ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется проблема конвертируемости человеческого потенциала, создаваемого в процессе получения высшего образования, в человеческий капитал, обеспечивающий высокие темпы инновационного роста конкурентоспособной национальной экономики. Доказывается необходимость и возможность формирования интеллектуально-информационной поддержки коэволюции человеческого потенциала и человеческого капитала в условиях инновационной экономики. Утверждается, что коэволюция человеческого потенциала и человеческого капитала обеспечивается умением специалиста реализовать взаимодействие с быстро меняющейся реальной профессиональной средой в реальном времени с целью создания инновационного продукта. Предложена и математически обоснована концепция создания интеллектуально-информационной поддержки коэволюции человеческого потенциала и человеческого капитала. В результате внедрения разработанной системы решается задача подготовки выпускника вуза к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Об авторах

Н. М. Мельник

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-2422-954X

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Психология и педагогика»

В. М. Нестеренко

Самарский государственный технический университет

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Психология и педагогика»

Список литературы

  1. Bertalanffy 1950 – Bertalanffy L. von. (1950) An Outline of General System Theory // British Journal for Philosophy of Science, Vol. 1, No 2, pp. 139–164. URL: http://www.isnature.org/Events/2009/Summer/r/Bertalanffy1950-GST_Outline_SELECT.pdf.
  2. Bosio, Minola, Origo, Tomelleri 2018 – Bosio G., Minola T., Origo F., Tomelleri S. (eds.) (2018) Rethinking Entrepreneurial Human Capital: The Role of Innovation and Collaboration. Heidelberg; New York; Dordrecht; London: Springer. doi: 10.1007/978-3-319-90548-8 [in English].
  3. Collins 2017 – Collins A. (2017) What’s worth teaching: Rethinking curriculum in the age of technology. New York: Teachers College Press.
  4. Estrin, Mickiewicz, Stephan 2016 – Estrin S., Mickiewicz T., Stephan U. (2016) Human capital in social and commercial entrepreneurship // Journal of Business Venturing. 31 (4): 449–467. doi: 10.1016/j.jbusvent.2016.05.003.
  5. Kuzminov, Sorokin, Froumin 2019 – Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019) Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and STI Governance, vol. 13, no. 2, pp. 19–41. doi: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41.
  6. Levy, Murnane 2017 – Levy F., Murnane R.J. (2017) How Computerized Work and Globalization Shape Human Skill Demands // Learning in the Global Era: International Perspectives on Globalization and Education / M. Suarez-Orozco, еd. University of California Press: Berkeley, CA, USA. doi: 10.1525/california/9780520254343.003.0008.
  7. Nesterenko 2018 – Nesterenko V.M. (2018) Conceptual principles of engineering education based on the approach to evolutionary activity, in Handbook on research in the field of engineering education in a global context (pp. 463-476). IGI Global, Hershey, Pennsylvania, USA. doi: 10.4018/978-1-5225-3395-5.ch039.
  8. Аршинов – Аршинов В.И. Время синергетики. URL: http://spkurdyumov.ru/philosophy/vremya-sinergetiki.
  9. Базылева 2018 – Базылева М. Человеческий потенциал и проблемы его трансформации в человеческий капитал // Наука и инновации. 2018. № 179. С. 15–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35086618.
  10. Гершунский 1997 – Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М.: МПСИ, 1997. 120 с.
  11. Как сделать образование… 2019 – Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Я.И. Кузьминов [и др.]. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 284 с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/06/21/1488487037/Obrazovanie-text.pdf.
  12. Князева, Курдюмов – Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Коэволюция: человек как соучастник коэволюционных процессов. URL: http://km.ru/referats/80DB4B7016834B3CB9F9DE30384B03B1.
  13. Кузьминов, Песков 2017 – Кузьминов Я.И., Песков Д.Н. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202–233. doi: 10.17323/1814-9545-2017-3-202-233.
  14. Мельник 2017 – Мельник Н.М. Эволюционно-деятельностное образование – основа системной консолидации инновационной деятельности университета, предприятий, бизнеса // Научное мнение. 2017. № 12. С. 62–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30780686.
  15. Мельник 2018 – Мельник Н.М. Деятельностная дидактическая платформа развития опорного университета // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. № 4. С. 20–31. URL: http://rrpedagogy.ru/journal/article/1527.
  16. Мокроносов, Крутин 2017 – Мокроносов А.Г., Крутин Ю.В. Человеческий капитал или человеческий потенциал // Идеи и Идеалы. 2017. Т. 2. № 2 (32). С. 80–89. doi: 10.17212/2075-0862-2017-2.2-80-89.
  17. Нестеренко 2015 – Нестеренко В.М. Концептуальные положения системной генерации решения актуальных профессиональных задач // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (27). С. 161–169. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25109275.
  18. Нестеренко 2016 – Нестеренко В.М. Концептуальные основы эволюционно-деятельностного инженерного образования. Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности: тезисы доклада // Вторая международная научно-методическая конференция в рамках Международного научного конгресса «Наука и инженерное образование». М., 2016. С. 255–257.
  19. Переверзева 2011 – Переверзева А.В. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние // Проблемы развития инновационно-креативной экономики. 2011. С 449–456. URL: http://bgscience.ru/lib/10847.
  20. Склярова 2012 – Склярова Е.Е. Концептуальная модель инновационной экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 9. С. 155–164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-innovatsionnoy-ekonomiki.
  21. Хакен 1991 – Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. 240 с. URL: https://ru.b-ok.cc/book/3374359/34a68a.
  22. Щедровицкий 2005 – Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. Кн. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания. М.: Восточная литература, 2005. 464 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_poznanija/shhedrovickij_znak_dejatelnost_1_struktura_znaka/45-1-0-5176.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мельник Н.М., Нестеренко В.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах