ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ подходов к решению проблемы формирования психолого-педагогической составляющей профессиональной компетентности студентов-математиков, обучающихся в высшем учебном заведении. Отмечается актуальность исследования в связи с возрастающими требованиями к уровню и качеству подготовки будущих специалистов. Указывается на то, что данная проблема ставит перед студентами высокую планку уровня умений реализации своих интеллектуальных возможностей с применением при этом всех своих творческих ресурсов постоянного повышения уровня профессиональных знаний. Следовательно, содержание и методика преподавания учебных дисциплин должны отражать требования работодателей, предъявляемые к студентам, будущим выпускникам высшей школы в условиях социально-экономических преобразований в стране, их высокую конкурентоспособность, мобильность, готовность к самообразованию и самореализации. Отмечается, что этому способствует преподавание интегрированного курса «Психология и педагогика».
Автором осуществлен анализ исследований, посвященных изучению сущности понятия «психолого-педагогическая компетентность» студентов, ее критериев. Отмечается специфика ее формирования
в специально созданных педагогических условиях. Предлагается рассмотреть организационную модель форм, методов и средств формирования психолого-педагогической компетентности студентов-математиков, применяемых в интегрированном курсе «Психология и педагогика», с учетом как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Приведены результаты исследования уровня сформированности критериев психолого-педагогической компетентности студентов-математиков: готовность к решению профессиональных задач, готовность к самообразованию и самореализации, эмоционально-волевая готовность, готовность к творческой самореализации, было выявлено в основном присутствие низкого и среднего уровней их сформированности; отмечается результативность проведенного исследования.

Об авторах

Н. В. Иванушкина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

Список литературы

  1. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина, Мантуленко 2014 – Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5 (116). С. 220–227. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/3945.
  2. Гайдай 2014 – Гайдай М.Н. Психолого-педагогическая компетентность как интегральная характеристика уровня профессиональной подготовленности учителя-логопеда // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 1 (132). С. 11–15. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2014.1/3154/11-15.pdf.
  3. Добудько 2012 – Добудько Т.В. Содержание учебной дисциплины «Профессиональная компетентность педагога в условиях информатизации образования»: контекст педагогической праксеологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Вып. 14. № 2–1. С. 24–26. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2012/2012_2_24_26.pdf.
  4. Зайцева, Плетенева 2014 – Зайцева И.Н., Плетенева И.Ф. Социально-профессиональная адаптация как фактор формирования профессиональной компетентности студентов вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Вып. 1. № 1 (57). С. 64–67. DOI: /10.21603/2078-8975-2014-1-64-67.
  5. Иванушкина 2018 – Иванушкина Н.В. К вопросу о сущности и структуре психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2018. № 59–2. С. 52–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204250.
  6. Иванушкина 2019 – Иванушкина Н.В. Средства формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 62. Ч. 2. С. 96–99.
  7. Исхакова Р.Ф., Исхакова Ф.С. 2016 – Исхакова Р.Ф., Исхакова Ф.С. Сущность и структура психолого-педагогической компетентности преподавателя // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 1 (15). С. 119–124. URL: http://www.ugues.ru/files/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA/Vipusk-15-2016.pdf.
  8. Коновалова 2016 – Коновалова Е.В. Учебный диалог как механизм формирования профессиональной компетентности студентов вуза // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 11–2 (67). С. 118–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27517961.
  9. Красинская 2011 – Красинская Л.Ф. Реформирование высшего технического образования и новые требования к психолого-педагогической компетентности преподавателей // Сибирский педагогический журнал. 2011. №. 6. С. 22–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17030840.
  10. Лукьянова 2012 – Лукьянова М.И. О развитии психолого-педагогической компетентности социального педагога и его профессионально значимых личностных качеств // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Вып. 18. №. 1–2. С. 63–67.
  11. Низамиева, Старшинова, Иванов 2008 – Низамиева Л.Ю., Старшинова Т.А., Иванов В.Г. Интеграция психолого-педагогического знания и информационно-технологического знания как средство реализации дифференцированного подхода // Вестник Казан. технол. ун-та. 2008. № 6. Ч. 2. С. 50–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11668248.
  12. Правдюк, Овсянникова 2012 – Правдюк В.Н., Овсянникова О.А. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя как условие успешности реализации педагогического процесса в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. №. 2. 2012. С. 303–309. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17913663; http://oreluniver.ru/public/file/archive/201202.pdf.
  13. Старшинова 2010 – Старшинова Т.А. Формирование психолого-педагогической составляющей профессиональной компетентности специалиста в техническом вузе на основе интегративного подхода // Вестник Казанского технологического университета. 2010. №. 6. С. 156–158. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-psihologo-pedagogicheskoy-sostavlyayuschey-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialista-v-tehnicheskom-vuze-na-osnove; https://elibrary.ru/item.asp?id=15171103.
  14. Ширяев 2008 – Ширяев С.В. Организационно-педагогические условия и модель формирования психолого-педагогической компетентности менеджера социально-культурной деятельности // Омский научный вестник. 2008. № 4 (69). С. 108–111.
  15. Цеева, Панеш, Симбулетова 2015 – Цеева Л.Х., Панеш Б.Х., Симбулетова Р.К. Формирование профессиональной компетентности студентов в сфере социально-личностного развития дошкольников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 2 (159).
  16. С. 81–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23714780.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иванушкина Н.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах