КИНОМЕДИАЛЬНОСТЬ ПРОЗЫ В. НАБОКОВА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

и «кинематографичность», а также установить значение термина «киномедиальность» применительно к литературному (в нашем случае – модернистскому) тексту. Работа носит аналитический характер и представляет собой комплексное исследование. Во внимание принимаются преимущественно формальные приемы, заимствованные из кинематографа, перенесенные на почву литературных текстов и адаптированные к языку словесного искусства. Изучение приемов помогает установить смысловые интерференции кино и литературы. Прослеживается влияние киномедиальности на повествование Набокова, исследуются отношения между наблюдателем и наблюдаемым, объектом наблюдения и зрителем, смена точек зрения и видения. Теоретическая рефлексия и практический анализ романов Набокова позволяют заключить, что перенесенные в пространство литературного текста кинематографические приемы и оптические эффекты помогают писателю передать фрагментарность героев и событий, а также представить повествование как узор сменяющих друг друга движущихся картин.

Об авторах

Д. В. Герченова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
Россия

Список литературы

  1. Гришакова М.Ф. О визуальной поэтике Набокова. URL: http://www.ruthenia.ru/document/404860.html (дата обращения: 25.09.2017)
  2. Женетт Ж. Фигуры. Т. 1–2 / пер. под ред. С. Зенкина. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1998. 472 с.
  3. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. URL: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt (дата обращения: 29.09.2017).
  4. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин: Александра, 1994. 214 с.
  5. Мартьянова И.А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 136–141. URL: https://elibrary.ru/titles.asp.
  6. Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб.: САГА, 2002. 240 с.
  7. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / пер. с англ. под ред. В.А. Харитонова. М.: Независимая Газета, 1998. 515 с.
  8. Плотникова А.А. Кинематографичность как прием в творчестве А.Н. Вертинского // Вестник ЛНУ им. Тараса Шевченко. 2013. № 9 (268). Ч. II. C. 208–216. URL: http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe.
  9. Смирнов И.П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009. 404 с.
  10. Фрэнк Дж. Пространственная форма в современной литературе / пер. с англ. В. Махлина // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. М., 1987. С. 194–213.
  11. Ханзен-Леве Оге А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 640 с.
  12. Ходасевич В.Ф. Камера обскура. URL: http://
  13. hodasevich.lit-info.ru/hodasevich/kritika/hodasevich/
  14. kamera-obskura.htm.
  15. Grishakova M. The Models of Space, Time and Vision
  16. in V. Nabokov’s Fiction // Narrative Strategies and Cultural
  17. Frames. Tartu Semiotics Library. ¹ 5. URL: http://
  18. sites.utoronto.ca/tsq/24/besprozvanyshtml.
  19. Toynbee Ph. (1968) The Bright Brute is the Gayest //
  20. New York Times, May, VII, 4–5.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Герченова Д.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах