ВЛАДИМИР СОРОКИН И РУССКИЙ АВАНГАРД
- Авторы: Казарина Т.В.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 24, № 4 (2018)
- Страницы: 132-138
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6424
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-132-138
- ID: 6424
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается связь литературного творчества Владимира Сорокина с мировоззренческими и эстетическими установками русского авангарда. По мнению автора статьи, для создания картины мира Сорокин попеременно обращается к методам художественного исследования, характерным для разных поколений русских авангардистов – кубофутуристов, обэриутов и концептуалистов – с общей для них сосредоточенностью на фундаментальных проблемах бытия, прежде всего на взаимоотношениях природы и культуры как основе мироустройства. Однако естественная жизнь, протекающая за рамками культурных конвенций, в текстах Сорокина утрачивает привлекательность, наделяется чертами хаотической, низменно-физиологической реальности. В понимании современного прозаика, все «дикое», что только есть в человеке, существуя бесконтрольно, стало «звериным» в худшем смысле слова и проявляет себя в чудовищных сценах убийства, людоедства, копрофагии и т. д. Поэтому торжество природы в изображении этого автора рождает кровавый кошмар либо – если происходит отмена культурных конвенций и соперничество природы и культуры сходит на нет – приводит к энтропии, угасанию энергии бытия. Равновесие природы и культуры, по мнению Сорокина, возможно, но дает временный и ненадежный результат. Демонстрируя разные возможности взаимодействия этих начал бытия, Сорокин то изображает триумф природных стихий, как кубофутуристы, то скорбно признает неоспоримую победу умозрительного над живым, как обэриуты, то с явной иронией воспевает «любовный союз» природы и культуры (подобно писателям соцреализма, тоже генетически связанным с авангардом), то рисует безжизненный пейзаж «благополучного» завтра, порвавшего с культурными условностями. Но во всех этих случаях современный прозаик последовательно «гасит пафос» – компрометирует то, что в авангардистских пророчествах было способно вызвать энтузиазм. Очевидная цель автора – предотвратить повторное обращение к тем идеям, которые однажды завели в тупик русскую культуру и российское общество.
Об авторах
Т. В. Казарина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью
Список литературы
- Генис Александр – Генис Александр. Сорокин: мастер русской метафизики. URL: https://www.svoboda.org/a/29218770.html (дата обращения 03.09.2018).
- Калинин Илья – Калинин Илья. Владимир Сорокин: преодоление словесности // Новое литературное обозрение. № 120.
- Курицын Вячеслав – Курицын Вячеслав. Владимир Сорокин. URL: https://www.srkn.ru/criticism/kuricyn.shtml (дата обращения 10.09.2018)
- Оробий Сергей 2017 – Оробий Сергей. Литературный обзор: весна и лето-2017. Homo Legens 2017, 2–3. URL: http://magazines.russ.ru/homo_legens/2017/2/literaturnyj-obzor-vesna-i-leto-2017.html (дата обращения 11.09.2018).
- Пригов Дмитрий 1992 – Пригов Дмитрий. О прозе Сорокина. Владимир Сорокин. М.: Русслит, 1992. 116 с.
- Соколов Михаил – Соколов Михаил. «День опричника» и «Сахарный Кремль»: возвращается ли в Россию традиция политической литературы. URL: https://www.svoboda.org/a/462097.html (дата обращения: 17.09.2018).