Методологические подходы к разработке модели формирования информационно-аналитической компетентности специалиста фармацевтического профиля в системе повышения квалификации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье автор представляет модель формирования информационно-аналитической компетентности специалистов фармацевтического профиля в процессе повышения квалификации, обусловленной необходимостью выработки умения проведения грамотных консультаций посетителей аптек для отпуска безрецептурных лекарственных препаратов, как того требует реструктуризация аптечных учреждений. В ходе анализа научной литературы автор выявляет структурные компоненты информационно-аналитической компетентности – информационную и аналитическую компетенции. Анализирует определения сути информационно-аналитической компетентности, представляет разработанное авторское понятие «информационно-аналитическая компетентность специалиста фармацевтического профиля», дает его структуру, включающую в себя когнитивный, потребностно-мотивационный, рефлексивный и операционно–деятельностный компоненты, совокупность которых позволяет специалисту фармацевтического профиля эффективно функционировать в профессиональном пространстве. Востребованность информационно-аналитической компетентности обусловлена спецификой деятельности специалиста фармацевтического профиля. Согласно ФГОС, данный специалист осуществляет фармацевтическую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую деятельность в процессе ежедневных профессиональных консультаций посетителей аптечных учреждений. Специалист фармацевтического профиля должен проявить умение анализировать и расставлять приоритеты, принимать решения и брать за них на себя ответственность, владеть коммуникативными навыками для сбора информации в процессе общения, опираясь на требуемые действия, умения и знания. Автор описывает методологические подходы к разработке модели формирования информационно-аналитической компетентности (когнитивный, деятельностный, компетентностный, рефлексивный и функционально-ролевой). Для эффективного внедрения данной модели формирования информационно-аналитической компетентности апробирует метод смешанного обучения.

Об авторах

А. А. Киселева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-3794-1958

аспирант кафедры теории и технологии социальной работы,

Список литературы

  1. Астахова 2007 – Астахова Л.В. Системный подход к формированию информационно-аналитической подготовки документоведа // Делопроизводство. 2007. № 2. С. 75–78.
  2. Астахова, Трофименко 2011 – Астахова Л.В., Трофименко А.Е. Развитие информационно-аналитических компетенций студентов в вузе // Вестник ЧГПУ. 2011. С. 16–24. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=17333605.
  3. Гиляревский, Брежнева 2012 – Гиляревский Р.С., Брежнева В.В. Информационное обслуживание: учебное пособие. Санкт-Петербург: Профессия. 2012, 368 с.
  4. Зеер 2005 – Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. 211 с.
  5. Камаева 2018 – Камаева Т.С. Формирование у будущих экономистов среднего звена навыков владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2018. № 2. С. 79–90. DOI: http://doi.org/10.25588/CSPU.2018.02.08.
  6. Киселева 2018 – Киселева А.А. Информационно-аналитическая компетентность как основа профессиональной деятельности специалиста фармацевтической отрасли // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т 20. № 63. С. 102–108. URL: http://smr.elpub.ru/jour/article/view/379/0.
  7. Киселева 2019 – Киселева А.А. Показатели сформированности компонентов информационно-аналитической компетентности у специалистов фармацевтической отрасли в системе повышения квалификации // Образование. Культура. Общество: сб. избр. ст. по материалам Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 19–22.
  8. Коваленко 2020 – Коваленко И.Н. Дизайн электронных учебных пособий: когнитивный подход. Москва: Синергия, 2020. 479 с. URL: http://avidreaders.ru/book/dizayn-elektronnyh-uchebnyh-posobiy-kognitivnyy-podhod.html.
  9. ЛеФевер 2013 – ЛеФевер Л. Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 241 с. URL: http://mega-eworld.com/upload/iblock/6ec/pdf_bk_1758_iskusstvo_obyasnyat_kak_sdelat_tak_chtoby_vas_ponimali_s_poluslova_li_lefeverbook.a4.pdf.
  10. Лоскутова 2008 – Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации: в 4 т. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование / под ред. Е.Е. Лоскутовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 400 C. URL: http://medinfo.social/farmatsiya-ekonomicheskaya/upravlenie-ekonomika-farmatsii-tfarmatsev.html.
  11. Мишин 2005 – Мишин В.М. Исследование систем управления. 2-е изд. Москва: ЮНИТИ-ДИАНА, 2005. 527 с.
  12. Репета 2014 – Репета Л.М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 2. С. 87. URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=385.
  13. Руднева 2002 – Руднева Т.И. Методология и методика педагогического исследования. Самара: Самарский филиал Московского городского педагогического университета, 2002. 40 с. URL: http://www.studmed.ru/rudneva-t-i-metodologiya-i-metodika-pedagogicheskogo-issledovaniya_a42e33c469b.html.
  14. Соломонова 2008 – Соломонова Т.П. Роль аналитической компетенции в становлении будущего специалиста: сб. науч. трудов Всероссийской научно-практич. конф. «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов». Оренбург: Индустриально-педагогический колледж, 2008. С. 82–85.
  15. Толочко 2009 – Толочко В.М. Модель компетенций провизора аптеки. Провизор. 2009. № 15. С. 7–9. URL: http://provisor.com.ua/archive/2009/N15/mkpra 159.php.
  16. Хушбахтов 2015 – Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 1020–1022. URL: http://moluch.ru/archive/103/23955.
  17. Шевченко 2016 – Шевченко Т.А. Формирование информационно-аналитической компетентности у будущих магистров в ведомственном вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7. Ч. 1. С. 208–212.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Киселева А.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах