ПЬЕСЫ ЕЛЕНЫ ПОПОВОЙ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ «НОВОЙ ВОЛНЫ» (АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА)
- Авторы: Лепишева Е.M.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 2 (2018)
- Страницы: 85-92
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6247
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-85-92
- ID: 6247
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сравнительно-типологический аспект исследования русской и белорусской драматургии конца ХХ – начала ХХI в. остается актуальным и приоритетным в современном литературоведении. В статье пьесы известного белорусского (русскоязычного) драматурга Е. Поповой рассматриваются в контексте «новой волны» русской драматургии (Л. Петрушевская, А. Галин, А. Казанцев, В. Славкин, Л. Разумовская, М. Арбатова). Предпринята попытка выявить взаимосвязь произведений этих драматургов в конце ХХ – начале ХХI в. на уровне героя, конфликта, хронотопа в аспекте сравнительного анализа. Наша цель – выделить две магистральные авторские стратегии, отражающие сложные взаимоотношения человека и постсоветского социума, – социально-экзистенциальную и экзистенциальную. Это предопределило методы исследования: биографический, историко-литературный, сравнительный.
Близость пьес Е. Поповой и русских драматургов в 1970–1980-е гг. была закономерным следствием единого исторического контекста, общей советской реальности, сформировавшей сходство мировосприятия, авторской позиции, ракурс эстетических поисков нового героя, ставшего тревожным симптомом «застойного» времени, отразившего антиномию частного и общественного, нравственно-духовный релятивизм и конформизм. В конце ХХ – начале ХХI в. произошла кардинальная смена социокультурной парадигмы, приведшая к «мутации глубоко укоренившихся в советские времена стереотипов» (Ю. Левада), ценностной «переакцентации», в результате чего предельно обнажились тотальное одиночество, растерянность и незащищенность человека. Общность генетических связей Беларуси и России, близость отдельных аспектов социокультурной обстановки, сложившейся на постсоветском пространстве, определили проблемы «переходного» времени, отразившие как социальный кризис, так и деструктивное внутреннее состояние современного человека (потерю идентичности, утрату личностной целостности, крушение нравственно-этической иерархии).
В результате проведенного исследования прослежены изменения авторских стратегий Е. Поповой и представителей «новой волны» русской драматургии в 1990–2000-х гг., что ранее не являлось предметом литературоведческого анализа. Это дало возможность выявить взаимосвязь драматургического процесса родственных литератур, их общие особенности и частные отличия.
Об авторах
Е. M. Лепишева
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры доуниверситетской подготовки факультета доуниверситетского образования
Список литературы
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.
- Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / пер. С.Э. Никулина. СПб., 1999. 222 с.
- Гончарова-Грабовская С.Я. Драматургия Е. Поповой (аспекты поэтики) // Русскоязычная литература Беларуси конца ХХ – начала ХХI вв.: сб. науч. ст. Минск, 2010. С. 168–180.
- Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы / пер. со словацкого. М., 1979. 320 с.
- Каваллў С. Сучасная беларуская драматургія: праблема аўтаномнасці // Погляды на спецыфічнасць “малых” літаратур: беларуская і ўкраінская літаратуры. Мінск, 2012. С. 167–189.
- Корецкая М. Res от рассвета до заката: реализм в горизонте философии // Вестник СамГУ. 2014. № 5. С. 161–166. URL: http://vestniksamsu.ssau.ru/index.php?c=issueArticle&serieId=2&issueId=31&articleId=884.
- Лаўшук С.С. Гарызонты беларускай драматургіі. Мінск, 2010. 412 с.
- Липовецкий М.Н. Паралогии: трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. М., 2008. 848 с.
- Пави П. Словарь театра. М., 1991. 504 с.
- Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. 336 с.
- Рымарь Н. Творческий потенциал мимезиса и немиметических форм в искусстве // Миметическое / антимиметическое: материалы V научно-практического семинара, 20–21 апреля 2012 г., г. Самара / сост. и науч. ред. Т.В. Журчева. Самара, 2013. С. 5–22.
- Семеницкая О.В. Улика // Поэтика русской драматургии рубежа ХХ–ХХI веков: сб. науч. ст. Вып. 3. Кемерово, 2012. С. 245–250.
- Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»…(о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). Иркутск, 1997. 222 с.
- Тюпа В.И. Трагедийный жанр // Поэтика русской драматургии рубежа ХХ–ХХI веков: сб. науч. ст. Вып. 3. Кемерово, 2012. С. 9–27.