Том 23, № 1.1 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 16
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/249
Весь выпуск
ВОЕНИЗИРОВАННОЕ НАСЕЛЕНИЕ ЮЖНОГО СРЕДНЕВОЛЖЬЯ В СЕРЕДИНЕ XVII – НАЧАЛЕ XVIII В.: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье подведены итоги изучения складывания военизированного населения Южного Средневолжья в середине XVII – начале XVIII в. Выявлена его ведущая роль в обеспечении безопасности и колонизации новых территорий. Особую значимость для исследования имело привлечение новых источников из фондов РГАДА. Показаны особенности формирования и деятельности разных категорий служилых людей. Предложена целостная концепция развития региона как фронтирного, интенсивно осваиваемого пространства Юго-Востока Европейской России. Доказано, что для разных в этническом, конфессиональном и социальном отношении групп военного населения его заселение стало процессом «обретения» общей родины.
ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ «ОТКРЫТОГО ПИСЬМА» ДЕСЯТНИКА В. ЗОРИНА В СОБЫТИЯХ СТРЕЛЕЦКОГО ВОССТАНИЯ 1698 Г.
Аннотация
В статье исследуется вопрос об идеологической функции «черной челобитной Петру I» В. Зорина в событиях стрелецкого восстания1698 г. Авторы обосновывают гипотезу о принадлежности «черной челобитной» к публицистической жанровой форме характерного для конца XVII в. «открытого письма», наиболее часто используемого в этот период исторического времени в качестве инструмента идеологической борьбы для отображения «идейного состояния умов» и открытого внушения общественно-политических идей большим массовым аудиториям. Приводятся документальные факты и аргументы, подтверждающие намерение десятника В. Зорина создать «бунташный» манифест как идеологическую основу стрелецкого противостояния петровским реформам, ставящим под угрозу узкогрупповой интерес стрелецкого войска.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИКА С.П. МОРАВСКОГО
Аннотация
В статье рассмотрены основные этапы и итоги деятельности историка С.П. Моравского как педагога-новатора и общественного деятеля. Подробно освещена работа С.П. Моравского как первого директора гимназии им. А.Л. Кекина в г. Ростов Великий. С.П. Моравский, как видный педагогический деятель, стоял у истоков создания Комиссии по выработке нового типа средней школы. Основным итогом работы этой комиссии стало учреждение так называемой «школы 2-й ступени», дававшей возможность учиться детям пролетариата с дальнейшей перспективой поступления в высшие учебные заведения. Историк был активным членом Московского педагогического общества при Московском университете, являлся автором многих статей по методике преподавания истории.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВА УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ НУЖДАЮЩИМСЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности органов земского самоуправления Уфимской губернии в годы Первой мировой войны. В этот сложный период, когда востребованность общественной благотворительной помощи была очень высока, земские органы перестраивают свою работу по нескольким важнейшим направлениям включающим в себя содействие военному ведомству в снабжении армии продовольствием и одеждой, организацию помощи больным и раненым воинам, оказание, в различной форме, помощи семьям мобилизованных, инвалидам войны, беженцам и др. На основе архивного материала, отчетов земских учреждений, периодической печати начала XX века показан опыт работы в чрезвычайных условиях земства одной из тыловых губерний страны по оказанию помощи различным категориям населения, пострадавшим от войны.
«ЗАПАСНАЯ СТОЛИЦА» В ДНИ МОСКОВСКОЙ БИТВЫ (ОКТЯБРЬ 1941 Г. – АПРЕЛЬ 1942 Г.)
Аннотация
В статье на основе архивных материалов, часть из которых вводится в научный оборот впервые, анализируется обоснованность применения понятия «запасная столица» применительно к городу Куйбышеву военных лет, рассматриваются проблемы, связанные с эвакуацией правительственных учреждений и большой миграцией населения СССР в город на Волге, раскрываются особенности социальных настроений населения «запасной столиц, рассматриваются факторы, влиявшие на динамику настроений.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
В статье представлены методологические основы иноязычной подготовки в вузе авиационного профиля. Подчеркивается возросшее значение владения профессионально-ориентированным иностранным языком, определяются подходы, составляющие методологическую основу системы иноязычной подготовки, рассматриваются содержание, формы и методы обучения студентов-будущих инженеров иностранному языку.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРСКИХ ЦЕНТРОВ: СТРУКТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
Аннотация
В статье обоснована роль волонтерства в социализации современной молодежи. Вовлечение молодежи в волонтерство успешно решается с помощью социальной рекламы. Представлены результаты структурно-семиотического анализа сообщений вербально-визуального коммуникативного типа волонтерских центров университета, которые свидетельствуют о значимости социальной рекламы для поиска, набора и отбора волонтеров. Анализируются обозначенные в социальной рекламе перспективы участия молодежи в волонтерстве выявляются мотивы, которые учитываются организаторами волонтерства.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ АСПИРАНТА АКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-цен-
ностного компонента профессионально-педагогической успешности аспиранта активными методами через систему психолого-педагогического тренинга в рамках модуля «Траектория успеха моей будущей профессии» элективного курса «Тренинг профессионального роста».
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ДОКТОРА ДИ (У. ЭКО, П. АКРОЙД)
Аннотация
Литература эпохи постмодерна решительно пересматривает традиционные ценности и представления, отказываясь от устоявшихся стандартов, давая вызывающе неканонические трактовки вечных образов мировой культуры. В настоящей статье эта тенденция анализируется на примере художественного осмысления образа Джона Ди в постмодернистских романах У. Эко «Маятник Фуко» (1988) и П. Акройда «Дом доктора Ди» (1994). У. Эко и П. Акройд, каждый на свой лад, пересмотрели традиционную матрицу образа ученого фаустианского типа. Если у первого во вставной новелле «Маятника Фуко» иронический набросок истории Джона Ди, то у второго, в «Доме доктора Ди», – монументальное полотно об алхимике в контексте его и своего, авторского, времени. Но при этом оба писателя преследуют очевидную цель, показывая принципиальную многозначность рецепций и отсутствие абсолютной Истины, синтезируют разные, порой противоположные, мнения о Джоне Ди и деканонизируют традиционный образ мага, используя игровой модус повествования.
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СУБЪЕКТА В ТВОРЧЕСТВЕ И. ЯРКЕВИЧА (НА ПРИМЕРЕ ТРИЛОГИИ «КАК Я И КАК МЕНЯ»)
Аннотация
В статье рассказывается о генеральной особенности творчества писателя И. Яркевича – особой модели художественного субъекта. Отношения, выстаиваемые между персонажем-трикстером и миром, являются концептуально значимыми для всего художестенного мира этого писателя. Художественный субъект в творчестве И. Яркевича связан с принципами декодирования, посмодернистским «переозначиванием», переосмыслением традиционной литературы и всего прошлого художественного опыта. Проблематизация идентичности художественного субъекта, рассмотренная автором на данном примере, является ключевой моделью для всей современной русской литературы.
ВНУТРИТЕКСТУАЛЬНЫЕ ЭКСПЛИЦИТНЫЕ И ИМПЛИЦИТНЫЕ РАМЫ И КОНТЕКСТЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Аннотация
В статье исследуется феномен имплицитной рамы – фрагмента или отдельного мотива во внутренней системе текста, способного выполнять функции рамы для произведения в целом. Таким образом, показаны процессы порождения символических значений путем взаимно-перекрестного обрамления нарративного целого и отдельного мотива или фрагмента в литературном произведении.
АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ХЛЕБ»
Аннотация
Рассматривается актуализация концепта хлеб в пословицах и поговорках на материале современного русского языка, их коммуникативная и прагматическая функции в дискурсе. Анализируемые пословицы и поговорки являются отражением менталитета носителей русского языка, национально-культурной специфики социума, его национального сознания и этнокультурных особенностей народа. Результаты проведенного анализа могут быть использованы для экспликации других концептов в фразеологических единицах.
О СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ АНГЛИЦИЗМОВ В РУССКОЯЗЫЧНОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
В статье представлены результаты анализа словообразовательной активности современных англоязычных заимствований с предметной и адъективной семантикой. Выявляются и описываются два типа словообразовательной активности: образование сложных слов путем присоединения англицизмов к именам существительным и образование от англицизмов прилагательных суффиксальным способом. Исследуются факторы, способствующие и препятствующие реализации этих типов. Отмечается их продуктивность.
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ
Аннотация
В данной статье рассматриваются такие ключевые направления и понятия, как антропоцентризм, дискурс и медиа-дискурс. Статья также посвящена изучению феноменов концепта и когнитивной карты, а также различий между данными понятиями. Автор также рассматривает то, какое влияние англоязычный медиа-дискурс оказывает на формирование когнитивной карты человека.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНГЛИЙСКИХ МЕЖДОМЕТИЙ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ШОУ
Аннотация
В настоящей статье анализируются особенности употребления английских междометий в одной из наиболее популярных современных массмедийных сфер – в телевизионных шоу, где наиболее очевидно обнаруживаются особенности разговорной коммуникации.
БЫТОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕСЕННОЙ ЦИТАТЫ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
Статья посвящена функционированию в газетно-публицистической речи XXI века цитаты из известной антивоенной песни американского фолк-певца П. Сигера. Дается краткая история создания песни, в основу которой легли строчки славянской колыбельной. Подробно рассматриваются контексты употребления начальной фразы песни, ее семантическое варьирование и наиболее частотные структурно-семантические трансформации в текстах масс-медиа.