ФИЛОСОФИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Голенков С.И.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 25, № 2 (2019)
- Страницы: 64-70
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6784
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-64-70
- ID: 6784
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждается концепция преподавания вузовского курса философии. Сегодняшнее преподавание философии в университете не соответствует требованиям времени, так как оно ориентировано на получение знаний о философии. Такая ориентация характерна для классического университета, который может существовать лишь в ситуации стабильности и относительно медленных изменений в окружающем его социальном мире. Современный университет готовит своих выпускников к профессиональной деятельности в непрерывно и быстро меняющемся мире. Нынешняя динамичная жизнь требует от специалиста навыков самостоятельной, критической работы с информацией, ответственного ее использования. Цель статьи: определить концептуальные основания университетского курса философии, отвечающего современным реалиям. Обосновывается необходимость ориентации философии на формирование и развитие у студента навыка рефлексии проблем и вопросов профессиональной деятельности и повседневной жизни. В этой связи задачей вузовского курса философии видится оснащение выпускника философским инструментарием рефлексивной деятельности. Решению этой задачи способствуют такие методы овладения философией, как саморефлексия, чтение и анализ философских текстов и дискурсов. Опыт показывает, что наиболее эффективно эти методы работают в размышлении над вопросами о моральном и экзистенциальном выборе, об индивидуальной свободе, профессиональном предназначении, поиске смысла жизни и т. д., то есть в анализе реальных жизненных ситуаций.
В заключении делается вывод о том, что концептуальное основание преподавания философии в высшей школе сегодня должно быть трансформировано от изучения философии к практикованию философии.
Об авторах
С. И. Голенков
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии
Список литературы
- Concepciуn
- 2004 – Concepciуn D.W. Reading Philosophy with Background Knowledge and Metacognition // Teaching Philosophy, 2004, Vol. 27, Nr. 4 (December 2004), pp. 351–368. URL: https://www.pdcnet.org/8525737F00588478/fileC125737F0061DCC6C125756D0060B335/%24FILE/teachphil_2004_0027_0004_0055_0072.pdf.
- Rudisill 2011 – Rudisill J. The Transition from Studying Philosophy to Doing Philosophy // Teaching Philosophy. Vol. 34. Nо. 3 (September 2011), pp. 241–271.
- Schutte – Schutte V. URL: http://www.ctl.uga.edu/uploads/future_faculty_docs/ Virginia_Schutte_Teaching_Philosophy.pdf (дата обращения: 22.03.2019).
- Адо 1999 – Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. 320 с. URL: http://www.logic-books.info/sites/default/files/ado._chto_takoe_antichnaya_filosofiya_0.pdf.
- Акимов – Акимов Р.А. Вопросы преподавания философских дисциплин в высшем учебном заведении // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 01 (55) Ч. 3. С. 104–106. URL: https://research-journal.org/philosophy/voprosy-prepodavaniya-filosofskix-disciplin-v-vysshem-uchebnom-zavedenii. doi: 10.23670/IRJ.2017.55.188 (дата обращения: 15.03.2019).
- Бакина 2016 – Бакина В.И. Методологические особенности преподавания философии в высших учебных заведениях // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 92–95. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/10/pedagogics/bakina.pdf.
- Бахтин 1994 – Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. С. 9–68.
- Голенков 2018 – Голенков С.И. Философия как забота о себе // «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета: сб. ст. и материалов междунар. науч. конф. (24–25 ноября 2017 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. С. 22–31. URL: http://fsf.tsu.ru/wp_test/wp-content/uploads/%D0%A1%D0%B1.%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE-2.pdf.
- Гуманизация современной философии… 2018 – Гуманизация современной философии и гуманитаризация общественных наук: материалы науч. конф. (17–18 мая 2018 г.). Екатеринбург: Деловая книга, 2018. 144 с. URL: https://csp-urgi.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15831/imp/Gumanizacija_sbornik_2018.pdf.
- Диоген Лаэртский 1986 – Диоген Лаэртский. О жизни, сочинениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с. URL: https://imwerden.de/pdf/diogen_laertsky_o_zhizni_ucheniyakh_i_izrecheniyakh_