ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная работа является частью исследования проблем подготовки бакалавров математических направлений. Известно, что отношение студентов к учебе в целом и изучению отдельных дисциплин, а также эмоции, возникающие в процессе обучения, во многом определяют уровень их академических достижений. В статье приводится анализ результатов анкетирования студентов по выявлению их отношения к изучению вероятностных разделов математики. Опрос обучающихся по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», «Информатика» и «Математика» проводился дважды. Результаты анкетирования исследовались с помощью непараметрических критериев
(G-критерия знаков и T-критерия Вилкоксона), корреляционного и кластерного анализа. Как показало исследование, студенческие оценки, отражающие ценностное и эмоциональное отношение к изучению теории вероятностей, являются устойчивыми и репрезентативными. Кроме того, кластерный анализ позволил выявить среди анкетируемых студентов наличие двух групп, примерно равных по количеству: осознающих ценность, испытывающих положительные эмоции при изучении курса и имеющих затруднения в учебе. Обнаружение проблемы позволяет выработать систему методов, направленных на формирование ценностного отношения, обретения смыслов и более глубокого понимания сущности вероятностных идей и методов.

Об авторах

Е. В. Кузнецова

Липецкий государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра прикладной математики

Т. П. Фомина

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и физики

Список литературы

  1. Avcu R., Avcu S. 2015 – Avcu R., Avcu S. Turkish Adaptation of Utley Geometry Attitude Scale: A Validity and Reliability Study // Eurasian Journal of Educational Research. 2015. № 58. P. 1–23. Available at: 10.14689/ejer.2015.58.1.
  2. Benton, Cashin, 2014 – Benton S.L., Cashin W.E. Student ratings of instruction in college and university courses. // Higher education: Handbook of theory and research [M.B. Paulsen ed.]. V. 29. Dordrecht, the Netherlands: Springer, 2014. P. 279–326. Available at: 10.1007/978-94-017-8005-6_7.
  3. Darwin 2016 – Darwin S. The Emergence of Student Evaluation in Higher Education. Student Evaluation // Higher Education [S. Darwin ed]. Switzerland: Springer International Publishing, 2016. P. 1–11. Available at: 10.1007/978-3-319-41893-3_1.
  4. Gener, Subia, Salangsang, Medrano 2018 – Gener S., Subia G.S., Salangsang L.G., Medrano H.B. Attitude and performance in mathematics I of bachelor of elementary education students: a correlational analysis // American Scientific Research Journal for Engineering, Technology & Sciences. 2018. V. 39. № 1. P. 206–213. Available at: http://www.asrjetsjournal.org/index.php/American_Scientific_Journal/article/view/3821/1378.
  5. Huang, Lin 2015 – Huang Y.C., Lin S.H. Development and Validation of an Inventory for Measuring Student Attitudes toward Calculus // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2015. V. 48. № 2. P. 109–123. Available at: 10.1177/0748175614563314.
  6. Kuznetsova, Matytcina 2018 – Kuznetsova E., Matytcina M. A multidimensional approach to training mathematics students at a university: improving the efficiency through the unity of social, psychological and pedagogical aspects // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2018. V. 49. № 3. P. 401–416. Available at: 10.1080/0020739X.2017.1363421.
  7. Kuznetsova 2019 – Kuznetsova E. Probabilistic ideas and methods in undergraduate mathematics: axiological aspects // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2019. V. 14 (in print).
  8. Mega, Ronconi, De Beni 2014 – Mega C., Ronconi L., De Beni R. What makes a good student? How emotions, self-regulated learning, and motivation contribute to academic achievement // Journal of Educational Psychology. 2014. V. 106. № 1. P. 121–131. doi: 10.1037/a0033546.
  9. Tabuk, Haciцmeroрlu 2015 – Tabuk M., Haciцmeroрlu G. Turkish adaptation of attitude towards mathematics instrument // Journal of Theory and Practice in Education. 2015. V. 11. № 1. P. 245–260. Available at: http://acikerisim.lib.comu.edu.tr:8080/xmlui/handle/COMU/1051.
  10. Zakariya 2017 – Zakariya Y.F. Development of Attitudes towards Mathematics Scale (ATMS) using Nigerian Data-Factor Analysis as a Determinant of Attitude Subcategories // International Journal of Progressive Education. 2017. V. 13. № 2. P. 74–84. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1145597.
  11. Андреев 2014 – Андреев В.И. Базовые законы и идеология гарантированного качества высшего образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 11–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22258902.
  12. Брызгалина, Прохода 2016 – Брызгалина Е.В., Прохода В.А. Социальный облик студенчества: трансформация во времени (2006–2015 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 3. С. 118–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27422848.
  13. Воробьев, Фомина 2017 – Воробьев Г.А., Фомина Т.П. Современные проблемы анализа и оптимизации межпредметных связей математических дисциплин // «Липецкий опыт» и педагогика XXI века: сб. науч. тр. Всероссийской научно-практич. конф., посвященной 100-летию со дня рождения К.А. Москаленко / Липецк, 31 октября 2017 г.; под ред. Н.В. Фединой. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017.
  14. С. 144–147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30662108.
  15. Зеленев, Туманов 2012 – Зеленев И.А., Туманов С.В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 99–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19052725; http://vovr.ru/upload/11-12.pdf.
  16. Клайн 1994 – Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 285 с. URL: http://bookfi.net/book/769553.
  17. Кузнецова 2014 – Кузнецова Е.В. Целостность как системообразующий принцип образования в условиях информационного общества // Наука и школа. 2014. № 3. С. 69–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22549740.
  18. Кузнецова 2018a – Кузнецова Е.В. Методика мониторинга удовлетворенности студентов вуза качеством образовательных программ // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018а. Т. 24. № 2. С. 56–62. doi: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-56-62.
  19. Кузнецова 2018b – Кузнецова Е.В. Исследование отношения студентов математических направлений к изучению вероятностных разделов математики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2018b. № 2 (50). С. 142–150.
  20. Платонов 1986 – Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
  21. Сухова, Сухов 2015 – Сухова Е.В., Сухов В.М. Отношение к учебе в вузе современных студентов // Наука и образование транспорту. 2015. № 1. С. 286–289. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25609325.
  22. Тельнова, Белявин 2003 – Тельнова Н.А., Белявин Д.А. Ценностный смысл и специфика современного образования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2003. № 6. С. 27–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15236228.
  23. Фомина 2008 – Фомина Т.П. К вопросу о структуре системы математической подготовки будущего учителя информатики // Преподаватель XXI век. 2008. № 1.
  24. С. 7–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12973232.
  25. Фомина 2011 – Фомина Т.П. Курс «Теория вероятностей и математическая статистика» в подготовке учителя информатики // Школа будущего. 2011. № 3. С. 47–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16404843.
  26. Шульга Е.В., Шульга В.И. 2017 – Шульга Е.В., Шульга В.И. Отношение студентов к учебе: основные причины успеваемости и неуспеваемости // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (14). С. 110–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29232211.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузнецова Е.В., Фомина Т.П., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах