Полный текст
Постановка проблемы
В современную эпоху особую актуальность приобретают проблемы этики. Несмотря на периодические попытки имморалистов развенчать мораль, без нее невозможным было бы общество, так как мораль онтологически закреплена в нем как регулятор общественных отношений. При этом моральные нормы с течением времени претерпевают изменения, особенно заметным это становится в переходных обществах.
В юбилейном докладе Римского клуба [von Weizsaecker, Wijkman 2018] говорится о глобальном кризисе и процессах самоуничтожения человеческой цивилизации. Д.И. Дубровский считает источником данных проблем «негативные свойства человеческого сознания», обусловленность природы человека биологическими и генетическими факторами и предлагает их решение в следующем утверждении: «Будущее человечества в наших руках. И нам остается, по-видимому, лишь одна во многом гипотетическая, но не лишенная научных оснований позитивная альтернатива: либо изменение некоторых генетических структур человека, определяющих негативные свойства его природы, либо перенесение сознания, разума на небиологический субстрат в процессе антропотехнологической эволюции, которая идет уже нарастающими темпами, изменяя человеческую телесность, а вместе с ней и психику. Я отдаю предпочтение антропотехнологической эволюции, которая медленно, как бы исподволь изменяет нашу телесную организацию и формирует новый тип разума, сочетая и синтезируя свойства естественного интеллекта с искусственным и тем самым расширяя масштабы творческих возможностей нашего разума, в том числе в области самопреобразования, самосовершенствования его базовых ценностей, экзистенциальных смыслов существования и деятельности человека» [Дубровский 2018, c. 79].
Нам представляется, что вместо того, чтобы искать корни проблемы в физиологии, большее внимание стоит уделить воспитанию человека. Так, концепция социально-эмоционально-этического обучения (SEE Learning), являющаяся результатом двадцатилетней работы Его Святейшества Далай-ламы и университета Эмори (Атланта, США) над реализацией обучения сердца и ума, способна справиться с задачей нейтрализации «негативных свойств человеческого сознания» и предотвратить кризис цивилизации. Именно образование по своей сущности должно опережать техническое развитие и предвидеть возможные стратегии развития последствий научных инноваций [Burmaga 2015].
Проблемой реализации концепции социально-эмоционально-этического обучения представляется имеющийся конфликт между нравственным воспитанием и несформированной педагогической этикой у части преподавательского состава.
Результаты исследования
В настоящее время нравственное образование в России реализовано только в начальной школе в рамках дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» (Письмо Минобрнауки... 2018). Но на этапе реализации данных методических рекомендаций мы сталкиваемся с проблемой, относящейся к педагогической этике. Так, дисциплину, направленную на воспитание нравственности и светской этики, зачастую ведут классные руководители, пренебрегающие педагогической этикой. И хотя физическое проявление агрессии встречается редко (его и вовсе не должно быть в отношении между учащимся и педагогом), с вербальной агрессией со стороны педагога встречался едва ли не каждый выпускник общеобразовательной школы. Вербальная агрессия унижает честь и достоинство личности, что впоследствии сказывается на самооценке.
Обратившись к практическому руководству по совершенствованию педагогической культуры, мы видим, что педагогическая этика должна быть развита еще на стадии обучения [Сысоева 2012]. Однако педагогическая практика не соответствует сформулированным в педагогической этике принципам и подходам, а это значит, что важнейшей задачей в реформировании образования является в первую очередь воспитание педагога как нравственного образца. И это одна из задач института повышения квалификации [Белоцерковец, Гаджиева, Герасимова и др. 2017].
Важным шагом на пути культивирования в личности педагогов нравственной составляющей является развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – неотъемлемая личностная составляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность [Симонова 2011]. Проявление агрессии по отношению к учащимся – один из показателей недостаточно развитого эмоционального интеллекта: «Психологический портрет представителя группы педагогов со средним уровнем сформированности эмоционального интеллекта отличается эмоциональной неустойчивостью, преимущественно низкими или средними показателями адаптированности личности; высокой личностной тревожностью, экстернальным локусом контроля; характеристиками алекситимического конструкта» [Александрова 2011].
Э.А. Чотбаева и К.Н. Усубалиев в своем исследовании роли преподавателя в формировании у студентов эмоционального интеллекта отмечают важность подражания идеалу, так как «чем ближе в представлениях студентов личность преподавателя к идеалу человека и специалиста, тем сильнее проявляется стремление обучающихся подражать ему. При этом чем выше эмоциональный интеллект преподавателя, тем быстрее и успешнее может осуществляться процесс передачи знаний и умений, а также процессы генерирования и развития эмоционального интеллекта студентов» [Chotbaeva, Usubaliev N., Usubaliev K. 2018]. Учитывая то, что развитие эмоционального интеллекта происходит под воздействием преподавателя, важно наличие у последнего необходимых компетенций: эмоциональной зрелости, компетентности и культуры.
Программа SEE Learning уделяет большое внимание подготовке педагогов-проводников. Так как учебный план программы содержит новую информацию для педагогов, то единственное требование к ним – искреннее желание помочь обучающимся развивать свои навыки и искренняя надежда, что обучение SEE принесет пользу не только ученикам, но и обществу. Преподаватель выступает в роли «проводника на стороне», а не «мудреца на сцене». Вместо того чтобы приводить учащихся к определенным ответам или точкам зрения, учебная программа поощряет за умственный диалог и активное прислушивание, критическое мышление и использование перспективных навыков, чтобы прийти к собственному пониманию материала. Несмотря на то что преподаватель мотивирует обучающихся к пониманию материала, который он считает наиболее важным или верным, дается рекомендация сопротивляться этому стремлению, что способствует критическому познанию.
Модель педагога как ведущего важна при рассмотрении вопросов об эмоциях, отношениях и этике, которые могут быть глубоко личностными. Не навязывая обучающимся стандарт ощущений и способов принятия решения, SEE Learning использует самоанализ, коллективное исследование, критическое мышление и диалог. Роль преподавателя состоит в том, чтобы содействовать этому процессу, максимально реализуя возможности обучения. Дидактизм может прервать этот процесс. Когда учащиеся достигают прозрения, их следует поощрять, даже если они изначально не соответствуют убеждениям или опыту преподавателя, поскольку это будет способствовать духу и атмосфере исследования.
Программа SEE Learning предлагает слушателям необычный для них опыт – нахождение одновременно в положении наставника и обучаемого, что достигается обучением на онлайн-курсе по подготовке педагогов (с помощью личной практики) к преодолению трудностей. Данная программа помогает осознанию себя «проводником», культивируя профессиональные навыки, интегрируемые в модели для подражания. Так, в методических материалах преподавателям даются следующие рекомендации: проявляйте интерес к обучению; доброту, сострадание и уважение к ученикам и коллегам; идите на компромиссы; участвуйте в социальных проектах и делитесь этим опытом с обу-чающимися. Помимо этого, большое внимание уделяется работе администрации: руководитель организации должен на своем примере транслировать сострадание, уважение и участие (SEE Lear-ning 2019).
По результатам опроса, проведенного университетом Эмори (Атланта, США), более 80 % педагогов, прошедших обучение, были удовлетворены результатом. «Обучение SEE изменило мои способы преподавания и то, какой смысл я вкладываю в свою работу со студентами. Нет ничего важнее, чем исследовать ценность основных человеческих ценностей и пригласить всех молодых людей к партнерству в качестве сострадательных граждан мира», – сказала Дженнифер Нокс, руководитель отдела по воспитанию характера и этическому лидерству, Академия Вудворд, Атланта, штат Джорджия (SEE Learning Prospectus 2019).
Выводы
Совершенство общества зависит от подраста-ющего поколения, поэтому так важно его воспитание в духе нравственности.
В настоящее время в отечественной системе образования существует только один образовательный курс, посвященный нравственному воспитанию, – «Основы религиозных культур и светской этики», рассчитанный на учащихся начальной школы.
Проблема нравственной культуры усложняется тем, что часть педагогов (в результате профессионального выгорания, отрицательной педагогической мотивации, стремления к власти) проявляет вербальную агрессию. Результат представляется качеством обучения и имиджем профессии.
Развитие эмоционального интеллекта обучающихся обусловлено развитием самих преподавателей, чему способствуют курсы повышения квалификации. Способность к эмоциональной саморегуляции является критерием профессионализма.
Концепция социально-эмоционально-этического обучения позволяет повысить эмоциональный интеллект преподавателей, что повлияет на формирование транзитивного общества, в котором нравственное образование организуется преподавателями, владеющими социальными, эмоциональными и этическими компетенциями.