РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ ПЕДАГОГОВ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рост вербальной агрессии в педагогической среде является одной из самых острых проблем в практике педагогического общения. Проявление вербальной агрессии педагогом (осознаваемое или неосознаваемое) приводит к коммуникативному дисбалансу, служит деструктивной речевой моделью для подражания учащихся, негативно сказывается на ходе учебно-воспитательного процесса, психологическом здоровье самого педагога, ведет к невротизации личности учащегося. Проанализированы сущность, причины и механизмы возникновения вербальной агрессии педагогов, систематизированы способы проявления и последствия агрессии в педагогическом общении. Применяются методы: анализ и синтез тематической научной информации, результатов исследований специалистов в рассматриваемой области; обобщение и систематизация фактов и положений; педагогическое наблюдение за речевой практикой педагогов. Выявлены основные виды речевой педагогической агрессии: категорические требования, намерение наказать, запрещение, выражение оценки в виде насмешки, ироничного замечания, явная или скрытая угроза, порицание, враждебное замечание. Обосновывается необходимость внедрения практико-ориентированной системы совершенствования коммуникативной компетентности педагога, направленной на гармонизацию педагогического общения через освоение конкретных способов и приемов нейтрализации вербальной агрессии. Определены средства развития коммуникативного потенциала педагога: расширение представлений о возможных средствах достижения коммуникативного равновесия в педагогическом общении путем освоения техник партнерского взаимодействия; систематизация представлений об эффективных средствах речевого воздействия; актуализация рефлексивных умений педагога в острых, конфликтных ситуациях; развитие навыков конструктивной критики.

Об авторах

Е. Ю. Сысоева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Список литературы

  1. Громова 2016 – Громова Н.С. Речевая агрессия: от коммуникативных ошибок до правонарушений // Юрислингвистика. 2016. №5. C. 173–189. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-ot-kommunikativnyh-oshibok-do-pravonarusheniy.
  2. Емельянов 1995 – Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 1995. 183 с.
  3. Енина 2000 – Енина Л.В. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации [Электронный ресурс] // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения (Материалы исследований и научно-практической конференции). М., 2000. URL: http://www.tolerance.ru/RP-rech-agress.php?PrPage=Multi (дата обращения: 02.05.2018).
  4. Ильин 2014 – Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. СПб: Питер, 2014. 368 с.
  5. Колесникова 2007 – Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
  6. Михальская 2015 – Михальская А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 379 с.
  7. Новикова, Смирнов 2018 – Новикова Т.Ф., Смирнов Т.Ю. Приемы нейтрализации вербальной агрессии в составе средств речевого воздействия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37. № 2. С. 194–203. doi: 10.18413/2075-4574-2018-37-2-194-203. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35128428.
  8. Олешков 2005 – Олешков М.Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. С. 43–50. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0327/3-0327-1.shtml.
  9. Руднева, Стрекалова, Соловова, Сысоева, Санько, Никулина 2016 – Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б., Соловова Н.В., Сысоева Е.Ю., Санько А.М., Никулина И.В. Педагогическое сопровождение инновационной педагогической деятельности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 3.1. С. 50–57. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4278.
  10. Сонин 2007 – Сонин В.А. Учитель как социальный тип личности. СПб: Речь, 2007. 400 с.
  11. Сидоренко 2008 – Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. 208 с.
  12. Щербинина 2001 – Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 16 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сысоева Е.Ю., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах