КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Авторы: Новоселова О.В.1, Соловова Н.В.2, Нестеренко В.М.3
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- амарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 24, № 3 (2018)
- Страницы: 83-88
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6352
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-83-88
- ID: 6352
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В профессиональном образовании актуализируется проблема кадровой политики. Профессионализм работников образовательной организации является стратегическим ресурсом в ситуации конкуренции между вузами. Качественное изменение функций преподавателя вуза в связи с инновационными преобразованиями требует организации системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на основе принципа непрерывности.
В статье представлены результаты моделирования системы развития кадрового резерва: содержание выражается модулями адекватно формируемым компетенциям преподавателя вуза; результат подготовки к управленческой деятельности описывается совокупностью показателей, формируемых с опорой на принципы компетентностного и рефлексивного подходов. Практически значимыми являются материалы проведенной опытно-экспериментальной работы в связи с созданием университетов новой формации (национальные университеты, опорные и флагманские вузы). На основе сравнения результатов констатирующего и формирующего экспериментов доказывается эффективность разработанной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ассистенты и старшие преподаватели в возрасте до 35 лет) ростом значений совокупности показателей в структуре готовности.
Материалы статьи базируются на основополагающих государственных нормативных документах федерального уровня, в которых акцентируется внимание на качестве образования, интеграции науки и образования. В ходе исследования определяются оптимальные условия для управления кадровым потенциалом.
Об авторах
О. В. Новоселова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
кандидат химических наук, доцент, кафедра управления человеческими ресурсами
Н. В. Соловова
амарский национальный исследовательский университет имени академикаС.П. Королева
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами
В. М. Нестеренко
Самарский государственный технический университет
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-4615-549X
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики
Список литературы
- Collin A. Manager’s competence, rhetoric, reality and research // Personnel Review. 1989. Vol. 18. № 6. P. 20–25.
- Spencer L.M. and Spencer S. Competence at Work: Models for Superior Performance. New York: John Wiley & Sons, NY, 1993. 384 p.
- Steven Е. Abraham, Lanny A. Karns, Kenneth Shaw, Manuel A. Mena. Managerial competencies and the managerial performance appraisal process // Journal of Management Development. 2001. Vol. 20. №10. P. 842–852. URL: https//www.academia.edu/32069578/Managerial_competencies_and_the_managerial_performance_appraisal_process.
- Армстронг М. Стратегическое управление: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Gagarinskaya G.P., Bykova A.V., Gorbunova U.N., Muller E.V., Kalmykova O.U., Gagarinsky A.V., Kuznetsova I.G. Management, governance, and entrepreneurship. New Perspectives and Challenges. London: The British Library, 2012 [in English].
- Дмитриев Д.С. Формирование готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2017. 213 с.
- Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 1998.
- Нестеренко В.М. Организация продуктивной работы команды специалистов-создателей в процессе решения актуальной производственной задачи // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сб. науч. тр. Всероссийской научно-методич. конф. с международным участием, посвящ. 75-летию университета. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2017. С. 76–82.
- Новоселова О.В. Управление системой кадрового резерва руководителей в образовательной организации // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сб. науч. тр. всероссийской научно-методич. конф. с международным участием (Самара, 14 апреля 2017 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 410–415.
- Одегов Ю.Г., Бычин В.Б., Андреев К.Л. Трудовой потенциал: пути эффективного использования. Саратов, 1991.
- Соловова Н.В., Никулина И.В., Новоселова О.В., Санько А.М. Инновационные технологии управления персоналом образовательной организации высшего образования в условиях институциональных изменений: монография. Самара: Издательство СНЦ РАН, 2017. 322 с.
- Соловова Н.В. Инновационные подходы к проектированию и реализации основных образовательных программ профессионального образования: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 220 с.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг, 1992. 111 с.
- Фокин К.Б. Показатели для оценки состояния системы управления кадровым резервом руководителей // Известия ИГЭА. 2009. № 4 (66). С. 81–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12775910.
- Югов А.А., Фокин К.Б. Целевые показатели работы HR-службы при управлении кадровым резервом // Справочник по управлению персоналом. 2006. № 11. С. 74–81.
- Якокка Л. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2001. 416 с