ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ
- Авторы: Калмыкова Д.А.1, Соловова Н.В.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 25, № 2 (2019)
- Страницы: 76-83
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6802
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-76-83
- ID: 6802
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье авторами рассматривается проблема готовности преподавателя вуза к управлению знаниями в условиях становления когнитивного университета. Современный процесс развития информационного общества непрерывно связан с изменением роли знания, которое выступает отдельно созданным общественным благом и обособленным ресурсом. Становление экономики знаний трансформирует условия функционирования высшей школы, ориентируя ее на подготовку выпускников, которые обладали бы индивидуальной совокупностью необходимых компетенций на мульти- и метадисциплинарной основе. Актуальность проблемы определена новыми образовательными условиями, наделяющими преподавателя функциями наставника, коуча, консультанта и менеджера-организатора образовательного процесса, идентичного процессу менеджмента знаний.
В ходе изменения роли преподавателя образовательной организации высшего образования особую значимость приобретает его научная деятельность. Авторами представлена специфика научной деятельности преподавателя вуза в контексте развития университета четвертого поколения, раскрыто понятие готовности преподавателя вуза к управлению знаниями.
Основными методами исследования является анализ и синтез научной информации, результатов исследований в областях управления знаниями в образовательных организациях высшего образования и профессиональной деятельности преподавателя; обобщение и систематизация научных фактов и положений.
Основываясь на принципе идентификации, для определения структуры готовности преподавателя вуза к управлению знаниями соотносятся виды научной деятельности с основными этапами управления жизненным циклом знаний и его должностными обязанностями.
В результате исследований авторами предложена структура готовности к управлению знаниями, интегрирующая ценностно-мотивационный, инструментально-цифровой, научно-исследовательский, оценочно-аналитический, интерактивно-коммуникационный и академическо-предпринимательский компоненты.
Об авторах
Д. А. Калмыкова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
аспирант, кафедра теории и методики профессионального образования
Н. В. Соловова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами, профессор кафедры теории и методики профессионального образования
Список литературы
- Lee, Clery 2004 – Lee J. Key Trends in Higher Education. Academic American, 2004, Vol. 1, no. 1, pp. 21–36.
- Machlup 1962 – Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, NJ, 1962, 416 p. URL: https://archive.org/details/productiondistri00mach/page/n5.
- Альтовский 2007 – Альтовский Е. Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний // Высшее образование сегодня, 2007. № 9. С. 74–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15179895; https://www.ifap.ru/ofdocs/rest/kronberg.pdf.
- Дмитриев, Соловова 2017 – Дмитриев Д.С., Соловова Н.В. Готовность преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности: монография / под ред. Т.И. Рудневой. Самара: Инсома-Пресс, 2017. 212 с. ISBN 978-5-4317-0262-4.
- Ефимов, Лаптева 2014 – Ефимов В.С., Лаптева А.В. Когнитивный университет: контуры будущего // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6 (94). С. 18–29. URL: http://foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight.sfu-kras.ru/files/Efimov_Lapteva_Kognitivnyy_universitet_kontury_budushchego.pdf.
- Игнатьева 2008 – Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2008. 280 с. URL: https://ru.b-ok.org/book/792606/8184c6.
- Калмыкова, Соловова 2018 – Калмыкова Д.А., Соловова Н.В. Модель управления знаниями в образовательной организации высшего образования // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона. 2018. С. 567–571. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37128041.
- Кузнецов, Энговатова 2016 – Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации, 2016. № 5 (211). С. 3–9. URL: https://maginnov.ru/ru/zhurnal/arhiv/2016/innovacii-n5-2016/universitety-4.0-tochki-rosta-ekonomiki-znanij-v-rossii.
- Руднева 2016 – Руднева Т.И. Методологические принципы как контекст осмысления качества результата педагогического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 2. С. 78-82. URL: https://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4228.
- Соловова 2012 – Соловова, Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: монография / под ред. Т.И. Рудневой. Самара: Самарский университет, 2012. 548 с. ISBN 978-5-86465-522-1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21537361.
- Хегай, Бабак, Филаткина И.Д., Филаткина М.Д. 2015 – Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Филаткина И.Д., Филаткина М.Д. Мотивация и факторы академического предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11 (1). С. 1075–1085. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25061728.
- Хегай, Бабак, Филаткина М.Д., Филаткина И.Д. 2017 ‒ Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Филаткина М.Д., Филаткина И.Д. Управление знаниями в вузе как фактор развития академического предпринимательства // Креативная экономика. 2017. № 1. С. 45–60. doi: 10.18334/ce.11.1.37267.