КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается коммуникативная мобильность как характеристика, в значительной мере определяющая полноценность развития профессиональной компетентности. Анализируется содержание понятия «профессиональная компетентность», обосновывается важность развития универсальных (общекультурных, общих) компетенций, определяется место коммуникативной мобильности в их системе. На основе анализа потребностей современного рынка труда делается вывод о необходимости развития коммуникативной мобильности как составляющей профессиональной компетентности. Коммуникативная мобильность представляется как вербальная мобильность, непосредственно связанная с мобильностью мышления. Она предполагает сформированность языковых и речевых навыков и умений и выражается в способности оперативно и гибко реагировать, быстро и адекватно воспринимать и анализировать высказывания собеседника, строить на основе обработанных данных умозаключения и представлять их в форме, соответствующей контексту коммуникации. В качестве показателей называются: оперативность, гибкость, аналитическая адекватность, толерантность к неопределенности, толерантность к социальному окружению, психоэмоциональный самоконтроль. Даются методические рекомендации по развитию предложенных показателей. Основными методами исследования являются анализ и синтез научной информации, представленной в работах отечественных и зарубежных ученых, контент-анализ (образовательных стандартов), функционально-семантический анализ терминологии («мобильность» «коммуникативная мобильность», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетенция»). Результаты работы могут применяться в системе высшего образования при разработке рабочих программ и оценочных средств. Статья адресована исследователям, изучающим проблемы, связанные с профессиональной компетентностью, коммуникативной компетенцией и коммуникативной мобильностью; преподавателям вузов; специалистам, которые занимаются оптимизацией обучения, корректировкой содержания образовательного процесса и методики преподавания с ориентиром на современные тенденции рынка труда.

Об авторах

Ю. В. Троицкая

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-4692-6346

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранных языков и русского как иностранного»

Список литературы

  1. Adapting… 2013 – Adapting to change: The value of change information and meaning-making / M. Heuvel, E. Demerouti, A. Bakker, W. Schaufeli
  2. //
  3. Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83. P. 11–21. doi: 10.1016/j.jvb.2013.02.004.
  4. Benson, Morgan, Filippaios 2014 – Benson V., Morgan S., Filippaios F. Social career management: Social media and employability skills gap // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 30. P. 519–525. doi: 10.1016/j.chb.2013.06.015.
  5. Guzman, Choi 2013 – Guzman A.B., Choi K.O. The relations of employability skills to career adaptability among technical school students // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 82. P. 199–207. doi: 10.1016/j.jvb.2013.01.009.
  6. Life… 2009 – Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century / M.L. Savickas, L. Nota, J. Rossier et al. // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75. Issue 3. P. 239–250. doi: 10.1016/j.jvb.2009.04.004.
  7. Savickas, Porfeli 2012 – Savickas M.L., Porfeli E.J. Career Adapt-Abilities Scale: Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries // Journal of Vocational Behavior. 2012. Volume 80. Issue 3. P. 661–673. doi: 10.1016/j.jvb.2012.01.011.
  8. Zacher 2014 – Zacher H. Career adaptability predicts subjective career success above and beyond personality traits and core self-evaluations // Journal of Vocational Behavior. 2014. Vol. 84. Issue 1. P. 21–30. doi: 10.1016/j.jvb.2013.10.002.
  9. Алгаев 2013 – Алгаев А.Н. Коммуникативная мобильность педагога-психолога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3–4 (16–17). С. 76–82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-mobilnost-pedagoga-psihologa.
  10. Горбатова, Кудряшова, Рубышкина 2015 – Горбатова Т.Н., Кудряшова А.В., Рубышкина С.В. Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 582–584. URL: https://moluch.ru/archive/86/16422.
  11. Коробкова 2010 – Коробкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. 2010. № 3. С. 29–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15586425.
  12. Руднева, Храмцова, Храмцов 2011 – Руднева Т.И., Храмцова А.Б., Храмцов Е.Б. Формирование профессиональной компетентности студентов – будущих юристов: монография. Самара: Издательство «Самарский университет», 2011. 148 с.
  13. Смирнова 2014 – Смирнова О.В. Формирование коммуникативной мобильности бакалавров экономики средствами профессиональных проблемных ситуаций межкультурной коммуникации // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 115–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22925953.
  14. Таюрская 2015 – Таюрская Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 83–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23099774.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Троицкая Ю.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах