Преимущества и недостатки цифровизации гуманитарного образования
- Авторы: Лаптева И.В.1, Пахмутова Е.Д.2
-
Учреждения:
- Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
- Выпуск: Том 26, № 1 (2020)
- Страницы: 89-94
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/7733
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-1-89-94
- ID: 7733
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность поставленной проблемы цифровизации гуманитарного образования обусловлена, с одной стороны, сокращением аудиторных занятий по гуманитарным дисциплинам (истории, культурологии, иностранному языку и др.) в высшей школе и востребованностью автономного обучения студентов; с другой – преимуществами цифровизации образования в глобальном мире, которая способна обогатить и разнообразить традиционные занятия. Авторы статьи указывают, что этот процесс имеет проблемные зоны. Цель работы: рассмотреть средства и свойства информационных и коммуникационные технологий; проанализировать и обобщить теоретические основы цифровизации образования; определить сильные и слабые стороны использования цифровых технологий в процессе обучения. Основными методами выступают анализ и синтез теоретических исследований по заявленной теме, презентация положений относительно функциональной и мотивационной сущности цифровых технологий и необходимости их использования в процессе обучения в вузе. Авторы предлагают изучать историческое наследие посредством информационно-коммуникативных технологий, акцентируя внимание на заметных явлениях мировой истории с последующей саморефлексией обучающихся, нацеленной на внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию современного информационного поколения, на максимальную реализацию его потенциала и высокотехнологичных достижений. Эмпирическим материалом служил опыт преподавания гуманитарных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева и в аспирантуре Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Авторы наглядно представили преимущества цифровых технологий, которые предполагают множество различных инструментов для автономного обучения, облегчают проведение занятий. Таким образом, их целесообразно включать в образовательный процесс.
Об авторах
И. В. Лаптева
Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-0444-4237
доктор философских наук, доцент, главный научный сотрудник – заведующий отделом теории и истории культуры
Е. Д. Пахмутова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-2317-4778
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра немецкой филологии
Список литературы
- Brash, Pfeil 2007 – Brash B., Pfeil A. Unterrichten mit digitalen Medien. Stuttgart: Goethe Institut München, Ernst Klett Sprachen, 1. Auflage, 2007, 144 S.
- Eck, Legenhausen, Wolff
- 1994 – Eck A., Legenhausen L., Wolff D. Telekommunikation als Werkzeug zur Gestaltung einer Spracherwerbsfördernden Lernumgebung: Möglichkeiten und Probleme // Fechner J. Neue Wege im computergestützten Fremdsprachenunterricht. Berlin; München; Leipzig u.a.; Langenscheidt, 1994.
- Lapteva, Projoga, Pakhmutova 2019 – Lapteva I., Projoga A., Pakhmutova E. Strategies of continuous foreign language training at higher school in professional interaction of non-linguistic specialists // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7, № 4. Р. 103–110. DOI: http://doi.org/10.18510/hssr.2019.7415.
- Mandl, Gruber, Renkl
- 1997 – Mandl H., Gruber H. & Renkl A. Situiertes Lernen in multimedialen Lernumgebungen // Issing L.J., Klimsa P. (Eds.) Information und Lernen mit Multimedia und Internet. Weinheim, Beltz PVU (2, überarb. Aufl.), 1997. S. 168–178. URL: http://www.researchgate.net/publication/305780817_Situiertes_Lernen_in_multimedialen_Lernumgebungen.
- Schaumburg 2015 – Schaumburg H. Chancen und Risiken digitaler Medien in der Schule. Medienpädagogische und -didaktische Perspektiven. Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2015. URL: www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/publikationen/GrauePublikationen/Studie_IB_Chancen_Risiken_digitale_Medien_2015.pdf.
- So, Kim, Lool 2008 – So H.-J., Kim I., Lool Ch.-K. Seamless mobile learning: Possibilities and challenges arresting from the Singapore experience // Educational Technology International. 2008. Vol. 9/2. Р. 97–121. URL: http://www.webinar.org.ar/sites/default/files/actividad/documentos/nij08_5.pdf.
- Sprecht, Ebner, Löcker 2013 – Sprecht M., Ebner M., Löcker C. Mobiles und ubiquitäres Lernen: Technologien und didaktische Aspekte // Lehrbuch für Lernen und Lehren mit Technologien. Berlin, 2013. URL: http://www.pedocs.de/volltexte/2013/8347/pdf/L3T_2013_Specht_Ebner_Loecker_Mobiles_und_ubiquitaeres_Lernen.pdf.
- Strasser 2014 – Strasser Th. Internetgestütztes Sprachenlernen und -Lehren. Wie der Fremdsprachenunterricht von digitalen Anwendungen profitieren kann // QVR. 2014. № 44. S. 99–119. URL: http://www.univie.ac.at/QVR-Romanistik/?page_id=95.
- Вербицкий 2019 – Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Сyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
- Воинова, Плешаков 2012 – Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / под ред. В.А. Плешакова. Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. 244 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22441230.
- Знание 2019 – Знание и образование в эпоху цифровых технологий // Немецкий культурный центр им. Гете. URL: http://www.goethe.de/ins/uz/ru/m/kul/mag/21712592.html.
- Колыхматов 2018 – Колыхматов В.И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 118–121. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=37000916.
- Куршева 2019 – Куршева Г.А. Историческая память как основа сохранения культурного кода мордовского (мокшанского и эрзянского) народа // Центр и периферия. 2019. № 3. С. 17–21. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=41218639.
- Кульпина 2012 – Кульпина Л.Ю. Проекты в учебной деятельности студентов // Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 249–251. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=22320150.
- Маниковская 2019 – Маниковская М.А. Цифровизация образования: этический аспект // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 35–38.
- Лаптева, Пахмутова 2019 – Лаптева И.В., Пахмутова Е.Д. Многоязычие как залог успешного взаимодействия культур в глобальном мире // Центр и периферия. 2019. № 3. С. 12–16. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=41218638.
- Москалюк 2019 – Москалюк В.С. Необходимость цифровизации российского образования // Наука и образование сегодня. 2019. С. 12–15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=41148168.
- Пахмутова, Лаптева 2015 – Пахмутова Е.Д., Лаптева И.В. Электронные ресурсы для дистанционного обучения // Научные основы современных агротехнологий в сельскохозяйственном производстве: мат. Всерос. научно-практ. конф. Саранск, 2015. С. 351–359. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=34890779.
- Ушинский 1982 – Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1982. 164 c. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=87496.
- Яковлев 2001 – Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. 2001. № 2. С. 32–37. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0.