«ДОРОГА ШАМАНА»: МОТИВ СНА-ПУТЕШЕСТВИЯ В ПОВЕСТЯХ М. ФРАЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье с помощью мотивного анализа, мифологического и «метафизического» методов (по терминологии А. Бегена) рассматривается онейросфера в повестях М. Фрая. Актуальность темы обусловлена еще слабой изученностью как самого творчества М. Фрая, так и жанра фэнтези в принципе. Новизна подхода М. Фрая к изображению онейросферы заключается в том, что переживаемое героями состояние сна рассматривается не как пассивное созерцание, а как способ активного преобразования личностей героев и мира, в котором они живут. Мотив сна-путешествия отражает разные этапы шаманского опыта главного героя и его ближайшего окружения. Сон, переживаемый героями, оценивается также с позиции мифологического сознания, носителем которого является шаман. Путешествие во сне может осуществляться как в иную географическую точку, так и в другой мир. Мотив сна-путешествия может носить креативный характер: герои, видящие во сне новые миры, могут воплощать подобные сны в реальность. Главный герой повестей, сэр Макс, с помощью путешествий во сне проходит очередные этапы инициации, овладевая новыми магическими умениями, в частности, спонтанно овладевает умением с помощью сна переносить других людей в иные точки пространства. Подобно шаману, Макс переживает во сне угрозу распада личности: на него оказывают давление иные миры, пытаясь заманить его к себе и уничтожить его нынешнее «Я» в пользу некоего гипотетического будущего нового «Я».

Второстепенные персонажи чаще выполняют функции волшебных помощников главного героя: духов-помощников, животных-тотемов, волшебных дарителей, которые не только оберегают его нынешнюю личность от распада, но и создают ему максимально комфортные условия для дальнейшего саморазвития.

Об авторах

Е. А. Сафрон

Петрозаводский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры германской филологии и скандинавистики, институт филологии

М. В. Лукашевич

Петрозаводский государственный университет

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992

преподаватель кафедры германской филологии и скандинавистики, институт филологии

Список литературы

  1. Beguin A. L’âme romantique et le rêve: essai sur le romantisme allemand et la poésie française: en 2 vol. Vol. 1. Marseille: Editions des Cahiers du Sud, 1937. 300 p.
  2. Mebius H. BISSIE – studier i samisk religionshistoria. Östersund: Jengel – Förlaget för
  3. Jemtlandica, 2007. 247 s.
  4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 318 с.
  5. Борко Т.И. Мотивационная семантика в структуре архетипного сознания (на примере исследования мифологии «превращения» в зверя в шаманизме) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. № 6 (265). С. 18–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17715255.
  6. Борко Т.И. Шаманизм: от архаических верований к религиозному культу / Рос. филос. об-во и др. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. 152 с.
  7. Геннеп А. ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.
  8. Кулакова О.К. Авторское мифотворчество в жанре фэнтези // Вестник ИГЛУ. 2010. № 1. С. 111–125. URL: http://www.islu.ru/files/rar/2011/vs/vest_2010_1.pdf.
  9. Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец XIX – начало XX в.) // Из истории шаманства. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976. С. 3–154.
  10. Махов А.Е. Инкубы и суккубы // HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М.: Intrada, 2006. С. 208–213.
  11. Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе ХХ века. Модернизм, постмодернизм. М.: МАКС Пресс, 2006. 258, [1] с.
  12. Неелов Е.М., Лопуха А.О. Рассказ А.С. Грина «Крысолов»: опыт прочтения // Художественный текст: опыты интерпретации: сб. науч. ст.: к 75-летию Карельского государственного педагогического университета. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007. С. 87–109.
  13. Панкратова М.Н. Проблема взаимодействия онирической мотифемы и постмодернистского логоцентризма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 56–58. URL: http://online-science.ru/userfiles/file/awb0qg5hfmlh40gpls0hz2369yfxuozh.pdf.
  14. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
  15. Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы: Жазуши, 2013. 520 с.
  16. Сафрон Е.А. Онейросфера как аспект поэтики повестей М. Фрая // Новый филологический вестник. 2018. № 2 (45). С. 226–235. DOI: https://doi.org/10.24411/2072-9316-2018-00029.
  17. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М.: ГВРЛ, 1988. 208 с.
  18. Чепорнюк Е.Н. Сны и видения как формы субъективного времени в романах В. М. Шукшина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2007. № 2. URL.: http://www.host2k.ru/library/sni-i-videniya-kak-formi-subektivnogo-vremeni-v-romanah-shukshina.html (дата обращения: 27.06.2018).
  19. Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20–40-х годов XIX века. М.: Прометей, 2000. 143 с.
  20. Штернберг Л.Я. Избранничество в религии // Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1936. С. 140–178.
  21. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. 480 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сафрон Е.А., Лукашевич М.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах