РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются исторические предпосылки перехода от информатизации образования к его цифровизации: от этапа фрагментарного применения информационных технологий в учебном процессе, укрупнения решаемых с их помощью задач, развития электронного обучения, оснащения вузов электронной ИОС и применения ее ресурсов в образовательной деятельности к этапу внедрения новых, цифровых технологий в учебный процесс. В ходе теоретического анализа выявлена суть термина «цифровизация», установлен перечень значимых для развития общества цифровых технологий (облачные, когнитивные, технологии больших данных и интернет вещей), определен и систематизирован перечень ключевых цифровых компетенций современного специалиста (навыки работы с цифровыми технологиями, способность к разнообразной и эффективной онлайн-коммуникации, навыки аналитического, критического и гибкого мышления, навыки мультизадачной, комплексной работы в межпрофессиональных командах).

Эмпирические данные проведенного пилотажного исследования подтвердили необходимость формирования цифровых компетенций, внесения изменения в содержание профессиональной подготовки, оснащение преподавателей соответствующими знаниями, навыками, компетенциями. Наряду с положительными сторонами цифровизации образования в статье приводятся возможные негативные изменения в данной сфере (потеря базовых когнитивных компетенций, снижение общего уровня подготовки, сокращение потребности в «интеллектуальном» специалисте, уход от фундаментальности, перераспределение функций администрации вузов и преподавателей, высокие требования к психологическим качествам преподавателя, сокращение личных контактов, рост конфликтов, «утечка» талантливой молодежи и преподавателей за границу, сокращение контингента высшего образования, потеря статуса отечественного высшего образования, снижение контингента обучающихся). Актуализируется задача обеспечения качества цифрового образования и намечаются пути актуальных педагогических исследований (модель цифрового преподавателя; технологии разработки цифрового образовательного контента, методики оценки его качества с учетом эргономических, валеологических, психолого-педагогических требований; методики контроля успеваемости и сформированности образовательных результатов в условиях переноса учебного процесса в глобальную сеть; средства обеспечения качества обучения, предупреждения возможных рисков его снижения).

Об авторах

Н. Б. Стрекалова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Список литературы

  1. Индустрия… 2017 – Индустрия российских медиа: цифровое будущее: монография / Е.Л. Вартанова [и др.]. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
  2. Касперская – Касперская Н.И. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации [Электронный ресурс]: развернутые тезисы выступления на парламентских слушаниях в Государственной думе. URL: https://ivan4.ru/news/traditsionnye_semeynye_tsennosti/the_digital_economy_and_the_risks_of_digital_colonization_n_kasperskaya_developed_theses_of_the_spee (дата обращения: 20.05.2019).
  3. Кешелава, Буданов, Румянцев 2017 – Кешелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю. Введение в «Цифровую» экономику. ВНИИГеосистем, 2017. 28 с. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/07/vvedenie-v-cifrovuyu-ekonomiku-na-poroge-cifrovogo-budushhego.pdf.
  4. Лапидус 2017 – Лапидус Л.В. Big Data, Sharing economy, Интернет вещей, роботизация: взгляд в будущее российского бизнеса // Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции: материалы III межфакультетской научно-практич. конф. молодых ученых: доклады и выступления. М.: ФГБОУ ВО МГУ, 2017. С. 5–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30540354.
  5. Никулина, Стариченко 2018 – Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2133/14.pdf.
  6. Роберт 2013 – Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Профессиональное образование. 2013. № 9. С. 5–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18152054.
  7. Санько 2014 – Санько А.М. Технологизация высшего образования // Вестник Самарского университета. История, педагога, филология. 2014. № 5 (116). С. 210–213. URL: https://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/3943.
  8. Стрекалова 2017 – Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Самара, 2017. 52 с. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/upravlenie-kachestvom-samostojatelnoj-raboty-studentov-v-otkrytoj-informacionno.html.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стрекалова Н.Б., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах