ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В информационном обществе в решении профессиональных задач и проблем ценным качеством любого специалиста является способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, постоянно совершенствовать и пополнять свои знания. В статье рассматриваются подходы к определению понятия «информационная компетентность» как ключевой квалификационной характеристики современного специалиста, прослеживается ее связь с информационной культурой личности. Сформированность информационной компетентности будущих специалистов сферы культуры – основа для реализации всего комплекса их профессиональных компетенций в организационно-управленческой, проектной, научно-исследовательской и методической, информационно-аналитической, психолого-педагогической и культурно-просветительской сферах деятельности.

Проведено соотнесение компетенций ФГОС 3++ направлений образовательной подготовки, входящих в УГСН 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты, с задачами формирования информационной компетентности студентов. Отмечается необходимость дифференцированного подхода к выбору состава и форм применения педагогических технологий реализации концепции информационно-культурологического образования в зависимости от целей и содержания профиля подготовки. Приводится обзор опыта использования в учебном процессе когнитивно-ориентированных, деятельностно-ориентированных и личностно-ориентированных педагогических технологий в аспекте создания и развития качеств информационной компетентности студентов. Доказывается эффективность внедрения интерактивных форм занятий, стимулирующих поиск студентами дополнительной информации для анализа и презентации, применения средств визуализации знаний на основе мультимедийных технологий, элементов музейной педагогики, взаимодействия с учреждениями культуры Поволжья.

Личностно-деятельностный аспект информационной компетентности связан с освоением этических норм и критериев оценки современной информационной среды, что в определенной степени закладывает основы экологического культурного мышления студента.

Об авторах

Э. А. Куруленко

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

октор культурологии, профессор, заслуженный работник культуры РФ, ректор

Г. А. Кузичкина

Самарский государственный институт культуры

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-6727-8184

кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения
и библиографоведения

Список литературы

  1. Бабиева Н.А., Ключенко Т.И., Дрешер Ю.Н. Потенциал вуза в процессе обучения информатике и информационным технологиям // Научные и технические библиотеки. 2018. № 5. С. 36-46. URL: http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2018/5/NTB5_2018_%D0%905_4.pdf
  2. Базарова И.А. Информационно-методическое обеспечение как средство совершенствования профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2008. 18 с.
  3. Вохрышева М.Г. Современные стратегии культурологического образования: монография. Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. 223 с.
  4. Гендина Н.И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек: монография. Москва: Литера, 2016. 392 с.
  5. Кузичкина Г.А. Роль библиотеки в развитии информационной компетентности специалистов культурно-досуговой сферы // Библиотека в контексте российской социокультурной истории: краеведческий аспект: материалы Всерос. науч. конф. Уфа: ЦКиР НБ РБ, 2016. С. 452–458.
  6. Мамонтова М.С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как условие его профессионального развития: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2012. 18 с.
  7. Паршукова Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография / НГТУ. Новосибирск, 2006. 253 с.
  8. Руднева Т.И. Индивидуальная рефлексия преподавателя вуза - фактор успешного решения инновационных образовательных задач // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 2(34). С. 76-81.
  9. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос. 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 20.08.2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Куруленко Э.А., Кузичкина Г.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах