ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Авторы: Кретова И.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 24, № 3 (2018)
- Страницы: 62-66
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6349
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-62-66
- ID: 6349
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В связи с ухудшением состояния здоровья населения, негативной демографической ситуацией, участившимися в России и во всем мире чрезвычайными ситуациями и др. во все российские вузы была введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Модернизация современного образования, происходящая в последние годы в стране, сопровождается изменением стандартов образования. Во ФГОС первого поколения безопасность жизнедеятельности должна была сформировать компетенцию «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».
Согласно ФГОС 3+, программа подготовки бакалавра должна была устанавливать общекультурную компетенцию ОК-9 «Способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций». Новые ФГОС ВО 3++ расширяют цели и задачи дисциплины. В результате освоения безопасности жизнедеятельности должна быть сформирована универсальная компетенция УК-8 «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций».
Таким образом, возникла необходимость формирования у молодых людей мотивации на культуру безопасной жизни. Осознанная потребность общества в безопасном поведении в быту, учебном заведении, на производстве, отдыхе, позволяющая сохранить, укрепить свое здоровье, повысить качество своей жизни и жизни своих родных и близких, должна стать жизненной потребностью каждого человека.
Для формирования универсальной компетенции будущего выпускника вуза в решении реальных проблем, возникающих в жизни, нами используются различные интерактивные методы обучения: разбор ситуационных задач, игровое моделирование, тематические диспуты, мозговые штурмы. Использование различных методических приемов, направленных на активизацию когнитивной и деятельностной функции личности, способствует актуализации ее ценностных ориентаций, саморазвитию и успешной социализации в обществе и в конечном итоге формирует у студентов культуру безопасной жизни.
Об авторах
И. Г. Кретова
Самарский национальный исследовательский университет имени академикаС.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
октор медицинских наук, профессор, профессор кафедры физиологии человека и животных
Список литературы
- Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. 272 с.
- Болтянская Т.О. Ситуативные задачи как средство формирования финансово-экономического мышления студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 230 с.
- Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 71–77. URL: http://vovr.ru/upload/12-17.pdf.
- Жаравина И.А. Использование ситуационных задач в адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин при обучении студентов технического вуза по заочной форме // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–4. С. 955–960. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34702 (дата обращения: 13.07.2018).
- Погодина В.А., Бабенко А.И., Бабенко Е.А., Гусельникова Н.А. Динамика заболеваемости у населения различных возрастных групп в Российской Федерации и Новосибирской области // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2016. № 2. С. 170–179. DOI: https://doi.org/10.22138/2500-0918-2016-14-2-170-179.
- Поликарпов А.В., Огрызко Е.В. Динамика заболеваемости населения старше трудоспособного возраста в Российской Федерации за 2010–2013 годы // Менеджер здравоохранения. 2015. № 2. С. 37–46.
- Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 5–15. URL: http://vovr.ru/upload/6-17.pdf.
- Соловова Н.В. Принципы разработки и актуализации образовательных программ с учетом профессиональных стандартов // Образование в современном мире: инновационные стратегии: сб. науч. тр. Международной научно-методич. конф. (Самара, 25 февраля 2016 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. С. 324–333.