Рефлексивный дискурс в проектной деятельности: по итогам межкультурного проекта «Рильке и Россия»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Межкультурный проект осуществлялся совместно кафедрой немецкого языка СГСПУ и коллегами из педагогического института Людвигсбурга (ФРГ). Реализовался проект в двух направлениях: как компактный семинар для немецких и русских студентов и как курс повышения квалификации для учителей немецкого языка Самары. Новизна статьи заключается в когнитивно-прагматическом анализе рефлексивного дискурса в межкультурной проектной деятельности. Рассматриваются два вида рефлексивного дискурса: проспективно-установочный и ретроспективно-оценочный. Разрабатывается понятие ролевого субъекта в межкультурном дискурсе. Основное внимание уделяется критериям, отличающим анализ дискурса от анализа текста, а именно, категориям субъекта и его ролевого статуса, соотнесенности дискурсивных фрагментов друг с другом, а также концептуальным доминантам последних. Концептуальные доминанты определяются по частотности их репрезентантов. Устанавливаются языковые средства выражения рефлексии русскими и немецкими ролевыми субъектами. Оценочные суждения сравниваются в межкультурном плане. Материалом исследования послужили рукописные записи устных проспективных и частично ретроспективных высказываний ролевых субъектов (модераторов и обучаемых) и 28 письменных рефлексивных текстов студентов и учителей. Результаты исследования систематизируют особенности рефлексивного дискурса в межкультурной проектной деятельности: направленность как на собственную деятельность, так и на деятельность обучаемых; расширение рефлексивной сферы обучаемых, формирующих ожидания реципиентов к восприятию готовых проектных продуктов; имплицитно ретроспективный характер проспективных фрагментов, обобщающих предварительный этап работы над проектом; возможность письменной фиксации оценочной рефлексии и межкультурного сопоставления содержания и языкового оформления дискурсивных фрагментов; доминантные концепты в оценке ролевыми субъектами участия в межкультурном проекте.

 

Об авторах

О. А. Кострова

Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка, Самарский государственный социально-педагогический университет,

Список литературы

  1. Kostrova, Tarasova 2014 – Kostrova O.A., Tarasova E.V. Schriftliche Arbeiten deutscher und russischer Studierender // Interkulturalität unter dem Blickwinkel von Semantik und Pragmatik = Beiträge zur interkulturellen Germanistik, Bd. 5. Hrsg. von C. Földes. Tübingen: Narr Francke Attempto Verl., 2014. S. 93–108.
  2. Бизяева 2004 – Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. 216 с. URL: https://studfile.net/preview/1096556.
  3. Болдырев, Григорьева 2018 – Болдырев Н.Н., Григорьева В.С. Когнитивные доминанты речевого взаимодействия // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 4 (57). С. 15–24. doi: 10.20916/1812-3228-2018-4-15-24.
  4. Данилова 2019 – Данилова Н.К. Интенциональные сети дискурса // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 4. С. 134–139. doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-4-134-139.
  5. Карасик 2002 – Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. URL: https://studfile.net/preview/1806336.
  6. Кострова 2009 – Кострова О.А. Текст и дискурс: границы и переходы // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 6: Граница в языке, литературе и науке. Москва: Языки славянской культуры, 2009. С. 348–355. URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=1117.
  7. Нюбина 2000 – Нюбина Л.М. Воспоминание и текст: монография. Смоленск: Смоленский гос. пед. ун-т, 2000. 161 с.
  8. Олянич, Копылова 2015 – Олянич А.В., Копылова В.В. Лингводидактический дискурс // Дискурс-Пи. 2015. № 3–4 (20–21). С. 155–157. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvodidakticheskiy-diskurs; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25470120.
  9. Ткач 2007 – Ткач Е. Рефлексивный дискурс как педагогический феномен // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 171–173. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/refleksivnyy-diskurs-kak-pedagogicheskiy-fenomen; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9579274.
  10. Уман, Кудинова 2011 – Уман А.И., Кудинова Н.А. Технология организации рефлексивного дискурса в учебном процессе // Образование и общество. 2011. № 4 (69), С. 26–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17732486.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кострова О.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах