Системный подход к обеспечению информационной безопасности детства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье идет речь о значительных изменениях, которые связаны с тотальной информатизацией, являющейся мощным преобразователем экономической, социальной и других видов жизнедеятельности общества. Автором отмечается, что в то же время удовлетворение информационных потребностей, состояние информационного пространства для несовершеннолетних должны подвергаться умеренному регулированию. Обращается внимание на то, что интенсивный рост разнообразия информационно-коммуникативных технологий является сегодня доминирующей средой развития современного ребенка. Даны характеристики информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Доказывается, что опора на принципы системного подхода позволяет грамотно организовывать и корректно проводить процесс достижения состояния защищенности детей в информационном пространстве различными методами и средствами. Обеспечение информационной безопасности детства автором определено как система; выделены компоненты системы обеспечения информационной безопасности детства (методологический, нормативно-правовой, организационно-деятельностный, результативный).

Полный текст

Введение

Развитие общества в последние десятилетия характеризуется стремительным проникновением во все сферы человеческой жизни новых информационно-коммуникационных технологий. Эти изменения привели к формированию качественно нового типа общества, получившего название «информационного». Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Информационные технологии стали мощным преобразователем экономической, социальной и других видов деятельности. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества, способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам.

Современное общество, определяемое на институциональном уровне как свободное, равное и информационное, гарантирует гражданам доступ к информации, способствующий формированию и удовлетворению информационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию личности. В то же время нельзя отрицать, что возможные направления таких потребностей, образования и воспитания среди несформировавшихся личностей, лиц с неустоявшейся психикой, каковыми являются несовершеннолетние, должны подвергаться умеренному регулированию. Отправной точкой информационной безопасности является применение комплекса организационных, технических средств обеспечения информационной безопасности детства, в результате чего снижается или исключается риск, связанный с причинением информационной продукцией вреда здоровью и физическому, психическому, духовному, нравственному развитию несовершеннолетних.

 

Постановка проблемы

Интенсивный рост разнообразия информационно-коммуникативных технологий является сегодня доминирующей средой развития современного ребенка. Эволюция медиатехнологий, динамика развития коммуникативных средств происходят со скоростью, не позволяющей ребенку полноценно адаптироваться к восприятию информации в ущерб анализу и фильтрации негативного контента. В результате происходит трансформация социальной ситуации развития ребенка на фоне так называемых «информационного взрыва» и «информационного насилия», принуждающих к потреблению информации. Проблема воздействия медиасреды на психическое и нравственное здоровье детей является не чем иным, как проблемой информационной безопасности детей. Уязвимость детского возраста определяет особый характер угроз со стороны формирующейся новой медиареальности [Полянина 2019].

В условиях современных больших вызовов и киберугроз, происходящих в глобальном информационном обществе, учеными актуализируется необходимость дополнительного изучения потенциальных кибервызовов и киберугроз информационно-коммуникационного пространства, которое не ограничивается территорией одного государства и имеет транснациональный характер. Информационное пространство несовершеннолетнего представляет собой информационно-коммуникативное поле его взаимодействия с другими участниками информационного социума, которое постепенно расширяется по мере взросления ребенка. Здесь следует говорить не только о взаимодействии несовершеннолетнего с различными источниками информации, но и о сложном процессе взаимодействия между всеми участниками (субъектами) информационных отношений, среди которых находится несовершеннолетний, что обуславливает необходимость конкретизации понятия «информационная безопасность детства» и применения системного подхода к обеспечению информационной безопасности детства.

 

Понятие информационной безопасности детства

Информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, будем понимать как психотравмирующую информацию, негативное воздействие которой превышает возрастные (и личностные) возможности детской психики. По критериям интенсивности и длительности воздействия информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей, может быть разделена на две группы. К информации первой группы относится информация, вызывающая сильные негативные переживания, влекущая серьезные последствия для психического здоровья, психологического и социального благополучия личности. Подобная информация чаще всего запечатлевается как негативно эмоционально окрашенное событие, может осознаваться субъектом как психотравма. Исключением являются случаи получения травмы в раннем возрасте или вытеснения воспоминаний о ней, при этом негативные последствия воздействия либо отсутствуют, либо носят скрытый характер.

К информации второй группы относится информация, влияющая на психическое здоровье и развитие, искажающая процесс формирования и развития личности, негативно сказывающаяся на социальном и психологическом благополучии индивида. Информационное воздействие материалов второй группы способно оказать негативное влияние на нравственное развитие, формирование моральных норм, основанных на гуманистических ценностях; исказить логику и темпы формирования и развития когнитивных процессов, становление реалистичной и объективной картины мира, основанной на научных фактах и опыте взаимодействия с реальной окружающей средой; отрицательно сказаться на психологическом и социальном благополучии, здоровье и качестве жизни.

С точки зрения отечественного исследователя А.И. Алексенцева, методологической основой определения понятия «информационная безопасность» должно быть отнесение его не к самой информации, а к субъектам информационной среды – физическим и юридическим лицам, участвующим в информационном процессе. В практическом плане информационная безопасность существует лишь во взаимосвязи с субъектом информационной среды [Алексенцев 1999].

Согласно Концепции информационной безопасности детей, информационная безопасность детства понимается как защита ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия детей (Распоряжение Правительства… 2015).

В соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (Федеральный закон... 2010).

Разработку понятия информационной безопасности детства можно представить в виде схемы.

Коронавирусная инфекция COVID-19 и принятые органами власти меры по обеспечению безопасности людей повлияли на пользователей Интернета. Нельзя не сказать о процессах социальных трансформаций, связанных с появлением и развитием виртуальной среды, в том числе Интернета в экстремальных условиях пандемии. Технические возможности создали новое социальное пространство и инновационную среду, в которой происходит формирование личности пользователя. Для большинства людей Интернет стал одновременно источником информации, местом обучения, проведения досуга, общения, работы.

Пандемии относятся к числу социальных катастроф, провоцирующих панику, острое стрессовое и посттравматическое стрессовое расстройство, массовую агрессию, другие нарушения поведенческих реакций социума. Сила данных реакций связана с информационным воздействием на человека в период, когда в его психике оказываются актуализированы не поддающиеся рациональному контролю архаичные слои [Кузина 2021].

Исследование взаимодействия родителей с социальными сетями и их детей показало с самого начала социального дистанцирования увеличение использования социальных сетей и технологий, особенно среди подростков. По данным Axios, во время пандемии время возле компьютера у детей увеличивается на 50–60 %, что означает, что дети 12 лет и младше проводят за экранами до 5 и более часов в день [Axios 2021]. Другое исследование [Parents Together 2021] показывает, что среднее время, проведенное онлайн, удвоилось для детей во время кризиса, и 85 % родителей проявляют беспокойство по этому поводу. Дети, находясь большую часть дня дома, активно пользуются телевизорами, планшетами и смартфонами. Сообщается об увеличении с продолжением изоляции разнообразных челленджей с акцентом на самоповреждении, загружаемых на видеохостинги. В числе наиболее актуальных тем среди абонентов детского телефона доверия в период пандемии оказались детско-родительские конфликты, суицидальные мысли и самоповреждающее поведение детей.

 По данным ООН, социально-экономические последствия пандемии COVID-19 и необходимые меры защиты оказывают негативные эффекты на детей всех возрастов из всех стран; наибольшая опасность грозит детям из наиболее бедных стран и регионов, а также тем, кто уже находился в уязвимом положении (дети-мигранты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проживающие в социальных учреждениях); меры изоляции, карантин повышают риск того, что дети окажутся свидетелями насилия или его жертвой [Policy brief… 2021]. Исследователи говорят о высоком уровне вероятности связи между пандемией и увеличением количества суицидов за счет возрастания тревоги, депрессии, одиночества и социальной изоляции [Murray 2021].

 

Компоненты системы обеспечения информационной безопасности детства

Защита ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития становятся одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны детства.

Обеспечение информационной безопасности детства – это процесс достижения различными методами и средствами состояния защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Теоретический анализ источников по проблеме исследования, анализ федеральных и региональных нормативных правовых документов, обзор региональной практики в сфере обеспечения безопасного информационного пространства для детей позволили нам определить обеспечение информационной безопасности детства как систему и выделить ее компоненты: методологический, нормативно-правовой, организационно-деятельностный, результативный (рис. 2).

Системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) обусловлен комплексным анализом наиболее существенных закономерностей развития объекта, процесса как единого целого путем разложения его на составные части, установления причинно-следственных связей между ними. Осуществление системного анализа воссоздает целостность на основе взаимодействия всех частей между собой и позволяет сделать общие выводы. Исследователи определяют систему как собрание или соединение объектов, связанных регулярным взаимодействием или взаимозаменяемостью [Блауберг 1997]. Можем утверждать, что опора на принципы системного подхода (целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность, системность) позволяет грамотно организовывать и корректно проводить процесс достижения состояния защищенности детей в информационном пространстве различными методами и средствами.

Основу методологического компонента системы обеспечения информационной безопасности детства составляют: социологическое понимание детства (Е. Болдинг, О.Н. Ображей, Е.М. Рыбинский, Е.Р. Смирнова, С.Н. Щеглова, В.Н. Ярская), в соответствии с которым детство – совокупность практик, процессов, отношений, событий, социальных институтов, которая выражается в конкретных действиях и языке по отношению к детям, поддерживается обществом и возобновляется по мере течения жизни ребенка [Щеглова 2000]; основные принципы обеспечения информационной безопасности детей, заявленные в Концепции информационной безопасности детей (2015 г.).

Основополагающим компонентом системы обеспечения информационной безопасности детства, на наш взгляд, является нормативно-правовой компонент, который заключает в себе правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей (нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей). Первым значимым документом в рамках политики информационной безопасности детей стал Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». В главе 3 стратегии «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей» был проработан раздел №7 «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства» (Указ Президента… 2012), в котором были задекларирована необходимость создания и внедрения программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, разработки профилактических мероприятий против интернет-зависимости и предупреждения рисков вовлечения детей в противоправную деятельность. Кроме того, впервые за много лет была озвучена необходимость создания общественных механизмов экспертной оценки и фильтрации интернет-контента с учетом возможности его потребления детьми – эти идеи в дальнейшем получили свое развитие в Концепции информационной безопасности детей.

Организационно-деятельностный компонент системы включает в себя федеральные и регио

×

Об авторах

В. Н. Стрельникова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: strelnikova.vn@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-0077-1991

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Список литературы

  1. Axios 2021 – Axios // Axios сайт. 2021. URL: https://www.axios.com/kids-screen-time-pandemic-112650a6-743c-4c15-b84a-7d86103262bb.html.
  2. Murray 2021 – Murray B. Stein Mental health participation in the fight against the COVID-19 pandemic // PubMed.gov: сайт. 2021. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32429006.
  3. Parents Together 2021 – Parents Together // Parents Together: сайт. – 2021. – URL: https://parents-together.org/parents-alarmed-as-kids-screen-time-skyrocketsduring-covid-19-crisis-heres-what-you-can-do.
  4. Policy brief 2021 – Policy brief: the impact of COVID-19 on children (15 April 2020). UN Special Representative of the Secretary General on Violence Against Children // Policy brief документ: 2021. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_on_covid_impact_on_children_16_april_2020.pdf.
  5. Алексенцев 1999 – Алексенцев А.И. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации» и «информационная безопасность» // Безопасность информационных технологий. 1999. № 1. С. 24. URL: https://www.studsell.com/view/53097.
  6. Блауберг 1997 – Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Серия «Философы России XX века» [Djv-9.6M]. Москва: Эдиториал УРСС, 1997. 448 с. Скан: AAW, обработка, формат Div: pohorsky, 2013. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BLAUBERG_Igor'_Viktorovich/_Blauberg_I.V..html.
  7. Кузина 2021 – Кузина Н.В. Психика и информационная безопасность в условиях пандемии: последствия для личности и государства // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. № 1. С. 189–201. DOI: http://dx.doi.org/10.46539/gmd.v3i1.119.
  8. Полянина 2019 – Полянина А.К. Информационная безопасность детства в условиях новой медиареальности // Информационное общество. 2019. № 1–2. С. 108–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39555284.
  9. Щеглова 2000 – Щеглова С.Н. Как изучать детство: социологические методы исследования современных детей и современного детства. Москва: Юнпресс, 2000. 72 с. URL: https://www.ekimovka-x.ru/files/sociolog/sheglova_kak_izuchat_detstvo.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стрельникова В.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах