ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
- Авторы: Никифорова О.В.1, Соколова ЕИ.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 4 (2018)
- Страницы: 78-84
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6414
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-78-84
- ID: 6414
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Развитие всех форм непрерывного образования требует рассмотрения взаимодействия формального, неформального и информального видов образования. В статье рассматриваются официальные документы, в которых официально закрепляются термины формальное, неформальное и информальное образование. Раскрывается влияние информального образования как наименее исследованного на мотивацию к обучению длиною в жизнь и на формирование целостной картины мира, в котором культурная и образовательная составляющая являются приоритетными. Анализируются имманентные функции форм непрерывного образования, понимаемого широко как часть культурного кода нации и сопровождающие человека от его рождения через всю жизнь.
Представлена актуальная ситуация с внедрением всех форм непрерывного образования в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ). Описывается педагогическое исследование, проведенное авторами со студентами ПетрГУ. Для исследования применялись методы как письменного, так и устного анкетирования. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о тесной взаимосвязи информального и формального (профессионального) образования, а также об их позитивном взаимовлиянии на мотивацию к обучению. Таким образом, взаимодействие всех трех форм непрерывного образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала современного студента. Творческий потенциал современного студента во многом зависит от степени вовлеченности в образовательный процесс, представленный всеми формами непрерывного образования. Для перехода на качественно новый уровень образовательного процесса в рамках новой модели образования, ориентированной на результат, необходимо повышать уровень мотивации студентов к саморазвитию, уделяя достаточное внимание информальной составляющей непрерывного образования.
Об авторах
О. В. Никифорова
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
старший преподаватель кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей
Е И. Соколова
Петрозаводский государственный университет
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей
Список литературы
- Меморандум… – Меморандум непрерывного образования Европейского Союза URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html.
- Представление… – Представление Укрепления потенциала и программ сотрудничества, организованное департаментом образования Совета Европы. URL: https://www.coe.int/en/web/education/programme)
- Харченко 2014 – Харченко Л.Н. Проектирование программы неформального образования и психологической поддержки преподавателя в первые годы работы в вузе // Directmedia. 2014. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5457910768.
- Образование… – «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы». URL: https://www.hse.ru/data/590/394/1235/program.doc.
- Дамесин Рено 2014 – Дамесин Рено, Файолле Жакай, Николас Флеури, Малакуин Маттью и Роде Николас Проблемные задачи, актеры и методы в неформальном и нформальном образовании и их валидизация в Европе. 2014. URL: https://www.etui.org/.../Challenges-actors-and-practices.
- Мануеладу Боис-Реймонд – Мануеладу Боис-Реймонд. Исследование связи между формальным и информальным образованием, Центр Молодежных Исследований, университет г. Ляйден (Нидерланды). URL: https://www.eurodesk.it/.../COE_formal_and_nonformal_education....
- petrsu.ru/arts – URL: https://petrsu.ru/page/socio/arts#t20c.
- etymonline.com – URL: https://www.etymonline.com/word/informal.
- Салберг 1999 – Салберг П. Мостики к обучению: признание и значение информального образования в молодежной деятельности. 1999. URL: https://www.aegee.org/wp-content/uploads/.../NFE_book.pdf.
- Соколова 2016 – Соколова Е.И. Cубъекты непрерывного образования: терминологический аспект // тематический сборник научных трудов по социально-гуманитарным проблемам: материалы региональной научно-практической заочной конференции «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования». Макеевка: ДонНАСА, 2016. Вып.6. С.227–233. URL: docplayer.ru/52465992-Akademicheskie-chteniya.html.