ОБРАЗЫ ЛИТЕРАТОРОВ-КЛАССИКОВ В НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные русские драматурги ведут игру с традиционным пониманием категории автора.
В настоящей статье рассматриваются разные варианты образа литераторов-классиков в новейшей русской драматургии. В одних пьесах «автор умирает», уступая место скриптору, который лишь переписывает литературную традицию, в других – писатель становится одним из персонажей. Так или иначе, всегда игра с категорией автора одновременно означает игру с текстом, текстами или с пространством творчества данного писателя. Поэтому в статье используется интертекстуальный метод исследования. В процессе анализа особенно полезной оказалась классификация межтекстовых связей, разработанная Натальей Фатеевой на основе теоретических достижений Жерара Женетта и Пеэтера Торопа. Следуя данной концепции, мы выделяем следующие типы диалога в литературной традиции: собственно интертекстуальные, гипертекстуальные и метатекстуальные. Трансформируя идейное начало (как в случае интертекстов) или поэтику конкретного произведения (как в случае гипертекстов), современные русские драматурги пытаются найти ответ на вопрос – что изменилось и что осталось от того, что и как писали сто, сто пятьдесят лет тому назад классики отечественной литературы? 

В анализируемых текстах часто упоминаются имена литераторов-классиков. Среди них, безусловно, наиболее популярным является Антон Павлович Чехов. Его портрет висит на стене дачи, в которой живут герои пьесы Людмилы Улицкой «Русское варенье». Чехова цитирует Актер в «Смерти Фирса» Вадима Леванова. Антон Павлович как персонаж комедии Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского» наблюдает за современной постановкой своего последнего произведения. Чехов вместе с Пушкиным, Гоголем и Толстым появляется в списке действующих лиц также другой богаевской пьесы – «Мертвые уши, или Новейшая история туалетной бумаги». О Достоевском, Гиляровском и Грибоедове разговаривают герои вырыпаевского «Кислорода». Прямые потомки участников самой известной в истории русской литературы дуэли встречаются в пьесе Богаева «Кто убил мсье Дантеса?».

Все эти образы соединяет условный онтологический статус. Персонажи литераторов-классиков в новейшей русской драматургии не отражают действительности, зато вписываются в пространство культурных кодов, симулякров, которые, в свою очередь, отсылают к другим пустым знакам.

Об авторах

Мачей Печински

Щецинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
аспирант кафедры истории славянских литератур

Список литературы

  1. Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания / пер. С. Никитиной. Екатеринбург, 1998.
  2. Бодрияр Ж. Симулякры и симуляция / пер. О.А. Печенкина. Тула, 2013. URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml.
  3. Деррида Ж. О грамматологии / пер. Н. Автономовой. М., 2000.
  4. Заславский Г. «Бумажная» драматургия: авангард, арьергард или андеграунд современного театра? URL: http://magazines.russ.ru/znamia/1999/9/zaslav.html.
  5. Катаев В. Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / ред. С.И. Тимина // Современная русская литература. Санкт-Петербург 2005.
  6. Катаев В. Чехов плюс... Предшественники, современники, преемники. М., 2004.
  7. Макаров А. Метатеатр под знаком Чехова (на материале пьес В. Леванова, О. Богаева, А. Марданя) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 8. C. 162–168. URL: https://journals.kantiana.ru/vestnik/2889/8019.
  8. Макаров А. Метатеатр под знаком Чехова (на материале пьес В. Леванова, О. Богаева, А. Марданя) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 8. C. 162–168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metateatr-pod-znakom-chehova-na-materiale-pies-v-levanova-o-bogaeva-a-mardanya.
  9. Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред. Н. Николюкин. М., 2001.
  10. Серебренников К. (из интервью Р. Должанского) «Надо достать Доронину из колумбария» // Коммерсантъ. 2002. 5 апреля. № 59.
  11. Улицкая Л. (из интервью Н. Володиной). «Живу – как мне нравится, пишу – что захочется». URL: http://www.goroskop.ru/publish/open_article/39063.
  12. Фатеева Н. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текста. М., 2007. URL: http://padaread.com/?book=48435&pg=4.
  13. Федосеева Е. Чеховский интертекст в пьесе Людмилы Улицкой «Русское варенье»// Вестн. Пятигорского гос. лингвистического ун-та. 2011. http:// URL: www.pglu.ru/vestnik/2011/2/Fedoseyeva_Ye_V.pdf .
  14. Ямпольский М. Беспамятство как исток (читая Хармса). М., 1998.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Печински М., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах