МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время в связи с присоединением России к Болонскому процессу актуальной стала проблема комплексной оценки качества образования. Среди показателей, которые необходимо рассматривать вместе с другими критериями результативности учебного процесса, те, что отражают степень удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг, предоставляемых вузом. Для организации студенческих опросов необходимы надежные и валидные оценочные инструменты, где надежность – один из признаков качества оценочного инструмента, характеризующий устойчивость к погрешностям измерения, валидность – способность инструмента измерять то, что планировали его разработчики. На основе анализа российского и зарубежного опыта проведения студенческих опросов на кафедре прикладной математики Липецкого государственного технического университета нами был разработан оценочный инструмент – методика мониторинга удовлетворенности студентов качеством образовательных программ. Целью данного исследования является анализ надежности и валидности данной методики. В качестве надежности разработанного оценочного инструмента рассматривалась внутренняя согласованность пунктов анкеты, оцениваемая с помощью расчета значений Альфа Кронбаха. В качестве степени валидности – содержательная валидность, то есть анализировалось, насколько полученные результаты согласуются с теорией и практикой обучения. Результаты опроса студентов четвертого курса направления «прикладная математика» обрабатывались посредством расчета значений Альфа Кронбаха и применения регрессионного анализа. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что разработанный нами оценочный инструмент обладает внутренней согласованностью и содержательной валидностью. Поэтому результаты студенческих опросов, проведенные посредством его применения, могут быть использованы для анализа качества образовательных программ в вузе.

Об авторах

Е. В. Кузнецова

Липецкий государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра прикладной математики

Список литературы

  1. Benton S.L., Duchon, D., Pallett, W.H. (2013). Validity of student self-reported ratings of learning. Assessment Eval. High. Educ, 38(4), 377–388.
  2. Benton S.L., Cashin, W.E. (2014). Student ratings of instruction in college and university courses. Higher education: Handbook of theory and research (M. B. Paulsen ed.). Vol. 29. Dordrecht, the Netherlands: Springer. 279–326.
  3. Darwin S. (2016). The Emergence of Student Evaluation in Higher Education. Student Evaluation in Higher Education (S. Darwin ed.). Switzerland: Springer International Publishing, 1–11.
  4. Kline P. (2000). The handbook of psychological testing (2nd ed.). L.: Routledge.
  5. Kulik J.A. (2001). Student ratings: Validity, utility, and controversy. New Direct. Inst. Res., 109, 9–25. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/ir.1.
  6. Theall M., Franklin J. (2001). Looking for bias in all the wrong places: a search for truth or a witch hunt in student ratings of instruction? New Direct. Inst. Res., 109, 45–56. URL: https://www.academia.edu/418482/Looking_for_
  7. Bias_In_All_the_Wrong_Places_a_Search_for_Truth_or_a_Witch_Hunt_In_Student_Ratings_of_Instruction.
  8. Борычев С.Н. Анализ методов оценки образовательных программ потребителями образовательных услуг // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. 2014. № 3 (23). С. 80–83. URL: https://www.twirpx.com/file/1788458.
  9. Горбатенко А.С. Анкета «Преподаватель глазами студента» глазами социального психолога – преподавателя вуза // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 184–186.
  10. Запесоцкий А.С. Преподаватель глазами студентов. Об изучении мнения студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 28–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15179877.
  11. Зеленев И.Р., Туманов С.В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 99–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19052725.
  12. Зеленцов В. Студенты о преподавателе: методика опроса // Высшее образование в России. 1999. № 11. С. 99–105.
  13. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук. Л., 1983. 265 с.
  14. Кузнецова Е.В. Об оценке студентами качества образовательных программ вуза // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2011 а. Т. 1. С. 106–108.
  15. Кузнецова Е.В. Внутренний мониторинг качества образовательных программ в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2011б. № 6. С. 81–88. URL: https://socionet.ru/d/spz:cyberleninka:26126:14794723/http://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-monitoring-kachestva-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-v-vuze.
  16. Левченко Е.В. О психологических проблемах, возникающих при проведении опроса «Преподаватель глазами студента» // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 181–182. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/906/906181.htm.
  17. Марухина О.В. Алгоритмы обработки информации в задачах оценивания качества обучения студентов вуза на основе экспертно-статистических методов: дис. … канд. тех. наук. Томск, 2003.
  18. Тюменева Ю.А., Яременко А.А. Руководство для авторов, публикующих результаты разработки оценочного инструмента // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 301–305. URL: https://vo.hse.ru/2013--1/97717623.html.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузнецова Е.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах