ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
- Авторы: Куриленко Л.В.1, Вохрышева М.Г.2
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 24, № 3 (2018)
- Страницы: 76-82
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6368
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-76-82
- ID: 6368
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Социальная сфера, включающая в себя такие важные составляющие. как образование, здравоохранение, систему социальной защиты населения, культуру, предъявляет серьезные требования к уровню подготовки специалистов. Это связано со все более обостряющимися противоречиями между социальным заказом общества на будущих специалистов для социальной сферы и несовершенством системы их подготовки; с необходимостью разработки системы качества подготовки специалистов для социальной сферы и отсутствием конкретных критериев оценки качества подготовки.
В статье исследуется проблема профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы, раскрываются ее цели, задачи, особенности, в частности, среди основных называются ее мегатеоретический характер и практико-ориентированная направленность. Проблема качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы определяется как проблема, требующая тщательного исследования. С этой целью дается определение качества, вскрывается сущность понятия качества образования, что позволяет выявить доминирующие тенденции в оценке качества подготовки специалистов для социальной сферы.
Отмечается, что органическое единство интеллектуальных, эмоциональных, духовных свойств и качеств, коммуникативных, технологических, праксеологических и других знаний, умений и навыков, которые будущий специалист способен эффективно реализовывать в своей профессиональной деятельности, выступает основным показателем качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. Кроме того, выделяются объективные и субъективные критерии оценки качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. К первым относят реальные изменения положения человека, общества в целом, которое ими же и оценивается. К субъективным критериям можно отнести оценку качества деятельности преподавателей и оценку качества деятельности студентов – будущих специалистов.
Об авторах
Л. В. Куриленко
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории
и технологии социальной работы
М. Г. Вохрышева
Самарский государственный институт культуры
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой документоведения и библиографоведения
Список литературы
- Андронов В.П. Оценка качества профессиональной подготовки студентов университета. Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, 2012.
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Горшенина М.В., Сухинин В.П., Чернова Ю.К. Реализация основных принципов менеджмента качества в социальных системах образования // Проблемы качества образования: материалы XVI всерос. науч.-метод. конф. «Актуал. проблемы качества образования и пути их решения в контексте европ. и мировых тенденций» / М-во образования и науки Рос. Федерации; Федер. агентство по образованию, Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та); Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006.
- Горшенина М.В., Кривушкин Ю.Н., Сухинин В.П. Основы проектирования образовательных систем с позиций качества. М.: Открытый мир, 2007.
- Кобазова Ю.В. Методика оценки качества работы педагогических работников образовательных учреждений // Управление качеством образования. 2010. № 2. С. 58–62.
- Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2005.
- Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной поддержки населения / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой [и др.[. Саратов: ООО «Изд-во “Научная книга”», 2007.
- Позднякова О.К. Балльно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов вуза // Новая стратегия оценивания учебной деятельности. Самара: Самарский государственный технический университет; Архитектурно-строительный институт, 2016. С. 397–404.
- Руднева Т.И., Храмцова А.Б., Храмцов Е.Б. Качество профессиональной подготовки: методологические аспекты // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Междунар. научно-практич. конф. / под ред. Г.А. Берулава. М., 2017. С. 38–40.
- Руднева Т.И., Рубцова Т.П. Внутривузовский мониторинг качества обучения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 70–76. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-70-76.
- Скок Г.Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3Б(26). С. 84–90. URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/362.
- Соловова Н.В. Качество результатов обучения студентов. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2013. № 2 (103). С. 170–174. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/3360.
- Современные подходы к оценке качества подготовки специалистов в условиях реализации ФГОС: технологические и методические аспекты: материалы областной научно-практической конференции, 4 октября 2012 года / М-во образования Нижегородской обл., Гос. бюджетное образовательное учреждение доп. проф. образования «Нижегородский ин-т развития образования»; [отв. ред. Л. Н. Казакова]. Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2013.
- Соколова И.Ю. Условия обеспечения качества образовательного процесса // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (Ч. 5). С. 1172–1178. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35699.
- Суслов А.Г. Система оценки качества подготовки специалиста // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 3. С. 58–61.
- Сухинин В.П., Горшенина М.В. Управление качеством проектирования образовательной среды вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (23). С. 192–197. URL: http://vestnik-pp.samgtu.ru/article/view/id/435.