НА ПИСАТЕЛЬСКИХ ПЕРЕПУТЬЯХ: Е.Н. ЧИРИКОВ, А.Л. ТОЛСТАЯ, А.Н. ТОЛСТОЙ
- Авторы: Перепёлкин М.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 24, № 4 (2018)
- Страницы: 118-125
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6421
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-118-125
- ID: 6421
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмотрения биографических и творческих связей и взаимовлияния трех художников слова – Е.Н. Чирикова, с одной стороны, и А.Н. Толстого и его матери А.Л. Толстой – с другой. Познакомившиеся в Самаре в середине 1890-х гг., Е.Н. Чириков и Толстые поддерживали отношения и сохраняли интерес к творчеству друг друга на протяжении многих десятилетий, о чем свидетельствуют переписка, мемуары и художественные произведения, содержащие прямые и косвенные следы их взаимного влияния друг на друга. Последнее доказывается на примере сопоставительного анализа сборника А.Л. Толстой «Захолустье» с ранними повестями Е.Н. Чирикова «Инвалиды» и «Чужестранцы», а также «Русалочьих сказок» А.Н. Толстого с «Волжскими сказками» Е.Н. Чирикова. Между «самарскими» произведениями А.Л. Толстой и написанными под впечатлением жизни в Самаре произведениями Е.Н. Чирикова есть как сходства, так и отличия; сходства касаются функции городского пейзажа в произведениях двух писателей, характера изображения городского общества, а также изображения попытки главного героя (героев) разорвать круг обыденности и вырваться из «захолустной» действительности либо доказать ее несостоятельность; отличает позиции писателей понимание тотальности «захолустья». Исследование творческого взаимовлияния Е.Н. Чирикова и А.Н. Толстого осуществлено на материале «Волжских сказок» первого и «Сорочьих сказок» второго, анализ которых позволил обнаружить следующее: в обоих случаях «сказка» позволила писателям остранить биографический опыт, действительность и вступить с ней в новые ценностные отношения, или, другими словами, сказочность обеспечивала достижение той самой эстетической дистанции, без которой было невозможным художественное освоение действительности, которая в случае Толстого была еще малознакомой для него как для начинающего писателя, а в случае Чирикова – слишком известной. Итогом этого рассмотрения становится реконструкция историко-литературного сюжета, находившегося до сих пор вне пределов литературоведческого внимания.
Об авторах
М. А. Перепёлкин
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
доктор филологических наук, профессор, кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью
Список литературы
- Бостром 1886 – Бостром А. (Толстая А.Л.). Захолустье. СПб., 1886.
- Бунин 1967 – Бунин И.А. Собр. соч.: в 9 т. Т. 9. М., 1967.
- Толстой 1951 – Толстой А.Н. Полн. собр. соч.: в 15 т. Т. 1. М., 1951.
- Чириков 2000 – Чириков Е.Н. Зверь из бездны: Роман, повести, рассказы, легенды, сказка. М., 2000.
- Чуковский 1908 – Чуковский К. От Чехова до наших дней. Литературные портреты. Характеристики. СПб.; М., 1908.