Формирование компонентов инженерной компетенции школьников поколения Z

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей поколения Z среднего школьного возраста и их влиянию на формирование инженерной компетенции. Обосновывается необходимость введения занятий для формирования инженерной компетенции с 5 класса. Важность проблемы обусловлена отсутствием тематических исследований о влиянии возрастных и психологических особенностей поколения Z на процесс формирования инженерной компетенции во внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов. Анализ тематической научной литературы показал, что в большинстве случаев работы ограничиваются изучением локальных аспектов заявленной темы. Поэтому главной целью автор поставил изучение возрастных особенностей школьников поколения Z при формировании инженерной компетенции (в рамках внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов). Методологическая база представлена совокупностью общенаучных методов (описание, сравнение, обобщение и системный анализ) и частнонаучного метода – описательного контент-анализа. Научная новизна состоит в определении совокупности качеств, присущих представителям поколения Z в среднем школьном возрасте и оказывающих непосредственное влияние на развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в качестве основы для составления методических программ учащихся, написания фундаментальных компилятивных и оригинальных научных работ, а также создания классификации характеристик представителей «нового поколения» в рамках образовательного процесса. Основные выводы: работу над формированием инженерной компетенции и каждого ее компонента в отдельности необходимо начинать в среднем школьном возрасте; для более глубокого и качественного освоения компонентов инженерной компетенции следует обращаться к ресурсам внеурочной деятельности; поколение Z нуждается в особенном подходе к формированию инженерной компетенции ввиду свойственных ему интересов, потребностей и психолого-возрастных особенностей.

 

Об авторах

А. Т. Фаритов

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-3073-8455

аспирант

Список литературы

  1. Hampton, Keys 2017 – Hampton Debbie C., Keys Yolanda. Generation Z students: Will they change our nursing classrooms? // Journal of Nursing Education and Practice. 2017. Vol. 7, No. 4. P. 111–115. DOI: http://doi.org/10.5430/jnep.v7n4p111.
  2. Mohammad, Alireza, Fariba 2019 – Mohammad A.A., Alireza J., Fariba H. Instructional Strategies for Motivating and Engraining Generation Z Students in Their Own Learning Process // Journal of Education and Practice. 2019. Vol. 10, No. 3. Р. 1–20. DOI: http://doi.org/10.7176/JEP/10-3-01.
  3. Moore, Jones, Frazier 2017 – Moore K., Jones C., Frazier R.S. Engineering Education For Generation Z // American Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 8, No. 2. Р. 111–126. DOI: http://doi.org/10.19030/ajee.v8i2.10067.
  4. Абраменкова 2018 – Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: ПЕР СЭ, 2018. 431 с. URL: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2015/07/15.pdf.
  5. Альтшуллер 1979 – Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Москва: Сов. радио, 1979. 216 с. URL: http://www.rdita.kg/files/books/%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7/Tvorchestvo_kak_tochnaya_nauka_G_S_Altshuller.pdf.
  6. Амельченко 2013 – Амельченко Т.В. Операционно-деятельностный компонент модели формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 13–18. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10552.
  7. Безрукова 1989 – Безрукова B.C. Инженерно-педагогическая подготовка: современные тенденции // Советская педагогика. 1989. № 1. С. 83–86.
  8. Буцык 2019 – Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. № 1. С. 27–33. DOI: http://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-27-33.
  9. Звонов 2018 – Звонов П.А. Цифровое поколение и его особенности // Вестник магистратуры. 2018. № 12–4. С. 79–81. URL: http://www.magisterjournal.ru/docs/VM87_4.pdf.
  10. Зимняя 2013 – Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16–31.
  11. Крайг, Бокум 2005 – Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 940 с. URL: http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/Kraig_Psikhologija_razvitija.pdf.
  12. Рибо 1901 – Рибо Т. Закон развития воображения. Санкт-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1901. С. 132–140. URL: http://www.psychology.ru/library/00050.shtml.
  13. Шапран 2013 – Шапран Ю.П. Компоненты профессиональной компетентности учителей биологии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXII междунар. научно-практич. конф. № 9. Новосибирск: СибАК, 2013. URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xxxii/33939 (дата обращения: 20.12.2019).
  14. Шишов, Агапов 2002 – Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход в образовании: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 58–62. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=21378160.
  15. Шмыгова, Чекулева 2016 – Шмыгова И.С., Чекулева М.Е. Прикладные задачи – как средство формирования инженерной компетенции школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам XLV междунар. научно-практич. конф. 2016. № 8. С. 49–57. URL: http://sibac.info/archive/guman/8(45).pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Фаритов А.Т., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах