ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Повышенное внимание к формированию и развитию универсальных характеристик будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе обусловлено интеграцией различных видов их профессиональной деятельности. В условиях научно-технического прогресса исследователи закономерно отводят ведущую роль инженерной деятельности, которая включает в себя проектирование, конструирование и создание инновационных объектов материального мира. Одновременно возросли требования мирового сообщества и работодателей к будущим инженерам, от которых наряду с основополагающей функцией требуется ряд социокультурных знаний, умений, навыков и качеств, среди которых особое место занимают правовые. На основании обзора предлагаемых различными исследователями современных правосодержащих характеристик личности авторами делается вывод о необходимости формирования правовой культуры будущего инженера, которая понимается как интегративное образование личности, позволяющее специалисту реализовывать свои профессиональные права и обязанности в рамках правового поля.
Представляются результаты исследования правовой культуры будущих инженеров, которая определяется методом контент-анализа мнений преподавателей правовых дисциплин и выпускников инженерных специальностей двух вузов и последующим сопоставлением с требованиями потенциальных работодателей. Выявлена значительная разница между показателями сформированности правовой культуры специалистов и запросом на их готовность к деятельности на высокотехнологичных предприятиях. Авторами рассматриваются факторы и условия, влияющие на профессиональную подготовку специалистов в вузе.

Об авторах

Е. Г. Шиханова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

ассистент кафедры социальных систем и права

Е. Б. Храмцов

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992

кандидат педагогических наук, доцент кафедры связей с общественностью и массовых коммуникаций

Список литературы

  1. Egbert, Everett, Crockett, Farrell, Staehle 2018 –Egbert P., Everett J.W., Crockett F., Farrell S. and Staehle M. Growing an engineering living and learning community // Global Journal of Engineering Education. 2018. Volume 20, № 1, рp. 23–29. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85041903799&partnerID=40&md5=79bc2ec4e312bdda746c740dad4873f0.
  2. Flynn, Everettand, Whittinghill 2018 – Flynn M., Everett J. and Whittinghill D. The impact of a living learning community on first-year engineering students. European Journal of Engineering Education. 2015. 41, № 3, рp. 331–341. doi: 10.1080/03043797.2015.1059408.
  3. Gazaliyev, Yegorov, Ogoltsova, Yerakhtina 2015 – Methodological provision of technical students’ vocational education when studying humanities / A. M. Gazaliyev, V.V. Yegorov, Y.G. Ogoltsova, I.I. Yerakhtina. // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no. 4S3, рp. 542–546. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n4s3p542.
  4. Hadgraft 2017 –Hadgraft Roger G. New curricula for engineering education: experiences, engagement, e-resources // Global Journal of Engineering Education. 2017. Volume 19, № 2, рp. 112-117. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85023595828&partnerID=40&md5=ea3093f18a3ae4a078d8cb0157ace5da.
  5. Lawanto, Uziak, Villanueva, Scheaffer 2017 – O. Lawanto, J. Uziak, I. Villanueva and M. Scheaffer. Continuing engineering education: a needs assessment for the introduction of a graduate certificate programme // Global Journal of Engineering Education. 2017. Volume 19, № 3, рp. 186–193. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85034615547&.
  6. Nickola, Kriek 2017 – Nickola G. and Kriek J.. Innovative training for work integrated learning in electrical engineering: opportunities and challenges // Global Journal of Engineering Education. 2017. Volume 19, № 3, рp. 225–230. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85034605395&partnerID=40&md5=Reyes.
  7. Reyes, Enfedaque, Gávez 2017 – Encarnaciуn Reyes, Alejandro Enfedaque, Jaime C. Gálvez. Initiatives to foster engineering student motivation: A case study // Journal of Technology and Science Education. 2017. Vol 7, № 3, рp. 291-312. DOI: http://dx.doi.org/10.3926/jotse.265.
  8. Болотов, Карданова, Енчикова, Илюшина, Наводнов 2015 – Болотов В.А., Карданова Е.Ю., Енчикова Е.С., Илюшина Н.В., Наводнов В.Г. К вопросу об оценке качества инженерного образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 3–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24146980.
  9. Китова 2015 – Китова Е.Т. Современные ценностные ориентации инженерного образования // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 49–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24131436.
  10. Лазутина, Темпель Ю.А., Темпель О.А. 2017 – Лазутина Т.В., Темпель Ю.А., Темпель О.А. Роль философии как формы мировоззрения при освоении компетенций обучающимися технических направлений в системе современного высшего образования России // Интеграция образования. 2017. № 1 (86). С. 19–34. doi: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.019-034.
  11. Храмцов 2014 – Храмцов E.Б. Правовая деятельность: правовое сознание // В сборнике: Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации: сборник научных статей / под ред. Т.И. Рудневой. Самара, 2014. С. 94–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22715560.
  12. Чешев 2016 – Чешев В.В. Инженерное мышление в антропологическом контексте // Философия науки и техники. 2016. № 1. С. 104–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26189737.
  13. Чудинов 2012 – Чудинов О.Р. К понятию «Правовая компетентность инженера» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. 2012. № 6. С. 93–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18066644.
  14. Шиханова 2017 a – Шиханова Е.Г. Правовая компетентность будущего инженера в контексте формирования правовой культуры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 102–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29244980.
  15. Шиханова 2017 б – Шиханова Е.Г. Самооценка правовой культуры студентов технического профиля (на примере Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 182–190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32619233.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шиханова Е.Г., Храмцов Е.Б., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах