Полный текст
Введение
Лексико-семантическое поле (ЛСП) названий лица является макрополем, или суперпарадигмой, об этом свидетельствует количество лексем, обозначающих названия лица, степень «номинативной плотности» этой сферы внеязыковой действительности в лексике и дифференцированность аспектов номинации.
Номинации лица и характеристики его признаков, деятельности репрезентируют русскую языковую картину мира, отражая важные для нее аспекты, стороны осмысления человека с разных его сторон. Исследованиям макрополя названий лица в русском языке и отдельным полям и группам в его составе посвящено много работ современных лингвистов: одни ученые анализируют ЛСП названий лица в целом (Н.Ю. Шведова [Русский семантический словарь... 1998], Е.А. Маклакова [Маклакова, Стернин 2013], Е.В. Ерофеева, Е.А. Пепеляева [Ерофеева, Пепеляева 2011]), другие исследователи изучают номинации лица в отдельных аспектах. Например, систематизация и анализ макрополя названий лица по отношению к противоположному полу представлен в работах Е.О. Константиновой (Константинова 2018), по профессиональной принадлежности – А.В. Яковлевой (Яковлева 2009), А. Агорен [Агорен 2019], по социальным статусам или ролям – Г.А. Воеводиной [Воеводина 2010].
Нами не найдено работ, в которых специально анализируются номинации лица и его характеристики в аспекте трудовой деятельности в русском литературном языке. Вместе с тем исследованы особенности функционирования номинаций лица по отношению к труду в ряде русских говоров в работах М.А. Ереминой (Еремина 2003), Г.Е. Жондоровой [Жондорова 2012], И.В. Литвиновой [Литвинова 2011], М.А. Агаповой, И.В. Толкачевой [Агапова, Толкачева 2015] и др. Т.А. Литвинова отмечает, что «лексемы, характеризующие человека по отношению к труду, имеют важное значение в лексической системе диалектов и литературного языка» [Литвинова 2011, с. 75].
В исследованиях макрополя номинаций лица состав ЛСП названий лица по отношению к труду выявлен не полностью и не рассматривается как отдельная парадигма: лексемы разных частей речи, называющие и характеризующие лицо в аспекте его трудовой деятельности, в известных нам работах относятся к различным семантическим полям. Например, в словаре Н.Ю. Шведовой (Русский семантический словарь... 1998) лексемы, называющие лицо по отношению к труду, распределены по нескольким группам, входящим в макрогруппу названий лица по характерным признакам: по свойству, состоянию, отношению, по связям, по действию, функции.
- I. По профессии, специальности, роду занятий, характеру деятельности и связанным с ними действиям, функциям, отношениям:
1) Общие обозначения, а также названия, общие для нескольких видов деятельности:
а) По качеству труда, его результату (новатор, передовик, летун);
б) По характеру оплаты, по условиям труда (бюджетник, внештатник, почасовик);
- II. По интеллектуальному, интеллектуально-эмоциональному, интеллектуально-эмоционально-физическом у состоянию, свойству, качеству и их проявлению:
1) По врожденному или приобретенному интеллектуальному или интеллектуально-эмоционально-физическому свойству, качеству:
а) По одаренности, по обладанию способностями, умом, талантом или по их отсутствию (по таланту, уму (вундеркинд, гений, гигант, голова, дарование, талант), по отсутствию ума, способностей (бездарь, серость, средняк);
б) По обладанию знаниями, умениями, мастерством, опытом или по их отсутствию (по обладанию знаниями, мастерством (ас, виртуоз, мастер, профессионал), по отсутствию знаний, умений, опыта (дебютант, дилетант, профан));
в) По свойствам натуры, чертам характера,а также по поступку, поведению, определяемому такими свойствами, чертами (трудолюбие, аккуратность, усердие (аккуратист, хлопотун, работяга); неаккуратность, медлительность, невнимательность (головотяп, копуша, ротозей); леность, праздность (бездельник, белоручка, гуляка); обман, хитрость (авантюрист, аферист, гусь);
III. По социальному свойству, средоточию в лице характерных социальных черт своего времени, по характерному социальному состоянию, действию, функции, по личным и общественным отношениям, связям:
1) По социальному состоянию, по характерному социальному действию, функции, по личным и общественным отношениям, связям:
а) По вхождению в партии, общественные движения, административно-хозяйственные объединения, а также по отношению к общественным, идеологическим течениям, движениям (по вхождению в общественно-экономические, производственно-хозяйственные объединения (кадровик, общинник));
б) По сословному положению, по титулованию; по экономическому, правовому состоянию, по положению личного господства или зависимости, по обладанию собственностью (по общественной признанности (авторитет, звезда, знаменитость); по социальной незначительности (винтик, пешка); по отношению к преступлению (бандит, вор, жулик));
в) По окказиональному состоянию, обусловленному ситуацией, обстоятельствами, событием (по состоянию – результату чужого действия, поступка, отношения (выдвиженец, протеже));
г) По характерному или разовому действию, поступку, функции (основание, создание (основатель, основоположник, создатель); главенствование, руководство (глава, голова, руководитель))и;
д) По личным, общественным отношениям, связям (по партнерству (коллега, напарник, сослуживец, сотрудник)) и другие [Русский семантический словарь... 1998].
В работе Е.В. Ерофеевой, Е.А. Пепеляевой «Структура семантического поля «человек» в сознании носителей русского языка» названия лица по отношению к труду распределены по нескольким подгруппам, которые выделены авторами в следующих ЛСГ:
1) Субъективные оценочные характеристики человека (эмоциональная оценка (труженик, трудолюбивый, трудоголик), способности и достижения (бестолковый, бездарный, золотые руки), профессиональная характеристика (квалифицированный, компетентный, перспективный));
2) Социальные характеристики человека (статус (доктор наук, безработный, работающий), социальная роль (работник, соперник, сторонник, победитель), асоциальный статус (вор, грабитель, злоумышленник) [Ерофеева, Пепеляева 2011].
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости изучения концептуализации человека в его отношении к труду. Важно выделить лексемы, называющие и характеризующие лицо по отношению к труду, в отдельное поле, чтобы выявить смыслы, которые организуют семантическую структуру этого поля и являются важными для русской языковой картины мира. Однако номинации лица не дают полной картины концептуализации этой сферы, поэтому для выявления полного спектра системоообразующих семантических элементов необходимо привлечение слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Цель настоящей статьи – представить результаты изучения семантической структуры лексем, называющих и характеризующих лицо в аспекте творческого отношения к деятельности.
Материалом исследования являются лексические единицы, собранные из различных лексикографических источников методом сплошной и частичной выборки: из Большого толкового словаря С.А. Кузнецова (Кузнецов 2000), словарей антонимов и синонимов (Словарь синонимов русского языка... 2010 а; 2010 в).
Обозначения лица в аспекте творческого отношения к деятельности связаны с его осмыслением сквозь призму созидательной деятельности. Как известно, в языке противопоставлены лексемы, называющие лицо, которое воссоздает продукт, изобретенный другими (исполнитель, производитель, изготовитель и другие), и лексемы, называющие лицо, создающее принципиально новый продукт (творец, изобретатель, созидатель, создатель, художник (в значении «тот, кто создает произведения искусства, творчески работает в области искусства» (Кузнецов 2000, с. 1456)) и другие.
Среди лексических единиц, называющих лицо, создающее принципиально новый продукт, центральное место занимают лексемы, указывающие на наличие таланта у деятеля, труд которого связан с созидательной деятельностью в широком ее понимании (талант, гений, самородок, талантливый, одаренный, неординарный, создать), в том числе лексемы, метафорически обозначающие лицо в этом аспекте (бог, богатырь и другие) в определенных контекстуальных условиях, например: Блаженны те народы, которые нуждаются в талантах, и обречены на вымирание те, которым и без них хорошо (М. Строганова); Завершил строительство талантливый самородок, крестьянин М. Савватеев (И. Грачева); Поэтому все литературно одаренные мыслители – «антифилософы» по отношению к предшествующей традиции (П. Кузнецов); Я с благодарностью всегда вспоминаю уроки Бориса, помимо того что уважаю и люблю этого талантливого, неординарного и остроумного человека (И. Кио); Он был гениальным человеком. Конечно, это был гений. Причем в леонардовском духе. Абсолютный гений, тут уж ничего не скажешь (Ю. Трифонов); Но я был застенчив: приблизиться к этим богам, творящим на сцене чудеса, мне было жутковато… (Ф. Шаляпин); Увы, такого богатыря-физика пока не видно в Европе (С. Смирнов).
Приведенным лексемам антонимически противопоставлены слова, обозначающие лицо (чаще признак такого лица), неспособное к творческой деятельности: посредственность, неталантливый, нетворческий, посредственный, бесперспективный.
Подробнее остановимся на лексемах, называющих или определяющих деятеля в аспекте особых способностей, одаренности, таланта по отношению к его деятельности. В нашей картотеке такие лексемы представлены почти 50 единицами: высокоодаренный, гениальный, гений, дарование, даровитый, небездарный, небесталанный, незаурядный, неординарный, одаренный, призвание, прирожденный, самородный, самородок, склонный, способный, талант, талантливый, творец, творить и др. При этом прилагательные, которые сочетаются с существительными разной семантики (ср.: талантливый писатель – талантливый роман; гениальный ученый – гениальный ум – гениальное изобретение), в рамках данной статьи рассматриваются лишь в сочетании с названиями лица, например: талантливый актер, гениальный поэт, уникальный музыкант, перспективный спортсмен, одаренный человек, даровитый юноша, способный ребенок и др.
Отметим, что оценка лица по наличию / отсутствию таланта и способностей не одинаково характерна для разных сфер деятельности. В разных областях от работника требуются разные профессиональные, психологические и интеллектуальные качества, в том числе профессионализм, мастерство, исполнительность, аккуратность и др. Чаще всего в речи талант, способность к творческой работе выступает как значимое качество для специалистов в области культуры и науки.
Обратимся к семантике слов способности, талант, дарование, призвание, которые в толковых словарях обычно семантизируются одинаково, путем отсылки друг к другу (Кузнецов 2000; Словарь русских синонимов... 2006). При этом в словарях З.Е. Александровой, Л.Г. Бабенко, Ю.Д. Апресяна синонимами признаются лексемы способности, талант, дарование (Словарь синонимов русского языка... 2010 а; 2010 в). Ю.Д. Апресян лексему призвание оценивает как аналогичную слову талант: она «имеет похожее значение, но семантически отстоит от данной лексемы дальше, чем ее синонимы» (Новый объяснительный словарь... 2004, с. 24).
В семантике синонимов способности, талант, дарование, признание, указывающих на наличие способностей к созидательной деятельности, актуализируются разные аспекты творческих способностей деятеля: лексема способности называет начальные свойства лица, талант – проявление творческих качеств в деятельности, дарование – талант с акцентом на его происхождение, призвание – талант с акцентом на предопределенность деятельности лица.
Семантическую структуру рассматриваемой группы лексем, характеризующих лицо в аспекте его творческой деятельности, организуют несколько основных признаков, с разных сторон определяющих такое лицо, акцентирующих разные составляющие или аспекты оценки творчески работающего человека: способности к такой деятельности с указанием на их градуированность (талантливый, способный, небесталанный), наличие созидательной составляющей (строитель, творец, создатель), непохожесть на других лиц в этом аспекте (неординарный, незаурядный, самобытный), происхождение способностей (дарование, даровитый, одаренный, самородок), наличие крупных значимых результатов (великий, гениальный, титанический). Рассмотрим каждую из линий семантической дифференциации группы подробнее.
Лицо в аспекте его созидательной деятельности с точки зрения наличия у него творческих способностей с указанием их градуированности характеризуется с помощью лексем талант, талантливый, склонный, способный, небездарный, небесталанный, перспективный, обещающий, многообещающий, подает надежды.
Лексемы талант, талантливый среди других слов рассматриваемой группы являются семантически наиболее широкими. Данные слова могут называть как человека, достигшего больших результатов как подтверждения своих способностей, так и лицо, лишь начавшее профессиональную деятельность, например: В Удмуртии отмечается одно из главных событий года – 100-летие талантливого поэта и прозаика <…> Кузебая Герда (Кузьмы Чайникова) (А. Артамонов); Целый ряд этюдов Булюбеева, находящихся на этой же выставке, показывает в художнике талантливого, трудолюбивого мастера (А. Аверченко); <…> все наши профессионалы, отсматривают всех, пытаясь найти молодые таланты (В. Суриков, А. Меликян); Он ждал от меня подтверждения, что о чем-то я все-таки думаю, эрго существую, что я способна развить свои таланты, чтобы заработать себе на кусок хлеба, о чем они все, родители, так пеклись (И. Полянская).
Лексемы склонный, способный, небездарный, небесталанный, перспективный, обещающий, многообещающий, подающий надежды чаще характеризуют молодого человека, только начинающего свою профессиональную деятельность и обнаружившего определенные способности к ней.
Лексемы склонный, способный указывают на наличие у лица способностей к какому-либо занятию, которые необходимо развивать, например: Старший был склонен больше к математике, младший отлично усваивал языки и историю (В. Короленко); Охотно допускаю, что другие цирковые дети были прилежнее меня и более охочи и способны к общеобразовательным наукам (И. Кио).
Лексемы небездарный, небесталанный называют человека, обладающего некоторыми способностями, по тем или иным причинам не получившими серьезного развития, не достигшего очевидных результатов: Называли имена и фамилии писателей небесталанных, еще недавно ярко дебютировавших в печати, в частности – в популярном журнале «Юность», а потом вдруг исчезнувших с горизонта, заглохших в подполье… (А. Рекемчук); А Ольга учится во ВГИКе, на актерском факультете, вполне самостоятельная особа и, как мне кажется, небесталанная (В. Карманов); <…> я увидела известного во всей Москве Игоря Ноткина, небездарного фотографа, окончательно избравшего роль юродивого, зарабатывавшего себе на портвейн, стоя у церкви и прося милостыню (Н. Шмелькова); Неполноценность криком кричала в сочинениях небездарного Галковского, с отчаяния потребовавшего, чтоб Окуджава убирался с занятого им плацдарма (С. Рассадин).
Лексемы перспективный, обещающий, многообещающий характеризуют лицо, обладающее выраженными способностями, которые в будущем при соответствующих условиях позволят достичь больших результатов, например: Это тоже одна из задач Союза: поддерживать, доверять, помогать вставать на ноги начинающим, перспективным (М. Песин); В сборную пришли перспективные спортсмены из недавних юниоров (Н. Аронов, Е. Салмина); Один из первых и самых многообещающих учеников Спивакова блестящий скрипач Борис Гарлицкий тоже повел себя непорядочно (С. Спивакова); Еще был Юра, высокий, усатый – многообещающий молодой политик, второе лицо солидной парламентской фракции (В. Белоусова); Нужны математики, много математиков, и Вереневу радостно увидеть среди них своего студента, подававшего столь большие надежды (А. Солженицын).
Человека, который демонстрирует успешные результаты, масштабные достижения в созидательной деятельности, называют лексемы творец, демиург, изобретатель, перен. поэт, создатель, созидатель, перен. строитель, перен. художник, изобрести, создать, созидать, перен. построить, творить. Анализ показал наличие тенденции в употреблении лексем, называющих творческие способности человека, – зависимость от сферы деятельности: слово создатель называет лицо, действующее преимущественно в сфере науки и искусства, изобретатель – в сфере науки и техники, строитель – в сфере общественных отношений, художник – в сфере искусства. Проанализируем подробнее особенности употребления названных лексем.
Лексемы творец, создатель, зиждитель в исходном употреблении и в современном религиозном дискурсе являются именами Бога в христианстве: «Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли. || Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель» (Даль 1903–1909); лексемой демиург в философском дискурсе называют верховный разум как творящую силу. В современном языке данные лексемы, относящиеся к высокому, книжному стилю, обычно ретроспективно оценивают деятеля, достигшего величия в своей деятельности, результаты трудов которого оценены потомками как выдающиеся. Однокоренные субстантивные лексемы, глаголы творить, созидать аналогично характеризуют действия лица в возвышенно-риторических текстах, наиболее часто по отношению к деятелям сферы искусства, науки, государственного строительства, например: Это же находили великие творцы культуры в XIX веке – Достоевский, Гоголь, Леонтьев, Киреевский… (И. Мейендорф); Здесь жили и творили Данте, Боккаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело («Туризм и образование»); Излюбленный образ Петра как созидателя новой России подразумевал и создание им «новой породы людей», ибо какая же может быть Россия без россиян? (О. Кошелева); Но всегда помню слова Шарля Бодлера, одного из зиждителей теории искусства для искусства, что литература, все-таки, для чего-то нужна, что она чему-то служит, даже вопреки намерениям творца (Ю. Нагибин); Настоящим демиургом «истинного народа» и «истинной жизни» является он, архитектор Клод Николя Леду (Б. Чухович); Творец всей современной бактериологии, мыслитель, глубже других проникший в тайну органической жизни, – Пастер был глубоко религиозной натурой (С. Франк); Марк Андриссен, создатель программ Mosaic и Netscape, один из основателей компании Netscape и пионеров в области Internet-технологий (Л. Черняк).
Применительно к научно-технической деятельности лексемы изобретатель, создатель, конструктор, изобретать, создать, конструировать характеризуют деятеля, создавшего новый, ранее не существовавший объект; например, словосочетания изобретатель лампочки и создатель лампочки могут быть использованы как синонимы по отношению к Томасу Эдисону. В статье Т. Шерзада «Крылья для человечества: как братья Райт покоряли небо» братьев Райт, создавших первый самолет, характеризуют в качестве синонимов лексемы изобретатель, конструктор и создать: Будущие изобретатели первого самолета крепко стояли на ногах и все делали на свои средства; Именно в ней братья Райт создали свой планер, ставший прототипом первого в мире самолета; Во время первой экспедиции, в 1900 году, конструкторы приехали со сравнительно небольшим планером. Ср. аналогичные примеры, подтверждающие синонимию лексем создатель и конструктор: Ваш дядя был конструктором самолетов МиГ… (В. Нузов); Ее главным конструктором был Герой Социалистического труда С.А. Лавочкин – создатель широко известных самолетов-истребителей (А. Горелик).
Лексема строитель, называющая в прямом значении лицо, которое занимается строительством зданий, домов, городов, в метафорическом употреблении выражает значение «созидатель, творец», т.е. обозначает человека, который создает, организует новое: общество, жизнь, страну, социализм и др. Таким образом, это слово чаще всего определяет общественного деятеля, который меняет общественную, политическую реальность, например: Он настоящий человек, строитель нового мира… революционер… (В. Катаев); В них мы воочию наблюдаем передовые черты героев нашего времени, поколения строителей коммунизма (И. Грекова); Строитель демократического общества – новый тип человека. Еще никто никогда не встречал такого типа (А. Трушкин); Герои Андрея Платонова, строители нового общества, вооружены знанием-чувством, которое по существу то же, что в древнем гнозисе: надо разодрать ветошь старого мира, чтобы обнять новый, настоящий (В. Бибихин).
Лексема художник, называющая в прямом значении человека, создающего произведения изобразительного искусства, в метафорическом употреблении выражает значение «создатель произведения искусства, творчески работающий в области искусства», например: Книга хороша потому, что учит редактора быть художником (А. Мильчин). Это слово используется в устойчивых сочетаниях: художник слова – писатель, художник моды – модельер, стилист, художник сцены – актер, режиссер, которые называют человека, достигшего выдающихся творческих успехов в своей сфере деятельности, например: И вместе с тем, как художник слова, Гоголь абсолютно, беспримесно гениален (В. Сердюченко); А превосходные макеты А. Боровского к «Ю» и к «Горе от ума» подтверждают, что он давно уже стал самостоятельным и сильным художником сцены (Этика долгожителя и мораль рынка).
Ряд лексем в характеристике талантливого человека специально подчеркивают неординарные, необычные способности лица: незаурядный, неординарный, оригинальный, самобытный, уник, уникум, уникальный, генератор идей, например: Так, с легкой руки самого, пожалуй, неординарного дизайнера современности Филиппа Старка ванная комната превратилась в произведение искусства (Е. Квятковская); Но, видимо, как он понял потом, отец был незаурядным, талантливым педагогом (И. Грекова).
Лексемы уник, уникум, уникальный, называя выдающегося человека, указывают на то, что соответствующих способностей нет у других деятелей соответствующей сферы, например: Уникальный дирижер и уникальная балерина полностью совпали по природе своего дара, сделав спектакль явлением мирового масштаба (Т. Кузнецова).
Лексемы феномен, феноменальный характеризуют «человека, отличающегося какими-л. выдающимися способностями, талантами, чертами и т. п.» и обладающего исключительным талантом, происхождение которого трудно понять, объяснить, например: Так играли феноменальный гобоист Алексей Уткин, Аркадий Футер, Михаил Мильман <…> (С. Спивакова).
В семантике слов рассматриваемой группы обращает на себя внимание акцентировка происхождения способностей, таланта деятеля как значимая для русской языковой картины мира, которая содержится в лексемах и предложно-падежных конструкциях дар, дарование, даровитый, одаренный, высокоодаренный, прирожденный, урожденный, призвание, от бога, самородный, самородок. Данные лексемы славянского происхождения обладают прозрачной внутренней формой (содержат корни дар- и род-), которая указывает на то, что талант, творческие способности – это дар Бога или природы. Е.В. Дзюба в статье «Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке» подчеркивает: в наивном сознании носителей языка существует представление «о том, что способности и талант у человека либо есть, либо нет» (Дзюба 2012, с. 25). В значении лексем самородок, самородный подчеркивается прирожденные способности лица к определенной деятельности.
Наряду с исконной лексикой этот признак присутствует также в лексемах талант, гений, заимствованных из греческого и латинского языков. В этимологических словарях Г.А. Крылова и А.В. Семенова указано, что лексема талант происходит от греческого слова talanton («денежная единица», «весы», «несущий»). Авторы отмечают, что уже в раннехристианский период слово талант приобретает переносное значение «природные способности», происхождение которого связывают с евангельской притчей о рабе, который зарыл полученный от хозяина талант (монету) в землю. А.В. Семенов констатирует, что лексема гений происходит из латинского genius «гений, дух-хранитель», образованного от gigno – geno «рождаю, произвожу», которая в русский язык заимствована через немецкий или польский язык. А.В. Семенов подчеркивает, что в этих языках «слово имеет одно и то же значение – «тот, кто обладает Божьим даром, каким-то талантом»» (Этимологический словарь ... 2003; Этимологический словарь ... 2004).
Приведем примеры употребления лексем, подчеркивающих понимание выдающихся способностей как дара, в некоторых случаях этот признак акцентируется и контекстуальными показателями: Кто скажет, почему Всевышний вложил гениальный дар в того, а не в этого, который вкалывает от зари до зари… (М. Ростропович); Он же, голос, у тебя от бога, бесплатно, божий дар (Д. Гранин); И одновременно он видит, что Мандельштам и Хавкин, люди, бесспорно, одаренные, способные <…> (В. Гроссман); Инстинкт театра тут равносилен инстинкту поэзии, который бывает присущ одаренным натурам не зависимо от их общественного положения (Ю. Сазонова, Н. Евреинов, А. Евреинова).
Анализируемые лексемы используются и в составе устойчивых конструкций молодое дарование, юное дарование, одаренные дети, высокоодаренные дети и др. Обратимся к текстовым примерам: Так, в нашем учреждении действует творческая группа «Одаренные дети» (Л. Данилкина); Космополиты всячески ограждали искусство от молодых дарований и тем самым нанесли ущерб советскому искусству (А. Голицын); Это лучшие юные дарования в области математики из Нижнего Новгорода (По итогам Нижегородской Городской…). В.Ю. Апресян отмечает, что «дарование, в котором сильнее идея будущего развития … свободно используется применительно к маленьким детям» (Новый объяснительный словарь… 2004, с. 1146).
Лексемы прирожденный, урожденный, призвание также характеризуют человека с точки зрения его особой предрасположенности к какой-либо деятельности, данной ему с момента рождения: Я думаю, она была прирожденным корректором. У нее, если можно так выразиться, было этическое чувство правописания (С. Довлатов); Врачом становятся по призванию, долго учатся… <…> («Огонек»); Все амиши – прирожденные и урожденные фермеры. 92 процента работают на земле, остальные идут в кузнецы (А. Генис); Но ни в чем не сказывалось с такой силой литературное призвание Репина, как в описании и критической оценке различных картин, увиденных им когда бы то ни было (К. Чуковский).
Лексемы самородок, самородный в отличие от других слов, входящих в эту группу, называют человека, обладающего талантом и добившегося больших или даже выдающихся успехов, но не получившего специального образования, обучения. Иногда в контексте подчеркивается, что лицо, обладающее самородными способностями, имеет происхождение из народа. Лексема самоучка, примыкающая к названным словам, содержит акцент лишь на том, что деятель не получил специального образования, но при этом добился некоторых результатов, не обязательно выдающихся. Обратимся к примерам: Самородок Меншиков внес заметный вклад в преобразования России первой четверти XVIII века (Н. Павленко); Пропал ведь человек, сгинул уральский самородок, изобретатель лучшего в мире картофелеуборочного комбайна (А. Азольский); Несмотря на то что есть и актеры-самородки, для меня принципиально важно получить это образование («Огонек»); Так… Яков Лазаревич родился в начале двадцатых годов, фронтовик, отец хорошо играл на скрипке, был самоучкой мать играла на гитаре и мандолине, пела (А. Маринина).
Человек в аспекте его созидательной деятельности характеризуется также с точки зрения наличия крупных результатов. Лексемы гений, гениальный, великий, титан, титанический имплицитно характеризуют творческие способности человека по масштабам результатов деятельности: вывод о талантливости деятеля вытекает из оценки значимости или масштабов сделанного им.
Отметим, что лексемы талант, талантливый и гений, гениальный обозначают разную степень проявления способностей. Лексемы гений, гениальный употребляются в речи для указания на выдающийся талант человека, что подтверждается и текстовыми примерами: Зато мы думаем, что он вовсе даже не гениальный, а просто талантливый («Экран и сцена»). Вместе с тем лексемы гений, гениальный могут характеризовать человека, только начинающего свою деятельность, но уже продемонстрировавшего в этой деятельности несомненные выдающиеся способности, например: После окончания академии Егор по настоянию отца <…> уехал в Москву и очень быстро стал заметным человеком в финансовых структурах, заработал даже репутацию молодого гения (А. Слаповский).
Слова титан, титанический, великий, а также гений, гениальный характеризуют человека, уже добившегося в своей деятельности выдающихся результатов, чьи профессиональные достоинства были объективно оценены как великие, в том числе после смерти деятеля, например: Вспомните имена российских гениев Пушкина, Лермонтова, Толстого… («Профессионал»); Это здание, <…> начал возводить еще великий Растрелли (А. Чудодеев); Вот такой был титанический, феерический человек – Григорий Александрович Потемкин <…> (С. Баймухаметов); Шедевр таких титанов архитектуры, скульптуры и живописи Возрождения, как Браманте, Бернини, Рафаэль и Микеланджело был освящен в 1626 году (Б. Явелов). С помощью лексемы великий часто характеризуются политические и государственные деятели, чьи результаты, значимые для страны, мира, оценены не только современниками, но и потомками, ср.: Петр Великий, Екатерина Великая, великий Ленин, великий Сталин.
Изложенные результаты анализа группы лексем, характеризующих человека в аспекте творческой деятельности, позволяют сделать вывод об очевидной значимости соответствующего фрагмента концептосферы «Человек», которая подтверждается значительным числом номинаций разных частей речи и богатым комплексом семантических признаков, концептуализирующих эту сферу. Семантическую структуру рассматриваемой группы лексем в качестве основных определяют следующие семантические признаки, акцентирующие важнейшие аспекты творчески работающего деятеля: наличие способностей к деятельности с указанием на их градуированность, наличие созидательной составляющей, непохожесть на других деятелей данной сферы, происхождение способностей и наличие крупных значимых результатов.