерие и лукавство. Зато смело доверься тому, кто хорошо и искренно смеется, кто искренно любит детей, цветы и песни и умеет восхищаться природой! Такой человек не может быть ни изменником, ни предателем, ни вором, ни подлецом! Но люди с первыми признаками на все способны. Всматривайся, вслушивайся, наблюдай эти приметы – и никогда не ошибешься!
Афоризм 80ый
Между комедией и трагедией лишь та разница, что первая начинает с того, чем вторая оканчивает. Проходя через улицу человек оступился и упал в грязь. Быть может, он полуслепой, быть может у него это единственная одежда – и, сконфуженный, он скрывает слезы. Это настоящая трагедия! А между тем со всех сторон раздается веселый смех – 
это комедия! Вот почему до сих пор еще невозможно определить: составляет ли история человечества комедию или же трагедию? Где окончается смех, а где начинаются слезы?! Это-то и составляет загадку истории.
Афоризм 81ый
Великие гении так далеко уходят вперед от своих современников, что бывают для них совершенно непонятны. Иногда проходят целые столетия, пока, наконец, человечество догонит их мысли, убежавшие вперед – и только тогда начнет поклоняться их гению. Так случилось с Фридрихом II Гогенштауфеном, с Дантом, Шекспиром, Макиавелли, Бэконом, Коперником и многими другими. Люди даже не поняли простые, ясные, божественные мысли Христа! Прошло 381 год, пока наконец на Константинопольском всемирном Соборе  Христос был признан за Бог! Еще 23 года пред тем, на Киминском вселенском Соборе, четыреста епископов решительно и упорно отвергали божественность, то есть гениальность Христа. Так вяло и медленно движется мысль человеческая!
Афоризм 82ой
Некоторые безнравственные книги распространились по целому свету именно потому, что самое гнусное преступление находит в этих книгах полное оправдание. Подобные книги начинают с зависти, мести и убийства – и, пройдя длинный ряд всевозможных преступлений, обманов, предательств и прелюбодеяний, оканчивают самым гнусным и циническим развратом! Это косвенный совет всем преступникам и развратникам взаимно прощать друг другу всевозможные мерзости. Придет время, когда все подобные книги, развращающие человечество с ранней молодости, будут сожжены на алтаре знания и правды!
Афоризм 83ий
Что некоторые создания с человеческим образом могут быть глупее всех животных, то это наглядно доказывает одно монгольское племя, живущее у подножья Гималая. Они создали себе такую бессмысленную и варварскую религию, что сами себе делают своего Бога из теста, то есть делают себя творцами Творца! Но мало еще этого бессмыслия! Эти варвары от времени до времени едят этого своего бога, утверждая, что и сами они делаются богами чрез беспосредственное сообщение с богом, находящимся в их желудке. Еще ни одно животное не доходило до такого поразительного бессмыслия и варварства, чтобы сделаться богоедами!
 
Афоризм 84ый
Ни в больших, ни в малых делах не мешайся никогда в чужие распри даже и тогда, когда обе враждующие стороны будут просить об этом. Как бы ни были искренни твои намерения для примирения, а все-таки наживешь себе врагов с обеих сторон – явных или скрытых. Точно так же не давай никому никаких советов, потому что каждый человек лучше всего сам знает, что ему нужно делать. Если же не знает, то никакие советы ему не помогут. Прочитай рассказ Вольтера «…» и помни его всю жизнь, если желаешь избегнуть многих неприятностей и несчастий. Помни при этом и аф. 
Афоризм 85ый
Между местью и правосудием весьма трудно найти границу, потому что оставить убийцу ненаказанным, значит сочувствовать ему больше, чем невинной жертве его проступности. Отдать ему смертью за смерть значит око за око – значит мстить! Вот почему вопрос о смертной казни останется всегда открытым, вертясь в заколдованном кругу между местью и правосудием.
Афоризм 86ой
Всякая вещь, когда она уже сделана, то представляется яйцом Колумба. Поэтому-то глупец ничем не поражается и не восхищается, так как ему все кажется легким и пустячным. Сикстинская мадонна и Суздальская икона – для глупца одно и то же, то есть образ только, на который можно молиться – и больше ничего! Поэтому в отношении глупцов нужно руководиться всегда аф. 14.
Афоризм 87ой
Алтарь и эшафот одинаково служат для жертвоприношения, только на первом приносятся жертвы бескровные, а на втором – кровавые! Это уже шаг вперед на пути цивилизации, потому что прежде и на алтарях приносились жертвы кровавые. К сожалению, осталось еще много таких алтарей, на которых приносятся жертвы, хотя не кровавые, но слезные. Сочетание цветов – белого и красного, то есть слез и крови, – видится еще на многих алтарях!
Афоризм 88ой
Только лица царственной крови имеют ту счастливую привилегию, что могут быть истинными космополитами и по убеждению, и по крови. Легко может случиться так, что мать такого лица будет славянка, а отец грек, дед будет немец, а бабушка испанка, другой дед (по матери или отцу) будет итальянец, а бабушка англичанка. Таким образом, уже в правнуке будет существовать кровосмешение десяти различных народностей, и всех их он должен любить одинаково, потому что все эти народы ему родственны и близки по крови.
 
Афоризм 89ый
Самое высшее счастье человека заключается, конечно, в знании и любви! Но есть еще и добавочные условия, а именно: всегда верный и хороший обед и ужин, душевный и телесный покой после труда и хорошее жилище, без сырости и клопов. Кому недостает хотя одного из всех этих условий, тот не может быть вполне и истинно счастливым, хотя бы обладал сокровищами Креза и славой Соломона. Этим-то и разрешается загадка: почему самые могущественные лица отравляются и стреляются точно так же, как и бедняки! Которого-нибудь из этих условий им недоставало – 
хлеба, любви или знания!
Афоризм 90ый
Весьма немногие люди знают и понимают ту страшную истину, что из тысячи брачующихся пар в Европе найдется едва одна только пара, где муж и жена вполне нормальные люди, то есть вполне здоровы физически и психически. Вследствие этого наследственным образом передаются различные болезни из поколения в поколение – и человечество вырождается постепенно. Оттенки этих различных болезней бывают так субтильны и неуловимы, что присутствие их может констатировать только высокообразованный врач при тщательном наблюдении больных. Взгляни, что творится вокруг тебя в целой Европе, вдумайся в историю последнего столетия и ты будешь видеть ясно, что это ненормальное общество! Попробуй, спиши последовательно все события, хотя бы одних только народов Балканского полуострова, за последнее двадцатилетие: ты увидишь тогда ясно, что это выйдет не история человеческих обществ, не история народов, а просто какая-то биография галерных преступников, или анамнеза пациентов из сумасшедшего дома! То же самое выйдет и с каждым отдельным народом. К какому концу приведет это болезненное вырождение народов – это загадка дня грядущего века!
Афоризм 91ый
Если не можешь объяснить себе причиы известных явлений и действий, то согласно пословице – ищи там женщину. Если же не можешь понять причину и характер известной болезни – 
то ищи там сифилис и редко ошибешься, потому что девять из десяти непременно им страдали беспосредственно или наследственно. В этом-то и заключается главная причина вырождения и отклонения от типа нормального, вполне здорового человека.
Афоризм 92ой
Не следует слишком педантически внушать детям различные избитые нравственные правила, вроде того, например, что ложь всегда нечестное дело, а правда – всегда честное. Нужно только воспитать дитя нравственно, а потом оно безошибочно будет знать: что в данном случае будет честно, а что бесчестно. Когда Муций Сцевола уверял Партену, что в Риме есть много таких самоотверженных героев, как он, то сознательно лгал и обманывал, потому что подобных людей всегда бывает очень мало на свете и в Риме был он только один! С педантической точки зрения, Муций поступал нечестно, потому что лгал и обманывал, но тем он спас свое отечество. Был и другой, противоположный случай – одну женщину легкого поведения спросили, почему муж ее совершенно убежден в ее невинности? – «Очень естественно, ответила ветреница, со всей наивностью, потому что я честная женщина и никогда не лгу и не обманываю моего мужа. Когда он спрашивает меня, где я была и как провела время, то я всегда говорю ему всю правду, потому что гнушаюсь всякой ложью. Я не виновата тому, что муж мой почему-то считает меня лгуньей, не верит моим правдивым рассказам и смеется надо мной. Я не считаю себя обязанной доказывать ему, что я его вовсе не обманываю, и если бы он потребовал развода, то и на суде я скажу тоже самую правду. Я никогда не лгу!» С педантической точки зрения, эта правдивая ветреница – честная женщина, потому что не лгала и не обманывала, как Муций Сцевола.
Афоризм 93ий
Наука доказала, что существуют эпидемические болезни, распространяющиеся через подражание. Между прочим, эту заразительность можно ежедневно проверить на зевоте, потому что, смотря на зевающего, начинают зевать и другие. Точно так же существуют по подражанию и заразительные идеи и мнения. Удалось, например, какому-нибудь ловкому политическому шарлатану, или же какому-нибудь отчаянному военному авантюристу, случайно поразить чем-нибудь воображение своих современников, какой-нибудь газетный крикун вскрикнул впросонках – это гений! И вдруг все начинают тоже кричать: это гений! Наконец, проходит первый экстаз, люди начинают уже спокойно анализировать все действия в совокупности этого мнимого гения – и на поверку выходит, что это был самый обыкновенный болван, совершенно не понимающий духа своего времени и только случайно выброшенный наверх мутными историческими волнами. Каждое поколение каждого народа непременно имеет хотя одного такого случайного героя-болвана, который успеет наделать много зла! Иногда даже всю Европу взбудуражить! Грустное заблуждение и вредная эпидемия!
Афоризм 94ый
Колыбель и гроб похожи один на другой не только по своей наружной форме, но и по назначению. И в колыбель, и в гроб укладывают не человека, а только образ человека, и укладывают со слезами. В колыбель – со слезами радости, а в гроб, со слезами горя и печали. Слезы и все слезы! Слезы встречают, слезы и провожают человека!
Афоризм 95ый
Потухли вечные огни на алтарях Весты и Знича, но никогда не потухнет огонь на алтаре любви, знания и справедливости! Ведь кроме этого алтаря, больше-то и нет ничего вечного на земле!
Афоризм 96ой
Некоторые министры знания (просвещения) отличаются от богини мудрости тем только, что та зорким оком смотрит далеко перед собой, а они смотрят только возле себя. Некоторые же министры правосудия отличаются от богини справедливости тем только, что та совершенно слепая, а они уж слишком дальнозорки. Министры же иностранных дел и их посланники – подобно Нептуну, смело носятся по волнам житейского моря с золотым трезубцем в руках, которым, при удобном случае, выхватывают рыбу из мутной воды. Но самые храбрые из своих товарищей – это министры финансов! Подобно Блондену, они не раз проходят над пропастью Ниагары с одним только балансом в руке, для поддержания равновесия в бюждете. Когда баланс выпадывает случайно из их рук, и они не успеют схватиться за канат, то стремглав летят вниз головою!
Афоризм 97ой
Так как прямая линия составляет кратчайшее расстояние между двумя крайними точками – колыбелью и могилой – поэтому глупцы ходят кривыми путями, чтобы удлинить это расстояние. Мудрецы же всегда идут по прямой линии жизни, но только медленным шествием, и в результате выходит, что оба они встречаются у могилы! Это единственная точка, где эти две крайности – мудрость и глупость – встречаются лицом к лицу! И траурный белый червячок с черной головкой с одинаковым аппетитом поедает и тот мозг, в котором молнии сверкали, и тот, в котором была вечная тьма! Какая страшная ирония!
Афоризм 98ой
Афоризм 99ый
Если не имеешь столько силы и власти, чтобы уничтожить зло тебя окружающее, то не пытайся делать эти опыты, потому что будешь смешон как Дон Кихот. Кроме того, раньше или позже, целое стадо свиней пробежит по тебе и так же, как и его – свиньи, тебя изомнут и искалечат! Как невозможно сразу обыстрить мутную воду в засоренной реке, так невозможно очистить сразу и мутные волны жизни. Так же медленно и постепенно, как река, очищаются в историческом течении скверные нравы и обычаи и скверный характер народов.
Вспоминай при этом афоризм 60й.
Афоризм 100ый
Если ты настолько добросовестный, что сам сознаешь и чувствуешь, что жизнь твоя не стоит гроша, и если при том имеешь поползновение прослыть героем, то очертя свою глупую голову, лезь смело на рогатину. Если же сознаешь, что жизнь твоя чего-нибудь стоит, то уклоняйся от всякой видимой опасности, если разумные и честные мотивы не заставляют тебя жертвовать жизнью или здоровьем. Помни всегда, что есть только две вещи на свете истинно бесценные и дороже самой жизни – это здоровье и свобода! Их бесценность люди узнают иногда слишком поздно и весьма часто тогда только, когда их уже потеряют надолго или навсегда и становятся несчастнее всех несчастных. Вот почему тот, кто умеет хорошо молиться, должен знать и помнить, что самая приятная молитва Богу Милосердия – это молитва за больных и за узников!
Афоризм 101ый
В сфере нравственных принципов потому не может быть очень много абсолютных истин, что и сама-то истина слишком условное и растяжимое понятие. Стыд и совесть, правда и ложь, добро и зло, справедливость и обида, честь и бесчестье, великодушие и низость – представляются людям в таком виде, в каком их приучили видеть и понимать. Дикари с таким же аппетитом кушают своего ближнего, как мы куропатку, а их дамы с таким же апломбом ходят летом голые, как наши дамы в своих роскошных платьях. Кроме того, существуют миллионы цивилизованных дикарей, которые считают совесть и честь за подушку, на которой спят мягко и покойно всю свою жизнь! К чему послужит ваша проповедь о нравственных принципах перед подобными субъектами, которые за жизненный комфорт сознательно продадут вам свою честь, и стыд, и совесть, а если хорошо заплатите, то и жену, и дочь. Впрочем, те большею частью продают сами себя добровольно, потому что таких цивилизованных самок так же много в европейских обществах, как и таких негодяев. Вот почему в нравственном мире нет и не может быть много таких абсолютных истин, как в умственном. Понятие о добре и зле меняются едва ли не с каждым поколением, но от начала до конца мира, всегда и везде, было и будет – дважды два = четыре! Вследствие этого, количество абсолютных афоризмов не может быть бесконечно, и потому в ожидании дальнейших – я напишу пока –
Конец
Post Scriptum
Прошло уже много времени с тех пор, когда я написал под моими афоризмами – Конец!
За все это время я нашел еще один нравственный афоризм – и то странного свойства, вследствие чего и называю его спорным. Вот в чем дело!
Все глупцы и негодяи, которым я читал этот афоризм, единогласно кричали: «Это утопия! Это неверно! Это несогласно с здоровым рассудком!» – 
Все же мудрые и честные люди говорили просто: «Да, это святая истина!» Отдаю на суд каждого этот спорный афоризм:
Афоризм 102ой
Каких счастливцев выдвигает
Наш европейский Вавилон!
Вся жизнь их светло протекает,
Как бы волшебный, чудный сон!
                   */*
Любовь, богатство, почесть, слава – 
Все им дано по самый край!
И эта наша юдоль плача
Для них восторгов полон рай!
                   */*
«Но много бедных и голодных
«Свой черствый хлеб, свой тяжкий труд – 
«За эту жизнь без скал подводных,
«За этот рай, не отдадут!»
_______________
Да, не отдадут!
 
