ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- Авторы: Карпенко Л.Б.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 25, № 1 (2019)
- Страницы: 90-96
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6567
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-1-90-96
- ID: 6567
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме систематизации речевого материала при преподавании русского языка как иностранного. Цель статьи – показать значимость разных подходов к описанию речевых средств и особую продуктивность систематизации их в коммуникативно-прагматических комплексах, идея которых предложена автором. В ней продемонстрирована специфика целей и исследовательских программ наиболее распространенных парадигм: системоцентричной, функциональной, когнитивной, коммуникативной, прагмалингвистической. На материале средств выражения побуждения показано своеобразие принципов систематизации и описания языковых единиц в разных лингвистических парадигмах. Сделан вывод, что в настоящее время не существует одной общепринятой универсальной стратегии систематизации речевых средств, поиски ведутся исследователями с разных сторон: описываются парадигмы языковых средств разных уровней, функционально-семантические поля, концептосферы, типовые речевые модели, коммуникативно-прагматические поля, коммуникативные интенции, речевые акты, диалогические единства и др. Современная методика преподавания РКИ основывается на комплексном подходе к анализу речевой деятельности с оценкой ведущего коммуникативного подхода и вытекающих из данного подхода методических принципов коммуникативной направленности обучения. Принцип динамического развертывания речевой деятельности, обоснованный автором, предполагает последовательное расширение и усложнение учебного материала, согласованное умножение навыков и умений речевого общения. Прослежено поэтапное увеличение содержания речевых компетенций на разных уровнях владения русским как иностранным в Государственных стандартах по данному направлению. Выдвигается и обосновывается идея продуктивности систематизации речевого материала в коммуникативно-прагматических комплексах, которые иллюстрируются на примере средств выражения ряда интенций. Показаны черты своеобразия русских речевых моделей, выявляемые при сопоставлении с английским и болгарским языками.
Об авторах
Л. Б. Карпенко
Самарский национальный исследовательский университет имени академикаС.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и массовой коммуникации
Список литературы
- Пешковский 2001 – Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. 8-е изд., доп. М.: Языки славянской культуры, 2001. 544 с.
- Гусев 2005 – Гусев В.Ю. Типология нерегулярных императивных форм // Вопросы языкознания. 2005.
- № 2. С. 65–81. URL: http://vja.ruslang.ru/archive/2005-2.pdf.
- Бондарко 1976 – Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л.: Наука, 1976. 255 с.
- Арутюнова 1990 – Арутюнова Н.Д. Речевой акт //Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 412–413.
- Формановская 2002 – Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002. 216 с.
- Пассов 1991 – Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
- Карпенко Л.Б. – Карпенко Л.Б. Принцип динамического развертывания речевой деятельности в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 3. С. 92– 95. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4535.
- Карпенко 2017 – Карпенко Л.Б. Коммуникативно-прагматический комплекс в преподавании русского языка как иностранного // Русистика без границ. 2017. № 4. С. 83–87. URL: http://www.rusistikabg.com/wp-content/uploads/2017/09/RUSISTIKA-BEZ-GRANICI_4_2017.pdf.