ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье авторы анализируют проблему подготовки профессорско-преподавательского состава вузов к осуществлению организационно-управленческой деятельности. Данная проблема рассматривается в контексте современных тенденций развития высшего образования (демократизации, интернационализации, повышения открытости образовательных систем, расширения интеграционных процессов, информатизации, перехода от моно- к меж- и трансдисциплинарным исследованиям), которые выдвигают новые требования к образовательным программам высшего образования и обуславливают их трансформационные изменения. Показано, что на смену традиционному подходу к управлению образовательными программами приходит инновационный, предполагающий делегирование полномочий руководителя образовательной программы отдельному специалисту, компетентному в вопросах прогнозирования, реализации, рефлексии и принятия эффективных управленческих решений. В связи с этим происходят не только содержательное изменение и усложнение традиционных видов профессиональной деятельности преподавателя, но и появление в ней элементов бизнес-процесса, в частности увеличение «доли» организационно-управленческих функций в процессах проектирования, дизайна, реализации, оценки качества и гарантии конкурентоспособности образовательной программы. В управлении образовательными программами высшего образования заметно разделение контуров управления на академическое управление (руководитель образовательной программы и академический совет программы) и административное управление (учебный офис и менеджер образовательной программы).

Об авторах

В. А. Капранова

Минский государственный лингвистический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики

Н. В. Соловова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами, профессор кафедры теории и методики профессионального образования

Список литературы

  1. Асаул, Капаров 2007 – Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. СПб.: Гуманистика, 2007. 264 с. URL: https://www.spbgasu.ru/documents/docs_176.pdf.
  2. Баранова 2016 – Баранова Н.В. Подготовка преподавателей вузов к управлению образовательными программами высшего образования: автореф. дис. … канд. педаг. наук. М., 2016. 24 с. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/06/Baranova_1.pdf.
  3. Барылкина 2013 – Барылкина Л.П. Образовательная программа – ключевой документ в управлении образовательной организацией // Глобальный научный потенциал. 2013. № 10 (31). С. 198–200. URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/31/g-n-p-10(31).pdf.
  4. Бордовская, Титова 2002 – Бордовская Н.В., Титова Е.В. Качество деятельности преподавателя вуза: подход к пониманию и оценке // Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России». 2002. Вып. 7. URL: http://scipeople.ru/publication/103841.
  5. Габышева 2017 – Габышева Л.К. Создание института руководителей образовательных программ как инструмент повышения качества образования в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 7. С. 92–97. doi: 10.24158/spp.2017.7.18.
  6. Гончарова 2015 – Гончарова Н.А. Проектный подход к управлению образовательными программами в вузе // Вестник Гуманитарного университета. 2015. № 4 (11). С. 37–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25285772.
  7. Громова 2010 – Громова Л.A. Управление образовательными программами на основе стандарта третьего поколения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. № 3. С. 36–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25975163.
  8. Капранова 2018 – Капранова В.А. Практико-ориентированная среда в университете: содержание, структура, пути создания // Вестник МГЛУ. Сер. 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. Минск: МГЛУ, 2018. № 1 (33). С. 28–34. URL: http://e-lib.mslu.by/handle/edoc/321.
  9. Кузьминов 2015 – Кузьминов Я.И. ВШЭ: обновление структуры, кадров и образовательных программ [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.hse.ru/data/2015/12/01.
  10. Соловова, Суханкина 2018 – Соловова Н.В., Суханкина Н.В. Управление образовательными программами: новые направления развития // Образование в современном мире: профессиональная подготовка кадрового потенциала с учетом передовых технологий: сб. научн. тр.; отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Изд-во «Ваш Взгляд», 2018. С. 130–135. URL: http://repo.ssau.ru/handle/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/UPRAVLENIE-OBRAZOVATELNYMI-PROGRAMMAMI-NOVYE-NAPRAVLENIYa-RAZVITIYa-73426.
  11. Трапицын, Трапицына 2012 – Трапицын С.Ю., Трапицына Г.Н. Управление качеством образовательных программ на основе процессного подхода // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 3. С. 132–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18624555.
  12. Тубер, Крашакова, Гнатышина 2016 – Тубер И.И., Крашакова Т.Ю., Гнатышина Е.В. Профессиональный стандарт педагога профобразования – основа для пересмотра системы повышения квалификации в профессиональной образовательной организации // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2016. № 5. С. 100–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-pedagoga-profobrazovaniya-osnova-dlya-peresmotra-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-v-professionalnoy.
  13. Чандра 2015 – Чандра М.Ю. Управление качеством проектирования и реализации образовательных программ в вузе: замысел концепции // Дискуссия. 2015. № 10 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-proektirovaniya-i-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-v-vuze-zamysel-kontseptsii.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Капранова В.А., Соловова Н.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах