Тенденции профессиональной подготовки инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции профессиональной подготовки инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта, определяющие связи и отношения между университетами путей сообщения и производством. Тенденция интеграции за счет унификации содержания образования и детерминированности учебных дисциплин обеспечивает профессиональную мобильность специалиста как внутри профессии, так и в смежных областях производства. Обучение на достаточно вы­соком уровне трудности, стимулирует активную познавательную и творческую деятельность студентов в соответствии с тенденцией интенсификации, уплотнением и нарастающими объемами информационных потоков, стремительным развитием технических и технологических основ производства. Тенденция кооперации определяет основные направления и формы взаимодействий профессиональной подготовки с производством и другими учреждениями высшего профессионального образования. Поэтапное освоение основных функций профессиональной деятельности (производственно-технологической, оперативно-управленческой, административно-регламентирующей)в процессе профессионального становления инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта способствует прогрессивному развитию компетенций специалиста, адаптации к условиям профессиональной деятельности. Изучение опыта профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта выявило необходимость формирования профессионально-личностных свойств инженеров-электрификато­ров железнодорожного транспорта, обеспечивающих снижение влияния профессиональных рисков, задаваемых факторами опасности, неопределенности и альтернативности.

Полный текст

Введение

Обеспечение высоких темпов роста экономики нашей страны связано с базовой отраслью транспортного производства – железнодорожным транспортом. Электрификация железнодорожных магистралей является основой технико-технологического прогресса и на сегодняшний день входит в число приоритетных задач государства. Сеть железных дорог Российской Федерации занимает первое место в мире по эксплуатационной длине электрифицированных линий, а по грузообороту уступает только США и Китаю. Вхождению в е?????????? ????????????? ? ???????????? ???????????? ???????????? ????????????? ???????????? ???????? ? ???????????? ????? ? ??????, ????? ? ??, ??????? ?????????????? ??????????. ?????????? ???? ??????????? ? ????????????????? ???????? ????????????? ????????????? ???????????????? ??????????????, ??? ??????????? ??????????? ?????? ????????????? ???????? ???????????????? ? ????????? ?????????????? ?????????? ???????? ?????????, ???????? ?????? ???????? ???????????????? ?????. ?????? ????? ??????????? ???? ??????????????? ?????????-???????????????? ???????????????? ?????????? ? ????????????? ???????? ???????????????? ?????????? ?????? ???????????? ?? ?????? ????? ??????????????? ???????????? ? ????????????? ????????????? ??????????? ?????????????? ???????; ????????????????????? ????????????? ???????? ? ???????? ???????????? ???????? ?????.

вразийское экономическое и транспортное пространство способствуют международные транспортные коридоры в направлениях Запад – Восток, Север – Юг, включая Транссибирскую магистраль. Увеличение доли скоростного и высокоскоростного движения обуславливает необходимость реструктуризации инфраструктуры, что существенно увеличивает объемы обслуживаемых объектов электроснабжения и расширяет функциональное наполнение трудовых процессов, усложняя спектр решаемых профессиональных задач. Данный вызов увеличивает зону ответственности инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта и актуализирует проблему профессиональной подготовки данных специалистов на основе учета запланированных долгосрочных и перспективных экономических показателей энергетической отрасли; взаимообусловленности корпоративной культуры и культуры безопасности холдинга «РЖД».

 

Основная часть

Ориентацию на новые связи и отношения, которые устанавливаются между университетами путей сообщения и производством, выражают актуальные тенденции профессиональной подготовки: интеграции, интенсификации и кооперации.

Свободное перемещение в быстро меняющейся области железнодорожного производства за счет оптимальной социализации и вхождения в профессиональное сообщество обеспечивает интеграция (детерминированность) учебных дисциплин (ГСЭ, МЕН) с дисциплинами профессионального цикла. Унификация содержания образования ориентируется на профессиональную мобильность специалиста как внутри профессии, так и в смежных областях производства.

Тенденция интенсификации в профессиональной подготовке инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта связана с уплотнением и нарастающими объемами информационных потоков, стремительным развитием технических и технологических основ производства, с изменяющимися социально-экономическими, управленческими и производственными условиями, что требует обучения в напряженном темпе, на достаточно вы­соком уровне трудности, стимулирующем активную познавательную и творческую деятельность студентов.

Процессы кооперации определяют основные направления и формы взаимодействий профессиональной подготовки с социально-экономической системой в целом. К основным формам кооперации с производством относятся производственная практика и производственное обучение; выполнение совместных проектов или хоздоговорных работ по заказу предприятия; распределение выпускников и дальнейшее повышение их квалификации. Кооперация с университетами путей сообщения и другими учреждениями высшего профессионального образования определяется деятельностью по координации и унификации образовательных программ; взаимодействием студенческих научных, творческих и профсоюзных сообществ; участием в совместных образовательных, исследовательских, социальных и практикоориентированных проектах [Жидких 1998].

Анализ результатов профессиональной подготовки инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта выявил, что одним из основных инструментов кадровой политики является горизонтальная ротация работников (без изменения должности) или вертикальная (внутри предприятия). Поэтапное освоение основных функций профессиональной деятельности инженера-электрификатора железнодорожного транспорта (производственно-технологической, оперативно-управленческой, административно-регламентирующей), каждая из которых на определенном этапе является ведущей, способствует прогрессивному (восходящему) развитию компетенций специалистов. Вместе с тем данный подход в планировании карьеры инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта увеличивает период их вхождения (адаптации) в профессиональную деятельность. Реализация основных функций профессиональной деятельности инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта сопровождается комплексным воздействием профессиональных рисков.

Для производственно-технологической функции – это совокупное влияние неблагоприятных условий производственной среды (физический риск). Последствия реализации данного вида риска могут выражаться в нарушении деятельности функциональных систем организма специалиста, опасности для жизни и здоровья, частичной или полной утрате возможности выполнения профессиональных обязанностей (см. таблицу).

Высокий уровень психологического риска характерен для оперативно-управленческой функции, где основным фактором риска является неопределенность. Реализация данного фактора обусловлена большим объемом и противоречивостью поступающей информации; вероятностным характером временных параметров, необходимых для принятия решения; необходимостью распределения направленности психических процессов на параллельное выполнение различных видов деятельности. Контекст разрешения ситуации психологического риска определяет поведение инженера-электрификатора, вызывая состояние нервно-психической и эмоциональной напряженности, стресса [Руднева, Овсянникова, Огородников 2014]. По данным статистики, возникновение внештатных и аварийных ситуаций в более 40 % случаев связано с человеческим фактором (возможностями и ограничениями субъекта, влия-ющими на профессиональные действия).

Условия реализации административно-регламентирующей функции инженера-электрификатора железнодорожного транспорта задают ситуации социального риска (фактор альтернативности). Последствия выбора и принятия управленческих решений в условиях высокой личной ответственности, в том числе в чрезвычайных ситуациях, могут проявляться в социально неприемлемых результатах (нарушениях трудовой и технологической дисциплины, эскалации конфликтов, утрате контроля).

Следовательно, процесс профессиональной подготовки инженеров-электрификаторов железнодорожного-транспорта должен быть ориентирован на формирование результативной характеристики, представленной совокупностью способностей, позволяющих противостоять влиянию физических, психологических и социальных рисков профессиональной деятельности. Анализ прикладных исследований и нормативных документов выявил наличие противоречия между требованиями Федерального агентства железнодорожного транспорта к психофизической пригодности специалистов и недостаточной их представленностью во ФГОС специализации «Электроснабжение железных дорог». Определенный процент студентов не допускается к прохождению производственных практик по критериям профотбора, что приводит к возникновению определенных сложностей при дальнейшем их трудоустройстве по специальности.

Анализ научных работ [Васельцова 2009, C. 174–181; Жукова 2011; Петров 2010; Михайлова, Степина 2013], направленных на решение проблемы соответствия психофизической пригодности специалистов железнодорожного транспорта условиям реализации профессиональной деятельности, позволяет сделать вывод, что, несмотря на различные аспекты изучения данной проблемы, основным средством профессиональной подготовки исследователи считают профилированные виды физической культуры, основным из которых является профессионально-прикладная физическая подготовка (см. таблицу).

Содержание профессионально-прикладной физической подготовки определяется психофизиологическим тождеством физической подготовки и трудового процесса, что определяет требования прежде всего к физической, физиологической и психологической подготовленности специалиста, которые обусловлены спецификой профессиональной деятельности.

Анализ работ показал, что в качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки используются игровые виды деятельности и физические упражнения, которые по содержанию и структуре соответствуют трудовым действиям специалиста [Садовский, Супов 2005; Жидких 1998; Солодкая 1992]; моделирование ситуаций социального взаимодействия, ролевого распределения в процессе освоения игровых видов спорта [Васельцова, Степина, Черепанова 2013]; интерактивная технология контроля, управления, коррекции и контроля двигательной активности студентов; спортивные дисциплины, мозговой штурм, игровые ситуации [Чуб 2009].

Несмотря на разнообразие средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожных вузов, наиболее актуальным, по нашему мнению, можно считать сочетание физических упражнений, спортивных дисциплин и активных методов обучения, направленных на формирование физической, физиологической и психологической готовности к профессиональной деятельности. Однако данная совокупность средств при реализации современных тенденций профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта (интеграции, интенсификации, кооперации) не учитывает необходимости формирования их профессионально-личностных свойств, обеспечивающих снижение влияния профессиональных рисков, задаваемых факторами опасности, неопределенности и альтернативности.

 

Выводы

В ходе исследования выявлено, что условия реализации профессиональной деятельности инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта характеризуются высоким уровнем профессиональных рисков (физический, психологический, социальный). Реализация данных рисков приводит к социально неблагоприятным результатам (опасность для жизни и здоровья специалиста; нарушения трудовой дисциплины; эскалация конфликтов и др.). Анализ тенденций развития профессиональной подготовки инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта свидетельствует о необходимости формирования некого функционального потенциала, основные характеристики которого определяются спецификой и особенностью профессиональной деятельности.

×

Об авторах

Д. О. Белов

Самарский государственный университет путей сообщений

Автор, ответственный за переписку.
Email: danilzaza@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8836-3679

аспирант, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Россия, 443058, Российская Федерация, г. Самара, ул. Свободы, 2В.

Список литературы

  1. Васельцова 2009 – Васельцова И.А. Системно-функциональный подход в практике профессионально-прикладной физической подготовки студентов // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 7 (73). С. 174–180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14777317.
  2. Васельцова, Степина 2013 – Васельцова И.А., Степина Т.Ю. Формирования базовых профессионально значимых психофизических качеств студентов железнодорожного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки // Вестник транспорта Поволжья. 2013. № 5 (41). С. 65–69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21004477.
  3. Жидких 1998 – Жидких В.П. Основы непрерывного физкультурного образования молодежи на этапах освоения рабочей и инженерной профессии // Теория и практика физической культуры. 1998. № 6. С. 45–49. URL: http://sportlib.info/Press/TPFK/1998N6/p45-49.htm.
  4. Жукова 2011 – Жукова Е.И. Анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 2 (72). С. 90–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15589674; http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/5452.
  5. Михайлова, Степина 2013 – Михайлова О.Н., Степина Т.Ю. Здоровье будущих специалистов железнодорожного транспорта в системе профессионального образования // Наука и культура России. 2013. Т. 1. С. 188–189. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21843179.
  6. Петров 2010 – Петров С.А. Профессиографический анализ деятельности в аспекте формирования психофизической надежности специалистов диспетчерского аппарата службы движения управления дороги // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 1 (59). С. 77–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13033149.
  7. Руднева, Овсянникова, Огородников 2014 – Руднева Т.И., Овсянникова М.Н., Огородников А.В. Профессиональная деятельность в ситуациях риска: коллект. монография. Сызрань: Ваш Взгляд, 2014. 323 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22768779.
  8. Садовский, Супов 2005 – Садовский В.А., Супов Б.П. Формирование профессионально важных физических качеств у студентов в зависимости от вида спортивной специализации // Спорт и здоровье: материалы II Междунар. науч. конгресса. Санкт-Петербург: Олимп-СПб., 2005. С. 249–251.
  9. Солодкая 1992 – Солодкая М.С. Методологические основания, социальные идеалы и пути обеспечения надежности социотехнических систем управления // Credo. 1992. № 1. С. 25. URL: https://www.pseudology.org/goroda/Orenburg/culture/credo/23/2.html.
  10. Чуб 2009 – Чуб Я.В. Формирование технологического мышления специалиста на занятиях по «Физической культуре» в вузе // Вестник Удмуртского университета. 2009. Вып. 2. С. 149–153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12876466.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Белов Д.О., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах