Применение формата «печа-куча» при организации практических занятий в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важной составляющей организации учебного процесса в настоящее время является применение инновационных образовательных технологий, в том числе современных инструментов педагогической деятельности. Кроме профессиональных компетенций в своей сфере деятельности преподаватель вуза должен уметь творчески реализовывать инновационные педагогические технологии. При наличии разнообразных методов, форм и средств информационных и цифровых педагогических технологий становится актуальной проблема эффективности и адекватности их применения. В статье рассматривается применение формата «печа-куча» в рамках обучения магистрантов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Среднее общее образование (Педагог основного и среднего общего образования (по предметным областям)) Севастопольского государственного университета. Особое внимание уделяется подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Стандартизация школьного образования». По результатам исследования сделан вывод о результативности применения формата «печа-куча». Представленный формат предлагается применять в различных формах деятельности обучающихся – это публичные выступления, реализация творческих проектов, научно-практические конференции, конференции по результатам практики. В статье приведены практические рекомендации по созданию презентационного материала, организации выступления и ведению дискуссии.

 

Полный текст

Введение

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования предоставляют педагогическим работникам свободу в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; согласно Закону об образовании в Российской Федерации, педагогические работники обязаны «применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021)). Преподаватель вуза отвечает за организацию условий успешного обучения. В свою очередь, актуальность проблемы успешного обучения студентов коррелирует с успешностью в профессиональной деятельности [Руднева 2021].

В условиях быстро развивающейся информационной среды, стремительного появления в образовательной деятельности инновационных технологий педагогическое сообщество ориентировано на применение цифровых компетенций. Создано множество программ, направленных на повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений в части внедрения цифровых технологий в образовательные программы, так как современное состояние экономики диктует необходимость пристального внимания к подготовке специалистов, обладающих цифровыми компетенциями в предметных областях. Внимание к новому цифровому существованию человечества уделялось в работах В.Г. Буданова [Буданов 2016], В.А. Кутырева [Кутырев 2019], В.С. Степина [Степин 2011]; внушительный вклад в изучение влияния цифровизации на образовательные процессы внесли ученые Е.В. Масланов [Масланов, 2019], Ю.Ю. Петрунин [Петрунин 2018], А.И. Ракитов [Ракитов 2016], А.Г. Чернышов [Чернышов 2018]. Роли и функции педагога в цифровом образовательном процессе профессионального образования и обучения рассматривали И.В. Блинов, П.Н. Биленко, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев [Дидактическая концепция 2019]. Тем не менее отмечается недостаток исследований, раскрывающих перспективы развития цифровизации в рамках образовательного процесса, к тому же существует некоторое несоответствие технологий динамично обновляющейся действительности и внедрения требуемых технологий в учебный процесс.

В настоящее время наиболее доступным для педагога и студента инструментом обучения является презентация. Однако, по нашему мнению, ресурсы мультимедиапрезентации подключаются в образовательный процесс не в полной мере. Отражение в презентации опорных тезисов лекционного материала, схем, таблиц, иллюстраций позволяет педагогу доступно донести теоретический материал дисциплины, выполняя функцию визуализации. При реализации творческого проекта создание студентом презентации позволяет глубже погрузиться в материал, систематизировать его, выстроить в логичной последовательности и наглядно представить полученные результаты. По сути, презентация в данном случае выполняет лишь одну функцию – сопровождает текст, иллюстрируя опорные точки выступающего. Педагогическая практика показывает, что, несмотря на методические рекомендации, обучающиеся не всегда могут адекватно составить презентационный материал, расположить его в пространстве и корректно смонтировать. Презентация выполняется скорее формально, так как при ответе студент пользуется распечатанным вариантом текста и его речь зачастую не коррелируется с содержанием слайдов.

Решить педагогическую задачу представляется возможным с помощью формата «печа-куча» (в переводе с японского «бла-бла-бла», «звуки беседы»), созданной в 2003 году австрийцами Марком Дитхамом и Астрид Кляйн, живущими в Токио. Нестандартная форма выступления впервые была организована в рамках презентации проектов молодых дизайнеров. Выступающий представляет доклад-презентацию из 20 слайдов, каждый слайд демонстрируется 20 секунд, после чего автоматически сменяется следующим. Продолжительность выступления ограничена 6 минутами 40 секундами. После презентации докладчик отвечает на вопросы публики 6 минут 40 секунд. Форма «печа-куча» сохраняет емкость докладов, уровень интереса и возможность выступить большему количеству желающих. В настоящее время чемпионаты по «печа-куча» проводятся по всему миру; чаще всего их посещают представители творческих профессий (художники, дизайнеры и архитекторы).

Рассмотрим, каким образом можно применить исследуемый формат в процессе обучения студентов вуза. Формат «печа-куча» – сравнительно новый метод и применяется в педагогической практике не так часто. Однако есть наблюдения Н.А. Федоровской [Федоровская 2019] о применении формата «печа-куча» как формы научно-практических студенческих конференций; статья «Использование презентационной технологии печа-куча в педагогическом образовании» Н.В. Бекузаровой, Е.В. Ермолович [Бекузарова, Ермолович 2013]; исследование в области дополнительного образования «Формат “печа-куча”» как новая форма организации учебных занятий» О.М. Морозовой [Морозова 2019]; работа Н.Ф. Буториной и Л.Н. Будаевой «Применение формата печа-куча в процессе обучения русскому языку как иностранному» [Буторина, Будаева 2020].

Судя по исследованиям педагогов в различных областях, формат «печа-куча» набирает популярность благодаря следующим позициям:

– «печа-куча» не требует дополнительных технологических ресурсов (достаточно экрана компьютера либо проектора);

– формат применим на всех формах обучения, будь то лекции, семинары, практические занятия, зачеты и экзамены, профессиональные и образовательные конкурсы, научно-практические конференции;

– «печа-куча» предполагает творческий подход при подготовке как студента, так и преподавателя;

– представленный формат позиционируется как «лифт-тест», смысл которого заключается в том, что за короткий промежуток времени необходимо объяснить случайно оказавшемуся в лифте бизнес-партнеру суть своего проекта. Формат «печа-куча» все чаще встречается на бизнес-конференциях в различных областях; география его использования необычайно широка и является трамплином для будущей профессиональной самореализации обучающихся.

 

Результаты исследования

В Севастопольском государственном университете в рамках обучения магистров направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Среднее общее образование (Педагог основного и среднего общего образования (по предметным областям)) были проведены практические занятия в формате «печа-куча». Эксперимент с целью выявления степени эффективности формата «печа-куча» реализовывался в рамках дисциплины «Стандартизация школьного образования».

Первая задача для магистрантов в рамках практического занятия «Нормативно-правовое регулирование деятельности педагогических работников» заключалась в подготовке презентации, состоящей из 20 слайдов и доклада к презентации на выбранные темы. Выступающие не были ограничены во времени, при ответе разрешалось пользоваться опорным текстом. Несмотря на то, что многие из обучающихся успешно ведут педагогическую деятельность, при ответе на практическом занятии наблюдались отсутствие визуального контакта с аудиторией и неуверенность при дискуссии после озвученного доклада, что свидетельствует о достаточно поверхностном углублении в предложенную тему. Кроме того, участники дискуссии отмечали скованность и затруднение в сознательном и эффективном конструировании точной педагогической мизансцены.

При подготовке к практическому занятию «Права, обязанности и ответственность ребенка как участника образовательного процесса и формы его правовой защиты в законодательстве РФ» обучающимся необходимо было раскрыть выбранную тему в формате «печа-куча». Следует отметить, что предложенный вариант был воспринят магистрантами с энтузиазмом как еще один педагогический инструмент, который возможно в дальнейшем применять в своей профессиональной деятельности. Кроме того, после выступлений, во время ответов на вопросы состоялась активная дискуссия по прослушенному материалу, в которой принимала участие большая часть группы. Выступления магистрантов фиксировались на видео с целью дальнейшего разбора логической подачи материала, оправданной жестикуляции, визуального взаимодействия с аудиторией, выбранной педагогической мизансцены, речевой диагностики и эффективного использования наглядного материала.

Третья часть эксперимента заключалась в рефлексивной деятельности магистрантов. Обучающимся была предложена анкета для диагностики собственных недостатков в практической профессиональной деятельности: необходимо было оценить степень сложности подготовки материала, самого выступления и ответов на вопросы при реализации формата «печа-куча». Были получены следующие результаты: 87 % опрашиваемых отметили, что подготовка к выступлению в формате «печа-куча» заняла вдвое больше времени, чем подготовка доклада с презентацией, что на выступлении и при дискуссии позволило ощущать себя увереннее; 93 % магистрантов ответили, что услышанный материал усваивается лучше при реализации формата «печа-куча». Большинство магистрантов (73 %) не были удовлетворены своим публичным выступлением, просмотрев видеоматериал. Среди показателей наиболее низкими оказались: организация пространства, педагогическая мизансцена (73 %), оправданная жестикуляция (67 %), визуальное взаимодействие с аудиторией (67 %). Кроме того, был сделан вывод о необходимости продумывания внешнего вида на публичных выступлениях.

Многочисленные исследования показали, что сопровождение информации визуальным материалом усваивается лучше, поэтому в данной работе мы не рассматриваем такие формы выступления, как доклад и реферат. Однако было важно выяснить, насколько формат «печа-куча» будет продуктивен при подготовке будущих педагогов.

Исследование доказало, что реализация практических занятий в формате «печа-куча» сложна и энергозатратна по следующим причинам.

  1. Подготовка к выступлению:

– материал выступления подбирается тщательнее;

– четко прорабатывается структура выступления;

– тезисный план необходимо запоминать (лишь на первом практическом занятии на слайды можно помещать минимальный текст, отражающий опорные пункты выступления);

– текст на слайдах представлен логично, кратко, четко, а иллюстрации к презентации подбираются тщательнее, не добавляются случайные картинки; чаще всего текст изображается схематично, что удобнее для выступающего и для восприятия аудитории; информация на слайдах не только иллюстрирует понятия, явления, процессы, но и создает эмоциональное восприятие текста, пробуждает ассоциации, привлекает внимание к конкретному моменту презентации; для подбора мультимедиа-элементов необходимо владеть приемами поиска нужных файлов на видеохостингах или в файловой структуре дисковых мультимедиа-проектов;

– подготовка к выступлению подразумевает репетиционный процесс для того, чтобы рассчитать время, отведенное на каждый слайд; репетиция позволяет избежать неоправданных пауз и убрать ненужные словесные обороты из речи.

  1. Выступление:

– волнение увеличивается ввиду отсутствия опорного текста;

– внимание аудитории выше ввиду визуального контакта с выступающим;

– выступающий должен следить за временем – таковы правила формата; ограничение во времени дисциплинирует докладчика, диктует заданный ритм говорящему, обязывает формулировать мысли четко и внятно. По мнению аудитории, краткие выступления воспринимаются лучше, позволяют не терять интерес во время презентации и дают возможность прослушать большое количество тем за короткий промежуток времени.

  1. Ответы на вопросы:

– дискуссия при использовании формата «печа-куча» более активна, вопросов было задано гораздо больше, так как присутствуют элемент игры (время на вопросы ограничено) и включенность в материал;

– выступающий глубже владеет материалом вследствие тщательной подготовки и подробной проработки большего количества материала, следовательно, быстрее ориентируется при ответах на вопросы;

– при ответе выступающему необходимо преодолеть некоторую незащищенность (отсутствие шпаргалки); опорного текста нет, что в свою очередь стирает барьер между аудиторией и включает группу в реальную полемику, а не погружает в ситуацию поиска ответов в тексте доклада.

На основе опыта использования формата «печа-куча» на практических занятиях были разработаны рекомендации для создания презентационного материала и выступления.

Подготовка к выступлению – определяющий этап, от которого зависит успех всего проекта. По нашему мнению, тема, представленная в рамках выступления, должна вызывать интерес обучающегося, в этом случае произойдет вовлечение аудитории в рассказ. Формулировка темы, сбор и анализ материала, разработка сценария, монтаж – следующие этапы, в которых обучающийся выступает в роли режиссера своего мини-спектакля. Презентационная информация должна быть логичной, разнообразной, удерживающей внимание.

Репетиционный процесс крайне важен при подготовке. С одной стороны, 20 секунд говорения превращаются по ощущениям в минуту, если речь не продумана и не отрепетирована и рассказчик не владеет материалом. С другой стороны, можно потерять темпоритм выступления, зациклившись на одном из слайдов, в котором обучающийся владеет наибольшим количеством интересующей его информации. Следовательно, выступление необходимо несколько раз отрепетировать, контролируя временные промежутки. Выступление предполагает преодоление страха публичного говорения. Для уверенности разрешается опираться на тезисный план речи. Однако смысл «печа-куча» заключается в том числе и во взаимодействии с аудиторией без опорного конспекта.

Важная часть выступления – ответы на вопросы аудитории. Неуверенное парирование может испортить впечатление о проделанной работе, либо, напротив, содержательная дискуссия может спасти не слишком удачную презентацию. Рассмотрим некоторые принципы реагирования на вопросы, предложенные специалистами по русскому языку и риторике [Евдокимова, Баранник, Зайдман, Бессонова 2007].

Ответы на вопросы – не экзамен. Для будущих педагогов позиция позитивной реакции на вопрос особенно важна, так как навык быстрой реакции при ответе позволит в дальнейшей профессиональной деятельности корректно уточнять неясные моменты для обучающихся. Следует адекватно оценивать, что отвечающий не обязан знать всей информации по теме презентации и не воспринимать вопросы как вызов, а скорее поощрять их. Кроме того, принцип положительного оценивания вопроса позволяет закрепить за собой позицию хозяина формата. Принцип отвечать всем слушателям, а не давать ответ только задавшему вопрос. Возможно, многие хотели бы задать подобный вопрос, но кто-то их опередил. Поэтому, получив вопрос, необходимо отвечать и поддерживать зрительный контакт со всеми участниками. Принцип краткости и емкости ответа позволит не сбивать темпоритм выступления и выслушать большее количество вопросов. Как для выступающего, так и для аудитории необходимо уточнять вопрос, если он непонятен, либо попросить сформулировать его иначе. Принцип реагирования на вопросы, который входит в процесс подготовки к выступлению – угадывание вопросов. При подготовке выступления в формате «печа-куча» необходимо обращать внимание, какие вопросы возможно предугадать, а также продумать содержательные ответы.

 

Выводы

Модернизация системы профессионального образования диктует необходимость использования возможностей инновационных цифровых технологий, что обусловлено глобальной цифровизацией общества. Цифровизацию следует рассматривать как тренд эффективного мирового развития только в том случае, если она сопровождается эффективным использованием ее результатов [Халин, Чернова 2018]. Успешность учебного процесса в современном вузе в большой степени определяется использованием инновационных и цифровых технологий. Лекционные и практические занятия зачастую проводятся в форме доклада с мультимедийной презентацией, причем презентация выполняет лишь функцию иллюстрирования материала. От наглядности теоретического материала зависят скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Помимо функции наглядности, презентация в формате «печа-куча» позволяет совершенствовать профессиональные навыки в процессе обучения, контроля и оценки знаний, повышая степень мыслительной активности обучающихся, позволяя оптимизировать время обучения и влияя на эффективность учебно-познавательной деятельности. Формат «печа-куча» формирует у обучающихся умение находить необходимую информацию, самостоятельно структурировать ее, адаптировать и представлять аудитории только самое важное; актуализирует мотивационный потенциал участников и активизирует диалогическое мышление.

Применение формата «печа-куча» зависит от специфики изучаемой дисциплины, однако реализация практических занятий, проектов, публичных выступлений, научно-практических конференций, конференций по результатам практики в данном формате позволяет вовлечь обучающихся в творческую деятельность. Систематическое использование данного формата на занятиях дает возможность включать его в процедуру проведения зачетов и экзаменов по дисциплинам. Преимущество в этом случае состоит в том, что оценивать подготовку выступающего предстоит не только преподавателю, но и магистрантам, что способствует формированию критического мышления будущих педагогов.

×

Об авторах

Е. Г. Проценко

Севастопольский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kardamne@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5834-475X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическое образование»

Россия, 299053, Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Университетская, 33.

Список литературы

  1. Бекузарова, Ермолович 2013 – Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Использование презентационной технологии печа-куча в педагогическом образовании // В мире научных открытий. 2013. № 7 (43). C. 127–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19959861; https://research.sfu-kras.ru/publications/publication/326948560-087539740.
  2. Буданов 2016 – Буданов В.Г. Новый цифровой жизненный техноуклад – перспективы и риски трансформаций антропосферы // Философские науки. 2016. № 6. С. 47–55. URL: https://www.phisci.ru/files/issues/2016/06/RJPS_2016-06_Budanov.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26603812.
  3. Буторина, Будаева 2020 – Буторина Н.Ф., Будаева Л.Н. Применение формата печа-куча в процессе обучения РКИ // Современный ученый. 2020. № 4, С. 13–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43602777; http://su-journal.ru/wp-content/uploads/2020/07/su-4.pdf.
  4. Дидактическая концепция... 2019 – Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. Москва: Перо, 2019. 98 с. ISBN 978-5-00150-679-9 URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/cifrovaya_didactika/didacticheskaya_koncepciya_cifrovogo_prof_obr_i_obuch_dec2019.pdf.
  5. Евдокимова, Баранник, Зайдман, Бессонова 2007 – Евдокимова Е.В., Баранник А.С., Зайдман И.Н., Бессонова А.В. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс. Новосибирск, 2007, 286 с. URL: https://studfile.net/preview/6019054/.
  6. Кутырев 2019 – Кутырев В.А. О судьбе управления и права в цифровом обществе // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 278–281. DOI: http://doi.org/10.24411/2078-5356-2019-10141.
  7. Масланов 2019 – Масланов Е.В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2, № 1. С. 6–21. DOI: http://doi. org/10.5840/dspl2019211.
  8. Морозова 2019 – Морозова О.М. Формат «печа-куча» как новая форма организации учебных занятий. 2019. URL: http://ctsvet.ucoz.com/graffiti/dok/pecha-kucha_morozova.pdf.
  9. Петрунин 2018 – Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект: путь к будущему? // Философские науки. 2018. № 4. С. 96–113. DOI: http://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-4-96-113.
  10. Ракитов 2016 – Ракитов А.И. Человек в оцифрованном мире // Философские науки. 2016. № 6. С. 32–46. URL: https://www.phisci.ru/files/issues/2016/06/RJPS_2016-06_Rakitov.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26603811.
  11. Руднева 2021 – Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 2. С. 61–65. DOI: http://doi. org/10.12287/2542-0445-2021-27-2-61-65.
  12. Степин 2011 – Степин В.С. Цивилизация и культура. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. 408 с. URL: https://iphras.ru/uplfile/stepin/steiin_tsivilizatsiya_i_kulwtura.pdf.
  13. Федоровская 2019 – Федоровская Н.А. Формат «печа-куча» как форма научно-практических студенческих конференций // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 1. С. 28–33. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11853; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37112906.
  14. Чернышов 2018 – Чернышов А.Г. Стратегия и философия цифровизации // Власть. 2018. Т. 26, № 5. С. 13–21. DOI: http://doi.org/10.31171/vlast.v26i5.5815.
  15. Халин, Чернова 2018 – Халин В.Г., Чернова Г.В. (2018) Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски. // Управленческое консультирование. 2018. № 10, С. 46–63. URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-10-46-63.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Проценко Е.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах