Коммуникативный компонент профессиональной компетентности музыканта-исполнителя
- Авторы: Арюткина А.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 26, № 4 (2020)
- Страницы: 38-43
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/8248
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-38-43
- ID: 8248
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На современном этапе музыкально-исполнительская деятельность требует переосмысления ключевых понятий и выявления ее нового содержания. В статье автор анализирует современное профессиональное обучение музыканта-исполнителя в вузе. Особое внимание отводит значению интерпретации в современной музыкально-исполнительской деятельности. Многолетняя практика концертного исполнительства создает значительное количество исполнительских интерпретаций. Музыкант-исполнитель обязан не просто знакомиться и пытаться интерпретировать текст композитора, но и стараться осознать это ценностное содержание. Автор предложила понимание интерпретации как переосмысления содержания произведения, основывающегося на личностных творческих убеждениях исполнителя, подразумевающего наличие осмысления иного опыта. Данная тема дополняется также рассмотрением акта совместной деятельности участников исполнения, в ходе которого вырабатывается общий взгляд на идеи и образы музыкального произведения, в результате чего происходят преобразования сознания аудитории. Это требует наличия коммуникативной компетентности. Таким образом, музыкант-исполнитель сочетает в себе и коммуникативные, и интерпретационные способности. Автор рассматривает также структуру профессиональной компетентности музыканта-исполнителя с учетом специфики профессиональной деятельности и на основе компетентностного подхода. Анализирует существующие подходы к определению сути понятия «компетентность». Структура профессиональной компетентности интегрирует музыкально-исполнительскую, интерпретационную, коммуникативную, педагогическую, организационно-управленческую компетентности. Коммуникативная компетентность рассматривается автором как профессионально значимое личностное свойство будущего музыканта-исполнителя в ходе профессиональной подготовки в вузе.
Об авторах
А. Н. Арюткина
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: baiguw@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9561-9663
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой народных инструментов
Россия, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167Список литературы
- Абакумова, Малкова 2007 – Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007. 368 с. URL: https://ru.b-ok.global/book/3160544/0c833f; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20030064.
- Арановский 2012 – Арановский М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь: статьи, интервью, воспоминания. Москва: ГИИ, 2012. 439 с. URL: http://sias.ru/upload/iblock/040/aranovski.pdf.
- Байгушова 2014 – Байгушова А.Н. Искусство интерпретации музыканта-исполнителя: теория и практика формирования способностей: монография. Самара: СГАКИ, 2014. 151 с.
- Захарчук 2016 – Захарчук А.М. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта в условиях реализации САЕ // Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 109–115 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26718605.
- Зимняя 2004 – Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf.
- Изиева, Рагимова 2013 – Изиева Б.А., Рагимова Н.Ш. Компетентностный подход к обучению студентов профессионального образования // Вестник Социально-педагогического института. 2013. № 1 (6). С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20156954.
- Исполнительское искусство... 2020 – Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (14–15 мая 2020 г. Саратов). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 378 с. URL: http://sarcons.ru/image/konferencii/2020/исполнительская%20конференция.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29650438.
- Кашкин 2000 – Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: ВГТУ, 2000. 249 с. URL: https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/1/167__.-___--2000.pdf.
- Компетентностный подход… 2014 – Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография / [под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева]. Москва: Директ-Медиа, 2014. 377 с.
- Корсакова 2013 – Корсакова И.А Онтологические основания коммуникации в человеческом обществе // Человеческий капитал. 2013. № 10 (58). С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21094014.
- Кули 1994 – Кули Ч.Х. Общественная организация // Тезисы по истории социологии Х1Х–ХХ веков: хрестоматия. Москва: Наука, 1994. С. 375–382. URL: https://socioline.ru/pages/teksty-po-istorii-sotsiologii-xix-xx-vv-hrestomatiya.
- Лукашева 2015 – Лукашева С.С. Сущность и структура профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей. // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 3 (4). С. 105–108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24917413.
- Рубинштейн 2012 – Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва [и др.]: Питер, 2012. 705, [7] с.: ил.; 24 см. (Мастера психологии). URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf.
- Руднева 2002 – Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. 2-е изд., испр. и доп. Самара: ЗАО «Книга», 2002. 218 с.
- Сахнова 2009 – Сахнова И.В. Коммуникативный аспект искусства музыкальной интерпретации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 6 (32). C. 100–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13027343.
- Хуторской 2002 – Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21696577.
- Шадриков 1994 – Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва: Изд. корпорация «Логос», 1994. 315 с. URL: https://booksee.org/book/527484.
- Яковлев 2010 – Яковлев В.С. Теоретическая модель формирования музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки // Ученые записки. 2010. № 2 (14). С. 210–216. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14871026; https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/288.