Конец

 

×

About the authors

Natalya V. Semenova

Institute of Russian Literature (the Pushkin House) RAS, St.-Petersburg University

Author for correspondence.
Email: n.v.semenova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0315-9044

Candidate degree in Philology, Junior Researcher at the Institute of Russian Literature (the Pushkin House) RAS; Associate Professor, Faculty of Philology, St.-Petersburg State University

Russian Federation, 4, nab. Makarova, 199034, Russian Federation; 7–9, Universitetskaya embankment, St.-Petersburg, 199034, Russian Federation

References

  1. Bakunin, M. (1935), Letter to A.I. Herzen. November 7th – 15th 1860. Bakunin, M., Collected works and letters (1828–1876). Volume 4. In prisons and exile. 1849–1861, Ed. J.M. Steklov, Publishing House of All-Union Society of Political Prisoners and Exiles, Moscow, Russia.
  2. A bioghaphical note (1909), Rosenthal A.O., Life and death, Prosvet, St-Petersburg, Russia.
  3. Dolzhikov, V.A. (2018), M.A. Bakunin in national and regional political process of the “Thaw” (at the edge of 1850s – 1860s), Publishing House of Altai state university, Barnaul, Russia.
  4. Kreidlin, G.R. (1989), Structure of the aphorism, Issues in structural linguistics 1985–1987, Nauka, Moscow, Russia.
  5. Kulishkina, O.N. (2003), Russian aphorisms of the first half of XIX century, St.-Petersburg State University, St-Petersburg, Russia.
  6. Kulishkina, O.N. (2009), Russian aphorisms of XIX – the beginning of XX centuries: the history of a genre, SPGUTD Publishing House, St-Petersburg, Russia.
  7. Lemke, M. (1923), Peysant’s rebels of 1855, Red chronicle, no.7, pp. 131–177.
  8. Strashimirov, A. (1904), Instead of introduction, July C. Rosenthal, Unfinished songs, Gabrovo Publishing House, Sofia, Bulgaria.
  9. At Tolstoy’s estate. 1904–1910. Notes from Yasnaya Polyana by D.P. Makovitsky. Book 1. 1904–1905 (1979), Literary Heritage, vol. 90, in 4 books, Book 1, Nauka Publishing House, Moscow, Russia.
  10. Fedorenko, N.T., Sokolskaya, L.I. (1990), Aphorisms, Nauka Publishing House, Moscow, Russia.
  11. Hui, A. (2019), A theory of the aphorism. From Confucius to Twitter, Princeton University Press, Princeton, Oxford.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Semenova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies